Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Особые дети

Модуль «Дыхание» 5 часов
Пояснение

Учитель должен научить школьников самостоятельно добывать знания, применять полученные знания, отвечать за результаты своего труда, т. е. научить учиться. Убеждение в этом привело меня к изучению и использованию в своей работе модульной технологии. Модульное обучение как педагогическая технология эффективно решает данную проблему.
Сущность модульного обучения заключается в том, что ученик самостоятельно (или с определённой дозой самостоятельности) достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем. Ему предлагается инструкция:
• Цель усвоения модуля;
• Где найти учебный материал;
• Как овладеть им (прочитать, найти ответы на вопросы, составить конспект, заполнить таблицы и т.д.);
• Как поверить правильность выполнения задания (контроль – тесты, письменные работы и т.д. – определить степень усвоения материала).
Таким образом, модуль выступает средством модульного обучения, т.к. в него входит целевой план действий, банк информации, методическое руководство по достижению дидактических целей.
Работу по апробации и постепенного введения модульного обучения в учебный процесс я начала 2 года назад. Программа биологии 9 класса подходит для применения данной технологии. В своей работе я опиралась на рекомендации М. М. Жампеисовой. При построении модулей учитывала принципы модульного обучения, принцип сочетания комплексных, интегрирующих и частых дидактических целей и принцип обратной связи: контроля, анализа, коррекции в сочетании с самоуправляемым учением со стороны школьников. Перед каждым модулем предусмотрен входной контроль знаний и умений учащихся, затем осуществление текущего и промежуточного контроля в конце каждого учебного элемента и выходной контроль после завершения работы с модулем (темы). Важным критерием в построении модулей является структурирование деятельности ученика в логике этапов усвоения знаний: восприятие, понимание, осмысление, запоминание, применение, обобщение, систематизация.
Введение модульного обучения в учебный процесс, осуществляла постепенное (только некоторые темы, только ученики 1 – 2 типа). Сначала некоторые темы полностью изучались с применением модульной технологии, но со временим, я пришла к выводу, что лучший результат дает сочетание модульной системы обучения с традиционной. В этом случае часть материала раздела изучается с применением модулей. А часть – с применением традиционных и нетрадиционных форм уроков: урок - ролевая игра, урок – КВН и т.д. (например: на изучение темы «Кровеносная система» по программе отводится 6 часов, из них 4 часа модульные уроки, 2 часа – традиционные; на изучение темы « Кожа» отводится 4 часа, из них – 2 – 3 часа – модульные уроки, тема «Выделение» 2 часа модульные уроки). Но обязательно в конце темы проводится выходной контроль. Это может быть тестовая работа, контрольная письменная работа и т.д. Часть же тем в 9 классе изучается применением других педагогических технологии.
Успех применения модульной технологии в учебном процессе зависит и от того, как подготовлены инструкции для учащихся. В процессе работы я убедилась в том, что инструктивные задания не должны носить слишком опекающий характер, регулирующий каждый шаг ученика (возьми в руки это, посмотри на рисунок и т.д.). Это отбирает много времени на чтение большого количества «командных» заданий. Четко поставленные задачи и хорошо продуманные задания, умелая помощь учителя на первых уроках, позволяют ученику, достаточно быстро научится работать с модулями. На уроках все учащиеся заняты работой. Не отвлекается на посторонние дела, поэтому не бывает нарушение дисциплины. У детей нет боязни в получении низкой оценки, так как они имеют возможность доработать изучаемый материал и получить более высокую оценку. Получаешь удовлетворения на таких уроках.
Использование модульной технологии в течение 2 лет позволяет мне сделать следующие выводы: ее применение обеспечивает формирование устойчивого интереса к предмету; активизацию познавательной деятельности; индивидуальный подход к учащимся; гибкость в предоставлении информации; развитие мышления; возможность самоконтроля и самооценки; формирование самостоятельности и навыков учебной деятельности.
Благодаря компьютеру процесс подготовки модулей, распечатка их в любом количестве упрощаются. Безусловно, много времени уходит на подготовку модулей, но это помогает добиваться такой организации учебного процесса, при которой все ученики работают самостоятельно и прилежно, имеют возможность самореализоваться, учатся самостоятельно добывать знания, т.е. учатся учиться.
При модульном обучении учитель:
• управляет познавательной деятельностью обучающихся, т.е. переходит с позиции носителя знаний в позицию организатора познавательной деятельности обучающихся;
• мотивирует познавательную деятельность обучающегося на уроке за счет коммуникации, взаимопонимания и тем самым добывается положительного отношения к предмету;
• организует самостоятельную работу на уроке, включая работу с источником знания;
• использует коллективные способы обучения, организует взаимопомощь;
• оказывает помощь обучающемуся в процессе деятельности, проявляет внимание к результатам его самостоятельной деятельности;
• создаёт ситуацию успеха, предлагая задания, посильные каждому обучающемуся;
• создаёт положительную эмоциональную атмосферу учебного сотрудничества;
• организует анализ обучающимся собственной деятельности и формирует его умение правильно оценивать свои действия.

Модуль
«Дыхание» 5 часов
Структура модуля Кол - во часов Форма и содержание урока Кол - во минут
Вводная часть 1 Знакомство со структурой модуля.
Определение цели и задач, стоящих перед каждым учеником.
Обзорная лекция учителя с использованием презентации, печатных таблиц и наглядных пособий.
Запись опорной схемы учеником с пояснениями учителя.
Закрепление (контроль знаний). 45

Диалоговая часть 2 Закрепление материала
Обучающая игра «Снежный ком». 45
3 Закрепление материала.
Индивидуальная работа с последующей взаимопроверкой. 45
4 Дыхание. Закрепление материала. Групповая работа – КВН.
45
Итоговая часть 5 Зачет 45

Что должен знать:
 Значение дыхательной системы;
 Строение органов дыхания, их функции;
 Механизм регуляции дыхания;
 Болезни органов дыхания;
 Вредное влияние курения и алкогольных напитков на органы дыхания;
 Основные санитарно-гигиенические правила.
Что должен уметь:
 Показывать на таблице органы дыхания и называть их;
 Объяснять механизм вдоха и выдоха;
 Соблюдать санитарно-гигиенические правила.

Урок № 1. Дыхание.
Ход урока
I. Организационный момент.
Знакомство со структурой модуля. Определение цели и задач, стоящих перед каждым учеником.
«Мозговая гимнастика»
«Ленивая восьмерка» (упражнение активизирует структуру мозга, обеспечивает запоминание, повышает устойчивое внимание): нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмерки» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.
II. Лекция учителя.
Известно, что человек может прожить без пищи более месяца, без воды – 10 дней. Без кислорода жизнь угасает через 4-7 мин! Почему потребность в кислороде оказывается острее, чем в пище и воде?
Для жизни необходимо постоянный газообмен – усвоение кислорода и выделение углекислого газа. Человек, как и все живые организмы на Земле, в процессе своей жизнедеятельности потребляет кислород и выделяет углекислый газ. Организм получает кислород в процессе дыхания.
Дыхательная система человека выполняет следующие функции:
 Удаление избытка углекислого газа из организма;
 Обеспечивает организм кислородом;
 Удаляет из организма некоторые конечные продукты обмена;
 Высвобождает энергию.
Органы дыхания: носовая полость, носоглотка, гортань, трахея, бронхи и легкие – обеспечивают циркуляцию и газообмен.
Дыхательный путь начинается с носовой полости. Кровеносные сосуды слизистой оболочки носовой полости играют как бы роль водяного отопления, подогревая вдыхаемый воздух до температуры тела. Соприкасаясь со слизистой, вдыхаемый воздух увлажняется и очищается от пыли, которая оседает на тонкий слой слизи, покрывающий эту оболочку (волоски задерживают частички пыли из воздуха, а слизь предотвращает проникновение микробов). У взрослого человека слизистая оболочка за сутки выделяет 0.5 литра слизи.
Наблюдение
«Проверить прохождение воздуха через носовые ходы»
Закроем один носовой ход, а к другому поднесем легкий кусочек ваты. Струя воздуха будет отбрасывать ее при выдохе.
Вывод: При носовом дыхании воздух обязательно проходит через наружные ноздри в носовую полость.
Затем воздух через носоглотку поступает в гортань. Гортань, образована хрящами, которые соединены между собой связками и мышцами. Здесь расположены голосовые связки и между ними голосовая щель. Струя воздуха при прохождении колеблет голосовые связки и возникает звук. Чем короче голосовые связки, тем тоньше их звук.
Таким образом, функция гортани – это проведение воздуха в трахею, участие в голосообразовании.
Трахея имеет вид трубки длиной 10-14 см., состоит из хрящевых колец, ее стенки не позволяют задерживаться воздуху при любых движениях шеи.
Внизу трахея разделяется на два бронха, которые входят в правое и левое легкие.
Легкие – крупный парный орган конусообразной формы, снаружи покрыт легочной плеврой. Через легкие за 1 минуту проходит 100 литров воздуха.
Внутренне строение легкого
Бронхи, войдя в легкие, продолжают ветвиться, образуя бронхиолы, и заканчиваются легочными пузырями – альвеолами. В легких насчитывается до 350 млн. альвеол.
Органы дыхания и кровеносная система обеспечивают поступление в организм кислорода и удаление из него углекислого газа. Все клетки и ткани нуждаются в постоянном снабжении кислородом. При каждом вдохе кислород с воздухом попадает в легкие, в которых он впитывается в кровь и разносится по всему телу. В тоже время углекислый газ с кровью выносится из клеток и тканей в легкие и во время выдоха выносится из организма.
К факторам негативно влияющие на дыхательную систему относятся экологическое загрязнение атмосферы, уничтожение лесов и загрязнение океанов, курение, неправильное дыхание и возбудители инфекционных заболеваний.
Для сохранения здоровья и правильного дыхания нужно выполнить ряд условий:
1. Ритмичное дыхание через нос;
2. Правильное положение тела во время стояния и сидения;
3. Отсутствие вредных привычек;
4. Чистота помещений;
5. Проветривание помещений.
Это гигиеническое правило В. Маяковский выразил так:
“Нельзя человека
Закупорить в ящик.
Жилище проветривай
Лучше и чаще”.
«Мозговая гимнастика»
«Шапка для размышления» (улучшает внимание, восприятие и речь): «надеть шапку», то есть мягко завернуть уши от верхней точки до мочки три раза.
III. Знакомство с опорной схемой и запись её в тетрадь (ОС).
Предлагаю учащимся опорную схему по новой теме. Еще раз кратко поясняю ее и прошу записать в тетрадь. После чего надо дать время осмыслить ее и предлагаю 1-2 учащимся озвучить ОС у доски.
IV. Закрепление новой темы.
1-2 тип- работа с листком взаимоконтроля.

V. Домашнее задание: выучить ОС, читать стр. 77-83

Урок №2. Закрепление материала. Обучающая игра «Снежный ком».

Ход урока
I. Организационный момент.

II. Диалогическая часть. Обучающая игра «Снежный ком».
1. Определяем цель занятия (закрепить в процессе игры полученные знания), познакомить учащихся с правилами игры.
2. Затем учащиеся рассаживаются за свои игровые столы и знакомятся с заданием. На подготовку обоих заданий отводится 10-15 минут.
3. По истечению подготовительного времени объявляется 1 тур.
4. Учащиеся по своим маршрутным картам занимают место за определенным игровым столом и делятся друг с другом информацией. На каждый тур отводится по 10-12 минут (3-4 минуты на каждого выступающего). По завершению 1 тура напомнить учащимся о необходимости отмечать в своих маршрутных картах номера лучших выступающих после каждого тура.

Веселая переменка
• Положите руку на голову и погладьте себя от затылка ко лбу. В то же время правой рукой делайте круговые движения по животу. Действие выполняются одновременно.
• Руками массируйте мочки ушей, а делая носками ноги круговые движения.
5. Затем начинается 2 тур, в ходе которого также выполняется второе задание.
6. По окончании игры учитель с двумя учениками, собирают маршрутные карты
с номерами лучших выступающих. Затем в оценочной таблице (на доске) определяется три призовых места командного и три место личного зачетов. Выставление оценок.

III. Домашнее задание: читать стр. 84-88.

Задания и вопросы к обучающей игре «Снежный ком».

Урок №3. Закрепление материала. Самостоятельная работа с учебником с последующей взаимопроверкой.

Ход урока
I. Организационный момент.

II. Вспомним ОС (озвучивание учащимися у доски).

III. Работа с учебником (индивидуальная) и ОС по заданиям с последующей взаимопроверкой.
Задача каждого ученика: самостоятельно работать с материалом учебника и ответить на вопросы задания.

Задание №1. Значение дыхания для организма человека.
Правильный ответ подчеркните.
1. Обеспечение питательными веществами. 4. Выделение паров воды.
2. Охлаждение организма. 5. Выделение углекислого газа.
3. Поглощение кислорода. 6. Освобождение энергии.

Задание №2
Назовите органы дыхательной системы. ___________________________________
______________________________________________________________________

Задание №3
Из перечня органов дыхательной системы (1-5) выберите правильные ответы на вопросы (I- V) и зашифруйте их.
1. Вдох, выдох. I. Не дают трахее сужаться.
2. Гортань. II. Начальная часть дыхательной системы.
3. Хрящевые кольца. III. Дыхательные движения.
4. Носовая полость. IV. Выстилает наружную поверхность легких.
5. Плевра. V. Внутри содержит голосовые связки.

Задание №4
Назовите болезни органов дыхания.

Задание №5
Подпишите рисунок.

Ожидаемые ответы
Задание №1.
3,4,5,6.
Задание №2
Органы дыхательной системы: носовая полость, носоглотка, гортань, трахея, бронхи (альвеолы) и легкие.
Задание №3
1- III; 3 – I; 5 – IV.
2 -V; 4 –II;
Задание №4
Грипп, ОРВИ, туберкулез.
Задание №5
Носовая полость
Носоглотка
Гортань
Трахея
Бронхи

Легкие

Физминутка
(для активизации мыслительной деятельности, с применением точечного массажа)
Более тысячи биологически активных точек на ухе известно в настоящее время, поэтому, массируя их, можно апосредовательно воздействовать на весь организм. Нужно стараться так помассировать ушные раковины, чтобы уши « горели».
Рекомендуемые упражнения:
1. Потягивание за мочки сверху вниз;
2. Потягивание ушной раковины вверх;
3. Потягивание ушной раковины к наружи;
4. Круговые движения ушной раковины по часовой стрелке и против.
IV. Взаимопроверка 7-10 минут.
V. Домашнее задание.
 Сформировать (группы) команды по 5 человек, название и представление команд;
 Назначить 1 помощника;
 Каждая группа получает задание сделать интересное сообщение на тему «Вред курения», в виде рисунка или плаката (учебник стр.84-85).
Урок №4 Дыхание. Закрепление материала. Групповая работа – КВН.
Ход урока
I. Организационный момент.
Положительный настрой учащихся на урок.
Объявление цели и задачи урока.
II. КВН
 Представление команд (названия);
 Решение кроссворда (каждая команда получает лист с кроссвордом);
 Выступление команд о вреде курения (по рисункам или плакатам).
III. Подведение итогов и результатов.
IV. Домашнее задание: выучить ОС.

1





7
8
2
3
4
5 13
6
9 12

10 11




14
по горизонтали: 2. Процесс заполнения легких воздухом. 3. Процесс противоположный вдоху. 4. Разветвления трахеи. 5. Звук, издаваемый с помощью голосовых связок. 6. Вещество, заполняющее легкие. 8. Тяжелое заболевание легких. 9. Начало ротовой полости. 10. Распространенное заболевание. 14. Структурная единица легкого.
по вертикал: 1. Мышечная перегородка, отделяющая грудную полость от брюшной. 7. Отдел мозга, где расположен центр дыхания. 11. Кожаные складки, образующие край рта. 12. Врач, лечащий туберкулез легких. 13. Сильный и быстрый рефлекторный выдох через ноздри.

Ответы: по горизонтали: 2. Вдох. 3. Выдох. 4. Бронхи. 5. Голос. 6. Газ. 8. Рак. 9. Рот. 10. Ангина. 14. Пузырек.
по вертикали:1. Диафрагма. 7.
Продолговатый. 11. Губы. 12. Фтизиатр.
13. Чихание.
Урок №5 Дыхание. Зачет.

I. Организационный момент.
Разминка
(проводится с целью активизации, вопросы читаются как можно скорее,
вопросы могут быть любого содержания)

1. Бывает день, а бывает …? (ночь)
2. Сколько пальцев на руке? (5)
3. Сколько камер в сердце человека? (4)
4. Что такое такса? (порода собак)
5. Сколько секунд в минуте? (60)
6. Откуда без труда не вытащишь рыбку? (из пруда)
7. Ученье свет, а не учение …. (тьма)
II. Зачет
Задание №1
Подпишите рисунок.

Задание №2
Куда поступает воздух из бронхов?
1.Трахея, 2.Носоглотка. 3.Гортань. 4.Носовая полость. 5. Воздушные пузырьки.
Запишите правильный ответ:______________________________________
Задание №3
Вставьте пропущенные слова
При вдохе ___________ межреберные мышцы. Ребра __________. Диафрагма ___________ и становятся более _________. Это приводит к ___________ объёма грудной клетки. Легкие при этом ___________. Воздух ___________в лёгкие и попадает в ___________. Происходит вдох.

Задание №4
Тест
1. Где расположен дыхательный центр?
а) легкие; в) головной мозг;
б) сердце; г)трахея.
2. Какое значение дыхание для организма?
а) охлаждение организма; в) Синтез АТФ;
б) выделение углекислого газа; г) освобождение энергии.
3. Каков путь кислорода в дыхательной системе? (напиши последовательно друг за другом)
а) легкие; в) альвеолы; д) гортань;
б) носоглотка; г) трахеи; е) бронхи.
4. Какое заболевание относится к заболеваниям дыхательной системы?
а) тиф; в) гепатит; д) бронхит;
б) грипп; г) туберкулез; е) ОРВИ.

Лист ответов
Задание №1
Подпишите рисунок.

носовая полость
носоглотка
гортань
трахея
бронхи

легкие

Задание №2
Запишите правильный ответ: воздушные пузырьки
Задание №3
Вставьте пропущенные слова
При вдохе сокращаются межреберные мышцы. Ребра приподнимаются. Диафрагма опускается и становятся более плоской. Это приводит к увеличению объёма грудной клетки. Легкие при этом расширяются. Воздух устремляется
в лёгкие и попадает в легочные пузырьки. Происходит вдох.
Задание №4
Тест
2. Где расположен дыхательный центр?
а) легкие; в) головной мозг;
б) сердце; г)трахея.
2. Какое значение дыхание для организма?
а) охлаждение организма; в) Синтез АТФ;
б) выделение углекислого газа; г) освобождение энергии.
3. Каков путь кислорода в дыхательной системе? (напиши последовательно друг за другом)
б, д, г, е, в, а.
4. Какое заболевание относится к заболеваниям дыхательной системы?
б, г, д, е.
III. Домашнее задание: повторение ОС.

«Дыхание»
ВЫДЕЛЕНИЕ НАСЫЩЕНИЕ
СО2 О2

Высвобождение

ВДОХ ВЫДОХ

О2 Волоски СО2
слизь

НОСОГЛОТКА
(воздух согревается, очищается)



ГОРТАНЬ – голос
(голосовая щель)

Трубка, 10-14 см.
Хрящевые кольца
ТРАХЕЯ


БРОНХИ
Легочные пузырьки
(альвеолы)

Г О2 СО2 Н
А ДИФФУЗИЯ Е
З В ТКАНЯХ М
О ЛЕГКИХ Б
О
«Дыхание»
ВЫДЕЛЕНИЕ НАСЫЩЕНИЕ
СО2 О2

Высвобождение


ВДОХ НОСОВАЯ ПОЛОСТЬ ВЫДОХ
Волоски, слизь

О2 СО2
НОСОГЛОТКА
(воздух согревается, очищается)

ГОРТАНЬ – голос
(голосовая щель)

Трубка, 10-14 см.

Хрящевые кольца

БРОНХИ

Легочные пузырьки
(альвеолы)
О2 СО2
Г Н
А ДИФФУЗИЯ Е
З В ТКАНЯХ М
О ЛЕГКИХ Б
О


Литература:
1. Программа основного и общего образования по биологии. Н. И.Сонин, В. Б.Захаров 2000г/и издательство «Дрофа»
2. Сивоглазов В.И. Учебник-Естествознание. Человек. 9 класс. Москва «Просвещение», 1994.
3. В.И. Сивоглазов, Н.Г. Кораблева. Рабочая тетрадь по естествознанию.9 класс.
4. С. А. Куприй. Методическое пособие « Учебные модули к курсу «Биология» 9класс». Алматы, 2002г.
1. .Жампеисова М.М. Технология модульного обучения. Актюбе, 1999.
2. Машанова О.Г., Евстафьев В.В. Тесты, вопросы и задания по биологии. Москва, 1996.
Категория: Особые дети | Добавил: Эрудит (2012-03-14) | Автор: Искакова Гульнара Каускановна E
Просмотров: 2290 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2024-05-19, 11:38 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru