Главная » Статьи » В помощь учителю » Уроки музыки |
Конспект открытого урока по музыке « Путешествие в музыкальный театр. Балет «Щелкунчик» П.И.Чайковского 5 класс Цель урока: знакомить учащихся с музыкально - сценическим жанром балетом в творчестве П.И.Чайковского Задачи урока: Образовательные: • Научить различать признаки балетного жанра; • знакомство с балетом П.И.Чайковского “Щелкунчик”, как крупным музыкально-сценическим жанром музыки, который не может существовать без литературного источника; • укрепление понимания взаимосвязи литературы и музыкального искусства; • совершенствовать навыки хорового исполнения Воспитательные: • приобщение детей к сокровищам музыкальной классики; • создание эмоционально – положительной, творческой атмосферы на уроке, способствующей более полной реализации творческого потенциала учащихся. Развивающие: • формирование музыкального вкуса, понимания синтетической природы и художественных особенностей балетного искусства, умения слушать и анализировать фрагменты балетных спектаклей; • развивать вокально-хоровые навыки; • расширить кругозор учащихся через знакомство с новым репертуаром. Тип урока: комбинированный. Методы: • повторение пройденного методом устного опроса; • рассказ учителя с использованием средств визуальной и слуховой наглядности (рассматривание слайдов, слушание музыки, просмотр видеофрагментов); • анализ музыкальных фрагментов, формулирование выводов в ходе беседы; • хоровое исполнение распевки, песни «Дорога добра» музыка И. Лученка, слова Н.Тулуповой; песни «Дружба» Оборудование: • компьютер; • проектор; • звукоусиливающая аппаратура (колонки); • синтезатор. Материалы: • слайдовая презентация; • видеофрагменты из балета “Щелкунчик”: • музыкальные фрагменты из балета П.И.Чайковского “Щелкунчик”: • нотный материал • музыкальные фонограммы. Конспект урока I. Организационный момент Презентация. Слайд №1 (Тема урока) Звучит “Марш” из балета “Щелкунчик” П.И.Чайковского. Дети входят в класс. Музыкальное приветствие. Ученики садятся за парты в группы, которые формируются по цвету ноток, приколотых у них на груди. В течение урока работают в группах. Учитель: Прежде чем начать наш урок, давайте настроимся и приведем в порядок наш голос, мысли и чувства. Поможет нам в этом дыхательная гимнастика и распевка. Исполнение песни «Дорога добра». II. Работа по теме урока Учитель: Сегодня нас ожидает увлекательное путешествие в мир музыкального театра. Театр - здесь искусства в едино сплелись. Театр - здесь мечта и реальность слились… (Владимир Миодушевский) Но это уже не первое путешествие. Кто мне подскажет, с каким жанром музыкального сценического искусства мы с вами встречались в музыкальном театре? Ученики: В музыкальном театре мы познакомились с оперой. Учитель: Какие же оперы Вам запомнились больше всего? Ученики: Опера “Садко”, которую написал оперный сказочник Николай Андреевич Римский-Корсаков. Учитель: Правильно, но возможно кто-нибудь вспомнит ещё одну оперу Н.А.Римского-Корсакова на сказочный сюжет. Фрагменты из этой оперы так же звучали на наших уроках. Ученики: Снегурочка. Учитель: Какие литературные жанры стали основой сюжета для этих оперных спектаклей? Ученики: Былина, сказка. III. Беседа по теме урока Учитель: Но пора вернуться к теме нашей встречи. Сегодня мы продолжим путешествие в музыкальный театр и встретимся с новым жанром. А сейчас вы в в своих группах создадите кластер «Путешествие в музыкальный театр. Балет». Каждая группа создала свой кластер. Учитель: Вы отлично поработали в группах. Создали замечательные кластеры. А сейчас нам необходимо отгадать кроссворд. Но для этого Вам необходимо отгадать насколько загадок. Все готовы?( Дети работают в группах) Ученики: Да!!! Решение музыкального кроссворда Презентация. Слайд №2 Учитель: В основу оперы, балета Берётся книжечка…? Презентация. Слайд №3 Ученики: Либретто. Презентация. Слайд №4 Учитель: Бах, Чайковский, Моцарт, Глинка. Арфа, флейта, рояль, скрипка. Хор, солистов голоса, - Всех подружила…? Презентация. Слайд №5 Ученики: Музыка. Презентация. Слайд №6 Учитель: Бывает драматический, бывает музыкальный. Ему сопутствует успех, обычно, колоссальный! Его придумал режиссёр, играют в нём артисты. Идёт в театре и порой - на сцене всё, как в жизни. Презентация. Слайд №7 Ученики: Спектакль. Презентация. Слайд №8 Учитель: Спектакль на славу удался И публика довольна вся! Художнику особые овации За красочные…? Презентация. Слайд №9 Ученики: Декорации. Презентация. Слайд №10 Учитель: Звучит полонез и танцует поляк, А хота – конечно испанец, Но если “Камаринская” зазвучит - Исполнят для вас русский…? Ученица в красивом русском костюме танцует фрагмент русского народного танеца. IV.Новый материал Учитель: Молодцы! Вы успешно справились с этим творческим заданием. Кроссворд решён, и Вы без труда можете назвать характеристику балетному творчеству. Но я бы хотела услышать от Вас, что же такое балет? Посмотрите внимательно на ответы в кроссворде и попытайтесь дать определение жанра балет по аналогии с уже известным по предыдущим урокам жанром опера.Учитель предоставляет возможность всем учащимся высказаться, после чего, либо выбирает наиболее полный ответ, прозвучавший на уроке, либо суммирует ответы детей и даёт определение жанра балет. Презентация. Слайд №12 (Балет - определение) Учитель: Балет - (французское ballo, буквально - танец). Музыкально- хореографический спектакль, в котором органически сочетаются музыка, танец, драматическое действие и элементы изобразительного искусства. А сейчас я попрошу расшифровать мне ответ на первую загадку. Что же это за “волшебная книжечка”, которая является основой оперы и балета? Ученики: Либретто - итальянское слово и переводится, как книжечка. По сути же это краткое изложение содержания оперы или балета. Презентация. Слайд №13 (Либретто - определение) Учитель: Не могу с Вами не согласиться, но хотелось бы добавить, что помимо литературно-драматической основы, изложенной в либретто, вы можете в нём найти и характеристики всех действующих лиц. А как вы думаете, какие литературные жанры могут стать основой сюжета для балетного спектакля? Ученики: Сказки, легенды, пьесы, драма и т.д. Физминутка для тинейджеров (читается в стиле «Рэп»): Ну-ка, школьник, Хватит сидеть. Время пришло Встать, чуть вспотеть. Шею потянуть, Плечи поднять, Круговыми движениями Лопатки сжать. Руки в стороны Разведи, Шире грудью Воздух вбери. В наклонах мышцам Нагрузку дай, Движение-жизнь, Почувствуй кайф. Учитель: Ну, а сейчас самое время отправиться в театр. У Александра Сергеевича Пушкина есть такие строки: Презентация. Слайд №14 (Портрет и высказывание А.С.Пушкина) Театр уж полон; ложи блещут; Партер и кресла, всё кипит; В райке нетерпеливо плещут, И, взвившись, занавес шумит. (А.С.Пушкин) Сегодня мы познакомимся с балетом великого русского композитора П.И.Чайковского, действие которого происходит в рождественскую ночь. Может быть, кто-нибудь подскажет, что же это за балет? Ученики: Щелкунчик. Презентация. Слайд №15 Учитель: Итак, перелистаем страницы музыкальной истории и отправимся в 1892 год. Презентация. Слайд №16 (Памятная дата) Первая постановка балета “Щелкунчик” состоялась за год до смерти композитора на подмостках Мариинского театра в Петербурге. Этот балет был заказан П.И.Чайковскому дирекцией Императорских театров. Либретто к балету создано Мариусом Петипа. А теперь подумайте: всех ли авторов мы с Вами вспомнили? Ученики: Мне кажется, что здесь необходимо вспомнить о литературном первоисточнике, который был использован в работе над этим балетом. Ну, и конечно же его автора. Учитель: Я Вам очень благодарна за это дополнение. Так какое же литературное произведение было положено в основу либретто? Ученики: Сказка “Щелкунчик”. Учитель: Может быть, кто-то назовёт автора и уточнит название произведения. Ученики: Эрнст Теодор Амадей Гофман “Щелкунчик и мышиный король”. Презентация. Слайд №17 Учитель: Вы абсолютно правы. Своим появлением балет П.И.Чайковского “Щелкунчик” обязан в первую очередь сказке Эрнста Теодора Амадея Гофмана “Щелкунчик и мышиный король”. А кто ещё принимает участие в создании балета? Ученики: Симфонический оркестр, дирижёр, балетмейстеры, артисты балета. А также художники, создающие декорации и костюмы. Учитель: Музыка, которая звучала в начале урока, когда мы входили в класс. Это был “Марш” из балета «Щелкунчик». Учитель: Что же происходит в спектакле в рождественскую ночь? Ученики: Маше, так зовут главную героиню, снится сон. Оживают её игрушки… Она и Щелкунчик вступают в борьбу с мышиным королём. В этой неравной борьбе они одерживают победу, а потом отправляются в сказочную страну сладостей и игрушек… Учитель: Прекрасно. Мы и продолжим знакомство с балетом, посмотрев фрагмент из балета «Щелкунчик». Учитель: Когда мы говорим с Вами о балете, мы представляем себе танец. Услышите ли в этом фрагменте характерные черты знакомых Вам танцев. Презентация. Слайд №18 V.Слушание и обсуждение Ученики: Музыку, которая сейчас прозвучала, трудно назвать танцем. Это скорее музыкальная зарисовка. Учитель: Мне очень понравилось в Вашем ответе словосочетание “музыкальная зарисовка”. Это правильное замечание, потому что композитор, используя изобразительные возможности оркестра, создаёт зрительное ощущение происходящего на сцене. Что Вам помогла услышать и “увидеть” музыка П.И.Чайковского Ученики: Здесь мы слышим окрики часового и барабанный бой, военные, хотя и игрушечные, фанфары и мышиный писк, напряжение схватки и чудесное превращение Щелкунчика. Учитель: Молодцы! Ну, а сейчас самое время проверить себя и соотнести свои фантазии с тем, что Вы увидите на сцене. VI. Просмотр видеофрагмента “Битва с мышами” в исполнении артистов балета Большого театра. Презентация. Слайд №19 VII. Обсуждение видеоматериала Учитель: “…Но что это… Падают крупные хлопья снега. Поднимается вихрь, и снежинки быстро кружатся. Постепенно метель утихает, свет луны искрится на снегу.” Просмотр видеофрагмента “Вальс снежных хлопьев” в исполнении артистов балета Большого театра Презентация. Слайд №20 Учитель: Фрагмент, который сейчас демонстрировался, называется “Вальс снежных хлопьев”. Презентация. Слайд №21 Я, надеюсь, Вы обратили внимание на то, что в этом эпизоде танцевальность соединяется с яркой картинностью: музыка рисует легкое и немного призрачное в рассеянном свете луны кружение снежинок. Вместе с тем — это и “картина настроения”. Как Вы думаете, какие чувства переживает героиня? Ученики: С одной стороны мы слышим тревогу, а с другой - очарование волшебного сна Маши. Учитель: Что необычного Вы услышали в средней части вальса? Ученики: Мне кажется, что пел хор. Учитель: Сейчас мы тоже хором исполним песню «Друзья» VIII. Исполнение песни «Друзья» Заключение Учитель: Несмотря на то, что наше знакомство с этим удивительным балетом ещё не закончилось, я думаю, вы без труда ответите на вопрос: Что такое балет? Какой это жанр? С каким балетом вы познакомились сегодня? Ученики: Они дают характеристику жанру балету, рассказывают о балете «Щелкунчик» П.И.Чайковского IX. Домашнее задание: Презентация. Слайд №22 (Домашнее задание Учитель: Мне бы очень хотелось, чтобы наше виртуальное путешествие в мир музыкального театра, пробудило в вас желание посетить балетный спектакль в одном из музыкальных театров нашего города. А к следующему уроку я попрошу Вас найти имена композиторов, которые писали музыку к балету на сказочный сюжет. Кто эти композиторы? Какие балеты? На чьи сказки? Привести в тетради 2-3 примера. Слова благодарности за работу на уроке. Прощание с классом. | |
Просмотров: 2427 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|