Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Особые дети

Статья "Исследование самоидентичности и самовосприятия подростков"
Исследование самоидентичности и самовосприятия подростков

Самоидентичность – это способность понимать свою индивидуальность, жить сообразуясь с ней, способность принимать себя таковым, каков есть, а не таким, каким должен быть, способность рационально относиться к своим недостаткам.
Таким образом, самоидентичность включает в себя представления человека о том, кто я такой, какой я, кто такие окружающие, чем я на них похож и чем отличаюсь, где мое место среди них.
Для выявления самоидентичности и самоотношения подростков вспомогательной школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей нами была использована проективная методика «Я - социальное».
Суть данной методики состоит в том, что подросток неосознанно, на бессознательном уровне, используя символы, определяет свое самовосприятие, самооценку, свое место среди других людей. Данная методика хороша тем, что в ней отсутствует момент «социальной желательности», ведь зачастую даже мы, взрослые, отвечая на вопросы той или иной анкеты, пытаемся отвечать не так, как есть, а так, как мы считаем «правильно», желаем выглядеть несколько лучше, чем мы есть на самом деле. Здесь же выбор происходит чисто интуитивно, подсознательно.
Методика обладает удовлетворительной степенью надежности получаемых данных. И может использоваться при обследовании людей, начиная с 3-летнего возраста, и заканчивая взрослыми людьми.
В основе методики лежит предположение, что дистанция на листке бумаги между кружочками, символизирующими «Я», и «значимых других» может быть интерпретирована как психологическая дистанция, позиция левее других – как переживаемая ценность «Я», позиция выше – как переживаемая сила «Я», позиция внутри фигуры, составленной из кружков других как включенность в зависимость, вне – как независимость «Я».
В исследовании приняли участие 32 учащихся 9-10 классов вспомогательной школы-интерната № 5 и 14 учащихся 9 класса средней школы № 1 г. Семипалатинска.
Диагностика проводилась индивидуально с каждым учащимся.
Всего учащимся было предложено 4 пробы.
1 проба – Определение уровня самооценки подростка.
Самооценка – система представлений о себе, она же и определяет отношение человека к самому себе. Положительная самооценка – непременное условие успешной адаптации в изменяющихся социальных условиях.
Низкая самооценка проявляется в словах: «У меня никогда не получится», «Что переживать, все равно не выиграю», в нежелании признать свою вину «Я не виноват, что…», «Меня никто не любит…», в повышенной чувствительности к критике «Все против меня…». Если самооценка завышена – школьник, как правило, неадекватно реагирует на замечания окружающих, они воспринимаются им как придирки. И дело не в том, что дети не хотят сознательно признавать свои недостатки. Они просто не в состоянии их увидеть даже под влиянием посторонних людей.
Важно, чтобы самооценка была не просто положительной, а адекватной.
Итак, самооценка – это восприятие человеком его ценности, значимости в сравнении с другими.
В этой пробе каждому учащемуся предлагалось выбрать кружочек для себя и для своего окружения: близких взрослых или родственников, друзей, педагогов (учителей и воспитателей).

Анализ полученных данных показал, что большинство учащихся имеют вполне адекватную самооценку.
А вот исследование, проведенное в общеобразовательной школе показало, что там процент учащихся с адекватной самооценкой даже несколько ниже, зато чаще можно встретить завышенную самооценку. Это можно объяснить как юношеским максимализмом, излишней самоуверенностью, так и ощущением защищенности в этой жизни благодаря обеспеченным родителям.
В общем-то, эти выводы подтверждают и выводы автора учебника по психологии умственно отсталого школьника С.Я. Рубинштейн, которая считает, что именно в подростковом возрасте самооценка умственно отсталых детей наиболее адекватна, нежели в последующее время или в младшем школьном возрасте.
Итак, адекватную самооценку имеют 24 из 32 учащихся.
Завышенную самооценку имеют всего 5 учащихся. Это проявляется как в поведении подростков, так и в излишней переоценке своих возможностей и способностей, недооценке чужих. Свои ошибки такие учащиеся, как правило, считают случайными, вызванными посторонними факторами («Учитель придирался», «она меня дозоляла», «плохо себя чувствовал» и т.д.).
Завышенная самооценка отмечена и у 2 учащихся как – в данном случае это можно объяснить отсутствием или низким уровнем критичности к себе и к результатам своей деятельности в силу выраженного недоразвития интеллектуальной сферы.
Учащихся с низкой самооценкой оказалось также 5 человек. Зная хорошо этих детей, на наш взгляд, каждый близкий им взрослый сможет доказать, что эти данные вполне достоверны.
Так, Наташа М., несмотря на свои очень ограниченные интеллектуальные возможности, постоянно переживает именно о своей слабой успеваемости, переживает за свое будущее, думает, сможет ли она усвоить программу ПТШ. Ксения Ш.. – сама по себе достаточно замкнута, а агрессивность – своеобразная защитная реакция девочки на всех окружающих, которых она, несмотря ни на что, ставит гораздо выше себя. Андрей Д.– очень мнительный, неуверенный в себе, зависимый от многих окружающих, как от взрослых, так и от сверстников, поэтому привыкший хитрить. Он четко осознает, что в самостоятельной жизни ему придется нелегко. Иван Ж., несмотря на свои успехи, так же очень тревожный, неуверенный в себе. Болезненно относится к своим неудачам. Влад Г. – свою низкую самооценку, по всей видимости, старается спрятать под маской напускной бравады, демонстративного поведения.
В целом, хотелось бы отметить, что если для подростков из семьи самыми значимыми являются друзья (их они располагают правее от себя и других взрослых), затем родители, затем педагоги. То для наших воспитанников наиболее значимыми людьми являются педагоги, лишь для некоторых – родители , друзья же представляют меньшую ценность, чем они сами (у большинства друзья располагаются – после них самих).
Таким образом, ведущая деятельность подросткового периода у детей с сохранным интеллектом – общение – у наших учащихся не имеет такой значимости. Они предпочитают опираться на советы и мнения взрослых.

Вторая проба называлась «СИЛА – «Я»».
Сила определяется как превосходство, равенство или подчиненность в отношении человека (испытуемого) к определенным авторитетным фигурам. Мерой силы является более высокое положение кружка, обозначающего «Я» в сравнении с кружками, обозначающими других.
Учащимся было также предложено найти место себе и другим значимым для них людям.

То есть, определялось то, как подростки воспринимают себя по отношению к другим, как строятся их отношения.
Отношения «подчиненности» по отношению к другим (чаще взрослым – воспитателям, учителям, родственникам) выявились у большинства учащихся.
Отношения превосходства присутствуют 1 воспитанника (причем превосходство над родителями, педагогами и друзьями одновременно), Для 3 человек авторитетом являются только друзья.
Отношения равенства по отношению к другим выявлены также у 3 воспитанников.
У подростков из общеобразовательной школы, как правило, чаще всего в 70% - отношения равенства, у остальных – подчинение по отношению к родителям, равенство по отношению к друзьям, превосходство перед педагогами.

Проба № 3. «Социальная заинтересованность».
Социальная заинтересованность – восприятие себя частью группы или отдельным от других. Если испытуемый размещает кружок внутри треугольника, то он воспринимает себя как часть целого, если вне – то он воспринимает себя отдельно от целого.
Если учащиеся общеобразовательной школы с сохранным интеллектом в большинстве случаев расположили себя внутри круга, т.е. не задумываясь, посчитали себя частью общества, коллектива, то у наших воспитанников результаты оказались не настолько положительными.
Осознание себя частью целого (окружающих людей, коллектива, общества,) сформировано у 10 учащихся.
Расположение себя рядом только рядом с наиболее значимыми людьми у 7учащихся – что свидетельствует о выборочной социальной заинтересованности этих детей (контактами только с близким родственниками, только с педагогами или только с друзьями).
Расположили себя вне круга, а значит, отсутствие социальной заинтересованности проявили 11 учащихся.
А ведь желание общаться, быть социально привлекательным и желательным должно быть сформировано у всех для успешной адаптации в обществе. Во многом виной этого являются и издержки нахождения наших воспитанников в замкнутом пространстве, и недостаточная включенность в жизнь общества, и ограниченность внешних контактов, и отсутствие родительской заботы и поддержки.

Последняя проба № 4. Эгоцентричность.
Эгоцентричность – восприятие себя фигурой или фоном. Если кружок располагается испытуемым ближе к центру, чем фигура другого, это свидетельствует об эгоцентричности.
В самом центре круга изобразили себя лишь 4 воспитанника, фигуры остальных оказались менее значительными и расположены у них сбоку.
Все остальные не отличаются эгоцентричностью и результаты достаточны адекватны. В то время как учащиеся с сохранным интеллектом часто изображали именно себя главной фигурой круга.

Таким образом, необходима планомерная и целенаправленная работа педагогов с воспитанниками школы-интерната, задачи которой состоят в том, чтобы повысить адаптивность учащихся исходя из опыта их возможностей и психического состояния;
развить интерес к себе, повысить самопринятие, помочь осознать себя и другого как уникальных людей; формировать позитивное отношение подростка к самому себе и окружающему миру. Все это в будущем поможет воспитанникам успешно адаптироваться в современном мире.
Категория: Особые дети | Добавил: siv1973 (2012-03-27) | Автор: Иванова Е.С. и Малахова Н.К. E
Просмотров: 1846 | Теги: дети-сироты, самоосознание, особые дети | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2024-05-19, 8:14 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru