Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Общество семи муз

Классический и народный экзерсис у станка как средство развития хореографических данных исполнителей
Классический и народный экзерсис у станка как средство развития хореографических данных исполнителей.

Шишина Ирина Юрьевна
хореограф, школа-лицей им. Балуана Шолака г.Макинск

Экзерси'с (фр. exercice — «упражнение», от лат. exercitium) — комплекс всевозможных тренировочных упражнений, составляющих основу урока классического танца, способствующий развитию силы мышц, эластичности связок, воспитанию выворотности, устойчивости и правильной координации движений у учащихся либо артистов балета.
Экзерсис у станка (или у палки) является неотъемлемой частью занятия классическим танцем. Порядок упражнений неизменен, хотя комбинации движений могут видоизменяться как в плане схемы (количество повторений, направление движений), так и в плане сложности самого упражнения (можно усложнить, добавляя повороты, подъем на полупальцы, работу рук, корпуса, головы и т.д.). Упражнения у палки являются основой хореографической подготовки: они развивают физическую силу, выворотность, эластичность мышц и связок, правильную осанку, координацию движений.
Свой экзерсис у палки разработан и для других видов хореографии: народно-сценического танца, академического народного танцев. В джаз-модерн танце в основном разогрев строится на середине зала, хотя многие педагоги используют также и экзерсис у станка.
В классическом танце упражнения у палки выстроены таким образом, что постепенно разогревается все тело танцора.Движения в медленном темпе исполнения чередуются с упражнениями, исполняемыми в резком характер или быстром темпе. Это дисциплинирует и подготавливает тело танцора к работе на середине зала, укрепляет мышцы и позволяет в полной мере разогреть их.
Упражнения обычно выполняются с одной, затем с другой ноги. В группе начинающих детей экзерсис у палки занимает большую часть занятия и выполняется лицом к палке. У опытных танцоров экзерсис занимает по времени 20-25 минут. Но этого вполне достаточно для подготовленных исполнителей, чтобы в полной мере разогреть все тело.
Первое упражнение у станка - plié (приседание). В этом упражнении участвуют корпус, руки, голова; мышцы и связки ног растягиваются и сокра-щаются в спокойном, медленном темпе. Развивается сила мышц ног и эластичность ахиллова сухожилия. На начальном этапе изучения движение исполняется по I позиции, лицом к станку. Музыкальный материал подбирается в размере 3/4 или 4/4. Необходимо следить за тем, чтобы учащиеся правильно распределяли свой вес на обе ноги и не заваливались на большие пальцы ног. Колени максимально раскрыты в стороны, спина вытянута, подбородок поднят - постановка корпуса сохраняется на протяжении всего экзерсиса.
Battement tendu. Второе упражнение. Чаще всего соединены с battement tendu jetes. В этом движении приобретаются постановка ног, выворотность, активно вводятся в работу все группы малых и больших мышц. Это основные движения, тренирующие и вырабатывающие силу ног. Во время исполнения движений необходимо следить за тем, чтобы учащиеся до конца вытягивали ноги, не расслабляли колени во время возвращения ноги в исходное положение. Также нужно внимательно следить за выворотностью и правильным положением стопы.
Battement tendu jete органически связаны с battement tendus, поэтому исполняются непосредственно за ними. Темп исполнения, по сравнению с battement tendus, ускоряется в два раза. Но на первом этапе изучения данного движения темп умеренный, акцент на бросок, точка после возвращения ноги в пол. Правила исполнения, как и ошибки, такие же, как и в battement tendus, с той разницей, что необходимо следить за правильным положением ноги на воздухе, а не только на полу.
Третье упражнение – rond de jambe par terre. Эти движения наиболее эффективные во всем экзерсисе, выполняют общие функции, направленные на развитие вращательной подвижности тазобедренного сустава, от которой зависит диапазон выворотности ног.
Четвертое упражнение – battements fondus. Это первое движение, в котором опорная нога поднимается на полупальцы, подготавливаясь к дальнейшей, более усиленной работе. Данное движение вырабатывает мягкость приседания и эластичность, необходимые в прыжках. На начальном этапе изучения исполняется на стопе.
К battements fondus присоединяются frappes и doubles frappes, которые исполняются резко и энергично. Это приучает мышцы и сухожилия быстро (контрастно) переключаться с мягких, плавных движений на резкие (стаккато).
Пятое упражнение – rond de jambe en l’air, на высоте 45 градусов, разрабатывающие подвижность коленного сустава и придающие его связкам силу и эластичность. В дальнейшем рекомендуется исполнять данное упражнение и на 90 градусов, что вырабатывает силу бедра и подготавливает ногу к длительной работе (с выворотным бедром) на этой высоте.
Шестое упражнение – petit battements на cou-de-pied – вырабатывает быстрое, свободное владение нижней частью ноги (от колена до носка) при неподвижном и выворотном положении верхней части.
Седьмое упражнение – battement developpes (начинающие исполняют battement releve lant). Это самое трудное движение экзерсиса; оно исполняется на 90 градусов и выше и требует всесторонней подготовки (сила спины, рук, выворотность, подвижность в коленном и тазобедренном суставах, сила больших и малых групп мышц ног). Developpes развивают шаг и силу бедра, что помогает удерживать ногу на определенной высоте. Эти упражнения подготавливают тело к сложным adagio на середине зала, а также к прыжкам, где сила бедер необходима при толчке от пола и мягкого полуприседания после прыжка.
Восьмое упражнение, завершающее экзерсис, - grand battement jete (большие батманы или броски). Они развивают шаг значительно активнее, чем developpes: большой, энергичный бросок ноги способствует развитию внутренних бедренных мышц и сухожилий, усиливает работу тазобедренного сустава, что является главным в развитии шага.
Экзерсис народного танца отличается от классического тем, что он строится на основе какого-либо национального танца (например, казахского). Поэтому подбор музыкального материала должен быть тщательным и умелым. Если педагог пользуется для этюда только отрывком известного сценического танца, то тогда должна быть сохранена соответствующая музыка. Если этюд на этнографическом, фольклорном материале, то и музыка должна быть фольклорной, а не сочинением композиторов на эти темы.
Элементы народно-сценического экзерсиса требуют для изучения меньше времени, чем элементы классического, хотя часть элементов народно-сценического экзерсиса возникла на основе элементов классического танца и классического экзерсиса. По технологии и психофизической природе они более естественны и опираются на развитый танцевальной классикой пластический аппарат учащегося.
Упражнения у станка развивают специфические для характерного танца технику и силу, а также связки и мышцы недостаточно или совсем не развитые в тренаже классического танца. Упражнения характерного тренажа включают в себя повороты стопы и бедра внутрь, удары стопой и полупальцами в пол, движения на присогнутых ногах, движения расслабленной стопой, резкие глубокие приседания и многие другие упражнения, выражающие многообразие народного характерного танца.
В народном экзерсисе, помимо основных упражнений классического танца, существуют и специфические упражнения.
Flic-flac – flic – «мазок» от себя, flac – «мазок» к себе.
Это очень интересное упражнение, относящееся к разряду чечеточных. Здесь нет натянутости и напряженности стопы, а происходят «мазковые» движения. Его цель – научить владению стопой в свободном (расслабленном) положении.
При исполнении следить за стопой, что бы она не напрягалась, не вытягивался подъем и не «крючились» пальцы. Нога от колена до стопы должна раскачиваться подобно маятнику.
Rond de jambe par terre – «круг ногой по земле».
Упражнение rond de jambe par terre исполняется не только носком и пяткой, но так же скошенной внешней частью стопы.
Движение развивает выворотность тазобедренного сустава, а особенно для голеностопного сустава. Основная задача, научить движению в скошенном положении стопы работающей ноги, и резкому подведению ноги на sur le cou-de-pied.
Pas tortille – это движение является элементом венгерского сценического танца. Главное в этом упражнении – переходы из выворотного в невыворотное положение и опять в выворотное положение. Технически – это сложное упражнение, развивающее подвижность тазобедренного сустава и технику стопы.
Выстукивания.
Выстукивающие движения широко распространены во многих народно-сценических танцах: русских, татарских, испанских и др. В основе лежат удары: всей стопой, каблуком, полупальцами.При начальном проучивании комбинации на выстукивания не должны быть ритмически сложными, но следует добиваться ритмического рисунка, четкости удара и сохранения позы.
«Веревочка»
Движение «веревочка» является элементом украинского, русского, венгерского и других танцев. В русском характере веревочка исполняется на plie, в украинском это маленькие движения, в венгерском на полупальцах. Наиболее выразительна «веревочка» в венгерском характере. Так же «веревочка» исполняется в обратном порядке, на месте и с продвижением.
Также выполняются присядки, хлопушки (в основном в мужском классе, либо когда группа смешанная), "качалка", "моталочка" и т.д.
Основные элементы экзерсиса народного танца проучиваются в комбинациях. Комбинация – логическое сочетание одного, двух или трех, но не более элементов, объединённых в определённый музыкальный отрезок и имеющее чётко поставленную точку. Комбинации экзерсиса у станка в народном танце имеют три степени сложности:
Простые комбинации (учебные) – комбинации, в которые включаются основные программные элементы экзерсиса народного танца. Комбинация строится по основным направлениям – вперёд, в сторону, назад или только в сторону (первый год обучения, начинающие).
Ритмически пространственная комбинация – строится на основе одного или нескольких программных элементов проученных ранее. При составлении таких комбинаций используются принципы ритмического разнообразия – синкопа, пауза, ритмический рисунок. Руки, корпус, голова участвуют в простейшей координации (группа продолжающих).
Танцевальная комбинация – строится на основе программных элементов экзерсиса народного танца и движений национального танца, созвучных данной комбинации. При составлении активно используются ритмические разнообразия, а также работа рук, корпуса и головы.
Как мы видим, все упражнения у палки - как классические, так и народные - призваны гармонично развивать все необходимые исполнителю хореографические данные и являются идеальным инструментом подготовки исполнителей к работе на середине зала.

Использованная литература:
В.А.Звездочкин "Классический танец"/ "Феникс", Ростов-на-Дону, 2003г.
Г.П. Гусев «Методика преподавания народного танца. Упражнения у станка»/ Москва, «Владос», 2002г.
Категория: Общество семи муз | Добавил: танцулька (2015-01-29) | Автор: Шишина Ирина Юрьевна E
Просмотров: 1570 | Рейтинг: 3.5/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2016-12-07, 3:29 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1474]
Школьный психолог [501]
История [695]
Опыт [471]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [216]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [247]
Английский язык [770]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1138]
Химия [374]
Классному руководителю [622]
Биология [578]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1762]
Краеведение [92]
Начальная школа [3905]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [353]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1485]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [516]
Немецкий язык [51]
Технология [280]
Самопознание [379]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [8]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru