Главная » Статьи » В помощь учителю » Уроки музыки |
Работа над созданием образа в произведении технологическая карта открытого интегрированного урока Подготовила преподаватель по классу аккордеон, вокал Росина Е.А. Цель урока: Обобщить знания учащихся об основных этапах работы над созданием образа в произведении и создать рабочий модуль «Музыкальный дартс». Задачи урока: • Выделить основные моменты, влияющие на создание образа музыкального произведения. • Развивать музыкальное восприятие, умение анализировать, выявлять связи, формулировать выводы, правильно применять теорию в практике. • Воспитывать эстетический вкус, музыкальную культуру, умение преодолевать трудности. Вид урока: интегрированный. Форма урока: групповая Методы обучения: • Перспективный метод-словесная передача, слуховое и зрительное восприятие. • Репродуктивный метод –запоминание учащимися, формирование ЗУН. • Практический метод – совершенствование профессиональных качеств юного артиста. Технологии обучения: • Модульная. • Игровая. • Развивающая. • ИКТ. Психологические условия на уроке: 1. Личностно-ориентированное обучение, учет уровня музыкального развития уч-ся. 2. Учет индивидуальных способностей. 3. Дифференцированный подход. Средства обучения: • Музыкальные инструменты (баян, аккордеон, фортепиано) • Пульт, стулья. • Нотный материал. • Видео ролики. • Схема модуля «Музыкального дартса» Техническое оснащение: • Ноутбук. • Экран, проектор. • Аппаратура, пульт. Структура урока: 1. Организационный момент (объявление темы её актуальность, представление участников открытого урока, краткая характеристика, постановка цели урока) – 5 мин 2. Практическая часть (исполнение номеров с анализом и показами определенных мест, просмотр видео) – 35 мин 3. Заключительная часть (подведение итогов работы, выводы) – 5 мин Характеристика класса: в уроке принимают участие уч-ся отделения народных инструментов (3 человека) и вокально-хорового отделения (3 человека). 1 уч-ся-профессиональное направление в обучении, два уч-ся – академическое и два –общеэстетическое направление в обучении. У всех уч-ся высокий уровень посещения занятий, пропуски уроков только по болезни, мотивация к обучении в основном высокая. Исполняемая программа: 1. Солдатов Иван 0 класс Д. Самойлов «Ходики» 2. Крылова Илария 2 класс «Вечерняя песня» М. Мусоргский А. Плещеев 3. Зиновьев Родион 2 класс «Чарльстон» 4. Абуталипов Кайсар 5 класс С. Франк «Канон», В. Золотарев Сюита №5 5. Конов Дима 5 класс Д.Куртис и Э.Куртис «Вернись в Сорренто» Ход урока: Организационный момент (объявление темы её актуальность, представление участников открытого урока, краткая характеристика, постановка цели урока) 5 мин Слайд №1 Учитель: Добрый день уважаемые педагога, мои ученики. На данном уроке присутствуют уч-ся двух отделений НИ – Солдатов Иван 0 кл, Нигматулин Кирилл -2 кл., Абуталипов Кайсар 5 кл, ВХО- Крылова Илария и Зиновьев Родион 2 кл., Конов Дима 5 кл. Учащиеся класса имеют различный уровень индивидуальных и соответственно музыкальных способностей, но большинство занимаются в школе искусств с желанием и увлечением Слайд №2 Тема нашего занятия звучит так «Работа над созданием образа в произведении». Тема взята не случайно, так как мы сегодня готовимся к итоговым академическим и государственным экзаменам, и в основном работа на уроках имеет именно эту направленность. Еще мне хотелось бы отметить, что урок мы проводим необычный, так как он является не только открытым и групповым, что не свойственно обучению в нашей школе, а так же интегрированным. Кто понимает, что значит интегрированный урок, интегрированное обучение? Кто ни будь участвовал в таких уроках? (Предполагаемый Ответы уч-ся: на интегрированном уроке вокалисты будут играть, а инструменталисты петь; мы будем говорить о том киками способами вокалисты работают над образом в произведении и может ли это помочь как то аккордеонистам и баянистам; думаю мы постараемся найти и у вокалистов и у инструменталистов что то общее в работе над образом). Учитель: Правильно. Под интеграцией мы с вами должны понимать творческое обучение, когда в единое целое объединяются ранее разрозненные умения, знания и навыки, мы с вами так-же познакомимся с примерами из других областей искусства, таких как театр, хореография и даже спорт. Слайд №3 Таким образом, мы с вами определяем цель нашего урока - обобщить знания об основных этапах работы над созданием образа в произведении и создать рабочий модуль или «Музыкальный дартс». Ребята, вы все знаете, что значит слово дартс? (Предполагаемые ответы: это игра, которая заключается в том, что нужно попасть дротиком в мишень которая висит на стене). (уч-ся готовят нарисованный на плакате схему модуля). Слайд №4 Учитель: Игра в дартс развивает умение - точно делать бросок, достичь всего этого можно, соблюдая определенные правила. Но всё же, кто становится победителем в этой игре? (Предполагаемый ответ -тот кто точнее всего попадет в Яблочко.) Учитель: «Яблочком» (целью) нашего музыкального дартса будет «Образ». Практическая часть (исполнение номеров с анализом и показами определенных мест, просмотр видео) 35 мин Учитель: Что такое образ музыкального произведения? (Образ - субъективный феномен, возникающий в результате предметно-практической, сенсорно-перцептивной, мыслительной деятельности, представляющий собой целостное интегральное отражение действительности, в котором одновременно представлены основные категории (пространство, движение, цвет, форма, фактура и т. д.). Слайд №5 Просмотр видеоhttps://www.youtube.com/ – выступление юных дарований (4 летний корейский мальчик играет на фортепиано, 5 летний мальчик танцует лезгинку и юная Варя Ивлева читает стих про бабушку). После просмотра видео вопрос уч-ся. Учитель: Понравились ли вам выступления детей? Почему эти ролики нравятся? (Предполагаемый ответ: потому что дети выступают смело, ярко, выразительно). Учитель: Другими словами, эти дети очень точно и непосредственно показывают нам то, что сами очень хорошо чувствуют, тоесть образ своего произведения. Ребята, восприятие любого образа предлагает единство двух начал - объективного и субъективного, т.е. того, что заложено в самом художественном произведении, и тех толкований, представлений, ассоциаций, которые рождаются в сознании слушателя в связи с ним. Учитель: (готовится уч-ся 0 класса - Солдатов Иван- аккордеон) Слайд №6 Известный среди учителей музыкант и педагог Генрих Нейгауз говорил: «…Как можно раньше от ребенка нужно добиваться, чтобы он сыграл грустную мелодию грустно, бодрую – бодро, торжественную – торжественно и т.д. и довел бы свое художественно–музыкальное намерение до полной ясности» (Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. – М., 1982, с.20). Сейчас Иван исполнит пьесу, после исполнения мы попробуем с вами угадать её название и понять попал Иван в образ или нет. Готовы? Начинаем (уч-ся исполняет детскую песню «Ходики» Д. Самойлов). Учитель: Ребята, какое название вы бы дали музыке? (Ответы уч-ся) Учитель: Ваня, скажи пожалуйста, что помогло тебе исполнить эти произведения так, чтобы мы могли представить ходики-часы? (Всё, что уч-ся перечисляют после исполнения номера, педагог записывает в схему модуля) Иван: Название произведения, програмность (жанр); текст, размер, метро-ритм, фраза (форма); темп, динамика, штрихи, мех (средства муз выразительности); мажор (лад) Слайд №7 Учитель: На начальном этапе работы над музыкальным произведением музыкант имеет дело непосредственно с нотным текстом. Но текст – это только знаки, их нужно расшифровывать. Образно говоря, нотный текст - это план здания, зафиксированный на бумаге. Выучивая произведение на память, мы ставим как бы каркас. Но разученное с правильными нюансами и темпами произведение – это еще далеко не все. «Задача исполнителя – снова оживить окаменелые знаки и привести их в движение» (Бузони Ф. Указ. Соч., с.25). Слайд №8 (Готовится Крылова Илария и Зиновьев Родион-вокал) классика «Вечерняя песня» М. Мусоргский А. Плещеев песня «Чарльстон» Учитель: Задание то-же самое – угадать как называются песни.(Ответы уч-ся). Ребята, что вам помогло в создании музыкальных образов? Уч-ся: Точная интонация, мотив, движение мелодии (лад); програмность, автор, эпоха создания, стилистические особенности, национальность (жанр); дыхание, сила звука, дикция, штрих (средства выразительности); Слайд №9 Учитель: Интонация как носитель музыкально-художественной специфики выделяет музыку среди других искусств. Стиль музыкальный (от лат. stilus – палочка для письма, способ изложения, склад речи) – понятие эстетики и искусствознания, фиксирующее системность выразительных средств. При выявлении стилистических особенностей музыкального произведения необходимо определить эпоху его создания. Думается, нет необходимости доказывать, что осознание учеником разницы, допустим, между музыкой классической и эстрадной. Слайд №10 (Готовится Абуталипов Кайсар-баян) Канон С. Франк Сюита № 6 В. Золотарев «Карабас» «Дюймовочка» «Восточная мелодия и танец» Кайсар: в работе над произведениями я оперался на такие понятия как – полифония (фактура), канон, тема, мелодия, автор, эпоха создания, национальность (жанр); сюита (форма); програмность, манера исполнения (Фридрих Робертович Липс). Учитель: Ещё хочется добавить, что для убедительной передачи художественного образа важно найти верный темп, в нашем случае это было и остается проблемой. Иногда торопливость или, наоборот, затянутость может свести на нет всю подготовительную работу исполнителя. Слайд №11 Каждый музыкант вправе выбирать свой темп, более того, один и тот же исполнитель в зависимости от творческого состояния может играть одну и ту же пьесу в относительно разных темпах. Важно, чтобы темп убеждал, чтобы скорость развертывания музыкального материала способствовала наиболее полной реализации поставленных задач, а, в конечном счете – выявлению художественного образа произведения. Ритм и метр тесно взаимосвязаны. Далеко не все учащиеся четко представляют себе, что такое ритм и метр, поэтому не лишне здесь еще раз вспомнить следующее: ритм – это узоры музыкального времени, красивые и разумные, иначе организованная последовательность звуков одинаковой или различной длительности; метр – размечает время, когда звукам появляться в узоре. Темп говорит, с какой скоростью разворачиваться музыкальному узору. (Готовится Кононов Дима – вокал) № 7 неополитанская песня «Вернись в Сорренто» Д.Куртис и Э.Куртис Дима: раскрывая образ я узнавал историю создания песни, язык исполнения (неаполитанская), варианты исполнения (стиль), важно было создать нужный объем голоса, рубато, агогику, мимику, жесты (средства муз. выразительности), прочувтсовать модуляцию (лад.) Учитель: Сильнодействующим и очень важным фактором в выразительном исполнении этого произведения является владение ритмом – умение исполнителя распоряжаться звуком во времени. Именно распоряжаться, т.е. проявлять свою творческую волю. Слайд №12 Как говорил Б. Асафьев, ритм не следует воспринимать как «фонари на шоссе с их монотонной мерностью…» («Музыкальная форма как процесс» Л., 1963, с.298). Иногда путают два различных понятия – ритмичная игра и метричная. Между этими понятиями - бездна. Художник-исполнитель не может вместить свои чувства и намерения в рамки безжалостных ударов метронома. Он пользуется разнообразными агогическими отклонениями, игрой rubato (Rubare (ит.) – красть). Принцип исполнения rubato основан на следующем: сколько времени «украл» - столько и отдает. Заключительная часть (подведение итогов работы, выводы) – 5 мин Учитель: Чем больше мы работаем над музыкальным произведением тем рельефнее проявляется его образное содержание. Исполнитель начинает ощущать такие тонкости, о которых ранее и не подозревал. Воображение находит все новые и новые образы, ассоциации, слух отыскивает нужные интонации, краски, все четче проявляется звуковая картинка. Только полюбив изучаемое сочинение, можно добиться максимального художественного результата. В этом случае исполнитель настолько вживается в произведение, входит в сопереживание с композитором, что ему начинает казаться, будто он – автор музыки. В музыку надо поверить. Ни одного пустого такта во время игры. Слайд №13 Как говорил Станиславский: «Нельзя творить то, чему сам не веришь, что считаешь неправдой» (Станиславский К.С,. Работа актера над собой. Собр. соч. в 8 т., т 2 – М., 1954, с. 174). Слайд №14 «Искусство начинается там, где начинается чуть-чуть» - говорил Брюлов. Вот это самое «чуть-чуть» в искусстве доступно лишь художественно одаренным натурам. Все выдающиеся деятели музыкального искусства сходятся в одном: лишь тогда интересен музыкант-исполнитель, когда он – личность. Слайд №15 «Как бы хорошо исполнитель ни овладел мастерством, если сам он незначительный человек и ему самому нечего сказать слушателю, его воздействие будет ничтожно» (Гольденвейзер А. Об исполнительстве. – В кн. «Вопросы фортепианного исполнительства», вып. 1. – М., 1965, с. 62). В конце концов, не столь важно, если исполнитель где-то споткнулся или зацепил фальшивую ноту. Важно, что выражает он своей игрой; о чем повествует, как лепит художественный образ произведения. И если музыкант до конца проникся содержательной стороной сочинения, идейным замыслом композитора, если ему есть что сказать и чем выразить, - можно точно быть уверенным, что родится вдохновенная художественная интерпретация, то есть результатом будет то, ради чего мы работаем над звуком, техникой, художественным образом, - прозвучит музыка! Ребята давайте посмотрим на нашу схему модуля, посмотрите, мы заполнили с вами все разделы дартса. Сегодня мы с вами постарались совместными усилиями объединить наши знания для решения очень важной проблемы, как научиться грамотно создавать образ в музыкальном произведении. Я надеюсь, что вся эта работа в дальнейшем будет помогать нам на уроках специальности делать наши произведения яркими, образными, выразительными. Слайд №16 | |
Просмотров: 1283 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|