Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Уроки музыки

Специфика вокально-хоровой работы с детьми на уроках музыки в общеобразовательной школе
Специфика вокально- хоровой работы с детьми на уроках музыки в общеобразовательной школе

Хоровое искусство – искусство истинно народное А. В. Свешников
Хоровое пение имеет ряд очевидных преимуществ среди видов деятельности детей на уроке музыки, что объясняется рядом причин, первая из которых – песенное начало музыкальной культуры. Вторая причина – общедоступность хорового пения. Так, практически каждый ребенок обладает от природы голосовыми и слуховыми данными, что в сущности своей уже есть достаточное и необходимое условие певческого воспитания. Третья причина – адекватность хорового пения психолого- возрастным особенностям детей, в частности их стремлению к активным формам освоения искусства. Четвертая причина – особая доступность хорового искусства для восприятия в силу синтеза слова и музыки. И наконец еще одна причина – значимость воспитания чувств человеческой общности в современном мире. Цель хорового пения на уроках музыки в школе:
- способствовать творческой самореализации школьников посредством хорового исполнительства.
Задачи:
- образовательные: постановка и развитие голоса, формирование вокально- хоровых навыков, знакомство с вокально-хоровым репертуаром;
- воспитательные: воспитание вокального слуха как важного фактора пения в единой певческой манере, воспитание организованности, внимания, ответственности в момент коллективного музицирования, ибо хор- это «собрание единомышленников»;
- развивающие: развитие музыкальных способностей детей и потребности младших школьников в хоровом пении как мотивационного компонента готовности к дальнейшему саморазвитию;
Обращение к хоровому пению на уроках музыки в школе предполагает знание учителем особенностей детского голоса на каждой стадии его формирования.
Первая стадия охватывает младший школьный возраст до 10 – 11 лет. Певческие голоса детей 7-10 лет характеризуются не широким певческим диапазоном – максимум октава (до-ре первой октавы и до-ре второй октавы), легким фальцетным (головным) звучанием, небольшой силой – от пиано до меццо – форте, что физиологически объясняется специфичностью голосового аппарата младших школьников (короткие и тонкие голосовые связки, малая емкость легких). Существенного развития между голосами мальчиков и девочек еще нет.
Ко второй стадии относятся голоса детей среднего школьного возраста (5- 7 классы). Здесь намечаются элементы грудного звучания, формируется индивидуальный тембр, несколько расширяется диапазон (до первой октавы – ми, фа второй октавы). У мальчиков появляются глубоко окрашенные грудные тоны, у девочек – начинает определяться тембр женского голоса. Диапазон высоких голосов (сопрано): до, ре первой октавы – фа, соль второй октавы; диапазон вторых голосов (альтов): ля малой октавы- ре, ми второй октавы.
Третья стадия – голоса подростков, в известной степени сформировавшиеся: в них элементы детского звучания в различной степени смешиваются с элементами взрослого (женского) голоса, начинает выявляться индивидуальный тембр, диапазон расширяется до 1,5 – 2 октав. Диапазон сопрановой партии детского хора – от до первой октавы до соль второй октавы, альтовой партии – от ля малой октавы до ре второй октавы.
В период созревания голос мальчиков понижается на октаву и приобретает характерную для мужского голоса окраску. Это явление относится к вторичным признакам и вызвано перестройкой организма под влиянием эндокринной системы.
Понимание особенностей детской физиологии требует от учителя соблюдения охраны и гигиены детского певческого голоса. Учитывая, что пение – процесс физиологический, в котором происходит большая трата энергии, хормейстер не должен допускать переутомление певцов. Необходимо проводить занятия в проветренных помещениях, соблюдать оптимальный ритм работы и отдыха, не допускать форсированного звучания голосов, остерегаться исполнения завышенного по трудности репертуара и не злоупотреблять неудобной тесситурой. Особенно щадящего режима требует период мутации. До недавнего времени пение мальчиков и девочек в период мутации запрещалось. Если в это время утомлять голосовой орган упражнением в пении, то оно может совершенно повредить возрождению хорошего голоса. Однако опыт ряда педагогов нашего времени доказал, что осторожные занятия пения в это время возможны.

Список используемых источников
1. Андреева Л, Бондарь М, Птица К. «Искусство хорового пения». – М.: государственное музыкальное искусство, 1963 г.
2. Безбородова Л.А, Алиев Ю.Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях»
3. Дмитриевский Г.А. «Хороведение и управление хором». – М.: государственное музыкальное издательство, 1957 г.
4. Живов В.Л. «Хоровое исполнительство»
5. Мусин И.А. «О воспитании дирижера »:Очерки, 1987 г.
Категория: Уроки музыки | Добавил: wwwnuraidru (2015-08-25) | Автор: Аида Тулегенова E
Просмотров: 324 | Комментарии: 3 | Теги: вокально-хоровой урок. | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2016-12-04, 11:10 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1473]
Школьный психолог [501]
История [694]
Опыт [471]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [216]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [246]
Английский язык [767]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1134]
Химия [373]
Классному руководителю [622]
Биология [577]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1761]
Краеведение [92]
Начальная школа [3901]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [350]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1477]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [514]
Немецкий язык [51]
Технология [279]
Самопознание [379]
Профессиональное образование [100]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [6]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru