Главная » Статьи » В помощь учителю » Уроки музыки |
Болдырева Елена Борисовна учитель музыки школа – гимназия №94 г.Алматы Когда мы говорим о дидактических играх, прежде всего мы должны понять, что же такое дидактика, какую роль она играет в обучении, воспитании и развитии ребёнка. Итак, дидактика – это область педагогики, исследующая закономерности процесса обучения. Она отвечает на вопросы: для чего учить? Как учить? Какие формы выбрать для обучения? И как любая наука, она оперирует определённым кругом понятий. Наиболее важными из них являются: процесс обучения, принципы обучения, содержание образования (формирование ЗУН), методы обучения, формы организации. Дидактические игры и есть одна из форм организаций урока, в процессе которой и совершается учебно – познавательная деятельность. Они должны быть составлены таким образом, чтобы наиболее полно могли решить главные задачи дидактики. Из всего многообразия задач, стоящих перед учителем, я бы выделила следующие: воспитательное воздействие обучения, развитие мышления учащихся, формирование качеств творческой личности, развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся, повышение эффективности и качества обучения. Дидактические игры помогают комплексно, в доступной и увлекательной для детей форме, решить эти задачи. На мой взгляд, развитие познавательной активности напрямую связано с развитием творческих способностей учащихся. Когда происходит развитие творческих способностей, растёт познавательная активность и мотивация к обучению, и, наоборот, чем выше уровень познавательной активности, тем активнее идёт развитие творческих способностей детей. В процессе этого взаимодействия у детей развиваются оригинальность, нестандартность мышления, изобретательность, креативность, интуиция, и много других качеств, которые формируют продуктивное, нестандартное, оригинальное мышление. Поэтому, когда я думаю о том, какие дидактические игры мне провести на уроке, я обязательно учитываю эти два компонента. Например, игра «Музыка и живопись», когда ребёнок должен после прослушивания музыки подобрать к нему репродукцию, учитывая её характер, черты стиля композитора, свои собственные впечатления. Ребёнок не просто автоматически подбирает картину, но после названия композитора, должен рассказать о нём, о его творчестве, объяснить, почему он выбрал эту аналогию. Эта игра может иметь продолжение, когда я говорю ребятам: «А теперь сами изобразите ту музыку, которую вы услышали». А можно пойти ещё дальше и дать домашнее задание: подобрать к этой музыке стихи или написать свои. Эта игра носит интегративный характер… Когда ребёнок приходит ко мне на первый урок, в первый класс, первое, с чем он сталкивается – это сказка и игра. Начиная с первого класса каждый урок мы играем. Игр очень много, я расскажу лишь о некоторых из них. Игра « Волшебные цветы». Эту игру можно построить по - разному: на лепестках цветка могут быть написаны музыкальные произведения, либо имена композиторов, музыкальные инструменты, а возможно какие – то музыкальные термины, характер музыки, ребенок отрывает лепесток и рассказывает о том, что соответствует задачам этой игры. Игра «О чём нам рассказала фея музыка?». Благодаря этой игре, ребёнок учится анализировать музыку, средства музыкальной выразительности. И делают это дети очень хорошо, получая от этого удовольствие. И всё потому, что они просто играют. Аналогичные игры мы проводим и по другим видам искусства. Средние и старшие классы. Они тоже любят играть. Игра «Дублёр». Это работа в паре. Отвечающий ребёнок выбирает себе дублёра. То, что не сказал он, за него должен сделать дублёр. Кроме того, свой ответ они должны подтвердить творческой работой. Эта игра развивает внимание, чувство ответственности друг за друга, умение работать в паре. Аналогичная игра «Группа поддержки» - только она проводится по командам. Игра «Исследователь». Эта работа ведется либо с видеоматериалом, с книгой, с материалом интернета, когда изучая определённую тему, ребёнок на примере видео, статьи из книги или из интернета, должен будет изучить проблему, выявить её основные черты, а дома на основе этого, сделать творческую работу. В старших классах, в конце каждой четверти мы проводим итоговую игру, я подвожу итоги этой игры, но оценивают её сами ребята. Выбирается жюри: это те, кто хорошо занимался всю четверть, кто заслужил это право. Весь урок мы играем: здесь и театральные представления, и блиц – опрос, творческие мастерские и практические задания на примере произведений искусств, и т. д. В конце оценивается работа каждого, при этом учитываются мнения жюри и самой команды. Я думаю, что дидактические игры – это очень продуктивный, развивающий способ обучения, который не только повышает мотивацию, но и формирует лучшее в наших детях, позволяет дать им более прочные знания, превращает процесс обучения в удовольствие, совместный творческий труд учителя и ученика! | |
Просмотров: 650 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|