Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Уроки музыки

Тесты по казахской музыкальной литературе.
Тесты по казахской музыкальной литературе призваны активизировать интеллектуальную деятельность учащихся, развивать память и логику, прививать интерес к работе с учебной, справочной и дополнительной литературой.
При выполнении тестовых заданий следует выбрать правильный ответ и занести его в виде определенной буквы в таблицу.
Материалы пособия могут быть использованы как в качестве домашних и классных проверочных работ, так и в качестве основы для проведения дидактических игр на уроках музыкальной литературы и на внеклассных мероприятиях.
КАЗАХСКАЯ МУЗЫКА

Тема № 1

ТРАДИЦИОННАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА.
ЕЕ НОСИТЕЛИ. ФОРМЫ БЫТОВАНИЯ МУЗЫКИ

1. Как называли профессиональных поэтов-импровизаторов:
А) акыны, кюйши, жырау Б) аксакалы В) анши и оленши

2. Как называется состязание, соревнование на лучшее мгновенное сочинение (импровизацию) стихов и песен:
А) обрядовое пение Б) айтыс В) музыкальная борьба

3. Кто были создателями и распространителями эпических поэм:
А) акыны Б) жырау В) оленши

4. Как писал академик Жубанов: « … были артистами в подлинном значении этого слова»
А) салы и серэ Б) акыны В) казахские музыканты

5. Кто из музыкантов был не только певцом, но и фокусником, силачом, жонглером:
А) акыны Б) жырау В) салы и серэ

6. Как назывались конно-спортивные состязания, где также участвовали музыканты-певцы:
А) той Б) байга В) ас

7. Что означает кереге:
А) решетчатое основание юрты
Б) выступление певцов
В) музыкальное представление

8. Музыкальное состязание у инструменталистов называлось…
А) айтыс Б) тартыс В) кокпар

9. Знаменитый Балуан-Шолак (Нурмаганбет Баймурзин) был не только силачем, борцом, но и великолепным певцом и композитором:
А) Да Б) Нет

10. Знаменитый музыкант Жаяу Муса носил костюм ярко малинового цвета с необыкновенными шароварами:
А) Да Б) Нет

Номер задания 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Буква ответа

Тема № 2

ОБРЯДОВЫЕ ПЕСНИ

1. Обрядовые песни, это:
А) хороводные песни
Б) танцевальные песни
В) свадебные и похоронные песни

2. Кто исполняет «сынсу», «танысу»:
А) невеста, прощаясь с родственниками
Б) подруги, прощаясь с невестой
В) гости на свадьбе

3. Как переводится песня «Той бастар»:
А) Праздник
Б) Открытие торжества
В) праздничный стол

4. Кто исполняет песню «Жар-жар»:
А) мужской и женский хор
Б) невеста и жених
В) мама невесты

5. Как переводится ритуальная песня «Беташар»:
А) Покрывало Б) Открытие лица В) наказ невесте

6. Какая песня не относится к свадебному обряду:
А) танысу Б) жар-жар В) Бала уату

7. К какой песне можно отнести слова: «Начинайте той, сваты, начинайте той, Пойте «Слава вашим торжествам»:
А) сынсу Б) Той бастар В) Беташар

8. Как называется похоронный плач по умершему:
А) жубату Б) Естирту В) Жоктау

9. Как переводится конил-айту, жубату:
А) утешение, соболезнование Б) обряд В) похоронная песня

10. Как называется поминальный той, который проводят через год после похорон:
А) айтыс Б) ас В) байга

Номер задания 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Буква ответа

Тема № 3

БЫТОВЫЕ ПЕСНИ

1. Что такое бытовые песни:
А) песни, звучащие в повседневном быту
Б) песни, исполняемые профессионалами
В) песни по особым событиям

2. Как называются лирические бытовые песни:
А) амандасу Б) кара олен В) протяжные песни

3. В каких песнях воспевается трудолюбие, честность, любовь к Родине:
А) в лирических песнях
Б) в трудовых песнях
В) в назидательных, поучительных песнях

4. Как переводится песня Бала уату:
А) утешение ребенка
Б) детские шалости
В) песня-сказка

5. К какому жанру относится песня Альди-Альди:
А) поучительная песня
Б) колыбельная песня
В) историческая песня

6. К какому жанру можно отнести песню «Когый кок»
А) это колыбельная Б) это песня-марш
В) это песня-игра

7. Назовите старинное терме о жизни, которое по другому называется «От одного до 90 лет»:
А) «Омир туралы» Б) «Жумбак-олен» В) Бала уату

8. Назовите песню-сказку о калмыцкой девушке Айкуним:
А) «Когый кок» Б) «Калмак кызынын эне»
В) «Назконыр»

9. Как называется песенно-поэтическое состязание, на котором каждый куплет песни импровизируется поочередно гостями:
А) кайым-олен Б) Бокет-олен В) амандасу

10. Шутливые, юмористические песни, в которых гости обменивались загадками, назывались…
А) Жумбак-олен Б) терме В) кара-олен

Номер задания 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Буква ответа

Тема № 4

ЛИРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ. ЭПОС

1.Чему посвящены лирические песни:
А) истории народа
Б) чувству любви к Родине, природе
В) народным праздникам

2.Какая песня не относится к лирическим:
А) Назконыр Б) Туган жер В)Жоктау

3.Что воспевает песня «Назконыр»:
А) красоту девушки Б) любовь к Родине
В) прощальная песня невесты

4. В какой песне мы слышим любование красотой природы:
А) Назконыр Б) Туган жер В) Япурай

5.Какие по характеру лирические песни:
А) напевные, мелодичные Б) быстрые, веселые
В) драматические, трагические

6.Что обозначает слово жыр:
А) сказание и форма казахского стиха
Б) историческая песня
В) лирическая песня

7.Основное содержание этого вида эпоса – это защита родной земли от захватчиков, битвы и поединки батыра с врагами:
А) социально-бытовой вид эпоса
Б) лирический
В) героический

8. К какому виду эпоса относятся эти произведения: «Кыз Жибек», «Макпалкыз», «Сулушаш»
А) героическому Б) лирическому В) обрядовому

9.Кто исполняет эпические сказания:
А) Жырши, акыны Б) поэты, сказители В) народные герои

10. Какую роль играет музыка в исполнении эпоса:
А) ведущее место
Б) является канвой для поэтического текста и чутко следует за ним
В) второстепенное значение

Номер задания 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Буква ответа
Тема № 5

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ И КЮИ.
ПЕСНИ СОЦИАЛЬНОГО ПРОТЕСТА

1. Какие события воспеваются в исторических песнях и кюях:
А) свадебные и похоронные обряды
Б) события древней, средневековой и современной истории
В) события народных праздников

2. Какой кюй посвящен времени образования Казахского ханства (XV век):
А) «Ел айырылган» (Разлука родов) Б) «Али Батыр» Кенена Азербаева В) «Сырым Сазы»

3. О каких событиях поется в скорбной песне «Елимай» (О, моя Родина)
А) события XIX века – волнения народа под гнетом феодалов и царизма
Б) события XVIII века – нападение джунгарских феодалов на Семиречье
В) события XV века – образование Казахского ханства

4. Назовите известного поэта-жырау, оставившего музыкальное наследие, друга предводителя восстания Исатая Тайманова, написавшего поэму «Исатай»:
А) Амангельды Иманов Б) Кенен Азербаев В) Махамбет Утемисов

5. Какому событию посвящены многочисленные кюи и песни Дины, Казангапа, Мамена, Сейтека, Кенена Азербаева и других композиторов:
А) народно-освободительному восстанию 1916 года
Б) антиколониальному восстанию под предводительством Срыма Датова
В) годам великого бедствия 18 века

6. Кем был Амангельды Иманов:
А) музыкантом-кюйши Б) вожаком восстания 1916 г. В) акыном-жырау

7. Где ярко отразились песни социального протеста:
А) в прощальных песнях невесты Б) в похоронных обрядах
В) в лирических песнях

8. В какой песне поется о том, что молодая женщина предпочла смерть жизни с постылым мужем:
А) «Амирхан» Б) «Жылкышы» В) «Аупильдек»

9. Какая тема является темой социального протеста:
А) тема героической борьбы с захватчиками
Б) обличение байского произвола В) освободительные походы

10. Эту песню Жубанов назвал «Гимном бунта и борьбы казахского народа»
А) «Истай» Махамбета Б) «Ак сиса» Жаяу Мусы
В) Народная песня «Елимай»

Номер задания 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Буква ответа
Тема № 6

НАРОДНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПЕСЕННОЕ ИСКУССТВО

1. Какое место занимает народно-профессиональная песня в казахском искусстве:
А) ведущее место в песенной культуре
Б) подчиняется народно-обрядовым традициям
В) развивается параллельно с народно - поэтическим жанром

2. Какие требования предъявляются к народно-профессиональному певцу:
А) он должен обладать красивым, сильным голосом
Б) владение музыкальным инструментом (домбра или гармонь)
В) обладание всеми этими качествами

3. Какие две особенности сочетает в себе мелодика народно-профессиональной песни:
А) народные песенные интонации и акынскую речитацию
Б) мелодическую окраску и лирический характер
В) песенность и поэтичное содержание

4. Что такое акынское представление в айтысах:
А) пение с домброй Б) акын представляет свой род
В) в одной песне акын характеризует себя и свое искусство

5. Какие жанры есть в народно-профессиональном творчестве, и которые не существуют в народной песне:
А) песни об искусстве Б) песни о Родине В) песни о любви

6. Как назывались песни, в которых акыны и певцы символически передавали молодым ученикам свое мастерство, а нередко и свою домбру:
А) песни об искусстве Б) песни о песнях В) песни-завещания

7. Назовите юмористическую и сатирическую песню, высмеивающую недостатки людей:
А) «Суржекей» Б) «Агашаяк» В) «Кысмет»

8. В знаменитой песне «Гакку» поется не только о любимой девушке, но и об искусстве песни. Кто ее написал?
А) Ибрай Сандыбаев Б) Биржан В) Жаяу Муса

9. Настоящую вокальную поэму представляет собой песня, в которой звучат слова: «Пленительные глаза, красная пшеница, как вижу тебя, белолицую, восхищаюсь, тобой плененный»:
А) «Аккум» Б) «Кызыл бидай» В) «Кокаршын»

10. Эта знаменитая песня существует во множестве вариантов:
А) «Гакку» Ибрая Сандыбаева Б) «Аккум» (Название местности) В) «Жиырма бес» (Двадцать пять)
Номер задания 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Буква ответа
Тема № 7

ВЫДАЮЩИЕСЯ КАЗАХСКИЕ КОМПОЗИТОРЫ-ПЕВЦЫ

1. Кто автор замечательных песен «Караторгай», «Бал Хадиша», «Кулагер», «Сырымбет»:
А) Ахан-серэ Карамсин Б) Мухит Мералиев В) Жаяу Муса Байжанов

2. Какая главная тема в творчестве Жаяу Мусы:
А) лирическая Б) социально-обличительная В) историческая

3. Кто из композиторов играл не только на домбре и кыл-кобызе, но и на скрипке, гармони, мандолине:
А) Ахан серэ Карамсин Б) Мухит Мералиев В)Жаяу Муса Байжанов

4. В какой песне Мухита Мералиева соединяются воспевание красоты девушки с мотивами искусства, песни:
А) «Айнамкоз» Б) «Зауреш» В) «Дуние»

5. Композитор-певец и в тоже время крупный поэт, оставивший значительное литературное наследие:
А) Мухит Мералиев Б) Асет Найманбаев В)Ахан-серэ Карамсин

6. Эта трагическая песня Ахана – серэ посвящена легендарному скакуну, побеждавшему во всех скачках:
А) «Караторгай» Б) «Кырбез сулу» В) «Кулагер»

7. Назовите известную приподнятую, торжественную песню Жаяу Мусы:
А) «Шолпан» Б) «Гаухар кыз» В) «Хаулау»

8. Эта яркая, праздничная песня Асета звучит со словами: «Когда раздольно поет Асет, земля перекликается с лебедем, парящим в небе. Любимая, по тебе скучаю!»:
А) «Инжу-Маржан» Б) «Кысмет» В) «Куанамын»

9. Кто из народно-профессиональных певцов выступал в Париже на Всемирной музыкальной выставке в 1925 году и во Франкфурте-на Майне в 1927 году:
А) Гарифулла Курмангалиев Б) Канабек Бейсеитов
В) Амре Кашаубаев

10. Кто из этих композиторов продолжил традиции народно-профессионального искусства в советское время, выступал в Москве в 1936 году во время декады Казахского искусства:
А) Мухит Мералиев Б) Асет Найманбаев В) Манарбек Ержанов

Номер задания 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Буква ответа

Тема № 8

БИРЖАН-САЛ КОЖАГУЛОВ

1. Назовите годы жизни Биржана:
А) 1831- 1894 Б)1841 – 1918 В) 1867 – 1922

2. Биржан – сал Кожагулов был основоположником народно-профессиональной песенной школы. В каком жанре Биржан наиболее прославился:
А) поэтическое творчество Б) айтыс В) песенное творчество

3. Назовите песню Биржана обличительного содержания, написанную при столкновении с волостными правителями:
А) «Жанбота» Б) «Жонып алды» В) «Жамбас сипар»

4. Известная опера «Биржан и Сара» написана под впечатлением от знаменитого айтыса Биржана и Сары. Кто автор этого произведения:
А) Мукан Тулебаев Б) Абай Кунанбаев В) Евгений Брусиловский

5. Где родился Биржан-сал Кожагулов:
А) в урочище Маты-булак Джамбулской области
Б) в г.Семипалатинске
В) в местечке Ербол Кокчетавской области

6. Песни Биржана связаны с событиями в его жизни. Какая песня написана под впечатлением от встречи с девушкой и ее братьями Кулбаем и Жанбаем:
А) «Ляйлим-шрак» Б) «Шидер» В) «Жамбас сипар»

7. Эта песня Биржана получила широкую популярность не только из-за мелодичности, но еще и потому, что она стала выходной арией Биржана в опере «Биржан и Сара»:
А) «Адаскак» Б) «Айтбота» В) «Биржан-сал»

8. Назовите «песню о песне» и об отношении к искусству вообще, в которой звучат слова: «Кто не любит песни, которая неукротимо летит вверх? Песни, которая играет прекрасную музыку души…»
А) «Жонып алды» Б) «Дуние» В) «Темиртас»

9. Какие мотивы присутствуют в известной песне Биржана «Жамбас сипар»:
А) философские, гражданские
Б) лирические
В) сатирические, обличительные

10. Биржан написал две песни на слова знаменитого Абая Кунанбаева. А был ли Биржан лично знаком с великим казахским поэтом?
А) Да Б) Нет

Номер задания 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Буква ответа
Тема № 9

АБАЙ КУНАНБАЕВ

1. Абай Кунанбаев – великий казахский поэт, просветитель, основоположник письменной критической литературы. А в каком музыкальном жанре он прославился?
А) симфония Б) опера В) песня

2. Величественный облик Абая – в центре классической казахской оперы. Ее авторы…
А) А.Жубанов, Л.Хамиди Б) Е.Брусиловский
В) А.Жубанов, Б.Байкадамов

3. Назовите годы жизни Абая Кунанбаева:
А) 1845 – 1904 Б) 1867 – 1922 В) 1884 – 1976

4. Где учился Абай, изучая науки, математику, литературу и философию:
А) у аульного муллы
Б) в Семипалатинском духовном медресе
В) у своего отца

5. Абай занимается административной деятельностью, участвует в решении родовых споров. А как называют мастера ораторской речи:
А) шешендик соз Б) бий В) судья

6. Сколько песен написал Абай Кунанбаев:
А) 20 песен Б) 30 песен В) около 50 песен

7. Какой жанр занимает в музыке Абая центральное место:
А) лирический Б) героический В) социально-обличительный

8. В какой песне ярко воплотилось новаторство Абая и его близость к русским романсам:
А) «Айтым салем, каламкас» Б) «Горные вершины»
В) «Татьяна сози»

9. Назовите, по какому произведению написана песня «Татьяна сози»:
А) легенда о девушке Б) «Евгений Онегин» Пушкина
В) «Горные вершины» Лермонтова

10. В Алмате именем Абая назван…
А) Государственный Академический театр оперы и балета
Б) Казахский государственный академический театр драмы
В) Республиканский музей музыкальных инструментов

Номер задания 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Буква ответа

Тема № 10

КЕНЕН АЗЕРБАЕВ

1. Назовите годы жизни Кенена Азербаева:
А) 1884 – 1976 Б) 1867 – 1922 В)1843 – 1916

2. Кенена Азербаева называют…
А) «летописцем истории Советского Казахстана»
Б) сказитель и кюйши
В) просветитель казахского народа

3. Кенен Азербаев родился в семье…
А) богатого феодала Б) бедняка пастуха
В) потомственного музыканта

4. Кенен Азербаев исполнял не только казахские поэтические поэмы, но и народный эпос «Манас», известный и любимый в…
А) Казахстане Б) Киргизии В) Грузии

5. Кенен Азербаев был знаком с выдающимися акынами его времени – Джамбулом, Сырыбасом, Балуан-Шолаком и Шашубаем:
А) Да Б) Нет

6. Свою первую песню «Ри койым» Кенен сочинил в 10 лет, а песню «Боз торгай» («Жаворонок»), которая прославила его имя, он написал…
А) в 11 лет Б) 12 лет В) в 13 лет

7. В 1916 году Кенен становится участником народного - освободительного движения и сочиняет песни:
А) «Аттан» («По коням»), «Кайран елим кайда» («О, моя Родина, где ты?»)
Б) «Копшилик корсин анимди» («Пусть народ услышит песню мою»)
В) «Биздин отан женеди»(«Наша Родина победит»),«Булбулга» («Соловью»)

8. Большую известность получила песня Кенена «Базар-Назар». Чему она посвящена:
А) борьбе с фашизмом
Б) памяти двух своих сыновей, погибших от болезни в 1928 году
В) дню Победы в Великой отечественной войне

9. Кенен Азербаев выступал со своими песнями в Москве на ВДНХ, на Праздновании 800-летия Москвы, на Международном конгрессе востоковедов:
А) Да Б) Нет

10. Назовите праздничную песню, написанную Кененом Азербаевым в 1960 году:
А) «Бейбитшилик ураны» («Призыв к миру»)
Б) «Нурлы жаз» («Сияющее лето») В) «Казахстан»

Номер задания 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Буква ответа

Тема № 11

КАЗАХСКИЕ НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

1. Назовите ученого-инструменталиста, который провел большую исследовательскую работу и собрал много старинных народных инструментов:
А) Болат Сарыбаев Б) А. Затаевич В) Е.Брусиловский

2. Назовите самый популярный струнный щипковый инструмент:
А) домбра Б) сыбызгы В) дабыл

3. Назовите струнный смычковый инструмент:
А) шертер Б) жетыген В) кобыз

4. Сколько струн имеет современная домбра:
А) две Б) три В) четыре

5. Простой народ даже боялся прикасаться к этому инструменту, считая его священным и верным помощником шаманов:
А) домбра Б) кобыз В) асатаяк

6. Назовите семиструнный инструмент, напоминающий по форме гусли или лежачую арфу и в переводе означающую «семь поющих струн»:
А) шертер Б) кобыз В) жетыген

7. Распространенный духовой инструмент, простой в изготовлении, но сложный при исполнении музыкальных произведений:
А) сыбызгы Б) керней В) сырнай

8. Для чего предназначались глиняные музыкальные инструменты саз сырнай, ускирик и тастаук:
А) для исполнения сложных произведений
Б) служили забавой и игрушкой для детей
В) использовались как сигналы

9. Назовите металлический язычковый инструмент, очень распространенный под разными названиями у якутов, хакасов, киргизов, туркмен, башкиров, калмыков, украинцев, русских. Играли на нем в основном женщины из-за нежного и мягкого звука:
А) ускирик Б) шанкобыз В) дауылпаз

10. Самый большой ударный инструмент, которым обычно пользовались воины в наступлении:
А) дабыл
Б) дауылпаз
В) шандауыл

Номер задания 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Буква ответа

Тема № 12

ИСТОРИЧЕСКИЕ, ОБРЯДОВЫЕ, ЛИРИЧЕСКИЕ КЮИ

1. Что такое кюй?
А) инструментальная пьеса программного характера
Б) многочастное музыкальное произведение
В) вокально-инструментальное произведение

2. Как перевести название исторических кюев «Ел айырлган»:
А) «Разлука родов» Б) «Расставание с Родиной»
В) «Судьба народа»

3. Назовите исторический кюй о восстании на берегах Волги и Урала под предводительством Срыма Датова в 1783 году:
А) «Ногай» Б) «Елимай» В) «Сырым сазы»

4. С чьим именем связаны кюи «16 жыл» Дины, Сейтека, посвященные событиям 1916 года:
А) Исатай Тайманов Б) Амангельды Иманов В) Махамбет Утемисов

5. Свадебные обряды сопровождались не только песнями, но и инструментальными кюями. Назовите, кто написал праздничный кюй «Той бастар» к празднованию 10-летия Октябрьской революции:
А) Сейтек Б) Дина В) Курмангазы

6. Каждый акын,баксы или девушка-невеста может иметь свой сарын, который со временем мог стать основой кюя. Что означает сарын:
А) поэтический текст Б) личная мелодия, личная песня
В) музыкальный инструмент

7. Известны знаменитые музыкальные соревнования Курмангазы и Даулеткерея. А как назывались соревнования кюйши – инструменталистов:
А) тартыс Б) айтыс В) концерт

8. Среди кюев часто встречаются кюи – арнау. Что они означают:
А) кюи-посвящения Б) лирические кюи В) кюи о природе

9. Эти лирические кюи имеют общее название и часто рисуют женские образы, красоту, изящество, грацию, светлое, благословенное состояние души:
А) «Шарипа» Б) «Косбасар» В) «Акжелен»

10. Лирический кюй «Коныр» имеет философское, глубокое содержание. Как переводится «коныр»:
А) коричневый, темный, мягкий Б) нежный, светлый, легкий
В) размышление, раздумье

Номер задания 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Буква ответа

Тема № 13

КОБЫЗОВАЯ МУЗЫКА. ЭПИЧЕСКИЕ КЮИ.

1. Кобыз – это инструмент, который использовался в обрядах, направленных на лечение или гадание. Кто исполнял эти обряды:
А) баксы (шаманы) Б) акыны-певцы
В) кюйши – инструменталисты

2. Кобыз использовали и в исполнении героического эпоса, где воспевались подвиги батыров, сражения и другие события. Это эпос называется:
А) былина Б) жыр В) поэма

3. Создателями героического эпоса часто были батыры-полководцы, военные советники ханов, народные наставники. Их называли:
А) баксы Б) анши и оленши В) жырау

4. Назовите имя Первого шамана, которому посвящены многие легенды и кюи:
А) Баксы Б) Коркут В) Желмая

5. Назовите кюй, в котором рассказывается о верной собаке, потерявшей своего хозяина:
А) «Башпай» Б) «Ушардын улуы» В) «Ауппай»

6. Какие по характеру кюи-легенды, посвященные Коркуту:
А) героические, решительные Б) веселые, жизнерадостные
В) скорбные, печальные

7. Назовите, какая форма исполнения используется в эпическом кюе «Акку» («Лебедь»):
А) кобыз аккомпанирует пению
Б) кюйши рассказывает эпос или легенду и вставляет в повествование музыкальные эпизоды
В) легенда сказывается кюйши полностью, а затем следует целостная музыкальная пьеса (кюй)

8. Назовите эпический кюй, в котором рассказывается о бедняке, полюбившем ханскую дочь Назым:
А) «Камбар-батыр» Б) «Елимай» В) «Казан»

9. Кобызовый кюй «Казан» имеет две исполнительские версии. Какой исполнительской версии не существует:
А) терцовой Б) квартовой В) квинтовой

10. На каком инструменте по легенде исполнялся кюй «Айрауыктын ашы кюй» («Горестный кюй Айрауыка»):
А) добра Б) кобыз В) сыбызгы

Номер задания 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Буква ответа
Тема № 14

ЫХЛАС ДУКЕНОВ

1. Расцвет какой инструментальной музыки связан с именем Ыхласа Дукенова:
А) домбровой Б) кобызовой В) сыбызговой

2. Назовите даты жизни Ыхласа Дукенова:
А)1843 – 1916 Б) 1818 – 1889 В) 1904 - 1976

3. Был ли Ыхлас Дукенов продолжателем музыкальной династии своего рода?
А) да, его отец и дед играли на музыкальных инструментах
Б) нет, он был первым исполнителем в своей семье

4. Ыхлас мог передавать на своем инструменте голоса зверей, птиц, различных звуков природы. Назовите кюй, в котором мастерски изображается вой волков:
А) «Казан» Б) «Каскыр» В) «Коныр»

5. Назовите самый первый кюй Ыхласа, который он сочинил в годы юности:
А) «Алгашкы куаныш» («Первая радость»)
Б) «Кара жорга» («Черный иноходец»)
В) «Ыхлас»

6. Кто донес до наших дней кюи Ыхласа:
А) Жаппас Каламбаев, Даулет Мытыбаев
Б) Курмангазы и Даулеткерей
В) Таттимбет и Усен-торе

7. Назовите кюй, в котором Ыхлас исполнил «конил айту» (соболезнование). Тем самым возвратив все табуны своего рода:
А) «Ерден» Б) «Коркут» В) «Шынрау»

8. Какой характер вносит флажолетный тембр (игра с обертонами – вышележащими тонами) в кюй Ыхласа «Коркут»:
А) «нижний мир», смерть
Б) светлое небо, жизнь
В) лирический и мягкий характер

9. Многие кюи Ыхласа заканчиваются почти одинаково. Как заканчивается знаменитый кюй «Шынрау»:
А) темой «жизни» Б) темой «смерти» В) интонацией «жоктау»

10. Как перевести кюй «Жез-киик»
А) «Охотничья легенда» Б) «Медная сайга» В) «Гордая сайга»

Номер задания 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Буква ответа

Тема № 15

КУРМАНГАЗЫ САГЫРБАЕВ

1. Как называют Курмангазы в народе:
А) «отцом кюев» (кюй атасы)
Б) «мастер домбры»
В) «великий кюйши»

2. Курмангазы поднял на высокий уровень домбровую культуру…
А) Восточного Казахстана Б) Южного Казахстана
В) Западного Казахстана

3. Назовите годы жизни Курмангазы:
А) 1818 – 1889 Б) 1820 – 1887 В) 1843 – 1916

4. Кто был первым профессиональным учителем музыки Курмангазы:
А) его мама Б) кюйши Узак В) Даулеткерей

5. «Словом – Сагырбаев редкая музыкальная душа, и получи он европейское образование, то был бы в музыкальном мире звездою первой величины» Кто написал эти слова:
А) писатель, этнограф Савичев Б) Даулеткерей В) Дина Нурпеисова

6. Назовите выдающийся кюй Курмангазы, название которого соответствует радостному психо-эмоциональному состоянию человека:
А) «Адай» Б) «Туремурат» В) «Балбраун»

7. Это произведение считают вершиной творчества Курмангазы, оно завоевало огромную популярность и отличается светлой, жизнерадостной музыкой:
А) «Кишкентай» Б) «Алатау» В) «Сары-Арка»

8. Выберите новаторское достижение Курмангазы в области музыкальной формы:
А) он ввел в структуру кюев вторую сагу
Б) одноголосная фактура вступительного раздела
В) употребление необычных звучаний параллельных секунд, тритонов

9. На принципах творческо-исполнительской школы Курмангазы ведется обучение в музыкальных училищах, школах, консерватории:
А) Да Б) Нет

10. Именем Курмангазы названы…
А) Казахская Государственная филармония
Б) Алма-Атинская Государственная консерватория, оркестр Казахских народных инструментов
В) Государственный академический театр оперы и балета

Номер задания 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Буква ответа
Тема № 16

ДАУЛЕТКЕРЕЙ ШИГАЕВ

1. В отличие от напряженной, динамичной музыки кюев Курмангазы, музыка Даулеткерея имеет другое направление:
А) лирико-психологическое
Б) бунтарское, революционное
В) созерцательно-лирическое

2. Назовите годы жизни Даулеткерея:
А)1843 – 1916 Б) 1818 – 1889 В) 1820 – 1887

3. Верно ли, что Даулеткерей был потомком знатного рода и воспитывал его потомственный султан Мендигирей Букейханов, дав ему хорошее образование:
А) Да Б) Нет

4. Какое известное событие произошло в жизни Даулеткерея в 1859 году:
А) он стал правителем рода Ногай
Б) в составе казахской делегации едет в Петербург на коронацию Александра II
В) участвует в концертах с известными домбристами, певцами

5. Какой кюй написан под впечатлением от встречи Даулеткерея и Курмангазы:
А) «Булбул» Б) «Кыз Акжелен» В) «Кос алка»

6. В какой период творчества Даулеткерея были сочинены более сложные произведения «Топан», «Тартыс кюй», «Жигер», «Короглы» и другие:
А) в первый период жизни В) в зрелые годы
В) в последний период жизни

7. Какой кюй Даулеткерея композитор Газиза Жубанова включила в свою симфонию с одноименным названием:
А) «Шолтак» Б) «Жигер» В) «Булбул»

8. По мнению академика А.Жубанова, музыкальное содержание этого кюя передает мирное покачивание женских украшений во время ходьбы:
А) «Кос алка» Б) «Кудаша» В) «Кыз Акжелен»

9. Назовите жанр, в котором написан кюй Даулеткерея «Салык ольген»:
А) эпический кюй Б) лирический кюй
В) инструментальный жоктау

10. Кто написал эти слова о кюе Даулеткерея «Булбул»: «Великолепный образчик большого народного искусства! Пьеса необычайной поэзии и картинности!»:
А) академик А.Жубанов Б) исследователь А.Затаевич
В) музыковед П.Аравин

Номер задания 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Буква ответа
Тема № 17

ТАТТИМБЕТ КАЗАНГАПОВ

1. Представителем какой традиции исполнения кюев был Таттимбет Казангапов:
А) Западно-казахстанской – токпе
Б) Центрально-казахстанской – шертпе

2. Назовите годы жизни Таттимбета:
А)1815 – 1862 Б) 1818 – 1889 В) 1820 – 1887

3. Где родился Таттимбет:
А) в урочище Жидели Букеевской орды
Б) в Каракаралинском уезде Карагандинской области
В) в местности Бекетай-кум Уральской области

4. Кто был первым учителем музыки Таттимбета:
А) его отец Казангап Б) его дед Мошеке В) его дядя Али

5. Кем становится Таттимбет в 30 лет:
А) волосным правителем
Б) учителем молодых музыкантов
В) профессиональным бием (судьей)

6. В составе казахской делегации Таттимбет едет в путешествие, и исполняет свои кюи в городе…
А) Оренбурге Б) Петербурге В) Кокшетау

7. Назовите светлые, безмятежные, жизнерадостные кюи Таттимбета:
А) «Сылкылдак», «Былкылдак», «Балбраун»
Б) «Кокейкести», «Кос басар», «Азамат Кожа»
В) «Сары Жайлау», «Сары озем», «Жетим кыз»

8. По музыкально-исполнительским особенностям кюи Таттимбета делятся на две группы. Какая группа здесь лишняя:
А) квартовая Б) квинтовая В) терцовая

9. Какой кюй Таттимбета переводится как «смеющийся»
А) «Сылкылдак» Б) «Былкылдак» В) «Балбраун»

10. Этот кюй является шедевром домбровой музыки и воспевает прекрасную природу казахстанских степей:
А) «Сары Жайлау» Б) «Сары озем» В) «Жетим кыз»

Номер задания 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Буква ответа

Тема № 18

ДИНА НУРПЕИСОВА

1. Композитор – кюйши Дина Нурпеисова является прославленной ученицей…
А) Курмангазы Б) Даулеткерея В) Таттимбета

2. Какие общественно-политические события происходили во время жизни Дины Нурпеисовой:
А) освободительное движение 1916 года
Б) Октябрьская социалистическая революция
В) Великая Отечественная война
Г) все названные события

3. За непревзойденную домбровую технику Дину Нурпеисову называли:
А) «Джамбулом домбры» Б) «Мастер домбры»
В) «Любимая ученица Курмангазы»

4. Назовите годы жизни Дины Нурпеисовой:
А)1843 – 1916 Б) 1861 – 1955 В) 1820 – 1887

5. Какие кюи стали первым творческим опытом Дины:
А) «Булбул», «Байжума»
Б) «Кара каска ат», «Кербез»
В) «16 год», «Жигер»

6. В каком году Дина Нурпеисова переезжает а Алма-Ату, а также в составе казахстанской делегации едет в Москву:
А) в 1939 году Б) в 1940 году В) в1944 году

7. Какой кюй Дина сочиняет под впечатлением от встречи с великим акыном Джамбулом Джабаевым:
А) «Той бастар» Б) «Коген туп» В) «Ана буйрыгы»

8. Назовите кюй Дины, посвященный Дню Победы в Великой Отечественной войне:
А) «Женис» Б) «Героям труда» В) «Доярка»

9. Этот оптимистичный кюй Дина посвятила своей любимой внучке и всем детям:
А) «Той бастар» Б) «Булбул» В) «Асем Коныр»

10. В чем значение творчества Дины Нурпеисовой:
А) в исполнении Дины Нурпеисовой записаны на пленки произведения Курмангазы и Даулеткерея, ее собственные кюи
Б) концертная и педагогическая деятельность
В) всё перечисленное

Номер задания 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Буква ответа
Категория: Уроки музыки | Добавил: ELENADIMA (2013-04-06) | Автор: Рыбакова Елена Геннадьевна E
Просмотров: 13222 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 3.6/5
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2025-07-21, 5:51 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru