Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Уроки музыки

Конспект открытого урока по музыке 5 класс
Конспект открытого урока по музыке
« Путешествие в музыкальный театр. Балет «Щелкунчик» П.И.Чайковского
5 класс
Цель урока: знакомить учащихся с музыкально - сценическим жанром балетом в творчестве П.И.Чайковского
Задачи урока:
Образовательные:
• Научить различать признаки балетного жанра;
• знакомство с балетом П.И.Чайковского “Щелкунчик”, как крупным музыкально-сценическим жанром музыки, который не может существовать без литературного источника;
• укрепление понимания взаимосвязи литературы и музыкального искусства;
• совершенствовать навыки хорового исполнения
Воспитательные:
• приобщение детей к сокровищам музыкальной классики;
• создание эмоционально – положительной, творческой атмосферы на уроке, способствующей более полной реализации творческого потенциала учащихся.
Развивающие:
• формирование музыкального вкуса, понимания синтетической природы и художественных особенностей балетного искусства, умения слушать и анализировать фрагменты балетных спектаклей;
• развивать вокально-хоровые навыки;
• расширить кругозор учащихся через знакомство с новым репертуаром.
Тип урока: комбинированный.
Методы:
• повторение пройденного методом устного опроса;
• рассказ учителя с использованием средств визуальной и слуховой наглядности (рассматривание слайдов, слушание музыки, просмотр видеофрагментов);
• анализ музыкальных фрагментов, формулирование выводов в ходе беседы;
• хоровое исполнение распевки, песни «Дорога добра» музыка И. Лученка, слова Н.Тулуповой; песни «Дружба»
Оборудование:
• компьютер;
• проектор;
• звукоусиливающая аппаратура (колонки);
• синтезатор.
Материалы:
• слайдовая презентация;
• видеофрагменты из балета “Щелкунчик”:
• музыкальные фрагменты из балета П.И.Чайковского “Щелкунчик”:
• нотный материал
• музыкальные фонограммы.
Конспект урока
I. Организационный момент
Презентация. Слайд №1 (Тема урока)
Звучит “Марш” из балета “Щелкунчик” П.И.Чайковского. Дети входят в класс. Музыкальное приветствие. Ученики садятся за парты в группы, которые формируются по цвету ноток, приколотых у них на груди. В течение урока работают в группах.
Учитель: Прежде чем начать наш урок, давайте настроимся и приведем в порядок наш голос, мысли и чувства. Поможет нам в этом дыхательная гимнастика и распевка.
Исполнение песни «Дорога добра».
II. Работа по теме урока
Учитель: Сегодня нас ожидает увлекательное путешествие в мир музыкального театра. Театр - здесь искусства в едино сплелись.
Театр - здесь мечта и реальность слились… (Владимир Миодушевский)
Но это уже не первое путешествие. Кто мне подскажет, с каким жанром музыкального сценического искусства мы с вами встречались в музыкальном театре?
Ученики: В музыкальном театре мы познакомились с оперой.
Учитель: Какие же оперы Вам запомнились больше всего?
Ученики: Опера “Садко”, которую написал оперный сказочник Николай Андреевич Римский-Корсаков.
Учитель: Правильно, но возможно кто-нибудь вспомнит ещё одну оперу Н.А.Римского-Корсакова на сказочный сюжет. Фрагменты из этой оперы так же звучали на наших уроках.
Ученики: Снегурочка.
Учитель: Какие литературные жанры стали основой сюжета для этих оперных спектаклей?
Ученики: Былина, сказка.
III. Беседа по теме урока
Учитель: Но пора вернуться к теме нашей встречи. Сегодня мы продолжим путешествие в музыкальный театр и встретимся с новым жанром. А сейчас вы в в своих группах создадите кластер «Путешествие в музыкальный театр. Балет».
Каждая группа создала свой кластер.
Учитель: Вы отлично поработали в группах. Создали замечательные кластеры.
А сейчас нам необходимо отгадать кроссворд. Но для этого Вам необходимо отгадать насколько загадок. Все готовы?( Дети работают в группах)
Ученики: Да!!!
Решение музыкального кроссворда
Презентация. Слайд №2
Учитель: В основу оперы, балета
Берётся книжечка…?
Презентация. Слайд №3
Ученики: Либретто.
Презентация. Слайд №4
Учитель: Бах, Чайковский, Моцарт, Глинка.
Арфа, флейта, рояль, скрипка.
Хор, солистов голоса, -
Всех подружила…?
Презентация. Слайд №5
Ученики: Музыка.
Презентация. Слайд №6
Учитель:
Бывает драматический, бывает музыкальный.
Ему сопутствует успех, обычно, колоссальный!
Его придумал режиссёр, играют в нём артисты.
Идёт в театре и порой - на сцене всё, как в жизни.
Презентация. Слайд №7
Ученики: Спектакль.
Презентация. Слайд №8
Учитель:
Спектакль на славу удался
И публика довольна вся!
Художнику особые овации
За красочные…?
Презентация. Слайд №9
Ученики: Декорации.
Презентация. Слайд №10
Учитель: Звучит полонез и танцует поляк, А хота – конечно испанец, Но если “Камаринская” зазвучит - Исполнят для вас русский…?
Ученица в красивом русском костюме танцует фрагмент русского народного танеца.
IV.Новый материал
Учитель: Молодцы! Вы успешно справились с этим творческим заданием. Кроссворд решён, и Вы без труда можете назвать характеристику балетному творчеству. Но я бы хотела услышать от Вас, что же такое балет? Посмотрите внимательно на ответы в кроссворде и попытайтесь дать определение жанра балет по аналогии с уже известным по предыдущим урокам жанром опера.Учитель предоставляет возможность всем учащимся высказаться, после чего, либо выбирает наиболее полный ответ, прозвучавший на уроке, либо суммирует ответы детей и даёт определение жанра балет.
Презентация. Слайд №12 (Балет - определение)
Учитель: Балет - (французское ballo, буквально - танец). Музыкально- хореографический спектакль, в котором органически сочетаются музыка, танец, драматическое действие и элементы изобразительного искусства. А сейчас я попрошу расшифровать мне ответ на первую загадку. Что же это за “волшебная книжечка”, которая является основой оперы и балета?
Ученики: Либретто - итальянское слово и переводится, как книжечка. По сути же это краткое изложение содержания оперы или балета.
Презентация. Слайд №13 (Либретто - определение)
Учитель: Не могу с Вами не согласиться, но хотелось бы добавить, что помимо литературно-драматической основы, изложенной в либретто, вы можете в нём найти и характеристики всех действующих лиц. А как вы думаете, какие литературные жанры могут стать основой сюжета для балетного спектакля?
Ученики: Сказки, легенды, пьесы, драма и т.д.
Физминутка для тинейджеров (читается в стиле «Рэп»):
Ну-ка, школьник,
Хватит сидеть.
Время пришло
Встать, чуть вспотеть.
Шею потянуть,
Плечи поднять,
Круговыми движениями
Лопатки сжать.
Руки в стороны
Разведи,
Шире грудью
Воздух вбери.
В наклонах мышцам
Нагрузку дай,
Движение-жизнь,
Почувствуй кайф.

Учитель: Ну, а сейчас самое время отправиться в театр. У Александра Сергеевича Пушкина есть такие строки:
Презентация. Слайд №14 (Портрет и высказывание А.С.Пушкина)
Театр уж полон; ложи блещут;
Партер и кресла, всё кипит;
В райке нетерпеливо плещут,
И, взвившись, занавес шумит.
(А.С.Пушкин)
Сегодня мы познакомимся с балетом великого русского композитора П.И.Чайковского, действие которого происходит в рождественскую ночь. Может быть, кто-нибудь подскажет, что же это за балет?
Ученики: Щелкунчик.
Презентация. Слайд №15
Учитель: Итак, перелистаем страницы музыкальной истории и отправимся в 1892 год.
Презентация. Слайд №16 (Памятная дата)
Первая постановка балета “Щелкунчик” состоялась за год до смерти композитора на подмостках Мариинского театра в Петербурге. Этот балет был заказан П.И.Чайковскому дирекцией Императорских театров. Либретто к балету создано Мариусом Петипа. А теперь подумайте: всех ли авторов мы с Вами вспомнили?
Ученики: Мне кажется, что здесь необходимо вспомнить о литературном первоисточнике, который был использован в работе над этим балетом. Ну, и конечно же его автора.
Учитель: Я Вам очень благодарна за это дополнение. Так какое же литературное произведение было положено в основу либретто?
Ученики: Сказка “Щелкунчик”.
Учитель: Может быть, кто-то назовёт автора и уточнит название произведения.
Ученики: Эрнст Теодор Амадей Гофман “Щелкунчик и мышиный король”.
Презентация. Слайд №17
Учитель: Вы абсолютно правы. Своим появлением балет П.И.Чайковского “Щелкунчик” обязан в первую очередь сказке Эрнста Теодора Амадея Гофмана “Щелкунчик и мышиный король”. А кто ещё принимает участие в создании балета?
Ученики: Симфонический оркестр, дирижёр, балетмейстеры, артисты балета. А также художники, создающие декорации и костюмы.
Учитель: Музыка, которая звучала в начале урока, когда мы входили в класс. Это был “Марш” из балета «Щелкунчик».
Учитель: Что же происходит в спектакле в рождественскую ночь?
Ученики: Маше, так зовут главную героиню, снится сон. Оживают её игрушки… Она и Щелкунчик вступают в борьбу с мышиным королём. В этой неравной борьбе они одерживают победу, а потом отправляются в сказочную страну сладостей и игрушек…
Учитель: Прекрасно. Мы и продолжим знакомство с балетом, посмотрев фрагмент из балета «Щелкунчик».
Учитель: Когда мы говорим с Вами о балете, мы представляем себе танец. Услышите ли в этом фрагменте характерные черты знакомых Вам танцев.
Презентация. Слайд №18
V.Слушание и обсуждение
Ученики: Музыку, которая сейчас прозвучала, трудно назвать танцем. Это скорее музыкальная зарисовка.
Учитель: Мне очень понравилось в Вашем ответе словосочетание “музыкальная зарисовка”. Это правильное замечание, потому что композитор, используя изобразительные возможности оркестра, создаёт зрительное ощущение происходящего на сцене. Что Вам помогла услышать и “увидеть” музыка П.И.Чайковского
Ученики: Здесь мы слышим окрики часового и барабанный бой, военные, хотя и игрушечные, фанфары и мышиный писк, напряжение схватки и чудесное превращение Щелкунчика.
Учитель: Молодцы! Ну, а сейчас самое время проверить себя и соотнести свои фантазии с тем, что Вы увидите на сцене.
VI. Просмотр видеофрагмента “Битва с мышами” в исполнении артистов балета Большого театра.
Презентация. Слайд №19
VII. Обсуждение видеоматериала
Учитель: “…Но что это… Падают крупные хлопья снега. Поднимается вихрь, и снежинки быстро кружатся. Постепенно метель утихает, свет луны искрится на снегу.”
Просмотр видеофрагмента “Вальс снежных хлопьев” в исполнении артистов балета Большого театра
Презентация. Слайд №20
Учитель: Фрагмент, который сейчас демонстрировался, называется “Вальс снежных хлопьев”.
Презентация. Слайд №21
Я, надеюсь, Вы обратили внимание на то, что в этом эпизоде танцевальность соединяется с яркой картинностью: музыка рисует легкое и немного призрачное в рассеянном свете луны кружение снежинок. Вместе с тем — это и “картина настроения”. Как Вы думаете, какие чувства переживает героиня?
Ученики: С одной стороны мы слышим тревогу, а с другой - очарование волшебного сна Маши.
Учитель: Что необычного Вы услышали в средней части вальса?
Ученики: Мне кажется, что пел хор.
Учитель: Сейчас мы тоже хором исполним песню «Друзья»
VIII. Исполнение песни «Друзья»
Заключение
Учитель: Несмотря на то, что наше знакомство с этим удивительным балетом ещё не закончилось, я думаю, вы без труда ответите на вопрос:
Что такое балет? Какой это жанр? С каким балетом вы познакомились сегодня?
Ученики: Они дают характеристику жанру балету, рассказывают о балете «Щелкунчик» П.И.Чайковского
IX. Домашнее задание: Презентация. Слайд №22 (Домашнее задание
Учитель: Мне бы очень хотелось, чтобы наше виртуальное путешествие в мир музыкального театра, пробудило в вас желание посетить балетный спектакль в одном из музыкальных театров нашего города. А к следующему уроку я попрошу Вас найти имена композиторов, которые писали музыку к балету на сказочный сюжет. Кто эти композиторы? Какие балеты? На чьи сказки? Привести в тетради 2-3 примера.
Слова благодарности за работу на уроке. Прощание с классом.
Категория: Уроки музыки | Добавил: fght (2015-04-07) | Автор: Светлана E
Просмотров: 2427 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-04-26, 3:59 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru