Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Общество семи муз

"Методика развития творческого воображения учащихся через танцевальную импровизацию"
Т.В.Михасева
КГКП «Школа искусств №2-Клуб ЮНЕСКО»,
преподаватель хореографии
Сосновский А.А.
КГКП «Школа искусств №2-Клуб ЮНЕСКО» г.Караганда,
концертмейстер

Методика развития творческого воображения учащихся через танцевальную импровизацию

Целью хореографических занятий является формирование личности школьника, идейно-нравственной направленности его сознания в отношении к хореографической культуре. Народно-сценический танец одна из основ любой хореографии, требует повышенной эстетической чуткости в его оценке, отборе и исполнении.
Задачей занятий является формирование в учениках танцевальных знаний, умений и навыков на основе овладения и освоения программного материала. Одним из важных базовых учреждений образования в решении этой задачи является школа искусств. Дополнительное образование, дающее школа искусств, имеет свою специфику, в связи, с чем становится особо значимым мастерство педагога, музыканта, хореографа.
Организация дополнительного образования учащихся школы искусств не может быть произвольной, поэтому программа по дополнительному образованию приобретают все большее значение, особенно в свете положения реформы о комплексном развитии способностей детей.
На основе обобщения широкого практического опыта и проведенных исследований были определены и постоянно уточняются цели, задачи, содержание программ по каждому разделу хореографической деятельности.
Комплексное обучение хореографией – классическому, народно-сценическому, современному танцам, развивают у учащихся специальные способности, мышление, внимание, память, эмоциональность, творчество. На этой основе в процессе обучения формируется потребность в самостоятель-ном творческом труде, эстетические интересы, мотивы, вкусы; складываются взгляды, убеждения.
Одной из задач педагога в формировании хореографической культуры является развитие творческого воображения, одним из методов решения поставленной задачи является танцевальная импровизация.
Танцевальная импровизация на музыку включает упражнения, этюды и экспромты на заданную тему или свободную тему. В задания на импровизацию включены темы, близкие детскому воображению, сюжеты и настроения связанные с природой, сказочными героями любимых книг, мультфильмов и т.д.
Особое внимание следует уделить занятиям с мальчиками, стимулируя их интерес не только мужественными темами танцевального материла, но и повышенностью физической нагрузки.
Учащиеся во время обучения должны получать представления о том, как танцевальное движение выражает внутренний мир человека, что красота – танца это совершенство движений и линий человеческого тела, выразительность, легкость, сила, грация.
Следует поощрять импровизации на тему национальной и современной музыки, развивая творческое воображение учащихся путем бесед, раскрывая характер музыки и стиль танца. Рекомендуется на уроках ритмики, чтобы современные танцы интерпретировались в духе спортивной пластики, водились изобретательные ассоциативные движения из жизни, близкие данной музыке и стилю танца.
Импровизация танцевальных движений невозможна без четкого вообра-жения той или иной заданной темы, ее образов, действующих лиц и т.д.
Развить в учащихся воображение главная задача педагога по разделу импровизация танцевальных движений. Передача знаний за счет системати-ческого проведения бесед, прослушивания музыкального материала, просмотр телепередач, посещение концертов и театров.
Беседы, просмотры и прослушивание должны раскрыть ученикам красоту и образность танцев, связанных с укладом жизни, самобытностью народов.
С первых занятий по импровизации танцевальных движений учащиеся должны четко представить картину того что они должны изобразить педагогу на заданную тему или иную другую тему. Предварительно педагог путем беседы раскрывает тему - это обстановка, действующие лица их характер, повадки, поведение и т.д. Затем следует прослушивание музыкального материала – это характер, темп, ритмический рисунок и прочие музыкальные выразительные средства. Внимательно просмотрев и прослушав, учащиеся самостоятельно применяют танцевальные движения характерных действующих лиц. Одной из задач педагога привить к детям навыки актерской выразительности. Уметь изобразить в танцевальном шаге например повадки кошки, лисы, медведя, зайца и т.д., выразить какой-либо образ в разном эмоциональном состоянии – веселья, грусти и.т.д.
До начала импровизационных движений танца учащиеся должны уметь толковать руками размеры 2/4, 3/4, 4/4 при двухтактовом вступлении, вовремя начать движение и закончить его с концом музыкального предложения, чувствовать характер марша (игровой, песенный, походный, строевой) польки, вальса и уметь передать его в шаге.
Ранее разученные танцевальные движения: ходы – простой шаг с продвижением вперед и назад, переменный шаг с продвижением вперед и назад. Притопы – удар всей стопой. Дроби (дробная дорожка – мелкая непрерывная дробь), с одинарным ударом каблука на месте, с продвижением. Гармошка – одновременные повороты обеих стоп из 1-й свободной позиции в 1-ю закрытую позицию, с продвижением в сторону. Ковырялочка – без подскока и с подскоком, веревочка, молоточки, ключи, хлопушки и прочие движения дадут ученикам самостоятельно применять их в заданной импровизации.
Например, описанная музыкально-танцевальная композиция «Плетень» настраивает учеников на импровизацию простейших танцевальных движений народно-сценического танца. В предварительной беседе преподаватель и концертмейстер раскрывают сюжет народной песни «Тень, тень по тень, тень» пропев и проиграв всю песню, руководитель объясняет, что плетень – это плетеный из веток забор, а действующие лица сказочные герои. Желательно показать картинку с изображением плетня. Подробное объяснение сюжета композиции позволяет учащимся развить творческое воображение, расширить кругозор сказочного мироздания, влиться в характер и образ каждого действующего лица. Далее концертмейстер еще раз проигрывает всю песню, делается полный разбор характера мелодии, ритмический рисунок и т.д. разучиваются слова песни всем коллективом, что позволит учащимся создать ансамблевую композицию, почувствовать ответственность каждого исполнителя.
Мелодия звучит в умеренном ритмичном темпе русского перепляса, размер 4/4. Дети встают в две шеренги напротив друг друга и учатся плести плетень. Для этого вытягивают руки в стороны и соединяют их с руками рядом стоящих с правой и левой стороны, должно быть скрещенное положение. Под мелодию песни «Тень тень» каждая шеренга по очереди (через 4 такта) идут навстречу друг другу хороводным шагом и кланяются. Так же красиво и величаво отступают на свое место и кланяются вновь (4 такта). Далее хороводным шагом в разные стороны образуют круг (8 тактов). Заранее выбирается действующие лица композиции: зайчик, лисичка, медведь, коза. Далее учащиеся вместе с концертмейстером и преподавателем хором поют песню: «Тень, тень по тень, тень, выше города плетень.
Сели звери под плетень, похвалялися весь день.
Похвалялася лиса,
- Моя шубка хороша! (поет «лиса»)
Подражая «повадкам» лисички, выходит в центр круга, та же мелодия звучит в среднем регистре в темпе умеренной польки. Исполняется веревочка с подскоком и переступанием. Лисичка задает ритмический рисунок: 2 четвертные, 4 восьмые - 1 такт, 6 восьмых и 1 четверть – 2 такта. Все остальные учащиеся 2 такта повторяют ритмический рисунок и движения танца. Повторив еще раз это задание лисичка подскоками становится в круг.
Хор поет - Похвалялся зайка,
- Ну-ка догоняй-ка! (поет зайка и подскоками движется в центр круга). Мелодия звучит в верхнем регистре стокатто, легко. Заяц выполняет дробную дорожку, согласно предыдущему ритмическому рисунку, с одинарным ударом каблука на сильную долю (2 такта).
Остальные 2 такта повторяет за зайцем учащиеся. Движения повторяются (4 такта) заяц подскоками становится в круг.
Снова поет хор - Похвалялся медведь,
- Могу песни я петь! (поет медведь, выходя в центр круга). Та же мелодия звучит в басовом регистре чуть медленно. Танцевальные движения – присядка, ковырялочка без подскока. Ритмический рисунок тот же, учащиеся могут выстукивать ритм, руками хлопая в ладоши. Медведь задал тему движений, остальные учащиеся ему отвечают. Теми же танцевальными движениями медведь становится в круг.
Хор поет - Похвалялася коза,
- Всем вам выколю глаза! (выходит в центр круга). Звучит мелодия в среднем регистре с акцентами на сильную долю. Танцует «коза» в центре круга, музыка угрожающая акцент на слабую долю. Дети ногами на месте выстукивают ритмический рисунок:
После выступления козы дети отвечают теми же танцевальными движениями. Коза танцевальным движением входит в круг.
По окончании упражнения на импровизацию учащиеся хороводным шагом идут по кругу – сначала в одну сторону (первая музыкальная фраза), затем в другую сторону (вторая музыкальная фраза).
Методика развития детского воображения, творческого мышления через импровизацию и театрализованные образы, вызывает несомненный интерес у учащихся. Дети предельно внимательны, активны, стараются подражать своим героям, дисциплинирует к творческой и ансамблевой ответственности друг перед другом.
Показателем танцевальной культуры можно считать музыкальность и выразительность, правдивость и искренность в передаче танцевального образа, эмоциональное восприятие хореографического искусства, способ-ность самостоятельно оценить хореографическое произведение.
Категория: Общество семи муз | Добавил: EVS (2014-01-02)
Просмотров: 1074 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-05-01, 4:59 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru