Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Особые дети

Сюжетно-ролевая игра как средство развития нравственных качеств младших школьников с нарушением интеллекта
Тема: «Сюжетно-ролевая игра как средство развития нравственных качеств
младших школьников с нарушением интеллекта».

Байбулова Г.Н.
Студентка, ППФ, кафедры
психологии и дефектологии, КГПИ,
г. Костанай, Казахстан
E-mail: Baibulova.gulmira@mail.ru
Научный руководитель: Казакова О.В.

Развитие и процветание любого государства, в том числе и Казахстана, может быть успешным лишь при активном участии в этом процессе подрастающего поколения. Закон Республики Казахстан «Об образовании» требует активного формирования у молодежи высоких нравственных качеств: чувства национальной гордости, патриотизма, гуманного отношения к людям, уважения к своей культуре, самобытности народа, нравственного поведения, что детерминирует становление новых парадигмальных подходов к формированию личности будущего учителя. В этой связи возрастает ответственность, прежде всего школы [1].
Результаты нравственного воспитания школьников должны стать приоритетными показателями в ее работе. В школе предстоит воспитать такую личность, чтобы она сумела выстоять в это сложное время, когда все ярче обнаруживается неудовлетворительное состояние нравственной позиции окружающих людей, утрачиваются основные ценности [2].
Актуальность темы обусловлена социальным заказом общества на воспитание личности, способной ориентироваться на нравственно значимые общечеловеческие ценности и нормы поведения (гуманность, патриотизм, гражданственность, благочестие и др.). Приоритет нравственного воспитания провозглашен в сфере государственной политики Казахстана на ближайшие годы, поскольку только нравственные начала в социальной и государственной сфере взаимодействия людей являются фундаментом гуманизма в обществе.
Младший школьный возраст является важнейшим этапом в развитии личности ребенка с отклонениями в развитии. Именно в этот период ребенок с нарушением интеллекта осваивает окружающий мир, учится взаимодействовать с детьми, проходит первые этапы в своем нравственном развитии.
Развитие нравственных качеств осуществляется в социальной среде: в семье, детском саду, школе, но, несомненно, особую роль в развитии личности ребенка играет педагог: именно он способствует созданию такой микросреды, которая оказывает наиболее благоприятное воздействие на детей, на их психическое развитие, и управляет возникшими взаимоотношениями.
Т.Б. Лихачев определяет нравственные качества как психические новообразования, которые возникают в результате взаимодействия ребенка с миром в системе общественных отношений. Они отмечают, что для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им [3].
Нравственное воспитание занимает важное место в системе воспитания учащихся с нарушением интеллекта, является одной из основных его задач. Это объясняется, прежде всего, тем, что сформированная у ребенка система привычного нравственного сознания, становится механизмом, определяющим поведение ребенка.
Нравственное воспитание представляется актуальной задачей еще и потому, что оно непосредственно определяет те ориентиры, которые влияют на природу отношений личности. Важно также отметить ту ведущую роль, которую играет воспитание в процессе компенсации и коррекции.
Разработка адекватной системы нравственного обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта имеет большое теоретическое и практическое значение. Это подчёркивали в своих трудах A.C. Белкин, Б. П. Брунов, Н. М. Буфетов, Г.М. Дульнев, Г. В. Фадина и многие другие. Выдающийся вклад в изучение развития и воспитания детей с нарушением интеллекта сделан Л. С. Выготским.
Особенности нравственного формирования детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью связаны с развитием степени осознанности, обобщенности их представлений о нравственной стороне человеческих отношений. Сначала это уровень эмоциональных обобщений, который характеризуется умением учащихся правильно ориентироваться в общей оценке поступков, относя их к плохим или хорошим. Следующая степень этого уровня - пассивное овладение теми или иными понятиями [4].
Младшим школьникам с нарушением интеллекта свойственны внушаемость, стремление подражать тем, кто для них является авторитетом, и в первую очередь учителю. В коллективе начинают плохо относиться к тем, кого часто порицает учитель, а хорошо к тем, кто получает от него похвалу и поощрения.
Подражательность проявляется и в том, что дети стараются вести себя так же, как и ученики, которых ставит в пример учитель. «Света – молодец, она дала карандаш Марине, ее карандаш сломался». После таких слов учителя многие дети начинают предлагать карандаш своим соседям. «Посмотрите, как прямо сидит Лена» - и каждый из детей старается сесть правильно. Такие примеры учитель использует для более наглядного показа образцов, которым могут подражать дети. Наглядность не только в обучении, но и в воспитании [5].
У младших школьников с интеллектуальной недостаточностью нет такого негативного отношения к нормам морали, которое проявляют младшие школьники в норме. У них не возникают сомнения в необходимости и безусловности нравственных правил, они хорошо их запоминают и хотят их выполнять. Младшие школьники сами моралисты. Они бескомпромиссны в нравственных требованиям к другим [6].
. В процессе нравственного воспитания обучающихся с нарушением интеллекта всех возрастов важно включать их в различные виды деятельности. Так, Л. С. Выготский подчеркивал педагогическую бесплодность теоретического обучения: «Ребенок в этих случаях усваивает не понятия, а слова, берет больше памятью, чем мыслью, и оказывается несостоятельным перед всякой попыткой осмысленного применения усвоенных знаний». В процессе учебной, трудовой, игровой, общественно полезной деятельности обучающиеся вступают в разнообразные нравственные отношения, в результате которых осуществляется формирование личности. Ни одна даже самая малая возможность внушить воспитанникам понятия о долге и честности, добре и справедливости не должна быть упущена педагогами [7].
В процессе развития нравственных качеств детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта особую роль играет сюжетно-ролевая игра. Ценность ее как средства и действенного метода нравственного воспитания состоит в том, что эта деятельность является неотъемлемой частью работы на уроках с детьми данной категории и, дает ребенку возможность наиболее свободно и самостоятельно устанавливать связи и отношения с другими учащимися, выбирать цели. В ролевой игре отчетливо проявляются достижения и недостатки нравственного воспитания, уровень овладения детьми нормами и правилами поведения. Копируя жизнь взрослых, ребенок проникается их заботами и делами, усваивает моральные нормы «Взрослого» общества.
.
Список литературы:
1. Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана. 27.01.2012 г.// Интернет ресурс www.akorda.kz
2. Закон Республики Казахстана «Об образовании»//Интернет ресурс www.zakon.kz
3. Лихачев, Б.Т. Педагогика / Б.Т. Лихачев. – М.: Педагогика, 2002. – 273 с.
4. Гаурилюс А.И. Особенности кризиса детей 7 лет с интеллектуальной недостаточностью. / Дефектология. -2009. - №4. - с. 13-19.
5. Богданова, О. С. Методика воспитательной работы в начальных классах [Текст] / О. С. Богданова, В. И. Петрова // Просвещение. – 1980. – с. 24-25.
6. Вильшанская П.Д., Прилуцкая М.И. Формирование нравственного компонента здоровья у учащихся классов КРО средствами образования. / Воспитание и обучение детей с нарушением развития. - 2008. - №6. - с. 3-12.
7. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка, 1956. – с. 98-99.

Источник: http://www.akorda.kz www.zakon.kz
Категория: Особые дети | Добавил: baibulovagulmira (2018-04-22) | Автор: Байбулова Гульмира, Казакова О.В. E
Просмотров: 127 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2019-02-20, 4:29 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1578]
Школьный психолог [537]
История [762]
Опыт [542]
Научная кафедра [229]
Воспитание души [255]
Мастер-класс [239]
Семья и школа [189]
Компьютер-бум [266]
Английский язык [852]
Великие открытия [26]
Университет здоровья [136]
Математика [1247]
Химия [397]
Классному руководителю [687]
Биология [605]
Думаем, размышляем, спорим [103]
Казахский язык и литература [1870]
Краеведение [101]
Начальная школа [4125]
Беседы у самовара [21]
Мировая художественная культура [45]
Новые технологии в обучении [395]
Сельская школа [80]
Профильное обучение [84]
Демократизация и школа [29]
Физика [314]
Экология [191]
Дошколенок [1696]
Особые дети [308]
Общество семи муз [62]
Школа и искусство
Уроки музыки [660]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [485]
Мой Казахстан [242]
Школьный театр [77]
Внеклассные мероприятия [1248]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [102]
ИЗО и черчение [226]
Физическая культура [570]
Немецкий язык [57]
Технология [314]
Самопознание [429]
Профессиональное образование [121]
Школьная библиотека [88]
Летний лагерь [22]
Дополнительное образование [56]
Педагогические программы [19]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • /li>
  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс стихи Казахстан математика урок праздник познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень семья и школа игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Астана Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг хореография разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru