Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Уроки музыки

Музыкально-исполнительское развитие ученика в процессе работы над полифоническим произведением
Музыкально-исполнительское развитие ученика в процессе работы над полифоническим произведением.

В процессе музыкального и технического развития ученика 3-4 классов, по сравнению с 1-2 классами, расширяются жанрово-стилистические рамки программного репертуара. В полифонической литературе большая роль отводится двухголосным произведениям имитационного склада . Расширяется образный строй сочинений крупной формы. В пьесах малых форм, особенно кантиленного характера, полнее используется трехплановая фактура, объединяющая мелодию и гармонию. Важное значение придается исполнительским навыкам, связанным с владением интонационной , темпо-ритмической, ладо-гармонической и артикуляционной выразительностью. Расширяется применение динамических нюансов и педализации. В фортепианной фактуре произведений появляются более сложные приемы мелкой техники и элементы аккордово-интервального изложения. Репертуар учащегося включает фортепианную музыку разных эпох и стилей. К 3-4 годам обучения выявляется специфика воспитания музыкального мышления и навыков исполнительства при изучении разных типов фортепианной литературы.
Полифонические произведения. Особая роль принадлежит изучению кантиленной полифонии.В школьную программу входят полифонические обработки для фортепиано народных лирических песен, несложные кантиленные произведения Баха и советских композиторов. Они помогают лучшему вслушиванию ученика в голосоведение, вызывают яркую эмоциональную реакцию на музыку. Возьмем для примера такие пьесы: "Подблюдная" А. Лядова,"Кума" А. Александрова. Они написаны в куплетно-вариационной форме. Работая над этими пьесами, ученик приобретает навыки кантиленной полифонической игры, владения эпизодическим двухголосием в партии отдельной руки, контрастными артикуляционными штрихами, слышания и ощущения целостного развития всей формы. Соединение подголосочной ткани с имитациями находим в переложенных И. Берковичем для фортепиано украинских народных песнях, обработанных Н. Лысенко, Н. Леонтовичем.С контрастным голосоведением учащийся встречается при изучении полифонических произведений И. С. Баха .Прежде всего это пьесы из "Нотной тетради Анны Магдалены Бах".Новой ступенькой в овладении полифонией является знакомство с характерными для Баха структурами непрерывного, метрически однотипного движения голосов .На пример «Маленькая прелюдия» до минор из второй тетради. Выразительному исполнению непрерывного движения восьмыми нотами в верхнем голосе помогает раскрытие интонационной характерности мелодии и ощущение мелодического дыхания внутри длинных построений. В непрерывной текучести верхнего голоса учащийся должен почувствовать внутреннее дыхание ,как бы скрытые цезуры , которые обнаруживаются при тщательном вслушивании в фразировочное членение по разным тактовым группам. Такое внутреннее ощущение синтаксического членения помогает пластично объединить пианистические движения внутри звуковых «цепей» и предотвратить скованность ,зажатость мускулатуры. Следующим этапом изучения имитационной полифонии является знакомство с инвенциями , фугеттами, маленькими фугами. Здесь слуховой анализ направлен на раскрытие как структурной, так и выразительной стороны тематического материала. Ребенок должен определить месторасположение темы и почувствовать ее характер. Затем добиться ее выразительного интонирования с помощью средств артикуляционной и динамической окраски в найденном основном темпе .То же относится и к противосложению. Уже в двухголосных маленьких прелюдиях, фугеттах, инвенциях выразительные особенности штрихов следует рассматривать по горизонтали и по вертикали. Одним из характерных свойств баховских тем является преобладающая в них ямбическая структура. Чаще всего уже первое их проведение начинается со слабой доли после предшествующей паузы на сильном времени. При изучении маленьких прелюдий педагог должен обратить внимание ученика на указанную структуру ,обуславливавшую характер исполнения. При выгрывании в тему еще без сопровождающих голосов слух ребенка надо включить в «пустую» паузу ,чтобы он ощутил в ней естественный вдох перед развертывание мелодической линии. Сам пианистический прием осуществляется небольшим подъемом руки от сильной доли с ее дальнейшим эластичным погружением в клавиатуру. Чувство такого полифонического дыхания очень важно при изучении кантиленных прелюдий. В маленьких прелюдиях тема не всегда бывает четко выражена одним небольшим мелодическим построением. Порой краткая лаконичная тема, неоднократно повторяясь, проводится в виде плавно сменяющихся тематических «цепей» .На примере до мажорной прелюдии видно, что первый трехтакт состоит из трех звеньев. При ямбической структуре здесь важно услышать мягкие окончания тематических отрезков на сильных долях с последующим внутренним ощущением коротких «вдохов» перед каждым новым построением. Если тема основана на аккордовых звуках, полезно сыграть ученику ее гармонический остов аккордами, направив его слуховое внимание на естественную смену гармоний при переходе на новый отрезок. Например, в каждом из трех начальных тактов упомянутой прелюдии надо постараться ,задержав их последние три звука ,услышать аккорд и его тяготение в новую функцию в следующем такте. Такое преобразование мелодии в сжатые гармонические комплексы позволяет при одноголосном ее исполнении почувствовать целостную линию интонационного развития внутри каждой функционально устойчивой группы звуков. Следует также обратить внимание ученика на прием противоположного движения голосов .Например, в «Инвенции» А. Гедике ,в «Двухголосной фуге» ре минор и «Охотничьей перекличке» Н. Мясковского ученик почти непосредственно усваивает мелодический рисунок каждого голоса при их контрастнонаправленном звуковысотном движении. При исполнительском истолковании имитаций ,значительная роль отводится динамике. Для полифонии наиболее характерна архитектоническая динамика, при которой смены больших построений сопровождаются новым динамическим «освещением» В маленькой прелюдии ми минор уже начало двухголосного эпизода середины пьесы после предшествующего большого форте в трехголосии оттеняется прозрачным пиано. В то же время в горизонтальном развитии голосов могут появляться своего рода микродинамическая нюансировка. Обдумывая динамику трехголосных кантиленных маленьких прелюдий ,следует направить слуховой контроль ребенка на эпизоды двухголосия в партииотдельной руки, изложенного протяжнными нотами. Из-за быстрого затухания фортепианного звука возникает необходимость в большей наполненности звучания долгих нот,а также прослушивания интервальных связей между длинным и проходящим на его фоне более короткими звуками. Как мы видим, изучение полифонических произведений является отличной школой слуховой и звуковой подготовки ученика к исполнению фортепиааных произведений любых жанров.

КГКП ДМШ № 1 г. Караганда
Нагорняк С.Ю.
Категория: Уроки музыки | Добавил: lovmusic (2015-01-15)
Просмотров: 277 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2016-12-11, 5:07 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1476]
Школьный психолог [501]
История [696]
Опыт [473]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [219]
Мастер-класс [206]
Семья и школа [174]
Компьютер-бум [248]
Английский язык [771]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1142]
Химия [375]
Классному руководителю [626]
Биология [579]
Думаем, размышляем, спорим [92]
Казахский язык и литература [1763]
Краеведение [92]
Начальная школа [3913]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [355]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [290]
Экология [180]
Дошколенок [1492]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [441]
Мой Казахстан [228]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1158]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [517]
Немецкий язык [51]
Технология [282]
Самопознание [381]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [12]
Педагогические программы [4]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru