Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Общество семи муз

Почкаева Л.Д., преподаватель фортепиано КГКП "Школа искусств №2". "Работа с начинающими пианистами"
Почкаева Лариса Дмитриевна,
преподаватель фортепиано,
КГКП «Школа искусств №2», г. Караганда

Работа с начинающими пианистами

Я пришла к такому выводу в работе с маленькими детьми: желательно любое задание превращать в игру, т.е. главное - заинтересовать 5-6 летних учеников с самого начала. Поэтому, например, знакомство с клавиатурой может превратиться в занимательную сказку. Обращаем внимание ученика на группировки по 2 и по 3 чёрных клавиши, которые у нас превращаются в 2 чёрные высокие горы. А между 2-х этих гор течёт РЕка (выделяем ударением слог РЕ), это нота РЕ (и в дальнейшем по этой аналогии).

На левом берегу реки живёт ДОбрый дед, а на правом – МИшка. Они работали на ФАбрике, которая стояла у подножия 3-х чёрных гор. На фабрике дед и Мишка делали СОЛЬ. А за 3-мя чёрными горами жил СИний дракон. Он ночью перелетал через 3 горы, воровал у деда с Мишкой соль, затем возвращался к себе домой, спускался на крылечко (на клавишу ЛЯ) и пел песенку «Ля-ля-ля». На 1-м уроке рассказывается вся сказка целиком, и в зависимости от способностей ребёнка задаётся задание на дом находить на клавиатуре 3-4 или сразу все 7 нот.

На следующих уроках идёт знакомство с октавами, регистрами. Поиск 1, 2 и т.д. октав не вызывает затруднение. А вот малую и большую октавы дети часто путают. Поэтому здесь можно рассказать так. Поскольку нижний регистр у детей ассоциируется с медведем, который ходит внизу, в овраге, то когда мы «идём к медведям в гости», нам навстречу выбегает маленький медвежонок (малая октава), а за ним идёт большая медведица (большая октава).
Теперь можно приступить к изучению нот 1-й октавы. (Параллельно идёт процесс постановки руки). Следует объяснить, что рука любого человека уже «поставлена» от природы, стоит опустить расслабленную руку вниз и посмотреть, как должны выглядеть пальцы. Осталось только научиться нажимать на клавиши. Если у ребёнка трудности с понятием свободная рука, надо его познакомить со строением руки; затем проделать упражнение «Деревце»: ученик поднимает руки вверх и тянется, растёт. Затем «подул ветерок» и «листики» - кисти рук сгибаются в расслабленном состоянии. «Ветер» дует дальше – сгибаются руки в локтях (это сломались маленькие веточки), а затем и большие ветки (руки падают вдоль туловища). Можно и вообще «срубить» деревце, т.е. ребёнок наклоняется, а свободные руки «болтаются».

Итак, вернёмся к изучению нот. Сначала объясняем, что такое нотный стан, откуда ведётся счёт линеечек. Для совсем маленьких детей пусть линеечки ассоциируются с этажами в доме. На урок ученик приносит альбом для рисования, который расчерчивается. Нотная тетрадь для маленького ребёнка нежелательна, т.к. он не в состоянии ещё так мелко писать, рука не слушается. Ноты пишутся по 4 и разделяются тактовой чертой, хотя ребёнок о тактах ещё не знает: вырабатывается привычка возвращаться глазами в нужный такт. Показ нот происходит «Указочкой», т.е. прямым 2-м пальцем, остальные сжаты в кулак.

Для нахождения нот на клавиатуре можно предложить игру в Почтальона. Делаются «письма» на ширину клавиш, которые «почтальон», а это может быть и сам маленький ученик или любимая игрушка, разносятся по адресу, т.е. кладутся на нужную клавишу. По мере прибавления изучаемых нот, прибавляются и «письма». Можно рассказать, кто пишет письмо, и как Мишка огорчился, что его письмо попало к кому-то другому, если ребёнок ошибся и положил «письмо» не на ту клавишу.

Параллельно с изучением нот идёт ознакомление с длительностями. На урок приносятся кружки и ножницы, а также карандаши. Кружочки желательно иметь 2-х сторонние: с одной стороны белые, с другой чёрные. Знакомство с длительностями нот начинаем с пресловутой фразы «если нота белая – это нота целая». Для наглядности карандашом делим кружок на 4 части. Затем разрезаем его на 2 части. В руках у ребёнка 2 половинки, где прекрасно видно. Как считать каждую из них. Дальше каждую половинку делим опять пополам. Получается 4 части. Ученику наглядно понятно, что этих частей 4, поэтому и нота называется четвертная. До этого надо договорится, что мы будем расселять нотки по квартирам в большом доме. А сколько ноток будет жить в квартире можно узнать, посмотрев какая цифра сверху около ключа. Раскладывая на столе эти примеры вместо тактовых черт используем карандаши. Дети с удовольствием расселяют нотки по «квартирам». Часто дети сами заказывают, сколько четвертей будет жить у них в «квартире».

В зависимости от способностей ребёнка через пару уроков переходим к восьмым нотам. (Выполняем аналогичные задания). Когда этот навык будет закреплён, эти же примеры, которые раскладывались на столе, теперь ритмизуем на любой понравившейся ноте. Для более сообразительных детей можно давать примеры ритмизации для 2-х рук, т.е. дать ребёнку возможность поиграть в барабанщика. Все эти упражнения служат хорошей подготовкой для быстрого разбора текста. Ведь не секрет, что интерес к музыке теряется, как только появляются трудности с разбором текста: нужно узнать нотку, найти её на клавиатуре. Да ещё нажать нужным пальчиком, причём просчитать её и ещё прикоснуться к клавише нужным приёмом и с нужной динамикой. А после этого вернуться глазами к следующей ноте. От этого изобилия «забот» обычно происходит нелюбовь к разбору новых произведений. Поэтому при данных занятиях, когда знание нот и ритма «входят в плоть и в кровь» ребёнка, обычно больших трудностей с разбором текста не бывает. Гарантируется хорошее продвижение ученика, радость общения с инструментом. В дальнейшем ритмизация «указочкой» уже задаётся по учебнику, т.е. задание усложняется, т.к. уже надо не просто показать ноту, но и просчитать её.

Конечно первые примеры – это простые начальные номера из различных школ. И так надо на каждый урок задавать ритмизации как можно больше, дойдя до трудных номеров в 2 руки. На этой стадии ребёнок уже научился правильно прикасаться к клавишам 3-м пальцем.Теперь эти же номера начинаем проходить поставленной рукой. Большую радость доставляет ученику то, что педагог будет аккомпанировать, т.е. «оденет» мелодию, которую исполняет ученик в «красивые одежды». Очень заинтересует ребёнка, если одну и ту же мелодию он услышит, играя с педагогом в различных жанрах (марш, колыбельная,плясовая). Тут же ученику постоянно внушается мысль, что «мелодия – это царица музыки». Очень хорошим упражнением-игрой на эту тему будет «одевание одной нотки в разные одежды-аккорды». Ученик нажимает нотку, а учитель на другом инструменте играет аккорд. Ребёнок прислушивается, фантазирует. А «одежды» могут быть и яркими, весёлыми, и грустными, тусклыми.

А также для самых маленьких подойдёт игра «найти спрятавшуюся ноту». Она заключается в следующем: ученик отворачивается от инструмента, педагог нажимает одну из нот в 1-ой октавеи нажимает педаль. Ученик поворачивается и начинает её искать на клавиатуре, предварительно спев её.Тут развивается и слух и сообразительность, т.к. важно ещё определить, куда «пошла» нотка: вверх или вниз.

В заключении совет для слабых пальчиков. Если спросить ребёнка, какой самый слабый – все называют 5-й. Но тут нужно добавить, что ещё и 4-й. Дело в том, что анатомически строение связочного аппарата 4-го пальца полностью зависит от связочного аппарата 3-го пальца.
А упражнения для слабых пальцев, которые прогибаются в обратную сторону состоят в следующем: нужно поочерёдно «делать колечки» 1 палец с 5-м, затем его же с 4-м, с 3-м и со 2-м (кстати на них не надо тратить специально времени, достаточно выполнять их по дороге в школу и на обратном пути). Причём делать именно колечки, чтобы пальцы были круглыми и крепко-крепко сжатыми. Продержав так сколько возможно, затем освободить пальцы. Отдохнуть и перейти к следующей паре. Желательны эти упражнения в течение всего 1-го года обучения.

Ещё хорошим упражнением является отжимание от стены на пальцах. Подойдя к стене (не доходя 1-го шага), поставить «домики», пальцы, естественно, должны быть круглыми, не прогибаться, под ладонью воображаемое яблоко. На первых порах сделать пару отжиманий, со временем всё больше и больше. Так маленький пианист развивает мышцы пальцев идентично балеринам.

В данной работе больше уделено внимания теоретической стороне обучения. Всё должно «идти от уха», но главное – это привить ребёнку любовь к музыке, развить слух, научить слышать извлекаемые звуки.

В заключении хочется сказать о незыблемости основных педагогических постулатов: систематичности, постепенности и последовательности в работе с детьми любого возраста. А данное краткое методическое сообщение гласит о развитии у малышей эмоциональности, фантазии, воображения, образных сравнений; об умении слушать и слышать звуки, накоплении впечатлений. И в целом, таком «незаметном», посредством игры, приучении к систематичности и трудоспособности с малых лет.

Литература:

1. Баренбойм Л. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. Л.,1969.
2. Кирнарская Д. Музыкальное восприятие. Монография. М., 1997.
Категория: Общество семи муз | Добавил: EVS (2013-06-04)
Просмотров: 1279 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-05-03, 11:29 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru