Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Уроки музыки

Специфика вокально-хоровой работы с детьми на уроках музыки в общеобразовательной школе
Специфика вокально- хоровой работы с детьми на уроках музыки в общеобразовательной школе

Хоровое искусство – искусство истинно народное А. В. Свешников
Хоровое пение имеет ряд очевидных преимуществ среди видов деятельности детей на уроке музыки, что объясняется рядом причин, первая из которых – песенное начало музыкальной культуры. Вторая причина – общедоступность хорового пения. Так, практически каждый ребенок обладает от природы голосовыми и слуховыми данными, что в сущности своей уже есть достаточное и необходимое условие певческого воспитания. Третья причина – адекватность хорового пения психолого- возрастным особенностям детей, в частности их стремлению к активным формам освоения искусства. Четвертая причина – особая доступность хорового искусства для восприятия в силу синтеза слова и музыки. И наконец еще одна причина – значимость воспитания чувств человеческой общности в современном мире. Цель хорового пения на уроках музыки в школе:
- способствовать творческой самореализации школьников посредством хорового исполнительства.
Задачи:
- образовательные: постановка и развитие голоса, формирование вокально- хоровых навыков, знакомство с вокально-хоровым репертуаром;
- воспитательные: воспитание вокального слуха как важного фактора пения в единой певческой манере, воспитание организованности, внимания, ответственности в момент коллективного музицирования, ибо хор- это «собрание единомышленников»;
- развивающие: развитие музыкальных способностей детей и потребности младших школьников в хоровом пении как мотивационного компонента готовности к дальнейшему саморазвитию;
Обращение к хоровому пению на уроках музыки в школе предполагает знание учителем особенностей детского голоса на каждой стадии его формирования.
Первая стадия охватывает младший школьный возраст до 10 – 11 лет. Певческие голоса детей 7-10 лет характеризуются не широким певческим диапазоном – максимум октава (до-ре первой октавы и до-ре второй октавы), легким фальцетным (головным) звучанием, небольшой силой – от пиано до меццо – форте, что физиологически объясняется специфичностью голосового аппарата младших школьников (короткие и тонкие голосовые связки, малая емкость легких). Существенного развития между голосами мальчиков и девочек еще нет.
Ко второй стадии относятся голоса детей среднего школьного возраста (5- 7 классы). Здесь намечаются элементы грудного звучания, формируется индивидуальный тембр, несколько расширяется диапазон (до первой октавы – ми, фа второй октавы). У мальчиков появляются глубоко окрашенные грудные тоны, у девочек – начинает определяться тембр женского голоса. Диапазон высоких голосов (сопрано): до, ре первой октавы – фа, соль второй октавы; диапазон вторых голосов (альтов): ля малой октавы- ре, ми второй октавы.
Третья стадия – голоса подростков, в известной степени сформировавшиеся: в них элементы детского звучания в различной степени смешиваются с элементами взрослого (женского) голоса, начинает выявляться индивидуальный тембр, диапазон расширяется до 1,5 – 2 октав. Диапазон сопрановой партии детского хора – от до первой октавы до соль второй октавы, альтовой партии – от ля малой октавы до ре второй октавы.
В период созревания голос мальчиков понижается на октаву и приобретает характерную для мужского голоса окраску. Это явление относится к вторичным признакам и вызвано перестройкой организма под влиянием эндокринной системы.
Понимание особенностей детской физиологии требует от учителя соблюдения охраны и гигиены детского певческого голоса. Учитывая, что пение – процесс физиологический, в котором происходит большая трата энергии, хормейстер не должен допускать переутомление певцов. Необходимо проводить занятия в проветренных помещениях, соблюдать оптимальный ритм работы и отдыха, не допускать форсированного звучания голосов, остерегаться исполнения завышенного по трудности репертуара и не злоупотреблять неудобной тесситурой. Особенно щадящего режима требует период мутации. До недавнего времени пение мальчиков и девочек в период мутации запрещалось. Если в это время утомлять голосовой орган упражнением в пении, то оно может совершенно повредить возрождению хорошего голоса. Однако опыт ряда педагогов нашего времени доказал, что осторожные занятия пения в это время возможны.

Список используемых источников
1. Андреева Л, Бондарь М, Птица К. «Искусство хорового пения». – М.: государственное музыкальное искусство, 1963 г.
2. Безбородова Л.А, Алиев Ю.Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях»
3. Дмитриевский Г.А. «Хороведение и управление хором». – М.: государственное музыкальное издательство, 1957 г.
4. Живов В.Л. «Хоровое исполнительство»
5. Мусин И.А. «О воспитании дирижера »:Очерки, 1987 г.
Категория: Уроки музыки | Добавил: wwwnuraidru (2015-08-25) | Автор: Аида Тулегенова E
Просмотров: 1044 | Комментарии: 3 | Теги: вокально-хоровой урок. | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-03-29, 4:39 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru