Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Уроки музыки

МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД: "РОЛЬ КОЛЛЕКТИВНОГО МУЗИЦИРОВАНИЯ"
Коллективные формы музицирования в детской музыкальной школе имеют большое значение в плане музыкального развития, играют значительную роль в подготовке учащихся к дальнейшей профессиональной деятельности.
Учебные программы и методики ориентированы на развитие творческих музыкальных способностей и кругозора, воспитание эстетического вкуса, навыков бытового и ансамблевого музицирования, а также закладывают основы для продолжения образования в средних специальных и высших учебных заведениях, готовящих специалистов как музыкальных, так и смежных профессий.
С научно-практической позиции методика суммирует рефлектирующие на разных уровнях монокурсы (учебные предметы) - хоровой класс, оркестровый класс, ансамбль, специальный инструмент, хоровую литературу, оркестровый музыкальный материал, синтезируя разносторонние знания и умения учащихся, предлагает взаимную согласованность содержания образования с педагогикой, психологией детей школьного возраста, а также со специальными, музыкально-теоретическими предметами ( теория музыки, сольфеджио, музыкальная литература).
Методика работы подчиняется основным принципам дидактики, которая выражается в следующих категориях:
- соответствие содержания методики обучения и воспитания детей уровню общественного развития;
- связь и единство обучения и воспитания с общественной практикой и наукой;
- комплексность решения задач обучения, воспитания и развития;
- постоянство требований и систематическое повторение действий;
- сочетание единства требований и уважения к личности каждого воспитанника;
- увлеченность и интерес;
- учет реальных возможностей, возрастных и индивидуальных особенностей детей;
- активность, сознательность и самостоятельность учащихся.
С учетом специфики работы выдвигаются и собственные принципы:
- единство эмоционального и сознательного;
- единство художественного и технического;
- единство развития коллективных свойств в области музыкального исполнительства и личностной индивидуальности каждого ребенка.
Кроме того, работа с детскими коллективами подразумевает следующие закономерности:
психологические - зависимость результатов то интереса к занятиям возрастных особенностей детей, стойкости внимания, уровня развития памяти;
социологические - зависимость каждого учащегося то всего коллектива;
коммуникативные - зависимость успешной деятельности коллектива от взаимодействия коллектива и его руководителя;
организационные- зависимость результатов от работоспособности занимающихся в коллективе, состояния здоровья, расписания, времени суток, погодных условий.
Особенностью коллективного музицирования является воспитание чувства ответственности учащегося за качество освоения собственной партии, достижение исполнителями точности в темпе, ритме, штрихах, динамике, агогике,специфике тембрового звучания,что способствует созданию единства и целостности музыкально-художественного образа исполняемого произведения. К основным ансамблевым навыкам можно отнести "чувство партнера", умение слышать солиста и помогать ему в воплощении исполнительских намерений, навыки самоконтроля и самооценки собственных и коллективных игровых действий. Коллективные выступления дают возможность играть на сцене детям с разными музыкальными данными, делают их более уверенными в своих силах.
Виды коллективного музицирования в детской музыкальной школе:
ансамбль скрипачей, гитаристов, баянистов (аккордеонистов),домбристов, хоровой класс, оркестровый класс, концертмейстерские и иллюстраторские часы.
Хоровое пение - один из самых активных видов музыкально-практической деятельности учащихся, а в эстетическом воспитании - всегда имеет позитивное начало. Это отмечалось видными деятелями культуры, философии всех времен и стран.
Известный пианист и педагог К.Н. Игумнов называл пение "жизненной основой музыки".
Г.Рукавишников писал: " .....по многочисленным наблюдениям, дети, которые сначала учились петь. а затем играть, делают гораздо более быстрые успехи в музыке, нежели те, которые пению не учились".
Д.Кабалевский утверждал,что "....постепенное расширение и оттачивание исполнительского мастерства и общей музыкальной культуры всех школьников даёт возможность даже в условиях массового воспитания в классе стремиться к достижению подлинного искусства".
В детской музыкальной школе, где учащиеся сочетают хоровое пение с обучением игре на музыкальных инструментах, хоровые занятия служат одним из важных факторов развития слуха, музыкальности детей, помогают развитию интонационных навыков,необходимых для овладения исполнительским искусством на любом музыкальном инструменте, способствуют формированию навыков коллективного музицирования. Коллективное музицирование повышает интерес к занятиям, прививает любовь к музицированию, расширяет кругозор, формирует хороший музыкальный вкус, способствует развитию чувства коллективизма (чего не хватает ученикам, занимающимся индивидуально), учит музыкальному мышлению и, наконец, учит тому, что выходит за границы музыкального искусства и имеет психологический и этический смысл.
Положительные особенности коллективного музицирования:
- в коллективной деятельности, когда учащийся на виду у всех, он раскрывается перед руководителем и сверстниками, его легче изучить, обучить и направить;
- участие в общем деле формирует у учеников умение общаться, объективно оценивать свои действия, помогает осознать имеющиеся недостатки, как музыкальные, так и поведенческие;
- работая в коллективе,ученик формирует положительные личностные качества, необходимые для работы в коллективе,учится применять свои способности и умения с пользой для себя и для коллектива;
- коллективная деятельность, активная и социально-ценная, представляет существенный фактор,обеспечивающий становление в сознании ученика необходимости единства слова и дела;
- в коллективном музицировании можно с большой степенью достоверности выявить подлинную структуру межличностных отношений учащихся;
- содержание репертуара нацелено на развитие у учащихся позитивного отношения к окружающему миру через постижение им эмоционально-нравственного смысла каждого музыкального произведения, через формирование личностной оценки исполняемой музыки.
Категория: Уроки музыки | Добавил: cjkywt (2013-04-24) | Автор: Тихомирова Елена E
Просмотров: 3193 | Теги: ансамбль, доклад | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2024-04-30, 0:51 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru