Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Особые дети

Сказка «Юрта»
Ковальчук О.И.
Воспитатель коррекционной
школы-интерната г.Лисаковска
Сказка «Юрта»
Цель:
Образовательная: познакомить детей с представителями животного мира – насекомыми, с правилами поведения на природе; вовлечь детей в процесс ответной реакции на заданную тему;
Коррекционная: развивать логическое мышление через рассказывание сказки; наглядно-образную память через запоминание картинок насекомых, текста сказки; внимание через данную воспитателем установку; наблюдательность и координацию движений через игру; диалогическую речь через вопросно-ответную форму;
Воспитательная: воспитывать познавательный интерес к занятию, бережное отношение и любовь к природе; чувство товарищества и правильное отношение к поступкам.
Форма: игра-занятие
Оборудование: фланелеграф, магнитная доска.
Материалы: вырезанные из картона картинки: насекомых - бабочка, божья коровка, пчелка, муравей; червячок, суслик. Карточки для игры с насекомыми: стрекозой, пчелой, бабочкой, божьей коровкой. Цветы для фланелеграфа: подснежники, одуванчики, тюльпаны, ирисы, колокольчики, ромашки (12 штук). Написанные на листах слова для словарной работы: кочевники, насекомые. Плакат «Береги природу», экологические знаки.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
Ребята, все вы помните русскую народную сказку «Теремок»? Мы ее ни один раз читали, обыгрывали в группе. А сегодня я вам расскажу новую сказку, похожую на сказку «Теремок», а вы мне в этом будете помогать. Согласны? Называется эта необычная сказка «Юрта».
II. Основная часть.
Воспитатель рассказывает сказку.
-Когда-то давно в степях Казахстана жили казахи кочевники.
Вывешивается слово кочевники.
-А знаете, почему их так называли?
-А кочевниками их называли потому, что жили они в юртах, держали скот и очень часто переезжали с места на место в поисках лучшего корма для своего скота, кочевали по степи.
Давайте все вместе прочитаем это слово и запомним.
-После долгой суровой зимы наступила весна. Решили казахи переехать на другое место, собрали свои жилища– юрты, а про одну юрту забыли. И осталась она стоять в степи одна-одинешенька.
Вывешивается на фланелеграф юрта.

-И вот однажды, когда пригрело яркое весеннее солнышко, первыми в степи проснулись бабочки-голубянки. А вы знаете, почему они так называются? Голубянка получила свое название за цвет крыльев. Часто в названиях бабочек скрывается подсказка: есть бабочка-лимонница, ее крылья лимонного цвета, у бабочки желтушки- желтого, у траурницы – черно-бархатные крылья. А есть бабочки, названия которых подсказывают, где они обитают: бабочка крапивница откладывает свои яички на крапиве, гусеницы бабочки капустницы живут на листьях капусты.
-Так вот летит наша бабочка-голубянка, видит с высоты своего полета юрту, подлетела, села сверху юрты и говорит: Вывешивается на фланелеграф бабочка-голубянка.
«Ой, какой большой, красивый цветок!»
Она увидела в юрте свое жилище – цветок.
Залетела вовнутрь: «Как здесь хорошо, просторно, прохладно, вот здесь я и буду жить».
И стала она жить поживать.
И вот однажды, наслаждаясь прохладой весеннего дня, она почувствовала, как зашевелилась травка, ой, что это? Да это с травки на травку ползет божья коровка, такая яркая, красивая, ползет смело, никого не боится. А как вы думаете, почему? Ответы детей.
Божьей коровке нет надобности от кого- либо скрываться. Она не съедобна для птиц. Схватит ее случайно какая-то птица – и тут же выплюнет: невкусно, противно да еще ядовито. Поэтому яркая окраска божьей коровки – сигнал для птиц: «Осторожно, я не съедобна!». А знаете, почему она так называется?
- Вид у жучка добрый, безобидный, поэтому ее называют божьей. А «коровкой» ее называют потому, что при опасности на сгибах ножек у нее появляется капелька пахучей жидкости – «молочко», которая и отпугивает птиц.
Подползает божья коровка к юрте и говорит:
-Что это за домик? Тук, тук, кто в домике живет?
Тут вылетает бабочка:
- Я бабочка Голубянка. Это мой домик колокольчик. А ты кто?
- А я жучок Божья коровка. Пусти меня к себе жить.
- А что ты умеешь делать?
- Я поедаю тлю, которая живет на листьях и сосет сок из растений. Я приношу пользу.
- Ну ладно, заходи, будем жить вместе.
Стали они жить вдвоем.
Неподалеку полз червяк. Устал и вдруг увидел норку: сверху вся беленькая, а внутри темно. Подполз он к юрте и стучит:
- Тук, тук, кто в этой норке живет?
(Он видел в юрте свое жилище, в котором привык жить - норку)
- Я, бабочка Голубянка.
- Я, жучок Божья коровка. А ты кто?
- А я червячок Ползунчик. Ой, какие вы красивые, нарядные, а я такой невзрачный. Пустите ли вы меня к себе жить?
- А что ты умеешь делать?
- Я почву рыхлю, удобряю ее остатками палой листвы, чтобы растения хорошо росли. А еще я могу сажать семена растений, когда я тащу листья в свою норку, они прихватывают с поверхности земли семена. Так семена попадают в землю и из них вырастают новые растения.
-Ну что ж, мы трудолюбивых любим. Заходи, будем жить вместе.
И стали они жить втроем.
- Дети, вы мне поможете называть жителей юрты?
Кто хочет быть бабочкой Голубянкой? Жучком Божьей коровкой? Червячком Ползунчиком?
Выбирают детей, которые будут озвучивать жителей юрты.
- Живут себе, не тужат. Вдруг слышат, кто-то жужжит. Что за звук? Испугались наши жители. Подняли свои головки вверх, а там, через отверстие в юрте, смотрят на них какие-то интересные глазки.
- Кто, кто в этом дупле живет?
(Это прилетела пчелка. Она увидела в юрте свое жилье – дупло)
Помогайте мне, дети, называть жителей.
- Я, бабочка Голубянка.
- Я, жучок Божья коровка.
- Я, червячок Ползунчик. А ты кто?
- А я пчелка Жу-жу. Пустите меня к себе.
- А что ты умеешь делать?
- Я опыляю цветочки, переношу пыльцу с одного цветочка на другой, чтобы были семена и растения размножались. А еще я собираю нектар и вырабатываю лечебный мед.
Воспитатель:
-Что сказали жители пчелке?
Дети:
- Заходи, будем жить вместе.
- Кто у нас будет пчелкой? Выбрали ребенка.
А в это время недалеко от юрты брел угрюмый муравей, он был очень расстроен. Пока он ходил за добычей, его муравейник кто-то разрушил и он остался без жилья. Удивился муравей, увидев такой огромный, красивый муравейник.
- Кто, кто в муравейнике живет.
(Он увидел в юрте свое жилье – муравейник)
- Я, бабочка Голубянка.
- Я, жучок Божья коровка.
- Я, червячок Ползунчик.
- Я, пчелка Жу-жу. А ты кто?
- А я, Муравей-труженик. Я привык жить в большой дружной семье, где все обязанности распределены: одни муравьи у нас выносят на солнышко куколки или их еще называют «яички», другие заняты строительными работами, третьи бегают за добычей. Пока я ходил за добычей, мой муравейник разрушили и я остался один и без жилья. Пустите меня, пожалуйста, к себе жить.
Воспитатель:
-Что спросили жители у муравья?
Дети:
- А что ты умеешь делать?
- Я муравей-санитар. Я очищаю степь и лес от умерших насекомых.
- Заходи, будем жить вместе.
Воспитатель:
- Кто у нас будет Муравей Труженик? Выбрали ребенка.
И только собрались они печку топить, обед варить, как кто-то снова постучался.
- Кто, кто в этой юрте живет?
- Я, бабочка Голубянка, живу (где?) в цветочке.
- Я, жучок Божья коровка, живу (где?) в домике из листочков.
- Я, червячок Ползунчик, живу (где?) в норке.
- Я, пчелка Жу-жу, живу (где?) в дупле.
- Я, Муравей Труженик, живу (где?) в муравейнике.
Каждый видел в юрте свой домик, в котором они привыкли жить и называли ее по своему.
-А ты, кто?
- Я Суслик Грызунчик. Только жилище это не цветок, и не норка, и не муравейник, и не дупло. А это юрта, жилище казахского народа. Пустите меня в нее жить.
- Ты такой большой и на нас совсем не похож почему-то.
- Потому что вы все, кроме червячка – насекомые, а я степное животное-грызун. Вывешивается слово насекомые
- А кто такие насекомые? - спросила Божья коровка.
- Насекомые – это те, которые имеют шесть ножек, а их тело состоит как бы из насечек, поэтому и называются насекомыми.
- Ой, правда, у нас у всех шесть ножек - воскликнула бабочка.
-Ты такой умный, заходи к нам, будем жить вместе.
Стали они жить –поживать. Живут дружно, весело. И тут суслик задумался, а потом и говорит.
- Надо нам вокруг юрты цветы посадить, чтобы красиво было и чтобы пчелка могла нектар с цветов собирать, да мед к чаю подавать. И дружно взялись они за работу.
Червяк землю рыхлит для растений.
Муравей палочки носит, заборчик для цветов строит.
Суслик семена трав и цветов собирает.
Божья коровка вокруг юрты ходит, посевы от птиц охраняет.
Бабочка и пчелка принесли семена цветов, а где какие цветы посадить, не знают.
Давайте поможем им посадить цветы.
Задание. Расположить цветы по отношению к юрте:
Подснежники –слева от юрты
Одуванчики – справа от юрты
Тюльпаны – перед юртой, спереди
Ирис – за юртой, сзади.
Ромашки – между подснежниками и тюльпанами
Колокольчики – между тюльпанами и одуванчиками

Давайте с вами посчитаем, сколько всего цветочков посадили наши жители? (12 цветов)
- Все у наших жителей цветет, благоухает. Живут они дружно, вместе играют и нас с вами поиграть приглашают.
Игра «Как двигаются насекомые

Дети делятся на 4 группы и становятся по углам коврика. Под каждым углом коврика спрятана картинка насекомого. Дети по очереди должны показать, как двигается данное насекомое. Одни показывают, а другие угадывают, что это за насекомое. В конце показывают все вместе.
Наши жители точно также, как вы играли, резвились и даже не заметили, как возле их юрты появились дети. И вдруг девочка, увидев бабочку, стала ее ловить. Наша бабочка, потеряв последние силы, попала в руки девочки, которая положила ее в книжку. Бабочке стало так больно, но она не успела даже заплакать, как книжка закрылась, придавив бабочку. Двое мальчиков, увидев червяка, стали тянуть его друг к другу, пока не разорвали. Муравьишко хотел спрятаться под листочек, но не успел, чей-то ботинок его безжалостно растоптал. Божью коровку поймали и посадили в спичечный коробок, ей стало очень страшно, она начала задыхаться. Пчелка хотела помочь своим друзьям, она ужалила одного мальчика и сама тут же умерла. Одному суслику еле удалось унести ноги.
А дети продолжали резвиться, играть, веселиться. Они разбросали мусор, пластиковые бутылки, фантики от конфет, потоптали траву по степи, безжалостно рвали цветы.
Вот и сказке нашей конец.
«Экологические знаки»
- Дети, давайте вспомним, какое было начало у нашей сказки? (доброе, хорошее)
- И чем закончилась наша сказка? У нашей сказке очень грустный конец.
- Как вы считаете, нужны ли нашей Земле, природе все эти насекомые? Ответы детей.
-А можем ли мы с вами защитить нашу Природу от таких невоспитанных детей? Ответы детей.
- Конечно, даже вы такие маленькие, но уже можете помочь защитить природу. И я вам предлагаю составить правила обращения с природой.
Работа с плакатом «Береги природу»
Вывешивается первый знак «Не разоряй муравейники»
Как вы думаете, что обозначает этот знак? Ответы детей.
Правильно, мы не должны разорять муравейники, так как муравьи приносят пользу, они очищают лес от умерших насекомых.
А чему учит этот знак?
Вывешивается второй знак «Не лови бабочек»
Нельзя ловить бабочек, так как они опыляют растения и их становится все больше и больше. И если бы бабочки не делали этого , то некоторых растений уже не стало бы на земле, они бы вымерли.
Следующий знак. Вывешивается знак «Ходи только по тропинке»
Иначе ты можешь растоптать божью коровку, которая спасает растения, поедая тлю.
И еще один знак. Вывешивается знак «Не рви цветы»
Цветы являются кормом для многих насекомых. Не станет цветов, не станет и насекомых, так как они не смогут жить без корма.

Ребята, вы должны хорошо запомнить эти правила сами и рассказать другим, этим вы окажите большую помощь Природе в ее защите.
Итог
Бабочка, цветок, жучок и птица
Не могут в жизни сами защититься.
Если все исчезнут вдруг они
Люди на Земле не смогут жить одни.

В природе все взаимосвязано, но об этом мы поговорим на следующих занятиях.
Категория: Особые дети | Добавил: Эрудит (2012-11-20) | Автор: Ковальчук Ольга Ивановна
Просмотров: 2476 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2024-05-05, 7:46 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru