Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Уроки музыки

Урок музыки в 4 классе на тему "Рондо в турецком стиле. В.А.Моцарт"
Урок в 4 классе по теме «Рондо в турецком стиле. В.А.Моцарт»
Эпиграф к уроку:Құлақтан кіріп, бойды алар
Жақсы ән мен тәтті күй.
Көңілге түрлі ой салар,
Әнді сүйсең, менше сүй!
АБАЙ.
Цели урока:
Дать понятие рондо, формировать умение следить за развитием образа, сопереживать
Развивать творческое мышления, умение анализировать и обобщать; воспитание интереса и любви к классической музыке;знакомство с творчеством В.А. Моцарта.
Тип урока:
изучение нового материала.
Структура урока:
организационный момент
подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний
сообщение темы и целей урока и мотивация учебной деятельности
ознакомление с новым материалом
первичное осмысление в объектах изучения
подведение итогов урока
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, компьютерная презентация, фонограммы музыкальных произведений, опорные карточки.
Ход урока:
Организационный момент:
Здравствуйте, ребята, уважаемые гости, коллеги. Я рада вас видеть в хорошем настроении и прошу вас – улыбнитесь.(слайд 1) Улыбка ничего не стоит, но много дает. Она делает богаче тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Она длится только мгновение, а в памяти остается порой навсегда. Она дарит счастье, порождает атмосферу доброжелательности. Подарите друг другу улыбку, и у нас будет возможность получить удовольствие от урока, поскольку сегодня речь пойдет о лучезарном гении музыки.
Творчество его удостаивалось такой безусловной, безоговорочной любви, а жизнь служила объектом столь пристального внимания и изучения. Интерес к его жизни, короткой и блистательной, не ослабевает и в наше время: гениальность всегда покрыта тайной и не позволяет слишком приблизится к себе, итак мы сегодня познакомимся с творчеством великого австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта, а тема сегодняшнего урока звучит так (слайд 2): «Рондо в турецком стиле» В.А. Моцарт.
Эпиграфом нашего урока служат замечательные слова (слайд 3)
Целью нашего урока является ( слайд 4) :
знакомство с жизнью и творчеством Моцарта, а так же новой музыкальной формой рондо.
Повторение:
Но прежде чем приступить к изучению темы урока, я бы хотела чтобы вы мне помогли.(свернуть слайды, развернуть активстудию) Перед вами «симфоническое дерево», с которого осыпались все яблоки, нужно их поместить на те ветки, с которых они упали, т.е. разместить инструменты симфонического оркестра по группам.( четыре ребенка выполняют задание на интерактивной доске)
Молодцы, ребята, справились с заданием.( развернуть слайды, слайд5)
Изложение нового материала:
Звучит «Маленькая ночная серенада» на фоне музыки: 27 января 2011 года исполнилось… хотя нет, обо всем по порядку. Более 200 лет назад по всей Европе распространилось известие об удивительном 5-летнем музыканте Вольфганге Моцарте из австрийского города Зальцбурга. Рассказы о том, что он с необыкновенным мастерством играет на скрипке, клавесине, органе передавали из уст в уста. Удивительный дар мальчика сочинять и играть музыкальные произведения восхищал и поражал не только любителей музыки, но и известных композиторов. "Этот мальчик затмит всех", - признавали многие из них. Оригинальные, пленительные, неповторимые мелодии он создавал почти мгновенно.(Развернуть видео)
Фрагмент из к/ф "Амадей" ("Чудо-ребенок").(слайд 6)
Этот "чудо-ребенок", как называли Моцарта, "этот маленький волшебник", родился 255 лет назад- 27 января 1756 года в бедной семье придворного органиста и капельмейстера города Зальцбурга, Леопольда Моцарта.( слайд 7) Отец Моцарта был серьезным образованным музыкантом, играл на органе, скрипке. Руководил церковным хором, оркестром, писал музыку. Кроме того, он был прекрасным педагогом. Обнаружив талант у сына, он сразу же стал с ним заниматься. Так и начинается чудесное детство Моцарта. Музыкальная одаренность Вольфганга действительно была чудом. В 6 лет он уже давал концерты и в родном Зальцбурге и в других городах Австрии. Однажды после концерта встретились два мальчика.
Миниатюра:
- Ты так здорово играешь! Мне так никогда не научиться!
- Что ты! Это же так просто, а ты не пробовал записывать ноты, ну, сочинять музыку?
- Нет, мне в голову приходят только стихи.
.- Стихи….. Нет, стихов я писать не могу, это слишком сложно.
- Да нет же! Наоборот, это очень просто, гораздо проще, чем писать музыку.
Так и не решив, что же все-таки легче – сочинять стихи или музыку, они расстались – будущий великий поэт Гете и будущий великий композитор Моцарт. (слайд 8)
Леопольд Моцарт, замечая успехи сына, решает вести мальчика в концертное путешествие по Европе. (слайд 9) 6-летний музыкант отправляется завоевывать мир! Мюнхен, Брюссель, Лондон, Париж. Надо было торопиться упрочить славу сына! (слайд 10) И залы ломились от желающих увидеть своими глазами, как писали здешние газеты, "величайшее чудо, которым могут гордиться Европа и человечество".( слайд 11)
В 14 лет Леопольд Моцарт везет сына в Италию, куда стремились тогда все музыканты Европы.(слайд 12) И вновь триумф! Концерты Моцарта проходили с неизменным, потрясающим успехом. Он выступал как клавесинист - виртуоз, аккомпаниатор, скрипач и органист, дирижер и певец-импровизатор, композитор. (фрагмент фильма «Амадей»-экспромт)
Поразил итальянцев и фантастически тонкий, абсолютный слух Вольфганга, его гениальная память,( слайд 13) Находясь в Риме в Сикстинской капелле (слайд) во время исполнения многоголосного хорового произведения, Моцарт запомнил его и, придя, домой, записал. Это произведение считалось собственностью церкви и исполнялось всего два раза в год. Выносить ноты из церкви, переписывать их – запрещалось под страхом тяжелого наказания. Но перед чудесным музыкантом отступила и церковь: ведь Моцарт не выносил ноты и не списывал их, а только запомнил. ( Слайд 14)
Еще одним необычайным фактом было избрание Вольфганга в члены Болонской Академии. За полчаса юный гений написал очень трудное многоголосное сочинение- полифоническую фугу. Впервые в истории Академии ее членом стал юный 14-летний композитор, в то время как в Академию могли быть избраны только крупные композиторы не моложе 26 лет. Талант Моцарта одержал еще одну блестящую победу. ( Слайд 15)
К этому времени Моцарт - уже автор нескольких десятков сочинений, многие из которых изданы и широко известны в разных странах. Кончилось детство, (Слайд 16) Вольфганг стоял на пороге юности. Он перестал быть чудо - ребенком, теперь его ждала трудная, полная невзгод жизнь придворного музыканта. Ведь музыкант, даже самый талантливый, в глазах аристократического общества был всего лишь лакеем, призванным развлекать своих богатых покровителей. Моцарт же считал музыку серьёзнейшим делом всей своей жизни.( развернуть видео)(фрагмент фильма «Амадей»-рукописи)
развернуть слайды
В этот период рождаются самые известные его произведения. В том числе11-тая фортепианная соната Ля мажор, в финале которой звучит «Рондо в турецком стиле», в простонародье эта часть называется «Турецкий марш». А на самом деле – «Рондо а ля турка». Этот финал — подражание музыке янычар. Исследователи слышат в пьесе и турецкие барабаны, и посвит восточных флейт – не печальтесь, если вы услышите что-то другое. Очень часто музыка хороша сама по себе, без какой либо программы, ну а на самом деле «Рондо в турецком стиле» звучит так: (первое прослушивание- слайд 17)
Что необычного вы услышали в этой музыке? Что вы можете сказать о построении этого музыкального произведения?
Да, действительно одна и та же мелодия повторяется неоднократно, что и является формой рондо. (слайд18)
Рондо — музыкальная форма, в основе которой лежит чередование главной темы с несколькими эпизодами, возникает как бы движение по кругу (недаром ее название происходит от французского слова, означающего «круг»). Неизменная главная тема — рефрен— подобно припеву, побочные темы — эпизоды — по смыслу являются запевами. Число эпизодов может быть от двух и более. Рондо — форма старинная. Она происходит от хороводных песен с припевом, который повторялся без изменения, а в запеве обновлялись только стихи, но не мелодия. Давайте исполним с помощью воображаемых инструментов эту чудесную музыку. Главную мелодию будут выделять бубнами-ладонями мальчики, а в эпизодах колокольчиками- щелчками пальцев –девочки. Вы, конечно, можете изобразить любой другой инструмент, по своему желанию. Итак, приготовились, начали (повторное прослушивание слайд 19- пластическое интонирование).
Молодцы, у вас замечательно получилось.
Семейная жизнь Моцарта сложилась счастливо. Его женой стала Констанца Вебер. Она подарила Моцарту двух сыновей – Карла Томаса и Франца Ксавьера. (слайд 20) Первый стал обычным чиновником, а из Франца получился неплохой музыкант. Младший сын, Франц Ксавьер был способным пианистом и композитором, учился у лучших музыкантов Вены. Он организовал хоровое общество, учил детей игре на фортепиано, сам выступал с концертами и дирижировал оркестром. И по сей день в консерватории звучит музыка, созданная сыном Вольфганга Амадея Моцарта.(Слайд 21)
5 декабря 1791 года сердце 36-летнего композитора перестало биться, о причинах его столь ранней кончины исследователи спорят до сих пор. Много загадок и тайн не раскрыто. 220 лет живет музыка Моцарта и, я уверена, будет жить до тех пор пока существует человечество. А для нас пришло время распеться и познакомиться с новой песней, автором музыки, которой тоже является Моцарт, называется она «Детские игры».(Слайд 22)
Исполнение попевок и упражнений.
Знакомство с песней «Детские игры».
Закрепление:
Молодцы, ребята! И с этой работой вы справились. Теперь обратите внимание на листочки, которые лежат у вас на партах, в течение нескольких минут вам необходимо заполнить летопись жизни В.А.Моцарта. Вспомните, пожалуйста, основные этапы жизни композитора и впишите недостающие слова, таким образом, мы проверим, насколько хорошо вы усвоили тему урока.
Итог урока и оценивание:(Сайд 23)
Подводя итог урока, хочу сказать, что мы сегодня очень хорошо поработали. Скажите, ребята, с творчеством какого композитора мы познакомились?
Как называется форма произведения, в которой тема повторяется несколько раз?
Какую песню разучили на уроке?
Рефлексия:
В заключение я хотела бы предложить вам задуматься. «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая - я ее умертвлю, скажет мертвая - выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».
Ребята, как вы думаете, почему мудрец так ответил? Как вы понимаете мысль «Все в твоих руках»?
Действительно, в ваших руках ваше будущее и будущее нашей страны, ведь будущее не наступает само собой, оно приходит благодаря нашим усилиям. Вы можете сыграть роль в формировании завтрашнего дня, задав себе вопрос: «В каком мире мне хотелось бы жить?»
А домашним заданием вам будет (Слайд 24) на листе бумаги обвести левую руку. Каждый палец - это какая-то позиция, по которой надо высказать или записать свое мнение:«Большой» - для меня было важным и интересным...«Указательный» - я узнал новое…«Средний» - мне было трудно ...«Безымянный» - моя оценка атмосферы урока…«Мизинец» - музыка Моцарта вдохновила меня…(Слайд 25)
Спасибо за урок.
Категория: Уроки музыки | Добавил: Nadejda6120 (2015-05-13) | Автор: Надежда Борисовна Исланкина E
Просмотров: 500 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2016-12-05, 3:27 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1473]
Школьный психолог [501]
История [695]
Опыт [471]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [216]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [247]
Английский язык [769]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1134]
Химия [374]
Классному руководителю [622]
Биология [577]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1762]
Краеведение [92]
Начальная школа [3903]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [352]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1477]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1152]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [514]
Немецкий язык [51]
Технология [280]
Самопознание [379]
Профессиональное образование [100]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [6]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru