Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Особые дети

Безречевые дети
]Безречевые дети.
Утегенова Д.О.
Учитель- дефектолог,логопед.

Речевая деятельность ребёнка формируется постепенно, поэтапно. Для этого необходимо, чтобы ребёнок был соматически здоров, имел полноценное речевое окружение, испытывал потребность в речевом общении, обладал нормальным слухом и интеллектом.
Ко мне часто обращаются родители у которых дети лишены возможности речевого общения. Они говорят: « Вот мой ребёнок произносит только бесформенные звуки, или обрывки слов, говорит отдельные слова, а предложения нет, например: ( мама, папа, ав ав, му, вын,вын, бибиб).Принято считать, что после 3 лет речь ребёнка практически сформирована. Ребёнок полностью овладел обиходным словарём, без труда общается с окружающими, высказывает свои мысли. Речь становится основным средством общения и орудием мышления. Поэтому различные отклонения в речи отрицательно влияют, на развитие личности ребёнка. Особенно тяжёлым оказывается положения безречевых детей, практически лишённых возможности говорить и быть понятными.
За термином «безречие» стоят самые разнообразные явления обусловленные разными причинами, локализацией, механизмом поражения. Это вызывает разную клиническую картину нарушения и даёт неодинаковую динамику спонтанного выхода из состояния безречия, а также диктует необходимость дифференцированного подхода коррекционно – воспитательного воздействия. На основание первичного обследования не всегда можно сделать правильный вывод о состоянии речи ребёнка. Зачастую только тщательное, комплексное обследование специалистами, врачами и педагогами и длительное динамическое наблюдения за деятельностью ребёнка раскрывают истинную картину состояния речи и компенсаторных возможностей.
Выделяют следующие группы безречевых детей.
1. Дети с поражением слуха (глухие и слабослышащие).
2. Дети страдающие анартрией, или тяжёлой формой псевдобульбарной дизартрией.
3. Дети страдающие алалией.
4. Дети – олигофрены с полным отсутствием или частичным недоразвитием речи.
В моей практике часто встречаются дети страдающие алалией.
Алалия – это отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребёнка.
Причинами алалии является родовые травмы, асфиксии, внутриутробные энцефалиты, менингиты, неблагоприятные условия развития плода, интоксикация плода, врождённая отягащённость, травма мозга, болезни раннего детства с осложнениями на мозг и т.д.
Поражение различных областей коры головного мозга вызывает нарушения развитие речевых и неречевых функциональных систем. При обследования детей – алаликов я в первую очередь обращаю внимание на понимание обращённой речи. Родители говорят, он всё понимает, но не желает говорить, они считают, что он ленивый, или упрямый. Вместо речи развивается мимика, жестикуляция, короткие обрывки слов.
Первые слова у них появляется поздно, фразовая речь формируется после 5 – 6 лет. Родители отмечают, что кроме отставания в речи, дети в остальном развиваются нормально. Поэтому обследуя таких детей, я прошу родителей неоднократной встречи с ними, для того чтобы выявить интересы к игрушкам, к книгам, играм. Выясняю, как ребёнок вступает в контакт. Специальными артикуляционными упражнениями в игровой форме, проверяю артикуляционную моторику, выявляю подвижность, способность ребёнка подражать артикуляционным движениям и возможность отражённого проговаривания слов и сочетании. Крайне затруднено обследование таких неговорящих детей, вывод о состоянии речи может быть сделан только в ходе динамического наблюдения за ними. Особое внимание я уделяю на развитие мелкой моторики: учу детей раскрашивать, штриховать, завязывать узелки, зашнуровывать, выкладывать узоры из мозаики, составлять пазлы, и т.д. Установлено, что дети если отстают в развитии движений пальцев рук, то они отстают и в развитие речи. По мере тренировки движения руки совершенствуется и состояния речи.
На начальных этапах работы важно сформировать у ребёнка мотивационную основу высказывания, развивать речевую и психическую активность, умение подражать и повторять.
Для развития речи необходима сначала обучение пониманию некоторых поручений, например:( встань, иди, иди сюда, иди к маме, иди к бабушке, принеси, отнеси, дай, покажи, повтори, назови). Пользуясь словами (дай, покажи, принеси, отнеси) можно научить ребёнка понимать названия очень многих окружающих его предметов. Эффективность работы зависит от оснащённости занятии наглядным материалом. Поэтому я в своей практике использую различные картинки, альбомы, игрушки, настольные лото, и др. , которые вызывают потребность в общении, способствует развитию речевого подражания, стараемся всё оречевлять, все действия.
На первом этапе работы - основными является воспитание речевой активности, формирование пассивного и активного словаря, доступного пониманию и воспроизведению. Ведётся работа над диалогом, формируется навыки общения.
На втором этапе работы - формируется фразовая речь на фоне усложнения словаря и структуры фразы. Ведётся работа над распространением предложении, их грамматическим оформлением, над диалогом и рассказом описательного характера.
На третьем этапе – основным является формирование связной речи – особо сложной коммуникативной деятельности.
Мощным источником речевого развития таких детей является их общение с нормально говорящими людьми. Поэтому я рекомендую родителям речевую среду, т.к. наиболее эффективным оказывается формирование речи в процессе коммуникации на основе максимального развития активности общения и познавательных возможностей детей. Наиболее благоприятным возрастом для начало работы является 3 – 4 года, когда у ребёнка появляется стремление к знаниям, необходимые для работы активность, осознанность, заинтересованность.
Многие авторы называют различные сроки ликвидации алалии, одни считают, что достаточно нескольких месяцев, другие полагают, что должна вестись годами и прогноз неопределённый. По мнению В,К, Орфинской и Л,В,Мелеховой , вопрос о сроках начало работы и продолжительности её должен решаться в каждом случае особо, исходя из характера и степени речевого недоразвития, из индивидуальных особенностей ребёнка и других факторов.
Итак, положительная динамика при алалии выявляется при учёте следующих факторов.
1. Раннее распознавание недоразвития речи, своевременное предупреждение вторичных отклонении.
2. Системность воздействия на все компоненты речи.
3. Дифференцированный подход к детям.

КГУ «Школа –интернат для детей с нарушением слуха (неслышащих)


г. Семей 2012г
Категория: Особые дети | Добавил: ДинаУтегенова (2012-11-26)
Просмотров: 2391 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2024-05-05, 7:20 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru