Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Особые дети

Инклюзивное образование: реальный опыт, проблемы, перспективы
Замдиректора по УВР Кузгибекова Г.М.
Учитель начальных классов Кулешова Т.В

Инклюзивное образование: реальный опыт, проблемы, перспективы

В данной статье анализируется относительно новое явление в опыте работы СОШ № 51 г. Караганды – инклюзивное обучение детей - инвалидов. Проблема социализации детей с ограниченными возможностями в г. Караганде решалась через создание специальных реабилитационных центров, специализированных интернатов. Особенность заключалась в том, что здоровые педагоги общались с детьми-инвалидами. В случае инклюзивного образования здоровые дети общаются с детьми - инвалидами. Современное казахстанское общество активно вовлекает всех своих членов в различные виды деятельности, уважения прав и свобод каждого отдельного человека, обеспечения необходимых гарантий безопасности, свободы и равноправия.
Работа по внедрению инклюзивного образования в СОШ № 51 проводилась в четыре этапа:
1 этап – изучение и анализ причин возможного неполноценного участия ребенка – инвалида в образовательном процессе и социальной изоляции.
2 этап – анализ отечественного и зарубежного опыта инклюзивного образования, создание нормативно – правовой базы.
3 этап – создание в школе инклюзивной среды.
4 этап - разработка рекомендации по развитию инклюзивного образования.
Хотелось бы отметить, что основными принципами работы школы были выбраны следующие:
1. Каждая личность индивидуальна «Мы такие, какие мы есть».
2. Принцип создания психологического комфорта «Наша школа – это школа без стрессов!».
3. Сотрудничество детей и взрослых «Понять, принять, помочь!».
4. Природосообразность и природосохранность «экология детской души» - «Не навреди!».
5. «Чтение по лицам» - «Замечать, анализировать - видеть больше, чем другие».
6. Принцип педагогического оптимизма – «Верю в то, что делаю!».
.
Образовательный процесс школы построен по принципу полного вовлечения ребенка - инвалида во все виды деятельности.
Расписание занятий для ребенка – инвалида соответствовует общеобразовательным нормативно-правовым актам Республики Казахстан. Учитель, ведущий занятия с ребенком данной категории, занимается календарно-тематическим планированием, в рамках которого отдельно планируется работа с детьми с вышеуказанной категорией в рамках общеобразовательного учебного процесса и варьируют время, затраченное на тех или иных учащихся в соответствии с их успеваемостью и способностями. При этом детям с отклонениями в развитии уделяется немного больше внимания, поскольку у них усвоение материала идёт немного медленнее. Снижается темп ведения урока, им даются только те задания, которые позволяют отработать какие-то базовые знания. Однако на общеобразовательный процесс, как и на успеваемость других детей это не влияет.
В школе обучается ученик 3 класса Араканцев Вадим с диагнозом ДЦП. Для него характерна плохая координация движений. В связи с этим форма выполнения различных заданий и ответов на вопросы для него немного отличается. Ему стараются давать меньший объём письменных заданий, а если это необходимо, то для него предусмотрены либо карточки, с вариантами ответов, которые он выбирает, либо бланки, где он ставит крестики (нечто вроде тестирования), привлекается компьютер (какие- то самостоятельные работы выполняются с помощью компьютера)
Организация совместного обучения предусматривает не только вовлечение детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс, но и их активное участие в жизни школы. Примером этому могут служить утренники, школьные и городские олимпиады, развлекательные мероприятия в рамках школьной программы. При этом ребенок с особенностями в физическом развитии не только является зрителями таких мероприятий, но и принимают активное участие в них. Совместное проживание школьной жизни усиливает совместную социализацию детей и позволяет преодолеть сложившиеся в обществе стереотипы по отношению к инвалидам.
Как и любое новое начинание, внедрение системы инклюзивного образования в СОШ № 51 сопровождалось определёнными трудностями. Главной трудностью было – сломать настороженное, местами даже негативное отношение всех участников данного процесса к совместному обучению.
Во-первых, это проявилось в отношении родителей здоровых детей к данной идее. Многие не поддерживали её, опасаясь, что это негативно скажется на успеваемости обычных учеников, однако практика доказала обратное.
Во-вторых, среди учителей и членов администрации школы проявилось настороженное отношение к таким детям. Исправить ситуацию позволила работа со СМИ, серия тренингов и семинаров, проведённая вместе с родителями и учителями по проблемам совместного обучения.
Однако главные участники проекта инклюзивного обучения – дети, - как ни странно, практически не заметили того, что в их классе появилися новый ученик, отличающийся от них как по внешнему виду, так и по поведению. За всё время работы данной программы не было отмечено ни одного сколько-нибудь существенного конфликта между детьми. Видимо, чем раньше происходит включение детей с ограниченными возможностями в общую группу, тем успешнее нам удаётся изменять привычный стереотип о неполноценности инвалидов в нашем обществе.
Мы видим, что существенных трудностей по вхождению детей с ограниченными возможностями в школьную среду не возникает. Они воспринимают себя как равных по отношению к другим ученикам, соответственно и обратное отношение тоже как к равным.
Техническое оснащение школы даёт возможность ребенку с особенностями в физическом развитии без особых затруднений включаться в образовательный процесс и во внешкольные мероприятия.
Подготовка преподавательского состава позволяет таким детям приобрести полный объём знаний, необходимых в будущем для поступления в высшие учебные заведения и построения дальнейшей карьеры.
И самое главное, меняется оценка детей с ограниченными возможностями своего места в этом мире, в нашем обществе, в нашей стране.
Категория: Особые дети | Добавил: Аллочка (2012-10-12) | Автор: Кузгибекова Г.М., Кулешова Т.В. E
Просмотров: 4399 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-05-03, 11:12 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru