Главная » Статьи » В помощь учителю » Уроки музыки |
Очень много методической литературы написано о воспитании юного пианиста, развитии его индивидуальности, музыкальных и технических данных. Но нигде я не встречала рекомендаций о подготовке ученика к сольному концерту. В этих заметках я поделюсь методами подготовки к сольному концерту, его формах, программе. Исходя из собственных ощущений, как педагога-исполнителя, психологических данных ученика, считаю, что солист-исполнитель складывается постепенно из нескольких данных, а именно: музыкальные данные – отличные, физические данные – хорошие, выносливость – стабильная, нервная система – устойчивая. Музыкальные и физические данные я не расшифровываю, считаю, что педагог-музыкант понимает и знает, о чём я говорю. Выносливость – это постоянная практика игры пьес технического плана, дающих ученику проверить себя в игре пьес объёмных, техничных. Имея в классе хорошего ученика и, ни разу не раскрыв в нём все эти данные, нужно ли готовить его к сцене, публичному выступлению? Мы, педагоги музыкальной школы, это делаем в течение всего учебного процесса – выставляя готовых к выступлению учеников на различных академических концертах, лекциях-концертах, экзаменах, родительских собраниях с концертом. Но вот ученик проявил инициативу, желание выступить «сольно», дать домашний концерт. Нужно поощрять и пойти навстречу ребенку? Да! Поощрять. Пусть это будет домашний сольный концерт для родных, близких, преподавателя, по своему желанию, какой дала Зенкова Настя в 2003 г. (2 кл.). Это и есть, наверное, I ступень подготовки к сольному выступлению, складывающаяся из накопления изучаемого материала и умения его подать слушателям (методика А. Артоболевской – накопление изучаемого материала). Но я пишу о сольных концертах со сцены для более широкого круга слушателей. Одно только название – сольный концерт – обязывает ко многому. II ступенью в моей практике стал уже заранее подготовленный концерт с ученицей 3 кл. Бияхметовой Диной (2004 г.) по теме «Основы музыкально-творческого развития ученика» - «Музыка, пение, рисунок, поэзия». Этот концерт мы провели для воспитанников детского дома. Девочка с раннего возраста (учится у меня с 4,5 лет) проявляла себя во всех направлениях концерта. Я старалась показать в ребёнке на этом концерте все направления творческого развития, которые я применяю в обучении детей на начальном этапе обучения. Девочка очень трудолюбивая, понимающая все требования педагога, вдумчива, особенно велика роль мамы: заинтересованной, правильно и грамотно строящая домашние занятия, вникающая в процесс обучения. Всё это явилось залогом положительного результата сольного концерта, на котором Дина играла пьесы различного характера, пела под свой аккомпанемент. Я рассказывала сказку, сочинённую Диной, как основу концерта, рисунки сопровождали игру. Я интересовалась состоянием ребёнка после концерта. Волновалась. Очень. Но и была готова к этому выступлению, так как серьёзно занималась дома. Чтобы готовить такой концерт, надо помнить о высокой эмоциональной, психологической нагрузке ребёнка. III ступень подготовки к сольному концерту – участие в различных конкурсах, особенно областного масштаба, где учащиеся младшей возрастной группы до 13 лет играют 4 произведения одномоментно, а учащиеся старшей группы 3 плюс 2 в 2 тура, пьесы техничные, развёрнутого плана. Если ученик удачно прошёл это путь, с ним смело можно готовить сольный концерт, учитывая 4 фактора, сказанные ранее. И ещё. Нужно уверенно знать о заинтересованности ученика, поддержке его родных, так как ребёнок будет очень перегружен. Теперь подробнее о нашей подготовке с Динарой Каракуловой к концерту учащихся 6 класса ДМШ. Мы готовились целый год, отдельные пьесы мы взяли из конкурсной программы (2004 г.), отдельные пьесы я дала на лето, третьи готовили в течение всего учебного года. Как построить концерт? Это ложится на плечи педагога. У меня уже был опыт подготовки сольного концерта в виде лекции-концерта с Сорокиной Юлией для учащихся школы № 3 (1986 г.), концерта-государственного экзамена с Копытиной Инной (1999 г.), сольного концерта фортепианного ансамбля с Селюниной Лилей и Рязановой Аней (2001 г.). Концерт с Динарой Каракуловой мы построили как симбиоз музыки и поэзии: «Музыка, поэзия, чувства». Подключили одноклассников Динары, они читали стихи, подобранные нами о музыке, предваряя каждую пьесу, исполняемую Динарой. Для подготовки такого концерта мы с Динарой много читали о выступлении маститых композиторов: Григ, Рахманинов, о современных музыкантах Казахстана: Тебенихине Амире, его секрет успешных выступлений на концертах очень прост и основополагающий: «ежедневный огромный труд». Да, Динара много занималась, увлечена музыкой. Я, как педагог, не раз обращалась к удивительной книге Г. Нейгауза «Об искусстве фортепианной игры». В IV главе своей книги Нейгауз пишет о профессиональной подготовке студента консерватории концертной деятельности, читая её нельзя отделить грань от юного до великого исполнителя, если это связано с музыкой. Хочу поделиться своими выводами из прочтения этой главы. Концерты имеют место быть разные: хорошие, средние. Анализируя качество концерта, приходишь к следующему выводу – что предшествовало концерту: предварительный отдых; бодрое хорошее состояние здоровья, свежесть души, т. е. психологическая готовность к концерту. Ещё бы я добавила в отношении ребёнка-ученика – умение угадать день концерта, удачное время для выступления. Важно, какая будет аудитория, для кого играет ученик. В нашем концерте выбор пал на соклассников и, конечно, родных и близких Динары, доброжелательных, сопереживающих, желающих слушать. О домашней подготовке к концерту. Не должно быть размежевания между работой у себя дома, в классе и игры на концерте. Я говорила Динаре: «Давай себе психологическую установку – я играю для слушателей». Это очень помогает, мобилизует, ощущаешь состояние концертного волнения. Играть нужно и в разное время суток: утро, день, вечер; в разную погоду – пасмурно, солнечно, снег, дождь. Заново прочитывали текст; дети пытаются уйти от него, память уводит их от текста, но здесь надо быть настойчивым плюс к этому уметь сыграть выученное в медленном темпе с динамическими оттенками, но не выколачивая каждую ноту. Это трудно, но возможно, если это присутствует в педагогической практике в подготовке к академическому концерту, экзамену. Очень хорошо пропевать пьесу перед концертом. Ещё нам помогают 4 совета А. Рубинштейна: 1. За фортепиано с нотами. 2. Без фортепиано с нотами. 3. За фортепиано без нот. 4. Без фортепиано и без нот. Концертное волнение – это эмоциональная и нервная нагрузка, здесь советов нет. Это зависит от типа нервной системы, только уравновешенному сангвинику присуща стабильная выдержка. Но и не волнуется только «деревяшка» – человек волнуется всегда, музыкант тем более. Срывы, запинки – это волнение, перегруженность, переутомление, и я считаю, верно выбранная 1-ая пьеса концерта – спокойная выдержанная полифония или пьеса уже задаёт верный тон концерта. Стабильная работа, постоянные тренировки в игре на длинные по тексту пьесы, тактильная, слуховая, зрительная память, верное распределение и выбор программы является гарантией стабильной игры. Обязательная, я бы сказала, ежедневная работа с педагогом, если речь идёт о пьесах повышенной трудности. Здесь самое главное не перегрузить ребёнка своим пониманием пьесы, помочь ему найти, понять и развить своё понимание музыкального текста. Подсказывать, показывать исполнение трудных, неудобных мест нужно. Взаимопонимание – важная роль в подготовке концерта. В нашем концерте я старалась создать праздник для девочки, но и для меня это был очередной экзамен совместного творчества. Праздник удался. Конечно это большая и эмоциональная нагрузка для ребёнка, но у Динары был опыт сольных выступлений, грамотно построенная программа показала яркие музыкальные данные Динары дала ей почувствовать и оценить своё выступление с новой ступени своего роста, как музыканта. Программа Отчетного концерта фортепианного ансамбля Селюниной Лилии Рязановой Анны, учащихся 6 класса ДМШ кл. преподавателя Мазоренко В. И. М. Щмитц «Принцесса танцует» М. Шмитц «Ночная фиалка» И. Штраус «Вальс» Э. Григ «Танец Анитры» Обр. Попова «Еврейские народные мелодии» Ж. Бизе «Антракт к опере «Кармен» С. Джоплин «Артист эстрады» М. Шмитц «Заводные буги» Программа сольного концерта Каракуловой Динары 1) И. С. Бах «ХТК Прелюдия и фуга си мажор» 2) И. Гайдн «Соната ре мажор» 3) К. Черни «соч. 299 Этюд № 45» 4) М. Дворжак «Джазовый этюд ля минор» 5) Х. К. Абильжанов «Весенний вальс» 6) М. Дастенов «Казахский танец» 7) Я. Сибелиус «Ель оп. 75, № 5» 8) Э. Григ Менуэт «Минувшие дни» | |
Просмотров: 3308 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|