Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Уроки музыки

Разработка открытого урока в классе специального фортепиано
Открытый урок
в классе специального фортепиано с ученицей 3-го класса
Баранбаевой Асель по теме:

«Взаимосвязь музыкально-художественных и технических задач, в процессе работы над репертуаром, в классе специального фортепиано»

Преподаватель: Антипова Л.Е.

2014 год
Тема урока: «Взаимосвязь музыкально-художественных и технических задач, в процессе работы над репертуаром, в классе специального фортепиано».

Цель урока: – воздействовать на все стороны личности ученика, развивая в гармоничном единстве его музыкально-эмоциональные и пианистические качества.

Задачи:
Образовательная: организация игрового аппарата в связи с музыкально-техническими задачами.
Развивающая: развивать творческую инициативу, воображение и эмоциональность для полноценной работы над художественным образом.
Воспитательная: воспитывать интерес и осознанное отношение к работе.

Методы урока: Словесный,
практический,
наглядный.
Тип урока: закрепление полученных знаний.
Оборудование: фортепиано, ноты, иллюстрации.
Музыкальные произведения:
1. А. Гедике «Этюд» Белки.
2. О. Геталова «Утро в лесу».
3. М. Парцхаладзе «Проказница».

План урока:
I. Организационный этап
1) приветствие.
2) сообщение темы урока и цели

II. Основная часть урока
3) вступительное слово
4) работа над пьесами
III. Заключительный этап
1)домашнее задание
2) итог урока


Ход урока

I. Прежде чем начать занятие, я хочу представить свою ученицу. Это Баранбаева Асель, учащаяся 3 класса, девочка музыкальная, трудолюбивая, усидчивая, любознательная.

- Взаимосвязь музыкально-художественных и технических задач в работе пианиста является основополагающей во всём процессе обучения. Без техники – нет выразительной игры, а без работы над художественным образом всё теряет смысл. Ведь цель работы над произведением – содержательное, яркое, технически правильное исполнение.
Сегодня на уроке, мы постараемся музыкально слуховые представления связывать с двигательными ощущениями, каждый приём связывать с определённой художественной задачей.

II. Основная часть урока

А.Гедике «Этюд» (Белки).

-Предлагаю прослушать фрагмент из этюда, в исполнении ученицы.

Педагог: - Почему этюд назвали «Белки»?

Ученица: - В музыке мы слышим интонации игривости, веселья в сочетании со скачками, прыжками, как будто маленькие белочки прыгают по веткам дерева.

Педагог: - Чтобы лучше представить и передать характер и эмоционально-художественное содержание произведения ученице были показаны картины художников и фотографии на которых изображены белки.
Ученица рассказывает, какими она увидела белок в изображении: резвых, быстрых, изящных, забавных, находящихся постоянно в движении. В исполнении необходимо также передать игру легким, изящным, стремительным звуком.

Педагог: - При помощи каких штрихов и средств выразительности композитор изобразил таких резвых зверьков в музыке?

Ученица: - При помощи стаккато, легато в коротких мотивах шестнадцатыми длительностями, разнообразной динамики и быстрого темпа.

Педагог: - Да, белки зверьки очень быстрые и резвые, поэтому мелкие длительности на легато и стаккато необходимо играть активными, цепкими кончиками пальцев.
Мелкие перебежки белочки лёгким легато, переходят в скачки коротким и острым стаккато.
Обрати внимание на динамику, и давай немного пофантазируем.

Ученица: - «f» чередуется с «p», «mf», «mp», наверно это мама-белка прыгает на форте, а маленькие бельчата за ней на пиано, так как они намного меньше.

Педагог: - Да, показывая на пиано маленьких бельчат, мы так же будем следить чтобы пальцы не теряли своей активности и сохраняли беглость.

- Исполни следующий фрагмент, на чередование рук. Ровно прозвучали все шестнадцатые?
-Нет, отдельные звуки слишком выделялись из общего звучания, и небыло ритмической ровности в исполнении.

Педагог: - Представим, что белочки стремительно бегут друг за другом, а их лапки крепко цепляются за поверхность, вот так же и наши пальчики играют все звуки ровно чётко, сменяя друг друга. Чередуя руки следи за тем, чтобы вступление другой руки не было резким. Для этого необходимо каждую руку подводить к своим клавишам заранее, быстро, и в тоже время спокойно без рывка. Чтобы первый из четырёх пальцев вступающей руки играл как бы легато, точно подхватывая силу и артикуляцию последнего пальца сменяемой руки.

Педагог: Теперь исполни вторую часть. На сочетании каких видов техники построена эта часть?

Ученица: - стаккато в двойных нотах в левой руке, и легато в правой руке, аккорды.

Педагог: - Да, развиваем независимость рук, играем с разными ощущениями в кончиках пальцев. В исполнении двойных нот добиваемся ровного и полного звучания каждого интервала (представим, что белочки прыгают синхронно).
В следующей фразе сочетание легато в гаммообразных последаваниях с аккордами. Показывая разыгравшихся, почти летящих белок необходимо добиться звуковой ровности, объединив отдельные звуки в единую музыкальную линию. Аккорды в левой руке звучат насыщенно, они как крепкие, мощные ветки дерева, по которым прыгают и резвятся белки. Третья часть повторение первой, исполнять необходимо с учётом предыдущих рекомендаций.

2. О. Геталова «Утро в лесу»

Педагог: - Яркая, содержательная пьеса современного композитора.
- Сколько частей в пьесе?

Ученица: - Четыре части, первая медленная - адажио,
вторая – более подвижная
третья – шутливая, весёлая,
четвёртая – звучит подвижно, взволнованно.
Педагог: Перед прослушиванием мы посмотрим картину русского художника И. Шишкина «Утро в лесу», и современные фотографии с изображением лесных жителей.
Педагог: - Мелодия первой части рисует нам картину раннего летнего утра, когда вся природа оживает от первых лучей солнца. Выдержанные половинные, как бой часов, которые будят всех лесных обитателей. Движение маятника передают восьмые длительности, глубоким, полным легато. «Пиано» звучит как эхо, где-то далеко, откликаясь на бой часов.
Легато играем на крещендо, плавно и мягко «переливая» один звук в другой, это первые лучи солнца появились на горизонте.
Вслушиваясь в последний звук, исполненный на фермата, переходим ко второй части.
Вторая часть звучит более взволнованно, подвижно. Арпеджио в коротких мотивах, передаёт порхание бабочки с цветка на цветок, полёт птиц. Легато играем ярким, лёгким звуком, объединяющим движением руки. Короткие мотивы соединяем в единую мелодическую линию, рисуя всю полноту радости, пробуждения природы.
Третья часть буквально врывается весело, шутливо. Кто изображён в музыке?

Ученица: - Здесь зайчиха прыгает с зайчонком, и хитрая лиса пробежала, прячась за деревьями, стая птиц взлетела ввысь.

Педагог: - Резвого, быстрого зайца исполняем на стаккато, отрывистому, острому звучанию должно соответствовать быстрое и активное движение рук.
При игре аккордов необходимо ощущение ансамбля взятия 3-х звуков на опоре, с ощущением глубины нажатия и снятия физической нагрузки с рук. Над полным звучанием аккорда нужно поработать отдельно, чтобы научиться слушать сразу три звука, играть его поочерёдно, то лишь крайние звуки, то по очереди нижний и средний, затее средний и верхний.
-Быстро пробежала лисица, остановилась и притаилась. Как мы должны исполнить?
Ученица: - шестнадцатые нужно исполнить ровно, чётко «проговаривая» каждый звук, с хорошей артикуляцией. Одним оъединяющим движением рук, с акцентом на последнем звуке.
Педагог: - Как звучит заключительная часть пьесы?
Ученица: - Четвёртая часть повторяет вторую. Весело и радостно, короткими арпеджио в левой руке, лёгким и светлым звуком рисуем картину прекрасного летнего утра в лесу.

3. М. Парцхаладзе «Проказница».

Звучит пьеса в исполнении ученицы.

Педагог: - Какой бы ты нарисовала сюжет к этой пьесе, как представляешь развитие событий?

Ученица: - Это пьеса о девочке, которая любит баловаться, капризничать, показывать характер. И вдруг на какое-то время она успокаивается и перед нами уже совершенно другая девочка, мечтательная, спокойная, и даже немного уставшая. Но, ненадолго, вот она уже опять проказничает и балуется.

Педагог: - Сколько частей в пьесе?
Ученица: Три части. В первой части темп быстрый, во второй умеренный, третья часть звучит в быстром темпе.
Педагог: - Я предлагаю посмотреть картинки из увлекательного мультфильма «Маша и медведь», где очень точно выражены характер, настроение девочки-проказницы.
Педагог: - да, композитор нарисовал музыкальный портрет девочки-проказницы, которая не может больше минуты вести себя хорошо. Это мы отчётливо слышим в исполнении стаккато, острый, резкий звук в быстром темпе.
Обратимся к музыке (Предлагаю ученице исполнить фрагмент из пьесы), исполняя акценты на вторую, четвёртую доли постарайся передать, как она топает ногой, злится. Затем осторожно озирается: -А вдруг увидит мама?
-Как мы должны исполнить?
Ученица: - играем на легато, замедляя, в звучании стараясь передать тревогу и опасение.
И тут же начинает опять озорничать всё с большей силой, это мы отчётливо слышим в коротких мотивах с акцентами, стаккато звучит остро, руки играют энергично, концы пальцев обострены. Постепенное нарастание звучания вдруг сменяется спокойным исполнением с замедлением. – Что происходит?
Ученица: - Дальше играем с замедлением, более спокойным звуком, переходя ко второй части.
Ученица: - Изменилось настроение нашей проказницы.
Педагог: - Меняется характер исполнения? Каким штрихом исполняется эта часть?
Ученица: - Легато, мелодия звучит спокойно. Играть нужно певуче, пальцы погружать в клавиши мягко, без толчков, стараясь передать в звучании спокойное, хорошее поведение девочки.
Педагог: - Да, задержавшись на последних звуках (фермата), движением рук показываем момент смены характера (звучит третья часть). Заключительная часть повторяет первую: быстрый темп, острое стаккато, резкие интонации, подводят к окончанию.
- Как мы должны исполнить последние такты, что передать?
- Ученица: - Окончание играем на пиано, осторожным, вкрадчивым, резким звуком на стаккато, показывая, как проказница решила быстро и незаметно убежать.


III. Заключительный этап.
-Сегодня на уроке мы показали работу над тремя произведениями, очень яркими, содержательными, образными. Показали соотношение музыкально-художественных и технических задач, когда эти два понятия сливаются в единый исполнительский процесс.
Домашнее задание: Работая самостоятельно над пьесами, через средства выразительности, исполнительскую технику, различные приёмы звукоизвлечения, необходимо стремиться передать, показать, донести до слушателей художественный замысел композитора.

Список используемой литературы:
1. Е. Либерман Работа над фортепианной техникой. 1985г.
2. И.Гофман Фортепианная игра. 1961г.
3. «Фортепианные пьесы для детей» выпуск I. 1986г.
4. О. Геталова «Летом в деревне» 2010г.
Категория: Уроки музыки | Добавил: lyuda (2015-02-09) | Автор: Антипова Людмила Eвгеньевна E
Просмотров: 510 | Комментарии: 1 | Теги: Открытый урок по фортепиано | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2016-12-08, 1:12 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1474]
Школьный психолог [501]
История [695]
Опыт [471]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [217]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [247]
Английский язык [770]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1139]
Химия [374]
Классному руководителю [622]
Биология [578]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1762]
Краеведение [92]
Начальная школа [3905]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [353]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1491]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [517]
Немецкий язык [51]
Технология [280]
Самопознание [379]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [8]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru