Главная » Статьи » В помощь учителю » Уроки музыки |
Специфика вокально- хоровой работы с детьми на уроках музыки в общеобразовательной школе Хоровое искусство – искусство истинно народное А. В. Свешников Хоровое пение имеет ряд очевидных преимуществ среди видов деятельности детей на уроке музыки, что объясняется рядом причин, первая из которых – песенное начало музыкальной культуры. Вторая причина – общедоступность хорового пения. Так, практически каждый ребенок обладает от природы голосовыми и слуховыми данными, что в сущности своей уже есть достаточное и необходимое условие певческого воспитания. Третья причина – адекватность хорового пения психолого- возрастным особенностям детей, в частности их стремлению к активным формам освоения искусства. Четвертая причина – особая доступность хорового искусства для восприятия в силу синтеза слова и музыки. И наконец еще одна причина – значимость воспитания чувств человеческой общности в современном мире. Цель хорового пения на уроках музыки в школе: - способствовать творческой самореализации школьников посредством хорового исполнительства. Задачи: - образовательные: постановка и развитие голоса, формирование вокально- хоровых навыков, знакомство с вокально-хоровым репертуаром; - воспитательные: воспитание вокального слуха как важного фактора пения в единой певческой манере, воспитание организованности, внимания, ответственности в момент коллективного музицирования, ибо хор- это «собрание единомышленников»; - развивающие: развитие музыкальных способностей детей и потребности младших школьников в хоровом пении как мотивационного компонента готовности к дальнейшему саморазвитию; Обращение к хоровому пению на уроках музыки в школе предполагает знание учителем особенностей детского голоса на каждой стадии его формирования. Первая стадия охватывает младший школьный возраст до 10 – 11 лет. Певческие голоса детей 7-10 лет характеризуются не широким певческим диапазоном – максимум октава (до-ре первой октавы и до-ре второй октавы), легким фальцетным (головным) звучанием, небольшой силой – от пиано до меццо – форте, что физиологически объясняется специфичностью голосового аппарата младших школьников (короткие и тонкие голосовые связки, малая емкость легких). Существенного развития между голосами мальчиков и девочек еще нет. Ко второй стадии относятся голоса детей среднего школьного возраста (5- 7 классы). Здесь намечаются элементы грудного звучания, формируется индивидуальный тембр, несколько расширяется диапазон (до первой октавы – ми, фа второй октавы). У мальчиков появляются глубоко окрашенные грудные тоны, у девочек – начинает определяться тембр женского голоса. Диапазон высоких голосов (сопрано): до, ре первой октавы – фа, соль второй октавы; диапазон вторых голосов (альтов): ля малой октавы- ре, ми второй октавы. Третья стадия – голоса подростков, в известной степени сформировавшиеся: в них элементы детского звучания в различной степени смешиваются с элементами взрослого (женского) голоса, начинает выявляться индивидуальный тембр, диапазон расширяется до 1,5 – 2 октав. Диапазон сопрановой партии детского хора – от до первой октавы до соль второй октавы, альтовой партии – от ля малой октавы до ре второй октавы. В период созревания голос мальчиков понижается на октаву и приобретает характерную для мужского голоса окраску. Это явление относится к вторичным признакам и вызвано перестройкой организма под влиянием эндокринной системы. Понимание особенностей детской физиологии требует от учителя соблюдения охраны и гигиены детского певческого голоса. Учитывая, что пение – процесс физиологический, в котором происходит большая трата энергии, хормейстер не должен допускать переутомление певцов. Необходимо проводить занятия в проветренных помещениях, соблюдать оптимальный ритм работы и отдыха, не допускать форсированного звучания голосов, остерегаться исполнения завышенного по трудности репертуара и не злоупотреблять неудобной тесситурой. Особенно щадящего режима требует период мутации. До недавнего времени пение мальчиков и девочек в период мутации запрещалось. Если в это время утомлять голосовой орган упражнением в пении, то оно может совершенно повредить возрождению хорошего голоса. Однако опыт ряда педагогов нашего времени доказал, что осторожные занятия пения в это время возможны. Список используемых источников 1. Андреева Л, Бондарь М, Птица К. «Искусство хорового пения». – М.: государственное музыкальное искусство, 1963 г. 2. Безбородова Л.А, Алиев Ю.Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях» 3. Дмитриевский Г.А. «Хороведение и управление хором». – М.: государственное музыкальное издательство, 1957 г. 4. Живов В.Л. «Хоровое исполнительство» 5. Мусин И.А. «О воспитании дирижера »:Очерки, 1987 г. | |
Просмотров: 1044 | Комментарии: 3 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|