Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Особые дети

Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья как нормализующий фактор жизнедеятельности социума
Шалтеев Е.Р.
заведующий кабинетом психолого-педагогической коррекции
Костанайского района Управления образования
акимата Костанайской области

Интеграция детей с ограниченными возможностями
здоровья как нормализующий фактор жизнедеятельности социума

Успешность интеграции в значительной степени определяется временем ее начала: чем раньше у ребенка обнаружено то или иное сенсорное, физическое, интеллектуальное или психическое нарушение, тем продуктивнее будут усилия специалистов и родителей в преодолении барьеров между ребенком и окружающим его микросоциумом. Поэтому проблема ранней диагностики остается одной из центральных проблем, от решения которой зависит реализация идеи интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Решающая роль в осуществлении интеграции принадлежит родителям детей с отклонениями в развитии. Основная задача специалистов состоит в организации помощи семье с момента установления ребенку диагноза. Осуществляемая специалистами КППК работа с семьей включает информирование родителей о необходимости раннего начала реабилитации и необходимости их участия в этом процессе, о формах и методах обучения, обеспечивая им возможность выбора метода.
Специальной задачей дефектологов, психологов и социальных работников, курирующих семьи детей-инвалидов и детей с отклонениями в развитии, является нормализация жизни семьи, испытавшей шок от рождения больного ребенка, включение в процесс реабилитации всех членов семьи, помощь в присвоении родителями «нормализованного» стиля поведения по отношению к ребенку. Принятие родителями на себя роли воспитателей и «учителей» собственных детей, понимание ответственности за их судьбу ведут к постепенному переходу этих семей из группы риска в категорию «нормальных» семей и к реабилитации самих родителей.
Равнодушное, отрицательное или агрессивное отношение социума к «не таким, как все» не может исчезнуть само собой или по указу. Его изменяют сами дети и их родители. Положительные результаты достигаются тогда, когда выполняются условия, обеспечивающие возможность постепенного расширения пространства общения детей-инвалидов.
Прежде всего, ребенок должен иметь регулярные контакты со всеми родственниками, проживающими в том же селе, городе и т. д., ребенок не должен быть ограничен общением только с теми членами семьи, с которыми он живет. Далее - родители организуют контакты ребенка с соседями по лестничной площадке, по дому, по двору. Очень важное значение при этом имеет личность самих родителей: если они ведут замкнутый образ жизни, неконтактны, неприветливы, то интеграция ребенка будет происходить с большим трудом или не состоится совсем. Поэтому, осознав с помощью специалистов особенности своего поведения и оценив их последствия для будущего своего ребенка, родители должны работать над изменением стиля жизни, стать более открытыми, чтобы быть в состоянии налаживать контакты с другими людьми — родителями здоровых детей — потенциальными приятелями своего ребенка.
Постепенно пространство общения должно расширяться за пределы дома и двора — в него включаются семьи друзей и знакомых, а также посетители детских площадок, скверов, ближайших киосков и магазинов, кинотеатров, театров и т. д.
Изменение отношения родителей здоровых детей и самих здоровых детей к детям с ограниченными возможностями здоровья должно происходить в результате повторяющейся совместной деятельности детей обеих категорий, организуемой родителями детей-инвалидов с помощью специалистов или специалистами в условиях интегрированных групп и классов.
Занятия в семье целесообразно сочетать с посещением детьми дошкольных учреждений. Чем раньше это происходит, тем меньше трудностей общения испытывают и ребенок-инвалид, и здоровые дети. Более низкий по сравнению со здоровыми детьми «образовательный» уровень детей-инвалидов и детей с отклонениями в развитии не должен служить препятствием для их направления в детский сад общего типа. В детском саду происходит социализация ребенка-инвалида, которая напрямую не зависит от уровня его речевого или интеллектуального развития.
Интеграция оказывается более успешной, если дети приходят в детский сад общего типа из семьи, а не из специальной группы и если, придя в детский сад общего типа, они больше не посещают спецгруппу. Тогда, например, дети с нарушением слуха в детском саду слышат и воспринимают естественную речь, богато окрашенную интонационно, имеющую быстрый темп, включающую большой объем высказываний и т.д.
В спецгруппе существенно ограничено количество детей, они говорят меньше, медленнее, речь их слабо модулирована, объем высказываний значительно уступает объему слышащих детей. Пребывая параллельно в двух группах — специальной и массовой, неслышащий ребенок с большим трудом адаптируется к речи нормально говорящих детей.
Занятия в семье (под руководством специалистов) и посещение детского сада общего типа обеспечивают ребенку полноту жизни: продвижение в области образования и приобретение социального опыта взаимоотношений с детьми.
Интегрированное обучение детей в массовой общеобразовательной школе оказывается полноценным, когда они имеют образовательную и личностную готовность к совместному обучению.
Для осуществления полноценной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в среду здоровых детей дошкольного и школьного возраста должны быть обеспечены регулярные контакты родителей детей с отклонениями в развитии с воспитателями и учителями детских садов и школ.
Родители имеют право получать всю интересующую их информацию о своем ребенке, посещать занятия и уроки, участвовать во внеклассных и внешкольных мероприятиях и т.д.
Воспитатели дошкольных учреждений и учителя должны налаживать контакты родителей здоровых детей и детей-инвалидов (детей с отклонениями в развитии). Содружество родителей содействует и изменению отношения общества к «особым» детям.
Каждая форма интеграции несет на себе определенную нагрузку. При обучении «особого» ребенка в одном классе или группе с другими детьми он полностью подчиняется темпу работы детского коллектива, выполняет общую программу и живет по правилам этого коллектива.
Когда дети с ОВ включаются в спецгруппу/спецкласс, решается иная задача. Дети с ограничениями с помощью взрослых выступают в роли учителей. Это содействует развитию детей с ОВ. Общение со здоровыми, в свою очередь, расширяет возможности обучения и воспитания.
Весьма положительные результаты дает интегрированное обучение при равном соотношении детей в группе/классе. Трудности создает нестабильный состав учащихся, которые через несколько лет переходят в обычные классы. Но это же обстоятельство имеет и свои плюсы: каждый вновь приходящий в класс «особый» ученик имеет свою манеру, что обогащает практику общения и обучения детей, с одной стороны, и заставляет их внимательнее относиться к тому, чтобы быть понятым, - с другой.
Эффективными формами социальной интеграции являются секции, разнообразные кружки, фестивали, конкурсы; организация экскурсий, походов, концертов и т. п., где дети с ограниченными возможностями здоровья могут реализовывать свои способности в кругу сверстников и завоевывать их симпатии и уважение.
Осуществлять интеграционное обучение могут лишь специально подготовленные кадры. Но таких специалистов пока немного.
В процесс подготовки кадров должны быть вовлечены и педагоги общеобразовательных учреждений, и дефектологи. Воспитатели и учителя образовательных учреждений общего типа должны знакомиться с особенностями развития и личностным своеобразием детей-инвалидов и детей с отклонениями в развитии разной этиологии, методами работы с ними и методами работы с родителями этих детей.
Многим дефектологам, которые в будущем станут помощниками учителей массовых учреждений при осуществлении интегрированного обучения, необходимо преодолеть достаточно стойкие стереотипы недооценки возможностей развития детейс физическими и психическими недостатками. Поэтому дефектологи также нуждаются в переподготовке для овладения современными методами реабилитации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья.
Интегрированное обучение должно охватывать и молодежь с ограниченными возможностями здоровья при профессиональном обучении в среднем специальном или высшем учебном заведении. Эффективность обучения и интеграции должна достигаться не путем изоляции молодых людей в отдельных специализированных группах, а с помощью применения современных технических средств и оборудования (мониторы, акустические системы, компьютеры и т. д.). Эти средства помогают лицам с теми или иными физическими или психическими недостатками полноценно воспринимать речь лекторов и на равных со здоровыми студентами участвовать в семинарских и практических занятиях, находясь в среде своих товарищей.
Система образования наряду с другими социальными институтами сегодня активно включается в решение глобальной проблемы современности – проблемы экологии детства. Сегодня уже ни для кого не секрет, что за последние десятилетия по разным причинам стремительно увеличилось число детей, имеющих проблемы в развитии, зачастую в самых разных сочетаниях.
Причины болезненности детей сложны и серьезны: это и экологическая обстановка, и социальные условия жизни, и психологический климат в семье.
Грустная статистика свидетельствует: здоровье детей от рождения до поступления в школу не улучшается, а ухудшается, что отрицательно влияет на процесс усвоения школьной программы. Сложившаяся ситуация продиктовала необходимость открытия групп для детей, имеющих отклонения в развитии.
Многолетний опыт практической деятельности психолого-медико-педагогического консультирования детей дошкольного возраста убедительно доказывает, что грамотно организованная ранняя коррекция способна предупредить появление вторичных отклонений в развитии, обеспечить максимальную реализацию реабилитационного потенциала, а для значительной части детей открывает возможности включения их в общий образовательный поток (интегрированное обучение) и снимает необходимость общего специального образования.
Система взаимодействия лечебно-восстановительной и коррекционно-педагогической работы с детьми призвана оказывать медико-психолого-педагогическую поддержку детям с ограниченными возможностями здоровья, их родителям и специалистам. Её функционирование в масштабах всей страны обеспечит каждой семье возможность своевременной медико-психолого-педагогической диагностики развития ребёнка, определения его специальных психологических и образовательных потребностей, создаёт условия для эффективного преодоления или коррекции отклонений в развитии ребёнка. Ребёнок с ограниченными возможностями здоровья, начавший обучаться в первые годы жизни, имеет самые большие шансы на максимально быстрое достижение оптимального возможного для него уровня общего развития и, соответственно, более раннего выбора интегрированного обучения.
Главное в работе коллектива одно - дать детям своевременное и полноценное развитие.
Одним из необходимых условий успешного обучения является создание предметно-развивающей среды. Организация предметно-развивающей среды должна отвечать возрастным особенностям и потребностям детей с учетом интересов и заболеваний.
Обеспечение детей с нарушением опорно-двигательного аппарата оптимальным уровнем двигательной активности должно достигаться путем широкого применения различных тренажеров: велотренажера, тренажера «беговая дорожка», «массажная дорожка», тренажеров для рук, ног, спины, дисков «Здоровье», «Бегущий по волнам».
Результаты процесса обучения воспитания и развития детей с ограниченными возможностями здоровья складываются из глубокого знания патологии каждого ребёнка, знания причин, влияющих на её развитие, создания благоприятных условий, когда каждому малышу предоставляется не только возможность участия в том или ином виде специально организованной деятельности, но и в соответствии со своими возможностями ребята учатся приёмам оздоровления и помогают себе сами.
Только систематическая работа приводит к положительным результатам.
В педагогике вообще, а в коррекционной особенно, готовых рецептов не существует. Каждый педагог в своей деятельности руководствуется собственными жизненными принципами, моральными нормами, уровнем знаний. Для педагогов незыблемо одно: бережный, вдумчивый, сугубо индивидуальный подход к каждому ребенку.
Категория: Особые дети | Добавил: Cnflybxtyrj (2013-02-21)
Просмотров: 3507 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2024-05-19, 6:04 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru