Главная » Статьи » В помощь учителю » Уроки музыки |
Мартыненко И.Н. преподаватель муз.- теоретических дисциплин ШИ №2 г. Караганда клуб ЮНЕСКО ВНЕКЛАССНЫЙ УРОК- КОНЦЕРТ: Тема: ГИТАРЫ МАНЯЩИЕ ЗВУКИ Элегия (В. Игнатьев) Если терзает мне душу сомнение, сердце ж мучительно жаждет забвения,- В руки беру я гитару любимую, с ней разделяю тоску нестерпимую. Пальцы с любовью к струнам прикасаются… Что-то чудесное вдруг совершается: Плачут, рыдают аккорды могучие, и замирает в душе их созвучие. Нежно лаская её, истомлённую бурею жизни, страстями спалённую; Горе, несчастие вмиг забываются… Струны ж звенят, соловьём заливаются. Лейтесь же, чудные, лейтесь родимые, звуки гитарные, звуки любимые! Здравствуйте уважаемые гости, дорогие ребята и преподаватели нашей школы. Сегодня мы собрались в этом красивом зале концерт, посвященный музыкальному инструменту – гитара. У нас с вами будет небольшое путешествие в прошлое. И прежде всего я хочу рассказать вам о том, как же появилась на свет и эволюционировала с ходом времени гитара, а самое главное - какой была древняя история создания и происхождение гитары. Давайте начнем! Гитара - пожалуй, самый распространенный и популярный музыкальный инструмент во всем мире. Ее применяют в качестве сольного или аккомпанирующего инструмента в разных музыкальных направлениях и стилях, при всем этом являясь лидирующим инструментом в таких стилях как: кантри, блюз, рок-музыка, фламенко, джаз и другие. Человек, исполняющий музыку на гитаре, именуется гитаристом. История гитары восходит к глубокой древности. Её колыбелью были страны Ближнего и Среднего Востока, где она появилась несколько тысячелетий назад. Но её появлению в традиционном виде предшествовал длинный путь развития. номер Волшебная лютня. Пьер-Жан Беранже. Во дни чудесных дел и слухов Доисторических времен Простой бедняк от добрых духов Был чудной лютней одарен. Ее пленительные звуки Дарили радость и покой И вмиг снимали как рукой Любви и ненависти муки По мнению исследователей, лук первобытного охотника мог использоваться не только как оружие, но и как музыкальный инструмент. Так, если на лук натянуть не одну тетиву, а несколько, то в силу их различной длины, силы натяжения и толщины изменяется высота издаваемого звука. Вероятно, именно такой вид имел музыкальный инструмент, ставший прототипом ассиро-вавилонской и египетской кифары. В свою очередь, древние кифары стали "предками" гитары. Происхождение слова «гитара» обязано слиянию двух слов: «тар» (от древнеперсидского «струна») и «сангита» (от санскритского «музыка»). По другим источникам, это слово имеет происхождение от «кутур» (от санскритского «четырехструнный»). Своими корнями происхождение гитары уходит глубоко в древность в III - II тысячелетиях до новой эры в странах Древней Греции в Месопотамии и Египте. По мере распространенности этого музыкального инструмента из Азии в Европу, название «гитара» претерпевало много изменений, а вот окончательное название было отображено в 18 веке в средневековой литературе. Номер. Колокольчиков серебряных Звон нежный смягченный Лишь в струнах гитары певучей, Их прелесть, звука поэт восхищенный Сравненья в металла природы могучей. Не может найти, изумленный Как буря разносятся массою звуки… Аккорды тех звуков хватают за душу Иль быстрым отливом, иль ровным приливом То в бездну уносят, то снова на сушу, Сладчайшим чаруя мотивам. Хотя родословная гитары, как утверждают историки, начинается с Востока, родиной современной гитары несомненно следует считать Испанию. Именно здесь лютня, а затем виуэла дали основу для рождения нового инструмента, ставшего истинно народным по популярности. Стендаль ярко иллюстрирует любовь простых испанцев к гитарной музыке в следующем эпизоде: «Подошел слепой, сел на скамью перед гостиницей, настроил свою гитару и стал напевать. Вдали показалась служанка, шедшая с сосудом вина на голове. Услышав музыку, она начала двигаться в такт, потом слегка подпрыгивать и, наконец, подойдя к играющему, уже танцевала по-настоящему. Она поставила кувшин и стала плясать вовсю. Конюх, проходивший по двору с вьюком для мула, сложил свою ношу и начал плясать. Словом, меньше чем через полчаса вокруг слепого плясали уже тринадцать испанцев. Они не обращали никакого внимания друг на друга. Галантности не было и в помине: каждый, казалось, плясал для себя и чтобы доставить удовольствие только себе». Номер. Испания дала миру лучших гитаристов-исполнителей, композиторов и педагогов. Лучшие произведения для гитары написаны гитаристами, которые владели искусством игры на гитаре. Из Испании гитара проникла во все страны Европы, и нет сейчас в мире инструмента более популярного. За время своего развития гитара усовершенствовалась конструктивно и достигла хорошей звучности. Контингент любителей гитары очень неоднороден. Сочинители песен шансонье аккомпанируют себе, как правило, на гитаре: уж очень соблазнительна та легкость, с которой можно научиться простейшему гитарному аккомпанементу. Гитаре поверяет свои тайны влюбленный, без гитары не трогается в путь уважающий себя турист, гитаре посвящаются песни и стихи, а хорошие музыканты посвящают гитаре свои жизни, ибо это очень трудно — стать настоящим гитаристом. Мандолина, гитара и бас. сл. Цейлина Каждый вечер, вернувшись с работы Трое малых веселых парней, Разложив в своем садике ноты, Развлекали родных и друзей Позабыв все дневные заботы, Усевшись на травку подряд, Вы поверьте, звучали не хуже чем джаз Мандолина, гитара и бас. В XVI веке в Испании появилась пятиструнная гитара, и с этого времени она стала называться испанской гитарой. Струны ставились двойные, иногда первая струна ("певунья") была одинарной. Из всех европейских стран наибольшее распространение гитара получила в Испании, где она стала подлинно народным инструментом. С появлением пятой струны и увеличением её художественно-исполнительских возможностей гитара начинает успешно конкурировать с лютней и виуэлой, своей предшественницей, и постепенно вытеснять их из музыкального обихода. Появляется целый ряд талантливейших виртуозов и композиторов, поднявших искусство игры на гитаре на очень высокий уровень. Среди них Ф. Корбетта (1620-1681), придворный гитарист королей Испании, Франции и Англии, его ученик Р. де Визе (1650-1725), придворный гитарист короля Франции Людовика XIV, Ф. Кампион (1686-1748), Г. Санз (1640-1710) и многие другие. Начинают выходить первые табулатурные сборники и учебные пособия для гитары: "Книга гитары" Р. де Визе (1682), "Новые открытия гитары" Ф. Кампиона (1705) и многие другие. В них печатались старинные испанские танцы - пассакальи, чаконы, сарабанды, фолии и другие пьесы. Номер. Бродвейский цыган. Цыган- это не семиструнные страсти, а тысячеструнные. Как ни прикрасьте Цыгана судьбу – в ней трагедии боль. Страны под названием цыгания нету. Но в поисках бродят цыгане по свету. Цыган это тайна, а вовсе не роль. В XVIII столетии процветало гитарное исполнительство. В Испании гитаре уделялось большое внимание. Появилось много школ и методических пособий. В практике складывались оригинальные технические приёмы и формы вариационного развития игры. Гитара помогла сохранению в испанском быту народных танцев, которые давно были вытеснены в аристократических салонах менуэтом. Хота, сегидилья, фанданго и болеро широко распространились по всей Европе. Это был своеобразный реванш Испании за вторжение иноземных влияний, нараставших в течение XVIII столетия. И всё же век 18-й не оставил в памяти потомков блистательных имён, знаменитых опусов. Это столетие больше всего сказалось на облике инструмента, - именно тогда испанская гитара обрела шестую струну. Во второй половине XVIII века появляется шестиструнная гитара (по утверждениям историков - опять в Испании). С появлением шестой струны и заменой двойных струн одинарными начинается триумфальное шествие гитары по странам и континентам; в таком виде существует до сих пор. Музыкальные возможности шестиструнной гитары оказались столь велики, что она становится из самых любимых инструментов. Блок. И чье это сердцебиение – Гитары или певца- и Вплетается в сновиденье Неясное до конца? И голос гитары дышит Такой глубиной грудной… Я вслушиваюсь, Я слышу - Она говорит со мной. Начинается "золотой век" гитары. Он связан с именами испанских композиторов и гитаристов-виртуозов Ф. Сора (1778-1839), Д. Агуадо (1784-1849. В тот век её облик претерпевал значительные изменения, наиболее сильно это проявилось на рубеже со следующим столетием, появились самые причудливые инструменты, но большинство их стало тупиковыми ветвями эволюции гитары. В 1773 году ван Хекке сделал двенадцатиструнную гитару, которую он назвал «бисзекс» (дважды шесть). Номер. Стихи о Андресе Сеговии. Шесть струн должно быть у гитары! Сеговия, я в вашу честь Пересчитаю: равно шесть! И в лавке Барселоны старой, Где в тесноте ни встать, ни сесть. Мальчишка на звенящих шесть Бросает частые удары. 50-е годы XIX века отмечены спадом гитарной лихорадки. За исключением Англии, где гитара по-прежнему пользуется успехом, в остальной части Европы она вытесняется фортепиано. Но одна страна продолжает ярко блистать - это Испания. Для двадцатого века характерны два принципиально новых явления: - отход от традиционных приемов композиторского письма; - новые тенденции теперь зарождаются не в Европе, а в Америке. Заключительный номер ансамбля. Спасибо за внимание. Источник: http://Литература: 1. Э. Шарнассе «Шестиструнная гитара». 2. Лео Бауэр. «Размышления». 3. М. Вайсбор. «А. Сеговия и гитарное ис | |
Просмотров: 1371 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|