Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Уроки музыки

Статья "Игра как метод развития музыкальных способностей у младших школьников"
ИГРА КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В последние годы все чаще отмечается, что дети, поступающие учиться в первый класс, недостаточно наблюдательны, мало контактны, имеют слабо развитое воображение. Таким детям психологи ставят диагноз: не доиграли.
Будучи увлекательным занятием для ребенка, игра вместе с тем является важнейшим средством его воспитания и развития.
Детская игра обусловлена прежде всего обстоятельствами социальной жизни ребенка, усвоением им опыта старших поколений. Копируя жизнь взрослых, ребенок проникается их заботами, делами, усваивает моральные нормы нашего общества. Поэтому игра всегда направлена в будущее, так как в ней моделируются жизненные ситуации, закрепляются качества, свойства, способности, необходимые ребенку для выполнения социальных, профессиональных и творческих функций. В процессе игры дети сами стремятся к преодолению трудностей, ставят задачи и решают их. Игра – это то средство, где воспитание переходит в самовоспитание.
Сущность игры заключается в том, что в ней важен не результат, а сам процесс переживаний, связанных с игровыми действиями. Хотя ситуации, проигрываемые ребенком, воображаемы, но чувства, переживаемые им, реальны. Эта специфическая особенность игры несет в себе большие воспитательные возможности, так как, управляя содержанием игры, включая в сюжет игры определенные роли, педагог может тем самым программировать определенные положительные чувства играющих детей. В игре, во-первых, важен сам опыт переживания положительных чувств для человека, во-вторых, через переживания можно воспитать положительное отношение к деятельности. Игра имеет богатые возможности, которые могут сформировать положительное отношение и к неигровой деятельности.
Следовательно, игра – это необходимый метод вовлечения детей в музыкальную деятельность, которая будет стимулировать развитие музыкальных способностей.
Чтобы осуществить замысел игры, дети должны иметь знания об окружающих их предметах (их назначении, свойствах, качествах), о событиях и явлениях реального мира, сведения о реальных действиях взрослых с предметами, об их отношении к различным предметам и явлениям и т.д. Но детям нужно иметь не просто запас знаний, необходимо их осознанное усвоение и накопление практического опыта их использования. Поэтому основные требования к игре – она должна соответствовать возрасту ребенка.
Младший школьный возраст – это важный период детства, ведущей в котором становится учебная деятельность. Эта деятельность связана прежде всего с усвоением младшими школьниками теоретических знаний, в которых раскрываются основные отношения изучаемого учебного предмета. При решении учебных задач дети овладевают общими способами ориентации в таких отношениях.
Основным новообразованием младшего школьного возраста является словесно-логическое и рассуждающее мышление, возникновение которого существенно перестраивает другие познавательные процессы детей; так память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие – думающим. Благодаря такому мышлению, памяти и восприятию дети способны в дальнейшем успешно осваивать подлинно научные понятия и оперировать ими. Например, на основе знаний о музыке, полученных в дошкольный период, дети, будучи уже школьниками, могут не только ответить на поставленный вопрос, но и охарактеризовать музыкальное произведение, почувствовать разнообразные оттенки настроения, переданные музыкой, высказать суждение по содержанию песни, оценить свое пение и пение товарищей. В этом возрасте развито постоянство наблюдаемых свойств: света, размера, формы, тембра, высоты звука и т.д.
Другим важным новообразованием этого возраста можно назвать умение детей произвольно регулировать свое поведение и управлять им, что становится важным качеством личности ребенка.
Дети 7 – 10 лет только что покинули мир сказки, игры, игрушек – обязательных атрибутов дошкольного возраста. Поэтому для данного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы и быстрота реакции в игровых ситуациях А благодаря восприимчивости детей, их отзывчивости и доверчивости, они легко вовлекаются в любую деятельность, а в игровую – особенно.
Важное значение в процессе игры имеют правила. Они диктуются содержанием игры. Взяв на себя какую-либо роль, ребенок лучше подчиняется правилам, диктуемым этой ролью, чем тем же правилам вне игры. Подчинение игровым правилам обеспечивается не только внутренними побуждениями ребенка, связанными с выполняемой ролью, но и контролем со стороны коллектива играющих. Коллектив играющих имеет свои формы соподчинения и согласования действий, основывающихся на единстве игровых и реальных взаимоотношений. Выполняя правила игры, ребенок выражает свое отношение к действиям коллектива. В этом заключается важнейшая воспитывающая роль обучения, требующая от каждого определенного отношения к работе коллектива в целом.
Известно, что для учащихся младших классов особенно характерно конкретное наглядно-образное мышление. В связи с этим введение в занятие наглядных средств вполне оправдано.
Любая попевка или распевание, не говоря уже о песне, должны осознаваться как некое художественное явление. В качестве наглядности полезно использовать модели, представляющие собой различные плакаты, рисунки, карточки по темам изучения, например, выразительных средств или характера музыки, или разучивания музыкального произведения. Все это активизирует обучение детей, делает его занимательным, проходит в легкой, непринужденной обстановке.
Роль педагога в игре бывает различной: он может быть советчиком, помощником, а может быть прямым участником игры.

Но игровой метод на занятиях требует от педагога определенного внутреннего состояния – благожелательного отношения к детям, открытости, восприимчивости, раскрепощенности и уверенности в себе. Если педагог сам не владеет свободой движений, свободой мышления, свободой выражения своих чувств, ему не удастся воспитать эти качества в своих учениках. Поэтому, в первую очередь, педагогу необходимо работать над собой, а также быть увлеченным человеком в своем деле, так как без этого качества не возможен никакой педагогический рост.

В заключении хочется отметить, что эффективность и наглядность игрового метода, представленного в этой статье, в сочетании с комплексом разных видов музыкальной деятельности создают все условия для полноценного развития и воспитания детей. Игровое строение репетиций или занятий повышает заинтересованность детей. Это очень важно, так как ребенка нельзя заставить работать, если он не хочет; единственный способ активизировать учебный процесс – заинтересовать. Играя определенную роль, ребенок переживает воображаемое событие, активно развивая при этом внимание, память, ассоциативное мышление, фантазию, а также свои музыкальные способности.
Категория: Уроки музыки | Добавил: katya310381 (2015-05-17) E
Просмотров: 955 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 1.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-04-26, 3:43 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru