Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Уроки музыки

О подготовке сольного концерта ученика ДМШ (из опыта работы преподавателя)
Очень много методической литературы написано о воспитании юного пианиста, развитии его индивидуальности, музыкальных и технических данных.
Но нигде я не встречала рекомендаций о подготовке ученика к сольному концерту. В этих заметках я поделюсь методами подготовки к сольному концерту, его формах, программе.
Исходя из собственных ощущений, как педагога-исполнителя, психологических данных ученика, считаю, что солист-исполнитель складывается постепенно из нескольких данных, а именно:
музыкальные данные – отличные,
физические данные – хорошие,
выносливость – стабильная,
нервная система – устойчивая.
Музыкальные и физические данные я не расшифровываю, считаю, что педагог-музыкант понимает и знает, о чём я говорю.
Выносливость – это постоянная практика игры пьес технического плана, дающих ученику проверить себя в игре пьес объёмных, техничных.
Имея в классе хорошего ученика и, ни разу не раскрыв в нём все эти данные, нужно ли готовить его к сцене, публичному выступлению? Мы, педагоги музыкальной школы, это делаем в течение всего учебного процесса – выставляя готовых к выступлению учеников на различных академических концертах, лекциях-концертах, экзаменах, родительских собраниях с концертом.
Но вот ученик проявил инициативу, желание выступить «сольно», дать домашний концерт. Нужно поощрять и пойти навстречу ребенку? Да! Поощрять. Пусть это будет домашний сольный концерт для родных, близких, преподавателя, по своему желанию, какой дала Зенкова Настя в 2003 г. (2 кл.).
Это и есть, наверное, I ступень подготовки к сольному выступлению, складывающаяся из накопления изучаемого материала и умения его подать слушателям (методика А. Артоболевской – накопление изучаемого материала).
Но я пишу о сольных концертах со сцены для более широкого круга слушателей.
Одно только название – сольный концерт – обязывает ко многому. II ступенью в моей практике стал уже заранее подготовленный концерт с ученицей 3 кл. Бияхметовой Диной (2004 г.) по теме «Основы музыкально-творческого развития ученика» - «Музыка, пение, рисунок, поэзия». Этот концерт мы провели для воспитанников детского дома. Девочка с раннего возраста (учится у меня с 4,5 лет) проявляла себя во всех направлениях концерта. Я старалась показать в ребёнке на этом концерте все направления творческого развития, которые я применяю в обучении детей на начальном этапе обучения.
Девочка очень трудолюбивая, понимающая все требования педагога, вдумчива, особенно велика роль мамы: заинтересованной, правильно и грамотно строящая домашние занятия, вникающая в процесс обучения. Всё это явилось залогом положительного результата сольного концерта, на котором Дина играла пьесы различного характера, пела под свой аккомпанемент. Я рассказывала сказку, сочинённую Диной, как основу концерта, рисунки сопровождали игру. Я интересовалась состоянием ребёнка после концерта. Волновалась. Очень. Но и была готова к этому выступлению, так как серьёзно занималась дома.
Чтобы готовить такой концерт, надо помнить о высокой эмоциональной, психологической нагрузке ребёнка.
III ступень подготовки к сольному концерту – участие в различных конкурсах, особенно областного масштаба, где учащиеся младшей возрастной группы до 13 лет играют 4 произведения одномоментно, а учащиеся старшей группы 3 плюс 2 в 2 тура, пьесы техничные, развёрнутого плана. Если ученик удачно прошёл это путь, с ним смело можно готовить сольный концерт, учитывая 4 фактора, сказанные ранее. И ещё. Нужно уверенно знать о заинтересованности ученика, поддержке его родных, так как ребёнок будет очень перегружен.
Теперь подробнее о нашей подготовке с Динарой Каракуловой к концерту учащихся 6 класса ДМШ. Мы готовились целый год, отдельные пьесы мы взяли из конкурсной программы (2004 г.), отдельные пьесы я дала на лето, третьи готовили в течение всего учебного года.
Как построить концерт? Это ложится на плечи педагога. У меня уже был опыт подготовки сольного концерта в виде лекции-концерта с Сорокиной Юлией для учащихся школы № 3 (1986 г.), концерта-государственного экзамена с Копытиной Инной (1999 г.), сольного концерта фортепианного ансамбля с Селюниной Лилей и Рязановой Аней (2001 г.).
Концерт с Динарой Каракуловой мы построили как симбиоз музыки и поэзии: «Музыка, поэзия, чувства». Подключили одноклассников Динары, они читали стихи, подобранные нами о музыке, предваряя каждую пьесу, исполняемую Динарой. Для подготовки такого концерта мы с Динарой много читали о выступлении маститых композиторов: Григ, Рахманинов, о современных музыкантах Казахстана: Тебенихине Амире, его секрет успешных выступлений на концертах очень прост и основополагающий: «ежедневный огромный труд». Да, Динара много занималась, увлечена музыкой.
Я, как педагог, не раз обращалась к удивительной книге Г. Нейгауза «Об искусстве фортепианной игры». В IV главе своей книги Нейгауз пишет о профессиональной подготовке студента консерватории концертной деятельности, читая её нельзя отделить грань от юного до великого исполнителя, если это связано с музыкой. Хочу поделиться своими выводами из прочтения этой главы.
Концерты имеют место быть разные: хорошие, средние.
Анализируя качество концерта, приходишь к следующему выводу – что предшествовало концерту: предварительный отдых; бодрое хорошее состояние здоровья, свежесть души, т. е. психологическая готовность к концерту.
Ещё бы я добавила в отношении ребёнка-ученика – умение угадать день концерта, удачное время для выступления. Важно, какая будет аудитория, для кого играет ученик.
В нашем концерте выбор пал на соклассников и, конечно, родных и близких Динары, доброжелательных, сопереживающих, желающих слушать.
О домашней подготовке к концерту. Не должно быть размежевания между работой у себя дома, в классе и игры на концерте. Я говорила Динаре: «Давай себе психологическую установку – я играю для слушателей». Это очень помогает, мобилизует, ощущаешь состояние концертного волнения.
Играть нужно и в разное время суток: утро, день, вечер; в разную погоду – пасмурно, солнечно, снег, дождь. Заново прочитывали текст; дети пытаются уйти от него, память уводит их от текста, но здесь надо быть настойчивым плюс к этому уметь сыграть выученное в медленном темпе с динамическими оттенками, но не выколачивая каждую ноту. Это трудно, но возможно, если это присутствует в педагогической практике в подготовке к академическому концерту, экзамену.
Очень хорошо пропевать пьесу перед концертом. Ещё нам помогают 4 совета А. Рубинштейна:
1. За фортепиано с нотами.
2. Без фортепиано с нотами.
3. За фортепиано без нот.
4. Без фортепиано и без нот.

Концертное волнение – это эмоциональная и нервная нагрузка, здесь советов нет. Это зависит от типа нервной системы, только уравновешенному сангвинику присуща стабильная выдержка. Но и не волнуется только «деревяшка» – человек волнуется всегда, музыкант тем более.
Срывы, запинки – это волнение, перегруженность, переутомление, и я считаю, верно выбранная 1-ая пьеса концерта – спокойная выдержанная полифония или пьеса уже задаёт верный тон концерта.
Стабильная работа, постоянные тренировки в игре на длинные по тексту пьесы, тактильная, слуховая, зрительная память, верное распределение и выбор программы является гарантией стабильной игры.
Обязательная, я бы сказала, ежедневная работа с педагогом, если речь идёт о пьесах повышенной трудности. Здесь самое главное не перегрузить ребёнка своим пониманием пьесы, помочь ему найти, понять и развить своё понимание музыкального текста. Подсказывать, показывать исполнение трудных, неудобных мест нужно. Взаимопонимание – важная роль в подготовке концерта.
В нашем концерте я старалась создать праздник для девочки, но и для меня это был очередной экзамен совместного творчества.
Праздник удался. Конечно это большая и эмоциональная нагрузка для ребёнка, но у Динары был опыт сольных выступлений, грамотно построенная программа показала яркие музыкальные данные Динары дала ей почувствовать и оценить своё выступление с новой ступени своего роста, как музыканта.

Программа
Отчетного концерта фортепианного ансамбля
Селюниной Лилии
Рязановой Анны,
учащихся 6 класса ДМШ
кл. преподавателя Мазоренко В. И.

М. Щмитц «Принцесса танцует»
М. Шмитц «Ночная фиалка»
И. Штраус «Вальс»
Э. Григ «Танец Анитры»
Обр. Попова «Еврейские народные мелодии»
Ж. Бизе «Антракт к опере «Кармен»
С. Джоплин «Артист эстрады»
М. Шмитц «Заводные буги»

Программа сольного концерта
Каракуловой Динары

1) И. С. Бах «ХТК Прелюдия и фуга си мажор»
2) И. Гайдн «Соната ре мажор»
3) К. Черни «соч. 299 Этюд № 45»
4) М. Дворжак «Джазовый этюд ля минор»
5) Х. К. Абильжанов «Весенний вальс»
6) М. Дастенов «Казахский танец»
7) Я. Сибелиус «Ель оп. 75, № 5»
8) Э. Григ Менуэт «Минувшие дни»
Категория: Уроки музыки | Добавил: Марко (2013-09-20) | Автор: Мазоренко Вера Ивановна E
Просмотров: 3308 | Теги: подготовка сольного концерта, фортепиано, концерт, ДМШ, сольный | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2024-05-05, 4:22 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru