Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Уроки музыки

Психологическая адаптация учащегося к концертному выступлению.
Волнение - это чувство хорошо знакомо как юным исполнителям, так и профессиональным музыкантам. Психологические особенности каждого человека, его темперамент, глубина эмоций, творческая фантазия - всё это проявляется во время публичного выступления. Сталкиваясь с проблемой сценического волнения в юном возрасте, мы порой ощущаем её на протяжении всего этапа концертной деятельности. Именно концертные выступления готовят музыкантов к будущей профессии.
Сценическое волнение проявляется в различных формах:
Психологическое волнение часто является результатом «недоподготовки», мешающим исполнителю раскрыться во время выступления. Нередко из памяти выпадают целые страницы нотного текста. Тряска рук, дрожь коленей, провалы в памяти - всё это является симптомами сценического волнения. Оно может проявляться также в виде страха или панического состояния.
Творческое взволнованность, желание донести до слушателя красоту музыкального образа, как показывает практика, естественна и желательна и часто спасает исполнение от будничности.
История показывает, что даже опытный музыкант, с большим стажем исполнительской деятельности, не застрахован от провала на сцене. Успех выступления зависит не только от мастерства исполнителя, но и от того, что было с ним перед выступлением, как накануне провёл день. Поэтому юные исполнители особенно нуждаются в коррекции сценического поведения, в помощи педагога, который поможет психологически настроиться и сосредоточиться на выступлении.
Успешное выступление играет немаловажную роль в формировании исполнительского мастерства у будущих пианистов. Профессиональное, вдохновенное исполнение доставляет огромное эстетическое удовольствие слушателю. И мы не задумываемся, какая огромная работа была проделана пианистом, чтобы подарить людям радость общения с музыкой. И как долог путь к профессиональному сценическому мастерству. В процессе обучения в музыкальной школе учащимся постепенно прививается навык сценического выступления. Каждому ученику предоставляется возможность проявить свой творческий потенциал в музыкально-исполнительской деятельности. Все академические концерты, зачёты и экзамены проводятся в условиях публичных выступлений. Каждое публичное выступление является стрессовой ситуацией. Причина стресса – зрительный зал. Поэтому подготовка учащегося к выступлениям ведётся уже в период обучения в ДМШ. Вся работа над музыкальным произведением проходит «испытание на прочность» во время публичного выступления. Бывают случаи, когда талантливый музыкант терпит на сцене «фиаско». А менее одарённый может неплохо показать себя на сцене. Для формирования сценической устойчивости у юных музыкантов можно предложить следующее: 1.Исполнение выученного произведения с завязанными глазами. То есть, отрабатываем навык автоматизма. Если во время выступления произойдёт сбой (провал памяти), пальцы автоматически продолжат игру. 2. Исполнение в шумной обстановке. Ученик должен выдержать игру на фоне громкого разговора, различных шумовых эффектов. То есть учим ребёнка не отвлекаться на внешние факторы, полностью сосредотачиваясь на исполнении.
3. Во время исполнения программы в трудном месте педагог громко произносит психотравмирующее слово «ошибка». Но учащийся при этом должен суметь не ошибиться.
4. Разделить музыкальное произведение на небольшие части. Начало каждой части отметить цифрой. Ученик должен по памяти уметь начать каждую часть. Во время концертного исполнения могут появиться какие-то случайные помарки. В таких случаях не следует останавливаться и исправлять фальшивую ноту. Важно научиться не придавать этому никакого значения. Главное не потерять музыкальную мысль, продолжать играть вперёд, тем самым не нарушая течение музыки. Бывает, что исполнитель запутывается в тексте, не знает, что играть дальше. Здесь важно не растеряться, не превратить случайность в катастрофу. Надо уметь забыть допущенную ошибку и продолжать музыкальную мысль. Основные психологические особенности подготовки учащегося к публичному выступлению:
1.За несколько дней до выступления обыграть программу в помещении, где планируется концерт. В качестве аудитории пригласить родителей или друзей, или же представить воображаемую комиссию. 2.Накануне концерта стараться избегать шумных компаний, меньше разговаривать, то есть не растрачивать понапрасну энергию. 3. Перед выходом на сцену педагогу не следует давать ученику последних напутственных наставлений.
4. Категорически избегать поспешных проигрываний. Лучше внутренне собраться, мысленно представить темп, характер произведения. 5. Педагог должен правильно настроить ученика. Выходить на сцену надо с чувством «у меня всё получиться, я умею, я могу, я хочу поделиться этим со слушателем».
6. Так же педагог должен учить ребёнка сценическому поведению - правильно, выйти и уйти со сцены, поведению за инструментом. То есть всему тому, что называется артистизмом.
Ни один педагог не может предложить единый рецепт для того, чтобы выступление каждого юного музыканта было успешным. Каждый ребёнок – это неповторимая индивидуальность. У каждого ученика свой психологический барьер. И задача учителя помочь преодолеть волнение и страх, мешающие развитию ребёнка, как творческого исполнителя.
Используемая литература: Л.А. Баренбойм « Музыкальная педагогика и исполнительство» Г. Нейгауз
«Подготовка к сценическому выступлению»

Источник: http://методическая литература
Категория: Уроки музыки | Добавил: ve77759 (2015-06-26) | Автор: Елена Виденёва E
Просмотров: 310 | Комментарии: 5 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2016-12-04, 11:08 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1473]
Школьный психолог [501]
История [694]
Опыт [471]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [216]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [246]
Английский язык [767]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1134]
Химия [373]
Классному руководителю [622]
Биология [577]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1761]
Краеведение [92]
Начальная школа [3901]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [350]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1477]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [514]
Немецкий язык [51]
Технология [279]
Самопознание [379]
Профессиональное образование [100]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [6]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru