Главная » Статьи » В помощь учителю » Уроки музыки |
Открытый урок музыки в четвёртом классе Тема: «Симфонический оркестр» Цель: Расширить представления учащихся об оркестре, одном из музыкальных жанров – симфония, дать понятие – симфонический оркестр. Задачи: 1. Дать понятие – «Симфонический оркестр», «симфония», инструменты симфонического оркестра. 2. Продолжить формировать навыки правильного пения и исполнения музыкальных произведений; Формировать умение планировать учебное сотрудничество с одноклассниками в процессе учебной деятельности. 3. Воспитывать любовь к музыке на примере лучших образцов музыкального искусства. Оборудование и материалы: 1) Учебник «Музыка. 4 класс. Р.Валлиулина, А.Маханова. 2) Интерактивная доска, компьютер, колонки. 3) Раздаточный материал для групп: нотки для оценки работы; картинки инструментов ; названия инструментов, разделённые на перепутанные слоги и картинки к ним; карточки ключевых терминов; магниты, карточки с разноуровневыми заданиями. Тип урока: урок изучения нового материала. Вид урока: урок - путешествие. Педагогические технологии: Информационные технологии, здоровьесберегающие технологии, технология развивающего обучения, игровые технологии, личностно-ориентированные технологии. Конспект урока «Симфонический оркестр» Ход урока: 1. Организационный момент. Слайд 1: «Музыка-4» Дети входят в класс под музыку Баха «Шутка». На подставке в рамках стоят фотографии некоторых муз.инструментов симфонического оркестра. Музыкальное приветствие учителя и учеников. Учитель - Здравствуйте, ребята, Встретились мы снова. Дети - Слушать музыку и петь Мы уже готовы. Ученики садятся по группам (3 группы). 2. Актуализация знаний. Слайд 2: «Людовик 14» Учитель: - Ребята! Сегодня мы отправимся с вами в путешествие во Францию, к королю Людовику 14, чтобы узнать одну из тайн музыки. Эта тайна будет нашей темой урока. И надо нам поскорее её узнать. Перед путешествием хочу сказать вам, что все ребята, которые будут хорошо работать на уроке – за каждый правильный ответ будут получать нотку. Чем больше ноток, тем выше оценка. Так что работаем! Но чтобы туда отправиться, надо купить билеты. У вас на партах лежат задания. Прочитайте их и выполните. Задание: в данном слове переставлены слоги. Поставьте их правильно и получите слово. 1 группа: виолончель (чель-ви-лон-о) 2 группа: барабан (бан-ба-ра) 3 группа: флейта (та-флей) Учитель: - А теперь ответьте на мой вопрос: какое слово объединяет все три ваши ответа? Что такое флейта, виолончель и барабан? Дети: - Музыкальные инструменты. Учитель: - Наверное, вы вспомнили, как выглядят инструменты, которые вы отгадали? Это и есть ваши билеты! Посмотрите на доску и выберите свой инструмент. Учитель: - Итак, отправляемся в путешествие! Надо погасить билеты. Посоветуйтесь со своим товарищем по группе и ответьте на вопрос: каким приёмом извлекается звук из вашего инструмента? Дети отвечают (акцент на слова: «ударом», «смычком по струнам», «вдуванием воздуха»). -В наше путешествие отправятся ещё и наши попутчики – все инструменты, которые вы видите на выставке. Вам предстоит взять «своих» попутчиков, то есть те музыкальные инструменты, которые являются родственными тому инструменту, который вы отгадали в загадке. Итак,посмотрите на выставку и ребята из каждой группы называют номер инструмента,который вы считаете является родственным отгаданного инструмента. На выставке: 1) скрипка, контрабас, альт; 2) кларнет, гобой, фагот; труба, валторна, туба, тромбон; 3) литавры, треугольник и бубен. Дети разбирают инструменты. 1 вариант: на выставке остались инструменты (это может быть группа медных духовых). Если остаются невыбранные, то идёт обсуждение, какая группа детей должна была их взять и почему. 2 вариант: дети разобрали все инструменты верно. Идёт объяснение, по какому признаку они их рассортировали. Слайд 3 «Группы музыкальных инструментов» Дети вспоминают группы музыкальных инструментов: духовые, ударные, струнные смычковые. Учитель: - Запомните свою группу. Нам это потом пригодится. Итак, все путешественники в сборе! Можно отправляться! Муз.физминутка. 3. Изучение нового материала. Учитель: - Мы прибыли во Францию, во дворец короля Людовика 14-го, нам необходимо будет открыть ворота дворца. Они откроются, если мы с вами из предложенных слов выберем 2, которые не могут существовать одно без другого. Посмотрите, пожалуйста, на доску. На ней вы видите музыкальные термины. Задание: даны слова: симфония, оркестр, квартет, дирижёр. Определить знакомые и незнакомые. Дать объяснение (вспоминаем, что такое симфония, оркестр, квартет, дирижёр). Дети: - Оркестр и дирижёр. (если дети не выполнили задание, необходимо их к этому подвести). Учитель: - Вот мы и прибыли. Давайте посмотрим, откроются ли ворота?! Слайд 4 «Открытые ворота замка» Слайд 5 «Замок короля» Учитель: - Вот мы и вошли в замок короля. Посмотрите, Мне сообщили, что для нас король оставил старинное послание, в котором нас ждёт интересная история. История короля (напечатано на «старинной» бумаге – с обожженными краями): Это было очень давно. Во времена отважных мушкетеров. Во дворце Людовика Четырнадцатого готовилось грандиозное празднество. Король любил балы, танцы, всевозможные представления и …. Сюрпризы! И в этот раз не обошлось без сюрприза... В Париж во дворец стекались кареты знатных вельмож. И вот в назначенный час распахнулись двери празднично украшенной залы, ярко освещенной тысячами свечей, и гостей встретила удивительная, ни с чем несравнимая музыка. Большая группа музыкантов играла на разных музыкальных инструментах. Пораженные гости замерли, а довольный произведенным эффектом король, важно подбоченясь, гордо оглядывал всех. И когда музыка смолкла, грянул гром аплодисментов, раздались восторженные возгласы: — Прекрасно, великолепно!!! — Что это?! — Это ….. Учитель: - Ой, ребята! А послание оборвано! Что ж, мы так и не узнаем, кто же играл на балу у короля? А вы как думаете: какое слово сказал король? Дети: - Оркестр! Учитель: - Верно! Вот в конце написано, что этот оркестр он назвал «24 скрипки короля». Не удивительно, что гости короля Людовика Четырнадцатого не знали, что такое оркестр. Тогда, в XVI веке, впервые стали появляться коллективы музыкантов, совместно исполняющих музыкальные произведения. Но это был не простой оркестр. В оркестре короля мы не могли бы услышать балалайку или рожок, или гусли, которые звучат в русском народном оркестре. Оркестр при дворе короля носил другое название и предназначался для исполнения не народных мелодий, а сочинения великих композиторов. Они называются симфониями, именно тем словом, которое мы взяли с собой и встретили в замке короля. Итак, симфония – музыкальное произведение, состоящее из 4-х частей. Исполняется целой группой инструментов, которые вместе составляют оркестр, название которого образовано от этого слова. Образуйте его. Как будет называться оркестр, исполняющий симфонии? Дети: - Симфонический оркестр. НА СЛАЙДЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ: «СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР» Учитель: - Верно. Об этом оркестре мы и продолжим говорить на уроке. Запишем нашу тему в тетрадь. Дети записывают тему в тетрадь. Учитель: - Давайте представим, что мы на балу и послушаем старинную музыку в исполнении симфонического оркестра. Слайд 6 «В замке короля» ПРОСЛУШИВАНИЕ И. С. Бах «Рондо» (1 мин 30 сек) Учитель: - Вспомним ещё раз, какие группы музыкальных инструментов входят в симфонический оркестр. Назовите ваши группы. Слайды 7, 8, 9 «Группы муз. инстр. симф. оркестра» Дети (по 1 чел от группы) называют свою группу инструментов симфонического оркестра. Предлагается записать названия групп в 4 столбика в тетрадь. Предполагается вопрос детей: для чего 4-ый столбик. Учитель: - Группа духовых инструментов делится на две группы. Посмотрите в учебнике на стр. 31-32 и запишите в тетрадь. Оставьте место для того, чтобы дома вписать в столбики сами инструменты, относящиеся к этим группам из домашнего задания. - Давайте теперь посмотрим на симфонический оркестр в целом составе. Слайд 10 «Симфонический оркестр» - Нам пора возвращаться домой, в Казахстан. Чтобы нам было веселее, споём песню о дружбе. Я выбрала её неспроста для нашего урока. Ведь инструменты в оркестре тоже дружны между собой, иначе не было бы такой прекрасной музыки. ПЕНИЕ «Большой хоровод» (распев на проигрыш, исполнение песни) Учитель: - Вот мы и прибыли обратно, в Казахстан, и сейчас мы выполним тестовое задание, чтобы проверить ваши знания. Выполняем тест: 1.Что такое симфония? А) муз.произведение для симф.оркестра Б) муз.произведение для фортепиано В) стихотворение. 2.Симфонический оркестр это: А) коллектив музыкантов, играющих на разных муз.инструментах Б) группа музыкантов, играющих на струнных инструментах В) музыкальное произведение 3.Какой инструмент не входит в состав симфонического оркестра? А) флейта Б) гусли В) кларнет 4. Какой инструмент не входит в состав группы ударных инструментов? А) барабан Б) литавры В) труба 5. Сколько групп инструментов входит в состав симфонического оркестра? А) 1 Б) 4 В) 6 6. Какой из музыкальных инструментов является струнным смычковым? А) виолончель Б) флейта В) тромбон Способ проверки (самооценивание) Оценивание по ноткам. (подсчет нот и выставление оценок) Домашнее задание: выполнить задание по карточкам. (объяснить как выполнять) Из учебника выписать в группы муз.инструменты. Рефлексия Ребята, у вас на столе лежат стикеры розового и зеленого цвета. Поднимите розовый стикер те, кому понравилось звучание симфонического оркестра и кто желает сходить на концерт симфонической музыки, а сейчас поднимите зелёный стикер те, кого не заинтересовала симфоническая музыка. Учитель: - Путешествие наше подошло к концу и наш урок окончен! Спасибо за сотрудничество, ребята | |
Просмотров: 1083 | Комментарии: 9 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|