Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Уроки музыки

открытый урок
Открытый урок музыки в четвёртом классе

Тема: «Симфонический оркестр»

Цель: Расширить представления учащихся об оркестре, одном из музыкальных жанров – симфония, дать понятие – симфонический оркестр.
Задачи:
1. Дать понятие – «Симфонический оркестр», «симфония», инструменты симфонического оркестра.
2. Продолжить формировать навыки правильного пения и исполнения музыкальных произведений; Формировать умение планировать учебное сотрудничество с одноклассниками в процессе учебной деятельности.
3. Воспитывать любовь к музыке на примере лучших образцов музыкального искусства.
Оборудование и материалы:
1) Учебник «Музыка. 4 класс. Р.Валлиулина, А.Маханова.
2) Интерактивная доска, компьютер, колонки.
3) Раздаточный материал для групп: нотки для оценки работы; картинки инструментов ; названия инструментов, разделённые на перепутанные слоги и картинки к ним; карточки ключевых терминов; магниты, карточки с разноуровневыми заданиями.

Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока: урок - путешествие.

Педагогические технологии:
Информационные технологии, здоровьесберегающие технологии, технология развивающего обучения, игровые технологии, личностно-ориентированные технологии.


Конспект урока «Симфонический оркестр»
Ход урока:

1. Организационный момент.

Слайд 1: «Музыка-4»
Дети входят в класс под музыку Баха «Шутка».
На подставке в рамках стоят фотографии некоторых муз.инструментов симфонического оркестра.
Музыкальное приветствие учителя и учеников.
Учитель - Здравствуйте, ребята,
Встретились мы снова.
Дети - Слушать музыку и петь
Мы уже готовы.

Ученики садятся по группам (3 группы).
2. Актуализация знаний.
Слайд 2: «Людовик 14»
Учитель: - Ребята! Сегодня мы отправимся с вами в путешествие во Францию, к королю Людовику 14, чтобы узнать одну из тайн музыки. Эта тайна будет нашей темой урока. И надо нам поскорее её узнать. Перед путешествием хочу сказать вам, что все ребята, которые будут хорошо работать на уроке – за каждый правильный ответ будут получать нотку. Чем больше ноток, тем выше оценка. Так что работаем!

Но чтобы туда отправиться, надо купить билеты. У вас на партах лежат задания. Прочитайте их и выполните.
Задание: в данном слове переставлены слоги. Поставьте их правильно и получите слово.
1 группа: виолончель (чель-ви-лон-о)
2 группа: барабан (бан-ба-ра)
3 группа: флейта (та-флей)
Учитель: - А теперь ответьте на мой вопрос: какое слово объединяет все три ваши ответа? Что такое флейта, виолончель и барабан?
Дети: - Музыкальные инструменты.
Учитель: - Наверное, вы вспомнили, как выглядят инструменты, которые вы отгадали? Это и есть ваши билеты! Посмотрите на доску и выберите свой инструмент.

Учитель: - Итак, отправляемся в путешествие! Надо погасить билеты. Посоветуйтесь со своим товарищем по группе и ответьте на вопрос: каким приёмом извлекается звук из вашего инструмента?
Дети отвечают (акцент на слова: «ударом», «смычком по струнам», «вдуванием воздуха»).
-В наше путешествие отправятся ещё и наши попутчики – все инструменты, которые вы видите на выставке. Вам предстоит взять «своих» попутчиков, то есть те музыкальные инструменты, которые являются родственными тому инструменту, который вы отгадали в загадке. Итак,посмотрите на выставку и ребята из каждой группы называют номер инструмента,который вы считаете является родственным отгаданного инструмента.

На выставке: 1) скрипка, контрабас, альт; 2) кларнет, гобой, фагот; труба, валторна, туба, тромбон; 3) литавры, треугольник и бубен.

Дети разбирают инструменты.
1 вариант: на выставке остались инструменты (это может быть группа медных духовых).
Если остаются невыбранные, то идёт обсуждение, какая группа детей должна была их взять и почему.
2 вариант: дети разобрали все инструменты верно. Идёт объяснение, по какому признаку они их рассортировали.

Слайд 3 «Группы музыкальных инструментов»
Дети вспоминают группы музыкальных инструментов: духовые, ударные, струнные смычковые.
Учитель: - Запомните свою группу. Нам это потом пригодится. Итак, все путешественники в сборе! Можно отправляться!

Муз.физминутка.

3. Изучение нового материала.
Учитель: - Мы прибыли во Францию, во дворец короля Людовика 14-го, нам необходимо будет открыть ворота дворца. Они откроются, если мы с вами из предложенных слов выберем 2, которые не могут существовать одно без другого.
Посмотрите, пожалуйста, на доску. На ней вы видите музыкальные термины.

Задание: даны слова: симфония, оркестр, квартет, дирижёр.
Определить знакомые и незнакомые.
Дать объяснение (вспоминаем, что такое симфония, оркестр, квартет, дирижёр).
Дети: - Оркестр и дирижёр. (если дети не выполнили задание, необходимо их к этому подвести).
Учитель: - Вот мы и прибыли. Давайте посмотрим, откроются ли ворота?!

Слайд 4 «Открытые ворота замка»
Слайд 5 «Замок короля»
Учитель: - Вот мы и вошли в замок короля. Посмотрите, Мне сообщили, что для нас король оставил старинное послание, в котором нас ждёт интересная история.
История короля (напечатано на «старинной» бумаге – с обожженными краями):
Это было очень давно. Во времена отважных мушкетеров.
Во дворце Людовика Четырнадцатого готовилось грандиозное празднество. Король любил балы, танцы, всевозможные представления и …. Сюрпризы! И в этот раз не обошлось без сюрприза...
В Париж во дворец стекались кареты знатных вельмож. И вот в назначенный час распахнулись двери празднично украшенной залы, ярко освещенной тысячами свечей, и гостей встретила удивительная, ни с чем несравнимая музыка. Большая группа музыкантов играла на разных музыкальных инструментах. Пораженные гости замерли, а довольный произведенным эффектом король, важно подбоченясь, гордо оглядывал всех. И когда музыка смолкла, грянул гром аплодисментов, раздались восторженные возгласы:
— Прекрасно, великолепно!!!
— Что это?!
— Это …..
Учитель: - Ой, ребята! А послание оборвано! Что ж, мы так и не узнаем, кто же играл на балу у короля? А вы как думаете: какое слово сказал король?
Дети: - Оркестр!
Учитель: - Верно! Вот в конце написано, что этот оркестр он назвал «24 скрипки короля».
Не удивительно, что гости короля Людовика Четырнадцатого не знали, что такое оркестр. Тогда, в XVI веке, впервые стали появляться коллективы музыкантов, совместно исполняющих музыкальные произведения.
Но это был не простой оркестр. В оркестре короля мы не могли бы услышать балалайку или рожок, или гусли, которые звучат в русском народном оркестре. Оркестр при дворе короля носил другое название и предназначался для исполнения не народных мелодий, а сочинения великих композиторов. Они называются симфониями, именно тем словом, которое мы взяли с собой и встретили в замке короля. Итак, симфония – музыкальное произведение, состоящее из 4-х частей. Исполняется целой группой инструментов, которые вместе составляют оркестр, название которого образовано от этого слова. Образуйте его. Как будет называться оркестр, исполняющий симфонии?
Дети: - Симфонический оркестр.

НА СЛАЙДЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ: «СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР»

Учитель: - Верно. Об этом оркестре мы и продолжим говорить на уроке. Запишем нашу тему в тетрадь.

Дети записывают тему в тетрадь.

Учитель: - Давайте представим, что мы на балу и послушаем старинную музыку в исполнении симфонического оркестра.
Слайд 6 «В замке короля»

ПРОСЛУШИВАНИЕ И. С. Бах «Рондо» (1 мин 30 сек)
Учитель: - Вспомним ещё раз, какие группы музыкальных инструментов входят в симфонический оркестр. Назовите ваши группы.
Слайды 7, 8, 9 «Группы муз. инстр. симф. оркестра»
Дети (по 1 чел от группы) называют свою группу инструментов симфонического оркестра. Предлагается записать названия групп в 4 столбика в тетрадь.
Предполагается вопрос детей: для чего 4-ый столбик.

Учитель: - Группа духовых инструментов делится на две группы. Посмотрите в учебнике на стр. 31-32 и запишите в тетрадь. Оставьте место для того, чтобы дома вписать в столбики сами инструменты, относящиеся к этим группам из домашнего задания.
- Давайте теперь посмотрим на симфонический оркестр в целом составе.
Слайд 10 «Симфонический оркестр»

- Нам пора возвращаться домой, в Казахстан. Чтобы нам было веселее, споём песню о дружбе. Я выбрала её неспроста для нашего урока. Ведь инструменты в оркестре тоже дружны между собой, иначе не было бы такой прекрасной музыки.

ПЕНИЕ «Большой хоровод»
(распев на проигрыш, исполнение песни)

Учитель: - Вот мы и прибыли обратно, в Казахстан, и сейчас мы выполним тестовое задание, чтобы проверить ваши знания.
Выполняем тест:
1.Что такое симфония?
А) муз.произведение для симф.оркестра
Б) муз.произведение для фортепиано
В) стихотворение.
2.Симфонический оркестр это:
А) коллектив музыкантов, играющих на разных муз.инструментах
Б) группа музыкантов, играющих на струнных инструментах
В) музыкальное произведение
3.Какой инструмент не входит в состав симфонического оркестра?
А) флейта
Б) гусли
В) кларнет
4. Какой инструмент не входит в состав группы ударных инструментов?
А) барабан
Б) литавры
В) труба

5. Сколько групп инструментов входит в состав симфонического оркестра?
А) 1
Б) 4
В) 6
6. Какой из музыкальных инструментов является струнным смычковым?
А) виолончель
Б) флейта
В) тромбон
Способ проверки (самооценивание)
Оценивание по ноткам. (подсчет нот и выставление оценок)
Домашнее задание: выполнить задание по карточкам. (объяснить как выполнять)
Из учебника выписать в группы муз.инструменты.

Рефлексия
Ребята, у вас на столе лежат стикеры розового и зеленого цвета. Поднимите розовый стикер те, кому понравилось звучание симфонического оркестра и кто желает сходить на концерт симфонической музыки, а сейчас поднимите зелёный стикер те, кого не заинтересовала симфоническая музыка.

Учитель: - Путешествие наше подошло к концу и наш урок окончен! Спасибо за сотрудничество, ребята
Категория: Уроки музыки | Добавил: Lika (2015-02-02) | Автор: Черенкова Лилия Георгиевна E
Просмотров: 1083 | Комментарии: 9 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-05-08, 3:17 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru