Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Уроки музыки

внеклассный урок- концерт:"Гитары манящие звуки"
Мартыненко И.Н. преподаватель муз.- теоретических дисциплин
ШИ №2 г. Караганда клуб ЮНЕСКО
ВНЕКЛАССНЫЙ УРОК- КОНЦЕРТ:
Тема:
ГИТАРЫ МАНЯЩИЕ ЗВУКИ
Элегия
(В. Игнатьев)
Если терзает мне душу сомнение, сердце ж мучительно жаждет забвения,-
В руки беру я гитару любимую, с ней разделяю тоску нестерпимую.
Пальцы с любовью к струнам прикасаются…
Что-то чудесное вдруг совершается:
Плачут, рыдают аккорды могучие, и замирает в душе их созвучие.
Нежно лаская её, истомлённую бурею жизни, страстями спалённую;
Горе, несчастие вмиг забываются… Струны ж звенят, соловьём заливаются.
Лейтесь же, чудные, лейтесь родимые, звуки гитарные, звуки любимые!

Здравствуйте уважаемые гости, дорогие ребята и преподаватели нашей школы. Сегодня мы собрались в этом красивом зале концерт, посвященный музыкальному инструменту – гитара. У нас с вами будет небольшое путешествие в прошлое. И прежде всего я хочу рассказать вам о том, как же появилась на свет и эволюционировала с ходом времени гитара, а самое главное - какой была древняя история создания и происхождение гитары. Давайте начнем!
Гитара - пожалуй, самый распространенный и популярный музыкальный инструмент во всем мире. Ее применяют в качестве сольного или аккомпанирующего инструмента в разных музыкальных направлениях и стилях, при всем этом являясь лидирующим инструментом в таких стилях как: кантри, блюз, рок-музыка, фламенко, джаз и другие. Человек, исполняющий музыку на гитаре, именуется гитаристом.
История гитары восходит к глубокой древности. Её колыбелью были страны Ближнего и Среднего Востока, где она появилась несколько тысячелетий назад. Но её появлению в традиционном виде предшествовал длинный путь развития. номер
Волшебная лютня. Пьер-Жан Беранже.
Во дни чудесных дел и слухов
Доисторических времен
Простой бедняк от добрых духов
Был чудной лютней одарен.
Ее пленительные звуки
Дарили радость и покой
И вмиг снимали как рукой
Любви и ненависти муки
По мнению исследователей, лук первобытного охотника мог использоваться не только как оружие, но и как музыкальный инструмент. Так, если на лук натянуть не одну тетиву, а несколько, то в силу их различной длины, силы натяжения и толщины изменяется высота издаваемого звука. Вероятно, именно такой вид имел музыкальный инструмент, ставший прототипом ассиро-вавилонской и египетской кифары. В свою очередь, древние кифары стали "предками" гитары.
Происхождение слова «гитара» обязано слиянию двух слов: «тар» (от древнеперсидского «струна») и «сангита» (от санскритского «музыка»). По другим источникам, это слово имеет происхождение от «кутур» (от санскритского «четырехструнный»). Своими корнями происхождение гитары уходит глубоко в древность в III - II тысячелетиях до новой эры в странах Древней Греции в Месопотамии и Египте.
По мере распространенности этого музыкального инструмента из Азии в Европу, название «гитара» претерпевало много изменений, а вот окончательное название было отображено в 18 веке в средневековой литературе. Номер.
Колокольчиков серебряных
Звон нежный смягченный
Лишь в струнах гитары певучей,
Их прелесть, звука поэт восхищенный
Сравненья в металла природы могучей.
Не может найти, изумленный
Как буря разносятся массою звуки…
Аккорды тех звуков хватают за душу
Иль быстрым отливом, иль ровным приливом
То в бездну уносят, то снова на сушу,
Сладчайшим чаруя мотивам.
Хотя родословная гитары, как утверждают историки, начинается с Востока, родиной современной гитары несомненно следует считать Испанию. Именно здесь лютня, а затем виуэла дали основу для рождения нового инструмента, ставшего истинно народным по популярности.
Стендаль ярко иллюстрирует любовь простых испанцев к гитарной музыке в следующем эпизоде: «Подошел слепой, сел на скамью перед гостиницей, настроил свою гитару и стал напевать. Вдали показалась служанка, шедшая с сосудом вина на голове. Услышав музыку, она начала двигаться в такт, потом слегка подпрыгивать и, наконец, подойдя к играющему, уже танцевала по-настоящему. Она поставила кувшин и стала плясать вовсю. Конюх, проходивший по двору с вьюком для мула, сложил свою ношу и начал плясать. Словом, меньше чем через полчаса вокруг слепого плясали уже тринадцать испанцев. Они не обращали никакого внимания друг на друга. Галантности не было и в помине: каждый, казалось, плясал для себя и чтобы доставить удовольствие только себе». Номер.
Испания дала миру лучших гитаристов-исполнителей, композиторов и педагогов. Лучшие произведения для гитары написаны гитаристами, которые владели искусством игры на гитаре. Из Испании гитара проникла во все страны Европы, и нет сейчас в мире инструмента более популярного. За время своего развития гитара усовершенствовалась конструктивно и достигла хорошей звучности. Контингент любителей гитары очень неоднороден. Сочинители песен шансонье аккомпанируют себе, как правило, на гитаре: уж очень соблазнительна та легкость, с которой можно научиться простейшему гитарному аккомпанементу. Гитаре поверяет свои тайны влюбленный, без гитары не трогается в путь уважающий себя турист, гитаре посвящаются песни и стихи, а хорошие музыканты посвящают гитаре свои жизни, ибо это очень трудно — стать настоящим гитаристом.
Мандолина, гитара и бас. сл. Цейлина
Каждый вечер, вернувшись с работы
Трое малых веселых парней,
Разложив в своем садике ноты,
Развлекали родных и друзей
Позабыв все дневные заботы,
Усевшись на травку подряд,
Вы поверьте, звучали не хуже чем джаз
Мандолина, гитара и бас.

В XVI веке в Испании появилась пятиструнная гитара, и с этого времени она стала называться испанской гитарой. Струны ставились двойные, иногда первая струна ("певунья") была одинарной. Из всех европейских стран наибольшее распространение гитара получила в Испании, где она стала подлинно народным инструментом.
С появлением пятой струны и увеличением её художественно-исполнительских возможностей гитара начинает успешно конкурировать с лютней и виуэлой, своей предшественницей, и постепенно вытеснять их из музыкального обихода.
Появляется целый ряд талантливейших виртуозов и композиторов, поднявших искусство игры на гитаре на очень высокий уровень. Среди них Ф. Корбетта (1620-1681), придворный гитарист королей Испании, Франции и Англии, его ученик Р. де Визе (1650-1725), придворный гитарист короля Франции Людовика XIV, Ф. Кампион (1686-1748), Г. Санз (1640-1710) и многие другие.
Начинают выходить первые табулатурные сборники и учебные пособия для гитары: "Книга гитары" Р. де Визе (1682), "Новые открытия гитары" Ф. Кампиона (1705) и многие другие. В них печатались старинные испанские танцы - пассакальи, чаконы, сарабанды, фолии и другие пьесы. Номер.
Бродвейский цыган.
Цыган- это не семиструнные страсти,
а тысячеструнные. Как ни прикрасьте
Цыгана судьбу – в ней трагедии боль.
Страны под названием цыгания нету.
Но в поисках бродят цыгане по свету.
Цыган это тайна, а вовсе не роль.
В XVIII столетии процветало гитарное исполнительство. В Испании гитаре уделялось большое внимание. Появилось много школ и методических пособий. В практике складывались оригинальные технические приёмы и формы вариационного развития игры. Гитара помогла сохранению в испанском быту народных танцев, которые давно были вытеснены в аристократических салонах менуэтом. Хота, сегидилья, фанданго и болеро широко распространились по всей Европе. Это был своеобразный реванш Испании за вторжение иноземных влияний, нараставших в течение XVIII столетия.
И всё же век 18-й не оставил в памяти потомков блистательных имён, знаменитых опусов. Это столетие больше всего сказалось на облике инструмента, - именно тогда испанская гитара обрела шестую струну.
Во второй половине XVIII века появляется шестиструнная гитара (по утверждениям историков - опять в Испании). С появлением шестой струны и заменой двойных струн одинарными начинается триумфальное шествие гитары по странам и континентам; в таком виде существует до сих пор. Музыкальные возможности шестиструнной гитары оказались столь велики, что она становится из самых любимых инструментов.
Блок.
И чье это сердцебиение –
Гитары или певца- и
Вплетается в сновиденье
Неясное до конца?
И голос гитары дышит
Такой глубиной грудной…
Я вслушиваюсь,
Я слышу - Она говорит со мной.
Начинается "золотой век" гитары. Он связан с именами испанских композиторов и гитаристов-виртуозов Ф. Сора (1778-1839), Д. Агуадо (1784-1849.

В тот век её облик претерпевал значительные изменения, наиболее сильно это проявилось на рубеже со следующим столетием, появились самые причудливые инструменты, но большинство их стало тупиковыми ветвями эволюции гитары. В 1773 году ван Хекке сделал двенадцатиструнную гитару, которую он назвал «бисзекс» (дважды шесть). Номер.
Стихи о Андресе Сеговии.
Шесть струн должно быть у гитары!
Сеговия, я в вашу честь
Пересчитаю: равно шесть!
И в лавке Барселоны старой,
Где в тесноте ни встать, ни сесть.
Мальчишка на звенящих шесть
Бросает частые удары.
50-е годы XIX века отмечены спадом гитарной лихорадки. За исключением Англии, где гитара по-прежнему пользуется успехом, в остальной части Европы она вытесняется фортепиано. Но одна страна продолжает ярко блистать - это Испания.
Для двадцатого века характерны два принципиально новых явления:
- отход от традиционных приемов композиторского письма;
- новые тенденции теперь зарождаются не в Европе, а в Америке. Заключительный номер ансамбля.
Спасибо за внимание.

Источник: http://Литература: 1. Э. Шарнассе «Шестиструнная гитара». 2. Лео Бауэр. «Размышления». 3. М. Вайсбор. «А. Сеговия и гитарное ис
Категория: Уроки музыки | Добавил: Analiz (2015-03-26) | Автор: Мартыненко Ирина Николаевна E
Просмотров: 1371 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-04-26, 5:49 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru