Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Особые дети

Использование кинезиологических методов в коррекции обучения и оздоровлении детей с ограниченными возможностями в развитии.
Использование кинезиологических методов в коррекции обучения и оздоровлении детей с ограниченными возможностями в развитии.

Флоренко Н.В.,
педагог-психолог
КГУ «Кабинет психолого-педагогической коррекции
Костанайского района
Управления образования
акимата Костанайской области»

Для детей 2 – 17 лет средой жизнедеятельности является детский сад, затем школа, где дети проводят до 70% времени бодрствования. Поэтому вполне естественно, что кроме задачи усвоения ребенком определенной суммы знаний, умений и навыков, которую ставят перед ним педагоги, она должна предполагать создание условий учебной деятельности, раскрывающих резервы организма, способствующих росту, развитию и сохранению здоровья. Развивающая кинезиологическая программа как нельзя лучше справляется с этими задачами, что подтверждается многолетним опытом. Вот уже шестой год я провожу со своими учениками кинезиологические упражнения и могу с уверенностью сказать, что они оказывают благотворное влияние не только на коррекцию обучения, но и на развитие интеллекта, улучшение состояния физического здоровья и социальную адаптацию детей.
Кинезиология - наука о развитии головного мозга через движение, которая существует довольно давно. Единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело, межполушарные связи). Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта.
В настоящее время наиболее острая проблема – подготовка к жизни и труду подростков с аномальным развитием психики (дети, имеющие диагноз: ЗПР, олигофрения, тугоухость, слабовидение, нарушение ОДА и др. патологии), т.к. они, в должной мере, не могут обучаться полноценно в силу своих отклонений. В результате учащиеся с ОВЗ не только плохо овладевают материалом, установленным образовательным стандартом, но и оказываются неконкурентоспособными в производственной сфере.
Учёными в области дефектологии (Выготский Л. С., Шацкий С. Т., Блонский П. П.) доказано, что дети с ОВЗ развиваются по общим законам психического развития, но имеют свои специфические особенности, обусловленные дефектом. В процессе обучения они достигают достаточного уровня развития, чтобы приспособиться к общественно-трудовой деятельности, овладеть элементарными профессиональными навыками и впоследствии вести самостоятельную жизнь.
Главным условием успешной и эффективной работы, направленной на преодоление и ослабление психофизических недостатков учащихся с интеллектуальным недоразвитием, является её системность, комплексность и непрерывность. С целью преодоления общих для всех учащихся недостатков познавательной и эмоциональной сферы работа проводится фронтально. Для коррекции недостатков познавательной и эмоциональной сферы отдельных учащихся организуется индивидуальная или подгрупповая работа.
Фронтальная коррекционно-развивающая работа направлена на:
• коррекцию основных психических процессов (памяти, внимания, мышления, речи, воображения, восприятия);
• коррекцию и развитие коммуникативных навыков учащихся: формирование адекватной самооценки своих возможностей, навыков межличностного общения;
• коррекцию познавательной (когнитивной) сферы учащихся;
• развитие и оптимизацию межполушарного взаимодействия, произвольности и самоконтроля, гностических процессов (зрительного и слухового гнозиса).
Для развития межполушарного взаимодействия в практике нашего КППК отводится большое место использованию специального кинезиологического комплекса.
Доказано, что систематическое применение кинезиологического комплекса людьми, отнесёнными как к психической норме, так и имеющими мозговые дисфункции с задержкой или нарушением психического развития, приводит к достоверному увеличению у них продуктивности, объёма и устойчивости внимания, восстановлению нарушенных межполушарных связей, улучшению психо-эмоционального состояния, уменьшению степени агрессивности и улучшению аналитико-синтетической способности (способность к обобщениям и умозаключениям). Использование кинезиологического комплекса на занятиях в качестве физкультурной паузы даёт как срочный, так и кумулятивный (накопительный) эффект в плане повышения умственной работоспособности и оптимизации психоэмоционального состояния.
Программа коррекции строится нами на основе представления о трех функциональных блоках мозга (согласно концепции А.Р.Лурии):
• энергетический – обеспечивает поддержание оптимального уровня бодрствования и тонуса;
• блок приема, переработки и хранения информации;
• блок программирования, контроля и регуляции деятельности.
А также учитывается концепция А.В.Семенович, согласно которой, любая психическая функция левого полушария сначала формируется в правом и лишь позже дублируется, перемещаясь в левое. Например: пространственные представления, зрительное восприятие (правое полушарие) – это условие для развития речи, логики, анализа (функции левого полушария).
Для работы с каждым блоком подбираются соответствующие приемы и методы коррекции. Так, при коррекции нарушений первого функционального блока, энергетического, обеспечивающего оптимальный тонус нервной системы и поддерживающий необходимое состояние бодрствования, мы используем приемы комплексной психомоторной коррекции (А.В. Семенович). Дополнительно используются упражнения по формированию правильного дыхания
из методик по работе с больными бронхиальной астмой (С.Т. Иванова, Е.В. Щадилов). Игровые, музыкальные занятия и арттерапия также направлены на повышение энергетического фона ребенка, формирование мотивации к занятиям и взаимодействию с педагогом. Коррекция второго функционального блока мозга, являющегося блоком приема, переработки и хранения информации, осуществляется поэтапно. Развитие базовых психических функций подразделяется на этапы, например: развитие зрительного восприятия начинается с опознавания реальных предметов, потом идет опознавание реалистических изображений, опознавание зашумленных изображений, конструирование изображений из фрагментов элементов. Так же строится работа по развитию слухового восприятия (при сохранном физическом слухе): различение неречевых звуков (основа развития фонематического слуха), различение контрастных речевых звуков, понимание речи.
Последовательность коррекционной работы по развитию пространственных представлений предполагает следующую последовательность:
• освоение телесного пространства;
• освоение внешнего пространства;
• двигательные схемы и диктанты;
• конструктирование и копирование;
• усвоение стратегии движения по пространству листа.
При развитии памяти необходимо учитывать ее хронологию развития в онтогенезе. Первоначально у ребенка развивается память на эмоционально значимые события и людей. При нарушении процессов памяти мы начинаем работу с опоры на сохранную модальность (не может сказать - рисует), затем увеличивается объем запоминаемого материала и отрабатывается запоминание без внешней опоры.
Внимание - функция, без которой невозможно осуществление никакой целенаправленной деятельности. Коррекционная работа строится последовательно и направлена на развитие привлечения, удержания, распределения и переключения внимания.
Мышление – сложная психическая функция, обеспечивающая жизнедеятельность и обучение ребенка. Развитие наглядно-действенного мышления начинается с понимания функционального назначения предметов, формирования представления о сходстве и различии, размере, понимания причинно-следственных связей.
Последовательность работы при развитии наглядно-образного мышления:
• установление связи "картинка - предмет - слово",
• установление связи между картинкой и событием;
• понимание смысла сюжетных картинок;
• понимание серий сюжетных картинок.
Коррекция третьего блока – блока программирования, регуляции и контроля сложных форм деятельности, осуществляется следующим образом:
• непроизвольная концентрация и удержание внимания;
• введение простой программы, контролируемой педагогом;
• составление программы действий совместно с ребенком;
• усложнение программы;
• переход от игры к выполнению дидактических заданий за столом.
Психофизиологи выделяют 32 типа функциональной организации мозга. Упростив, можно выделить три главных типа организации головного мозга:
1.Левополушарный тип – доминирование левого полушария.
Люди этого типа лучше запоминают материал абстрактно-логического содержания (особенно на слух). Активно используют приёмы смысловой памяти. Делают больше ошибок при воспроизведении наглядно-чувственных видов материала (особенно цвета и формы зрительных объектов). Медленнее вспоминают смысловой материал, но лучше перерабатывают информацию. Их привлекают трудные, необычные задачи, любят учиться новому. Больше привлекают предметы физико-математического цикла, сформированы познавательные потребности. Выражена потребность в самосовершенствовании (ума, волевых качеств) и самореализации в практической деятельности. Для левополушарных учащихся более значима правая полусфера. Сочетание цветов на доске: тёмный фон и светлый мел, им подходит классическая посадка за партами. Время необходимое для полноценного отдыха составляет 8 часов в сутки.
Люди этого типа несклонны к фантазиям, они практичны, подчиняются рассудку и логике. Более холодны в отношениях с людьми, ориентированы на себя и свои проблемы.
2. Правополушарный тип – доминирование правого полушария.
Люди этого типа предпочитают запоминать материал целиком, при этом информацию перерабатывают медленнее. При восприятии на слух делают больше ошибок. Учатся из чувства долга или из-за потребности к самореализации в престижной профессии. Больше нравятся гуманитарные предметы, легко ориентируются в пространстве, ярко воспринимают форму, цвет, визуальное восприятие более развито. Больше развита непроизвольная память. Способности к рисованию, музыке, артистичность, успехи в спорте.
Для успешной учебной деятельности им необходимы творческие контекстные задания, эксперименты, музыкальный фон на уроке, речевой ритм, работа в группах, вопросы открытого типа, социальная значимость деятельности, престижность положения в коллективе. Для лучшего восприятия информации с классной доски сочетание цветов должно быть следующим: светлая доска, тёмный мел. Для организации невербального общения правополушарных учащихся их необходимо посадить полукругом, чтоб они имели возможность более полного зрительного восприятия выступающих. Время необходимое для полноценного отдыха – 7 часов в сутки.
3.Равнополушарный тип – нет ярко выраженного подавления одного полушария другим.
Люди такого типа обладают довольно широким диапазоном возможностей и интересов, могут реализовать себя как в гуманитарной, так и в математической сфере. Зачастую они обладают общей одарённостью, имеют задатки гениев. Но познавательная активность у них часто бывает поверхностной, они не доводят начатое до конца.
Межполушарное взаимодействие возможно развивать при помощи комплекса специальных кинезиологических упражнений.
Кинезиологические упражнения проводятся в начале учебного дня как утренняя гимнастика и на всех уроках без исключения в качестве динамических пауз. Время проведения 3-5 минут, в общей сложности это составляет 25-30 минут в день.
Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать определенные условия:
1. Занятия проводятся утром.
2. Занятия проводятся ежедневно, без пропусков.
3. Занятия проводятся в доброжелательной обстановке.
4. От детей требуется точное выполнение движений и приемов.
5. Упражнения проводятся стоя или сидя за партой.
Упражнения проводятся по специально разработанным комплексам. Длительность занятий по одному комплексу составляет одну учебную четверть, каникулы – перерыв.
В комплексы упражнений включены растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию и массаж.
Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).
Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.
При выполнении телесных движений развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы. Оказывается, человеку для закрепления мысли необходимо движение. Поэтому, дорогие коллеги, запомните, что неподвижный ребенок не обучаем и не ругайте его за излишнюю двигательную активность на уроке.
Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения.
1. Растяжки.
«Снеговик». Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала “тает” и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу.
2. Дыхательные упражнения.
«Свеча». Исходное положение – сидя за партой. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.
3. Телесные упражнения.
«Мельница». Рука и противоположная нога вращаются круговыми движениями сначала вперед, затем назад, одновременно с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. Время выполнения 1-2 минуты. Дыхание произвольное.
4. Упражнения на релаксацию.
«Путешествие на облаке». Сядьте удобнее и закройте глаза. Два – три раза глубоко вдохните и выдохните… Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как ваши ноги, спина, попка удобно расположились на этой большой облачной подушке. Теперь начинается путешествие. Облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть облако перенесет вас сейчас в такое место, где вы будете счастливы. Постарайтесь мысленно увидеть это место как можно более точно. Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что-нибудь чудесное и волшебное… Теперь вы снова на своем облаке, и оно везет вас назад, на ваше место в классе. Слезьте с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало. Теперь понаблюдайте, как оно медленно растает в воздухе. Потянитесь, выпрямитесь и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными.
5. Упражнения для развития мелкой моторики.
«Колечко». Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец и последовательно указательный, средний, безымянный и мизинец. Упражнения выполнять, начиная с указательного пальца и в обратном порядке от мизинца к указательному. Выполнять нужно каждой рукой отдельно, затем обеими руками вместе.
Глазодвигательные упражнения.
«Горизонтальная восьмерка». Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисовать в воздухе горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Рисовать начинать с центра и следить глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы. Затем подключить язык, т.е. одновременно с глазами следить за движением пальцев хорошо выдвинутым изо рта языком.
7. Массаж.
1.Оттянуть уши вперед, затем назад, медленно считая до 10. Начать упражнение с открытыми глазами, затем с закрытыми. Повторить 7 раз.
2.Двумя пальцами правой руки массировать круговыми движениями лоб, а двумя пальцами левой руки – подбородок. Считать до 30.
3.Сжимают пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжимают кулак с усилием. Затем, ослабляя сжатие кулака, делают вдох. Повторить 5 раз. Выполнение с закрытыми глазами удваивает эффект.
Хотелось бы обратить внимание еще на несколько важных моментов в проведении подобных упражнений:
• во время урока проводить такие упражнения можно только в том случае, если идет стандартная учебная работа. Творческую деятельность прерывать кинезиологическими упражнениями нецелесообразно;
• если же учащимся предстоит интенсивная умственная нагрузка, то комплекс упражнений лучше проводить перед работой;
• кинезиологические упражнения дают как немедленный, так и кумулятивный, т.е. накапливающийся эффект;
• самый благоприятный период для интеллектуального развития – это возраст до 12 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. При интеллектуальном развитии возможно применение кинезиологических упражнений;
• под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При более интенсивной нагрузке и значительнее изменения.

Использованная литература:
1. Бабкина Н.В. Радость познания. Программа занятий по развитию познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителя. – М.: АРКТИ, 2000. –78 с.
2. Коноваленко С.В. Как научиться думать быстрее и запоминать лучше. Практикум по развитию познавательной деятельности. – М.: “Издательство ГНОМ и Д”, 2000. – 64 с.
3. А.Л. Сиротюк « Коррекция обучения и развития школьников»,
4. А.Л Сиротюк “Обучение детей с учетом психофизиологии”.
5. М.М.Безруких «Методические рекомендации» М.: Триада-фарм, 2002.
6. Б.Н.Чумаков «Валеология»М.: Педагогическое общество России, 2000.
7. Н.Н.Куинджи «Валеология» М.:Аспект Пресс 2000.
8. Л.П.Анастасова «Формирование здорового образа жизни подростков»М.; изд. центр «Вентана-Граф» 2004.
Категория: Особые дети | Добавил: Cnflybxtyrj (2012-10-22)
Просмотров: 2773 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-05-03, 12:52 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru