Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Уроки музыки

Работа над созданием образа в произведении
Работа над созданием образа в произведении
технологическая карта открытого интегрированного урока


Подготовила преподаватель
по классу аккордеон, вокал
Росина Е.А.

Цель урока: Обобщить знания учащихся об основных этапах работы над созданием образа в произведении и создать рабочий модуль «Музыкальный дартс».
Задачи урока:
• Выделить основные моменты, влияющие на создание образа музыкального произведения.
• Развивать музыкальное восприятие, умение анализировать, выявлять связи, формулировать выводы, правильно применять теорию в практике.
• Воспитывать эстетический вкус, музыкальную культуру, умение преодолевать трудности.
Вид урока: интегрированный.
Форма урока: групповая
Методы обучения:
• Перспективный метод-словесная передача, слуховое и зрительное восприятие.
• Репродуктивный метод –запоминание учащимися, формирование ЗУН.
• Практический метод – совершенствование профессиональных качеств юного артиста.
Технологии обучения:
• Модульная.
• Игровая.
• Развивающая.
• ИКТ.
Психологические условия на уроке:
1. Личностно-ориентированное обучение, учет уровня музыкального развития уч-ся.
2. Учет индивидуальных способностей.
3. Дифференцированный подход.
Средства обучения:
• Музыкальные инструменты (баян, аккордеон, фортепиано)
• Пульт, стулья.
• Нотный материал.
• Видео ролики.
• Схема модуля «Музыкального дартса»
Техническое оснащение:
• Ноутбук.
• Экран, проектор.
• Аппаратура, пульт.
Структура урока:
1. Организационный момент (объявление темы её актуальность, представление участников открытого урока, краткая характеристика, постановка цели урока) – 5 мин
2. Практическая часть (исполнение номеров с анализом и показами определенных мест, просмотр видео) – 35 мин
3. Заключительная часть (подведение итогов работы, выводы) – 5 мин
Характеристика класса: в уроке принимают участие уч-ся отделения народных инструментов (3 человека) и вокально-хорового отделения (3 человека). 1 уч-ся-профессиональное направление в обучении, два уч-ся – академическое и два –общеэстетическое направление в обучении. У всех уч-ся высокий уровень посещения занятий, пропуски уроков только по болезни, мотивация к обучении в основном высокая.
Исполняемая программа:
1. Солдатов Иван 0 класс Д. Самойлов «Ходики»
2. Крылова Илария 2 класс «Вечерняя песня» М. Мусоргский А. Плещеев
3. Зиновьев Родион 2 класс «Чарльстон»
4. Абуталипов Кайсар 5 класс С. Франк «Канон», В. Золотарев Сюита №5
5. Конов Дима 5 класс Д.Куртис и Э.Куртис «Вернись в Сорренто»

Ход урока:
Организационный момент
(объявление темы её актуальность, представление участников открытого урока, краткая характеристика, постановка цели урока) 5 мин

Слайд №1
Учитель: Добрый день уважаемые педагога, мои ученики. На данном уроке присутствуют уч-ся двух отделений НИ – Солдатов Иван 0 кл, Нигматулин Кирилл -2 кл., Абуталипов Кайсар 5 кл, ВХО- Крылова Илария и Зиновьев Родион 2 кл., Конов Дима 5 кл. Учащиеся класса имеют различный уровень индивидуальных и соответственно музыкальных способностей, но большинство занимаются в школе искусств с желанием и увлечением
Слайд №2
Тема нашего занятия звучит так «Работа над созданием образа в произведении». Тема взята не случайно, так как мы сегодня готовимся к итоговым академическим и государственным экзаменам, и в основном работа на уроках имеет именно эту направленность. Еще мне хотелось бы отметить, что урок мы проводим необычный, так как он является не только открытым и групповым, что не свойственно обучению в нашей школе, а так же интегрированным. Кто понимает, что значит интегрированный урок, интегрированное обучение? Кто ни будь участвовал в таких уроках? (Предполагаемый Ответы уч-ся: на интегрированном уроке вокалисты будут играть, а инструменталисты петь; мы будем говорить о том киками способами вокалисты работают над образом в произведении и может ли это помочь как то аккордеонистам и баянистам; думаю мы постараемся найти и у вокалистов и у инструменталистов что то общее в работе над образом).
Учитель: Правильно. Под интеграцией мы с вами должны понимать творческое обучение, когда в единое целое объединяются ранее разрозненные умения, знания и навыки, мы с вами так-же познакомимся с примерами из других областей искусства, таких как театр, хореография и даже спорт.
Слайд №3
Таким образом, мы с вами определяем цель нашего урока - обобщить знания об основных этапах работы над созданием образа в произведении и создать рабочий модуль или «Музыкальный дартс». Ребята, вы все знаете, что значит слово дартс? (Предполагаемые ответы: это игра, которая заключается в том, что нужно попасть дротиком в мишень которая висит на стене).
(уч-ся готовят нарисованный на плакате схему модуля).
Слайд №4
Учитель: Игра в дартс развивает умение - точно делать бросок, достичь всего этого можно, соблюдая определенные правила. Но всё же, кто становится победителем в этой игре? (Предполагаемый ответ -тот кто точнее всего попадет в Яблочко.)
Учитель: «Яблочком» (целью) нашего музыкального дартса будет «Образ».

Практическая часть
(исполнение номеров с анализом и показами определенных мест, просмотр видео)
35 мин
Учитель: Что такое образ музыкального произведения? (Образ - субъективный феномен, возникающий в результате предметно-практической, сенсорно-перцептивной, мыслительной деятельности, представляющий собой целостное интегральное отражение действительности, в котором одновременно представлены основные категории (пространство, движение, цвет, форма, фактура и т. д.).
Слайд №5
Просмотр видеоhttps://www.youtube.com/ – выступление юных дарований (4 летний корейский мальчик играет на фортепиано, 5 летний мальчик танцует лезгинку и юная Варя Ивлева читает стих про бабушку).
После просмотра видео вопрос уч-ся. Учитель: Понравились ли вам выступления детей? Почему эти ролики нравятся? (Предполагаемый ответ: потому что дети выступают смело, ярко, выразительно).
Учитель: Другими словами, эти дети очень точно и непосредственно показывают нам то, что сами очень хорошо чувствуют, тоесть образ своего произведения. Ребята, восприятие любого образа предлагает единство двух начал - объективного и субъективного, т.е. того, что заложено в самом художественном произведении, и тех толкований, представлений, ассоциаций, которые рождаются в сознании слушателя в связи с ним.
Учитель: (готовится уч-ся 0 класса - Солдатов Иван- аккордеон)
Слайд №6
Известный среди учителей музыкант и педагог Генрих Нейгауз говорил: «…Как можно раньше от ребенка нужно добиваться, чтобы он сыграл грустную мелодию грустно, бодрую – бодро, торжественную – торжественно и т.д. и довел бы свое художественно–музыкальное намерение до полной ясности» (Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. – М., 1982, с.20).
Сейчас Иван исполнит пьесу, после исполнения мы попробуем с вами угадать её название и понять попал Иван в образ или нет. Готовы? Начинаем (уч-ся исполняет детскую песню «Ходики» Д. Самойлов).
Учитель: Ребята, какое название вы бы дали музыке? (Ответы уч-ся)
Учитель: Ваня, скажи пожалуйста, что помогло тебе исполнить эти произведения так, чтобы мы могли представить ходики-часы?
(Всё, что уч-ся перечисляют после исполнения номера, педагог записывает в схему модуля)
Иван: Название произведения, програмность (жанр); текст, размер, метро-ритм, фраза (форма); темп, динамика, штрихи, мех (средства муз выразительности); мажор (лад)
Слайд №7
Учитель: На начальном этапе работы над музыкальным произведением музыкант имеет дело непосредственно с нотным текстом. Но текст – это только знаки, их нужно расшифровывать. Образно говоря, нотный текст - это план здания, зафиксированный на бумаге. Выучивая произведение на память, мы ставим как бы каркас. Но разученное с правильными нюансами и темпами произведение – это еще далеко не все. «Задача исполнителя – снова оживить окаменелые знаки и привести их в движение» (Бузони Ф. Указ. Соч., с.25).
Слайд №8

(Готовится Крылова Илария и Зиновьев Родион-вокал)
классика «Вечерняя песня» М. Мусоргский А. Плещеев
песня «Чарльстон»
Учитель: Задание то-же самое – угадать как называются песни.(Ответы уч-ся). Ребята, что вам помогло в создании музыкальных образов?
Уч-ся: Точная интонация, мотив, движение мелодии (лад); програмность, автор, эпоха создания, стилистические особенности, национальность (жанр); дыхание, сила звука, дикция, штрих (средства выразительности);

Слайд №9
Учитель: Интонация как носитель музыкально-художественной специфики выделяет музыку среди других искусств. Стиль музыкальный (от лат. stilus – палочка для письма, способ изложения, склад речи) – понятие эстетики и искусствознания, фиксирующее системность выразительных средств. При выявлении стилистических особенностей музыкального произведения необходимо определить эпоху его создания. Думается, нет необходимости доказывать, что осознание учеником разницы, допустим, между музыкой классической и эстрадной.
Слайд №10

(Готовится Абуталипов Кайсар-баян)
Канон С. Франк
Сюита № 6 В. Золотарев «Карабас» «Дюймовочка» «Восточная мелодия и танец»
Кайсар: в работе над произведениями я оперался на такие понятия как – полифония (фактура), канон, тема, мелодия, автор, эпоха создания, национальность (жанр); сюита (форма); програмность, манера исполнения (Фридрих Робертович Липс).
Учитель: Ещё хочется добавить, что для убедительной передачи художественного образа важно найти верный темп, в нашем случае это было и остается проблемой. Иногда торопливость или, наоборот, затянутость может свести на нет всю подготовительную работу
исполнителя.
Слайд №11
Каждый музыкант вправе выбирать свой темп, более того, один и тот же исполнитель в зависимости от творческого состояния может играть одну и ту же пьесу в относительно разных темпах. Важно, чтобы темп убеждал, чтобы скорость развертывания музыкального материала способствовала наиболее полной реализации поставленных задач, а, в конечном счете – выявлению художественного образа произведения. Ритм и метр тесно взаимосвязаны. Далеко не все учащиеся четко представляют себе, что такое ритм и метр, поэтому не лишне здесь еще раз вспомнить следующее: ритм – это узоры музыкального времени, красивые и разумные, иначе организованная последовательность звуков одинаковой или различной длительности; метр – размечает время, когда звукам появляться в узоре. Темп говорит, с какой скоростью разворачиваться музыкальному узору.
(Готовится Кононов Дима – вокал)
№ 7 неополитанская песня «Вернись в Сорренто» Д.Куртис и Э.Куртис
Дима: раскрывая образ я узнавал историю создания песни, язык исполнения (неаполитанская), варианты исполнения (стиль), важно было создать нужный объем голоса, рубато, агогику, мимику, жесты (средства муз. выразительности), прочувтсовать модуляцию (лад.)
Учитель: Сильнодействующим и очень важным фактором в выразительном исполнении этого произведения является владение ритмом – умение исполнителя распоряжаться звуком во времени. Именно распоряжаться, т.е. проявлять свою творческую волю.
Слайд №12
Как говорил Б. Асафьев, ритм не следует воспринимать как «фонари на шоссе с их монотонной мерностью…» («Музыкальная форма как процесс» Л., 1963, с.298). Иногда путают два различных понятия – ритмичная игра и метричная. Между этими понятиями - бездна. Художник-исполнитель не может вместить свои чувства и намерения в рамки безжалостных ударов метронома. Он пользуется разнообразными агогическими отклонениями, игрой rubato (Rubare (ит.) – красть). Принцип исполнения rubato основан на следующем: сколько времени «украл» - столько и отдает.

Заключительная часть
(подведение итогов работы, выводы) – 5 мин
Учитель: Чем больше мы работаем над музыкальным произведением тем рельефнее проявляется его образное содержание. Исполнитель начинает ощущать такие тонкости, о которых ранее и не подозревал. Воображение находит все новые и новые образы, ассоциации, слух отыскивает нужные интонации, краски, все четче проявляется звуковая картинка. Только полюбив изучаемое сочинение, можно добиться максимального художественного результата. В этом случае исполнитель настолько вживается в произведение, входит в сопереживание с композитором, что ему начинает казаться, будто он – автор музыки. В музыку надо поверить. Ни одного пустого такта во время игры.
Слайд №13
Как говорил Станиславский: «Нельзя творить то, чему сам не веришь, что считаешь неправдой» (Станиславский К.С,. Работа актера над собой. Собр. соч. в 8 т., т 2 – М., 1954, с. 174).
Слайд №14
«Искусство начинается там, где начинается чуть-чуть» - говорил Брюлов. Вот это самое «чуть-чуть» в искусстве доступно лишь художественно одаренным натурам.
Все выдающиеся деятели музыкального искусства сходятся в одном: лишь тогда интересен музыкант-исполнитель, когда он – личность.

Слайд №15
«Как бы хорошо исполнитель ни овладел мастерством, если сам он незначительный человек и ему самому нечего сказать слушателю, его воздействие будет ничтожно» (Гольденвейзер А. Об исполнительстве. – В кн. «Вопросы фортепианного исполнительства», вып. 1. – М., 1965, с. 62).
В конце концов, не столь важно, если исполнитель где-то споткнулся или зацепил фальшивую ноту. Важно, что выражает он своей игрой; о чем повествует, как лепит художественный образ произведения. И если музыкант до конца проникся содержательной стороной сочинения, идейным замыслом композитора, если ему есть что сказать и чем выразить, - можно точно быть уверенным, что родится вдохновенная художественная интерпретация, то есть результатом будет то, ради чего мы работаем над звуком, техникой, художественным образом, - прозвучит музыка!
Ребята давайте посмотрим на нашу схему модуля, посмотрите, мы заполнили с вами все разделы дартса. Сегодня мы с вами постарались совместными усилиями объединить наши знания для решения очень важной проблемы, как научиться грамотно создавать образ в музыкальном произведении. Я надеюсь, что вся эта работа в дальнейшем будет помогать нам на уроках специальности делать наши произведения яркими, образными, выразительными.
Слайд №16
Категория: Уроки музыки | Добавил: Айседора (2015-05-27) | Автор: Росина Елена Афанасьевна
Просмотров: 1283 | Теги: образ. работа | Рейтинг: 1.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-04-26, 5:08 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru