Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Уроки музыки

открытый урок
Открытый урок музыки в четвёртом классе

Тема: «Симфонический оркестр»

Цель: Расширить представления учащихся об оркестре, одном из музыкальных жанров – симфония, дать понятие – симфонический оркестр.
Задачи:
1. Дать понятие – «Симфонический оркестр», «симфония», инструменты симфонического оркестра.
2. Продолжить формировать навыки правильного пения и исполнения музыкальных произведений; Формировать умение планировать учебное сотрудничество с одноклассниками в процессе учебной деятельности.
3. Воспитывать любовь к музыке на примере лучших образцов музыкального искусства.
Оборудование и материалы:
1) Учебник «Музыка. 4 класс. Р.Валлиулина, А.Маханова.
2) Интерактивная доска, компьютер, колонки.
3) Раздаточный материал для групп: нотки для оценки работы; картинки инструментов ; названия инструментов, разделённые на перепутанные слоги и картинки к ним; карточки ключевых терминов; магниты, карточки с разноуровневыми заданиями.

Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока: урок - путешествие.

Педагогические технологии:
Информационные технологии, здоровьесберегающие технологии, технология развивающего обучения, игровые технологии, личностно-ориентированные технологии.


Конспект урока «Симфонический оркестр»
Ход урока:

1. Организационный момент.

Слайд 1: «Музыка-4»
Дети входят в класс под музыку Баха «Шутка».
На подставке в рамках стоят фотографии некоторых муз.инструментов симфонического оркестра.
Музыкальное приветствие учителя и учеников.
Учитель - Здравствуйте, ребята,
Встретились мы снова.
Дети - Слушать музыку и петь
Мы уже готовы.

Ученики садятся по группам (3 группы).
2. Актуализация знаний.
Слайд 2: «Людовик 14»
Учитель: - Ребята! Сегодня мы отправимся с вами в путешествие во Францию, к королю Людовику 14, чтобы узнать одну из тайн музыки. Эта тайна будет нашей темой урока. И надо нам поскорее её узнать. Перед путешествием хочу сказать вам, что все ребята, которые будут хорошо работать на уроке – за каждый правильный ответ будут получать нотку. Чем больше ноток, тем выше оценка. Так что работаем!

Но чтобы туда отправиться, надо купить билеты. У вас на партах лежат задания. Прочитайте их и выполните.
Задание: в данном слове переставлены слоги. Поставьте их правильно и получите слово.
1 группа: виолончель (чель-ви-лон-о)
2 группа: барабан (бан-ба-ра)
3 группа: флейта (та-флей)
Учитель: - А теперь ответьте на мой вопрос: какое слово объединяет все три ваши ответа? Что такое флейта, виолончель и барабан?
Дети: - Музыкальные инструменты.
Учитель: - Наверное, вы вспомнили, как выглядят инструменты, которые вы отгадали? Это и есть ваши билеты! Посмотрите на доску и выберите свой инструмент.

Учитель: - Итак, отправляемся в путешествие! Надо погасить билеты. Посоветуйтесь со своим товарищем по группе и ответьте на вопрос: каким приёмом извлекается звук из вашего инструмента?
Дети отвечают (акцент на слова: «ударом», «смычком по струнам», «вдуванием воздуха»).
-В наше путешествие отправятся ещё и наши попутчики – все инструменты, которые вы видите на выставке. Вам предстоит взять «своих» попутчиков, то есть те музыкальные инструменты, которые являются родственными тому инструменту, который вы отгадали в загадке. Итак,посмотрите на выставку и ребята из каждой группы называют номер инструмента,который вы считаете является родственным отгаданного инструмента.

На выставке: 1) скрипка, контрабас, альт; 2) кларнет, гобой, фагот; труба, валторна, туба, тромбон; 3) литавры, треугольник и бубен.

Дети разбирают инструменты.
1 вариант: на выставке остались инструменты (это может быть группа медных духовых).
Если остаются невыбранные, то идёт обсуждение, какая группа детей должна была их взять и почему.
2 вариант: дети разобрали все инструменты верно. Идёт объяснение, по какому признаку они их рассортировали.

Слайд 3 «Группы музыкальных инструментов»
Дети вспоминают группы музыкальных инструментов: духовые, ударные, струнные смычковые.
Учитель: - Запомните свою группу. Нам это потом пригодится. Итак, все путешественники в сборе! Можно отправляться!

Муз.физминутка.

3. Изучение нового материала.
Учитель: - Мы прибыли во Францию, во дворец короля Людовика 14-го, нам необходимо будет открыть ворота дворца. Они откроются, если мы с вами из предложенных слов выберем 2, которые не могут существовать одно без другого.
Посмотрите, пожалуйста, на доску. На ней вы видите музыкальные термины.

Задание: даны слова: симфония, оркестр, квартет, дирижёр.
Определить знакомые и незнакомые.
Дать объяснение (вспоминаем, что такое симфония, оркестр, квартет, дирижёр).
Дети: - Оркестр и дирижёр. (если дети не выполнили задание, необходимо их к этому подвести).
Учитель: - Вот мы и прибыли. Давайте посмотрим, откроются ли ворота?!

Слайд 4 «Открытые ворота замка»
Слайд 5 «Замок короля»
Учитель: - Вот мы и вошли в замок короля. Посмотрите, Мне сообщили, что для нас король оставил старинное послание, в котором нас ждёт интересная история.
История короля (напечатано на «старинной» бумаге – с обожженными краями):
Это было очень давно. Во времена отважных мушкетеров.
Во дворце Людовика Четырнадцатого готовилось грандиозное празднество. Король любил балы, танцы, всевозможные представления и …. Сюрпризы! И в этот раз не обошлось без сюрприза...
В Париж во дворец стекались кареты знатных вельмож. И вот в назначенный час распахнулись двери празднично украшенной залы, ярко освещенной тысячами свечей, и гостей встретила удивительная, ни с чем несравнимая музыка. Большая группа музыкантов играла на разных музыкальных инструментах. Пораженные гости замерли, а довольный произведенным эффектом король, важно подбоченясь, гордо оглядывал всех. И когда музыка смолкла, грянул гром аплодисментов, раздались восторженные возгласы:
— Прекрасно, великолепно!!!
— Что это?!
— Это …..
Учитель: - Ой, ребята! А послание оборвано! Что ж, мы так и не узнаем, кто же играл на балу у короля? А вы как думаете: какое слово сказал король?
Дети: - Оркестр!
Учитель: - Верно! Вот в конце написано, что этот оркестр он назвал «24 скрипки короля».
Не удивительно, что гости короля Людовика Четырнадцатого не знали, что такое оркестр. Тогда, в XVI веке, впервые стали появляться коллективы музыкантов, совместно исполняющих музыкальные произведения.
Но это был не простой оркестр. В оркестре короля мы не могли бы услышать балалайку или рожок, или гусли, которые звучат в русском народном оркестре. Оркестр при дворе короля носил другое название и предназначался для исполнения не народных мелодий, а сочинения великих композиторов. Они называются симфониями, именно тем словом, которое мы взяли с собой и встретили в замке короля. Итак, симфония – музыкальное произведение, состоящее из 4-х частей. Исполняется целой группой инструментов, которые вместе составляют оркестр, название которого образовано от этого слова. Образуйте его. Как будет называться оркестр, исполняющий симфонии?
Дети: - Симфонический оркестр.

НА СЛАЙДЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ: «СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР»

Учитель: - Верно. Об этом оркестре мы и продолжим говорить на уроке. Запишем нашу тему в тетрадь.

Дети записывают тему в тетрадь.

Учитель: - Давайте представим, что мы на балу и послушаем старинную музыку в исполнении симфонического оркестра.
Слайд 6 «В замке короля»

ПРОСЛУШИВАНИЕ И. С. Бах «Рондо» (1 мин 30 сек)
Учитель: - Вспомним ещё раз, какие группы музыкальных инструментов входят в симфонический оркестр. Назовите ваши группы.
Слайды 7, 8, 9 «Группы муз. инстр. симф. оркестра»
Дети (по 1 чел от группы) называют свою группу инструментов симфонического оркестра. Предлагается записать названия групп в 4 столбика в тетрадь.
Предполагается вопрос детей: для чего 4-ый столбик.

Учитель: - Группа духовых инструментов делится на две группы. Посмотрите в учебнике на стр. 31-32 и запишите в тетрадь. Оставьте место для того, чтобы дома вписать в столбики сами инструменты, относящиеся к этим группам из домашнего задания.
- Давайте теперь посмотрим на симфонический оркестр в целом составе.
Слайд 10 «Симфонический оркестр»

- Нам пора возвращаться домой, в Казахстан. Чтобы нам было веселее, споём песню о дружбе. Я выбрала её неспроста для нашего урока. Ведь инструменты в оркестре тоже дружны между собой, иначе не было бы такой прекрасной музыки.

ПЕНИЕ «Большой хоровод»
(распев на проигрыш, исполнение песни)

Учитель: - Вот мы и прибыли обратно, в Казахстан, и сейчас мы выполним тестовое задание, чтобы проверить ваши знания.
Выполняем тест:
1.Что такое симфония?
А) муз.произведение для симф.оркестра
Б) муз.произведение для фортепиано
В) стихотворение.
2.Симфонический оркестр это:
А) коллектив музыкантов, играющих на разных муз.инструментах
Б) группа музыкантов, играющих на струнных инструментах
В) музыкальное произведение
3.Какой инструмент не входит в состав симфонического оркестра?
А) флейта
Б) гусли
В) кларнет
4. Какой инструмент не входит в состав группы ударных инструментов?
А) барабан
Б) литавры
В) труба

5. Сколько групп инструментов входит в состав симфонического оркестра?
А) 1
Б) 4
В) 6
6. Какой из музыкальных инструментов является струнным смычковым?
А) виолончель
Б) флейта
В) тромбон
Способ проверки (самооценивание)
Оценивание по ноткам. (подсчет нот и выставление оценок)
Домашнее задание: выполнить задание по карточкам. (объяснить как выполнять)
Из учебника выписать в группы муз.инструменты.

Рефлексия
Ребята, у вас на столе лежат стикеры розового и зеленого цвета. Поднимите розовый стикер те, кому понравилось звучание симфонического оркестра и кто желает сходить на концерт симфонической музыки, а сейчас поднимите зелёный стикер те, кого не заинтересовала симфоническая музыка.

Учитель: - Путешествие наше подошло к концу и наш урок окончен! Спасибо за сотрудничество, ребята
Категория: Уроки музыки | Добавил: Lika (2015-02-02) | Автор: Черенкова Лилия Георгиевна E
Просмотров: 343 | Комментарии: 9 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2017-03-30, 7:37 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1512]
Школьный психолог [516]
История [735]
Опыт [495]
Научная кафедра [217]
Воспитание души [229]
Мастер-класс [219]
Семья и школа [178]
Компьютер-бум [253]
Английский язык [803]
Великие открытия [20]
Университет здоровья [129]
Математика [1177]
Химия [385]
Классному руководителю [656]
Биология [591]
Думаем, размышляем, спорим [95]
Казахский язык и литература [1799]
Краеведение [93]
Начальная школа [4001]
Беседы у самовара [16]
Мировая художественная культура [39]
Новые технологии в обучении [375]
Сельская школа [73]
Профильное обучение [70]
Демократизация и школа [24]
Физика [302]
Экология [184]
Дошколенок [1570]
Особые дети [278]
Общество семи муз [57]
Школа и искусство
Уроки музыки [640]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [463]
Мой Казахстан [234]
Школьный театр [70]
Внеклассные мероприятия [1193]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [86]
ИЗО и черчение [218]
Физическая культура [535]
Немецкий язык [52]
Технология [292]
Самопознание [399]
Профессиональное образование [107]
Школьная библиотека [81]
Летний лагерь [15]
Дополнительное образование [33]
Педагогические программы [7]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru