Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Уроки музыки

Чтение с листа в курсе сольфеджио
В.Н.КЕРЕЙШИС
КГКП «Детская музыкальная школа №1» г.Караганды
преподаватель музыкально-теоретических дисциплин

[b]Чтение с листа в курсе сольфеджио.


Сольфеджио является одной из наиболее важных для формирования музыканта дисциплин. Начинаются занятия по сольфеджио в первом классе музыкальной школы и заканчиваются на последних курсах училища или консерватории. Такое внимание этому предмету уделяется потому, что в курсе сольфеджио,у учащегося развивается образно- интонационное мышление; именно здесь при правильной постановке дела могут быть глубоко, по настоящему развиты художественные представления учащихся. Эффективным способом развития у учащихся качеств, необходимых музыканту любой специальности, как-томузыкальности в широком смысле этого слова, эмоциональности, творческой фантазии и т. п., - является пение по нотам.
Чтение с листа - это обучение, воспитание и развитие разных сторон слуха. Но в процессе занятий учащийся должен приобрести и целый ряд навыков. Чтение с листа нот и представляет собой навык, который совершенствуется в процессе занятий сольфеджио.
При чтении с листа необходимы определённые теоретические знания. Здесь как бы происходит синтез умений и знаний, ладового слуха, чувство метро- ритма, вокальных навыков, умение выразительно передать содержание мелодии при пении. При чтении с листа очень важна определённая предварительная подготовка, даже при хороших музыкальных данных.Таким образом, для чтения с листа нужно овладеть следующими навыками и способностями:
а) знанием нот и пониманием нотной записи,
б) умением видеть понимать и мысленно представлять звучание мелодии, видеть её форму развития,
в) умением чувствовать тональность, удержать её строй, ориентироваться в ступенях тональности,
г) умением ощущать и сохранять непрерывность пульсации долей в данном темпе и чётко выполнять ритмический рисунок,
д) умением владеть своим голосом, чистотой и распевностью пения.
е) умением петь без поддержки инструмента.
Педагогу следует помнить, что при чтении с листа, у детей в это время происходит сложный процесс в коре головного мозга: « вижу – понимаю - мысленно представляю- исполняю». Их зрительные раздражения перерабатываются в звуковые представления, а затем исполняются ими. Особое внимание нужно обратить на воспитание внутренних представлений. « Готовлюсь мысленно» - это один из главных процессов при читке с листа. Умение представлять написанное, т. е. представить внутренним слухом звучание нотной записи – вот главное условие для выполнения этой задачи.
Этот этап (мысленно готовлюсь) требует много времени, т.к. во многом он зависит от индивидуальных способностей каждого учащегося. Большое значение при чтении с листа имеет память. Ведь накопленные путём тренировки на интонационных упражнениях звуковые представления элементов музыкальной речи, типичные обороты мелодий в разных стилях, тем самым создают возможность, видя эти обороты и элементы в новом незнакомом тексте предслышать их.
Поэтому, необходимо научить ученика зрительно охватывается линию мелодии (её взлёты, спады, скачкообразное движение и т.д.), то это должно вызывать моментальную реакцию во внутреннем слухе. Для этого полезно напевать мелодию на слоги или гласные, следя за мелодической линией.
Неустанно и терпеливо следует педагогу работать над воспитанием внутренних представлений, над способностью видя записанные ноты, слышать их. Неправильно требовать от ученика сразу петь пример, нужно приучить его к обязательному мысленному охвату и слышанию мелодии. Если ученик будет петь ноту за нотой при этом, теряя ладовую тональность и ритм он, в конце концов, запутывается и остановиться. Педагогу следует очень внимательно и осторожно подходить к выбору примера для чтения с листа. Для этого определяются трудности примера: лад, тональность, ритмический рисунок, наличие хроматизмов, модуляций и т.д. Следует учитывать и вокальные трудности: диапазон, тесситуру мелодии.
Жанр мелодии имеет большое значение: легче поются народные мелодии, романсы, арии. Инструментальная же музыка труднее для исполнения. Профессор Г. Г. Нейгауз, подчёркивая важность создания у учащихся образного представления, указывает: «Если ребёнок сможет воспроизвести мелодию, необходимо добиться, чтобы это первое исполнение было выразительно, то есть чтобы характер исполнения точно соответствовал характеру (содержанию) данной мелодии; для этого особенно рекомендуется пользоваться народными мелодиями, в которых эмоционально - поэтическое начало выступает гораздо ярче, чем даже лучших инструментальных сочинениях для детей. Кроме того нужно обратить внимание на метроритм и форму мелодии, т.к. повторность, квадратность формы всегда легче воспринимается, чем сложная с расширением и дополнением. Перед пением нужно научить ребёнка мысленно разбираться в структуре примера и только после этого разрешать его петь.
Ещё одна трудность при чтении с листа – это установить и выдержать правильный темп. Правда, чаще всего темп берётся средний. Как правило, привычнее и легче средние темпы – andante, moderato и т.д. Быстрые темпы требуют хорошей техники исполнения, свободной чёткой артикуляции. Медленные темпы – lento, adaqio очень трудны именно в допевании длинных нот. Что касается трудностей интонационных и ладогармонических, то они во многом зависят от стиля и национальных особенностей данного примера. Диатоника, хроматизмы, модуляции у композиторов классиков исполняются значительно легче, чем в мелодиях романтиков и современных авторов. Классический язык ясный и поэтому удобен и доступен для большинства учащихся. Интонации и обороты такого музыкального языка хорошо поддаются внутреннему слышанию, чего нельзя сказать об интонациях и оборотах, близких языку современной музыки.
Это же касается и национальных особенностей мелодий. Отсюда напрашивается такое замечание, что надо стремиться по возможности разнообразить репертуар для чтения, учить петь и читать новые, непривычные для слуха мелодии. Иначе слух учащегося не будет активным и гибким и не будет движения вперёд. Что бы процесс чтения с листа протекал правильно и результативно, следует приучать учащегося к определённому порядку действий. Нужно помнить, что в процессе чтения основная трудность заключается в строгом соблюдении метра и ритма. Особенно важно стремление добиться единого, непрерывного пульсирующего темпа. Лучше пусть будут ошибки в ритме, чем если ученик будет петь то быстрее то медленнее, или хуже – совсем останавливаться. Полезно пропевать пример с начала до конца, а потом исправлять ошибки в ритме, в интонации, чем петь в неровном темпе. Этой непрерывности должно помогать дирижирование. Если схема дирижирования мешает ученику, можно заменить её простым отстукиванием ладошкой по столу.
В педагогической практике используются разные приёмы и формы сольфеджирования, которые помогают освоить чтение с листа. Очень важен начальный подготовительный период к этому виду работы. Его особенность заключается в том, чтобы отработать процесс не весь сразу, а по частям.Такая форма используется в течение всего времени работы при появлениях новых трудностей в примерах или тех случаях, если отдельным ученикам трудно даётся какой либо этап.
Подготовительная форма.
Чтение (называние) написанных нот в ритме. Этот приём помогает овладеть техникой называния нот, отсутствие этой техники частот тормозит чтение с листа. При этом полезно менять темп. При чтении нот с листа обязательно нужно дирижировать, чётко произносить ритмические группы. Сначала примеры должны быть простыми в ладовом и интонационном смысле, что позволит сосредоточить внимание на качественном выполнении ритмического рисунка мелодии, выработать чёткий ритм и хорошую артикуляцию. Хорошо этому поучиться на пропевании какой-то секвенции в разных темпах. Дирижирование при этом должно быть собранным, чётким, не допуская широких взмахов или расплывчатых движений. Сильную долю следует выделить более волевым жестом. Следует объяснить детям, что характер жеста должен соответствовать характеру мелодии, что дирижирование – это передача выразительных особенностей музыки в движении.
Следующая форма работы – отстукивание ритма со счетом. Такая форма работы очень полезна. Она укрепляет чувство ритма, способствует более точному и быстрому усвоению различных ритмических групп.
Необходимо научить детей анализировать движение мелодии(плавное вверх, вниз, движение по знакомым аккордам, опевание и т.д.).Необходимо отметить трудные мелодические и ритмические места в мелодии. И после настройки трудные для них обороты, фразы пропеть отдельно. Важно, что бы дети могли спеть любой оборот, самостоятельно найдя внутренним слухом нужную ступень, особенно в трудных по интонации местах. Для достижения чистого и красивого исполнения примера хором или отдельно каждым учащимся необходимо педагогу включать в настройку или распевание особенно трудные места и непривычные обороты, которые встречаются в примере. Разученные примеры полезно так же петь без названий нот, а на слоги или гласные. Пение с текстом даёт возможность исполнять пример с различными динамическими оттенками. Уже выученные мелодии следует пропевать с аккомпанементом или с гармонической поддержкой педагога. Это доставляет детям удовольствие от их труда.
Следующим этапом в работе – предварительный анализ. Уметь понимать то, что написано и что предстоит прочитать с листа, имеет огромное значение. Необходимо проанализировать тональный план, лад, размер, темп и структуру членения, фразы. А так же повторность их, варьирование, секвенции, ходы по звукам аккордов, модуляции, хроматизмы, альтерация ступеней. Очень важно хорошо настроить детей в тональности, спеть гамму, трезвучие, отдельные ступени.
Главной задачей педагога воспитать способность, видя нотные знаки, представить себе их звучание, т.е. мысленное пение. Работа над развитием внутреннегослуха имеет большое значение при чтении с листа. Хорошо петь пример по фразам вслух и про себя, запоминание примера по нотам мысленно, а затем спеть его по нотам. Так воспитывается и проверяется точность внутренних представлений, способность детей слышать музыку, видя ноты.
Предлагаемые упражнения.
1. Учащимся предлагается запись знакомой мелодии. Задача учащихся мысленно пропеть и узнать её.
2.На доске записывается короткая незнакомая мелодия, видя нотный текст, они должны мысленно представить себе его звучание. Затем педагог играет записанное, и дети проверяют свои представления. Иногда педагог может сделать ошибку, чтобы дети её заметили.
3.Вниманию учащихся предложен музыкальный пример в 2 – 6 тактов, дети пропевают его мысленно. Затем пример стирается с доски и дети поют его на память. Мелодия может быть пропета наизусть либо с названием нот, либо на любой слог. В этом случае у детей в каких-то оборотах представления могут быть не правильными и уже успели закрепиться. И только в процессе пения звучание голоса уже интуитивно помогает продолжить пение верно. Поэтому очень важно научить детей «слышать себя» и всё время смотреть вперёд.
И завершающая форма работы – беглое чтение с листа. Это итог всей предварительной работы, проверка уровня развития группы и каждого учащегося. Его не следует проводить очень часто, лучше чаще использовать разные подготовительные и тренировочные формы сольфеджио. Беглое чтение с листа лучше проводить всей группой, при этом слабые ученики будут прислушиваться при пении к сильным ученикам и интонация их буде увереннее. Способов работы в этом случае очень много:
а)пение группой, после предварительной настройки,
б) пение по группам и цепочкой по фразам. Группы поющих детей должны меняться на каждую фразу, не нарушая формы мелодии. Это организует детей, собирает их внимание,
в) чередуя пение вслух и про себя,
г) пение в другой тональности,
д) пение на слог «та» или «ле», что помогает проверить внутреннее представление детей о звучании написанной мелодии, связывая зрительные впечатления со звуковыми.
е) пение с аккомпанементом или гармонической поддержкой.
Аккомпанемент облегчает интонирование мелодии, он организует процесс пения, заставляет держать темп, правильно вступать после пауз и цезур. Развивать музыкальность учащегося. Их вокальные навыки.
Ведь важно то, что ученик, исполнив даже простой музыкальный отрывок с сопровождением чувствует, что он «читал» музыку, а не ноты. Это его подталкивает к дальнейшей работе. Творческое воображение при чтении с листа воспитывает способность предслышать развитие мелодии.
ж)пение в различных темпах. Оно необходимо для развития техники сольфеджирования.Для чтения в быстром темпе необходимо выбирать не сложные примеры. Вся работа над воспитанием и развития навыка чтения с листа ведется обязательно без сопровождения, а главное без подыгрывания на инструменте. Это называется подсказыванием, что лишает детей самостоятельности, умением самому исправлять ошибки и создаёт постоянное ожидание такой подсказки. С самого начала нужно воспитывать у учащихся сознание того, что при чтении с листа нужно слышать мысленно и петь без инструмента, опираясь только на слух.
Одним из главных вопросов методики является исправление ошибок учеников. Что бы научить ученика самостоятельному чтению с листа необходимо:
1. петь одному стоя у стола, не видя клавиатуры фортепиано;
2. стремиться к тому, что бы спеть номер от начала до конца. При этом непременно слушать исполняемую мелодию, всегда смотреть вперёд. Нужно чтобы ученики сами исправляли свои ошибки. Для этого нужно крепко держать настройку в тональности.
Форму беглого чтения полезно использовать на всём протяжении работы. Для чтения двухголосия и многоголосия рекомендуется использование таких приёмов, как предварительное пропевание партий, пропевание с выстраиванием отдельных аккордов, т. е. с остановками на нужных интервалах или аккордах, пение в разных темпах, пение на гласных звуках и с закрытым ртом.
Основная работа педагога воспитать правильный процесс чтения с листа. В работе нужно использовать и чередовать разные формы работы. Широко использовать для чтения с листа примеры из музыкальной литературы. Навык, который является результатом развития слуха и обучения и определяет уровень профессиональной подготовленности музыканта.
Большое значение в выборе примера имеет и эстетическая сторона, их выразительность, яркость, ценность примеров. Чем красивее мелодия, тем легче и приятнее ученику слушать своё исполнение, увлекаться дальнейшим её развитием. Художественный образ мелодии, её интонации должны быть близки и понятны учащемуся, доставлять ему удовольствие, воспитывать вкус. Педагог должен тщательно работать над выбором примеров, чтобы соблюдать систематичность и последовательность в воспитании навыков над чтением с листа.

Используемая литература:

1. А. Барабошкина. Сольфеджио 2 класс. Методическое пособие. Музыка 1977.
2. А. Варфоломос. Пение в курсе сольфеджио, «Государственное музыкальное издательство» Ленинград 1962.
3. Е. Давыдова. Методическое пособие. 3 класс ДМШ., «Музыка» Москва – 1981.
4. Е. Давыдова. Методика обучения на уроках сольфеджио,«Музыка» Москва – 1981.
5. Т. Калужская. Сольфеджио 6 класс. Учебно - методическое пособие. Музыка 1988
6. М. Картавцева. Многоголосие в классах сольфеджио ДМШ. Музыка 1972.
7. Г. Струве. Хоровое сольфеджио, «Советская Россия» Москва 1976.
Категория: Уроки музыки | Добавил: EVS (2015-01-21)
Просмотров: 834 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2016-12-11, 9:05 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1476]
Школьный психолог [501]
История [697]
Опыт [473]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [219]
Мастер-класс [206]
Семья и школа [174]
Компьютер-бум [248]
Английский язык [771]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1142]
Химия [375]
Классному руководителю [627]
Биология [579]
Думаем, размышляем, спорим [92]
Казахский язык и литература [1764]
Краеведение [92]
Начальная школа [3913]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [355]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [290]
Экология [180]
Дошколенок [1494]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [441]
Мой Казахстан [228]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1158]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [518]
Немецкий язык [51]
Технология [282]
Самопознание [381]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [12]
Педагогические программы [4]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru