Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Уроки музыки

Проблемы исполнительства на духовых инструментах
КГУ Специализированная музыкальная школа-интернат
Учитель по классу флейта Горбач Елена Станиславовна
Особенности концертного исполнительства на духовых
инструментах.
Итогом всей работы исполнителя, серьёзной проверкой усвоения
материала,художественной подготовки является концертное выступление. В
каком бы качестве не представал юный музыкант на этом выступлении — в
качестве оркестранта, ансамблиста или солиста — оно всегда ответственно.
Известно, что даже опытные солисты и оркестранты, играя оркестровое соло,
нередко теряются. Причин здесь много, взять хотя бы то обстоятельство, что
если пианист может сосредоточить своё внимание на музыке и меньше думать о
возникновении звука, так как фортепиано звучит при любом прикосновении
(другой вопрос — как звучит), то духовик, думая о художественной стороне
исполняемого произведения, одновременно должен постоянно заботиться о
процессе воссоздания звука. Если вокалист создаёт звук, используя свой
природный аппарат — голос, то духовик создаёт этот звук с помощью
неодушевлённого инородного. После того, как в нём запульсирует воздушный
столб, играющий должен регулировать длину, плотность и частоту колебания
этого воздушного столба. Поэтому процесс звукообразования на духовых
инструментах сложнее, чем на других инструментах, а в концертных условиях,
где степень ответственности и волнения значительно возрастает, исполнителя
на духовом инструменте подстерегают многие препятствия и неожиданности.
Из практики известно, что одарённые ученики во время концерта играют
лучше, чем на репетиции, но и известно также, что если они срываются, то
основательно. Поэтому было бы ошибкой полагаться только на их одарённость.
В подготовке к концертам только труд, осознанный и целеустремлённый, может
обеспечить успех дела.
Необходимо иметь репертуарный запас, а для этого надо сохранять в
репертуаре уже игранные произведения. Для успешного выступления в
концерте нужно хорошее физическое состояние исполнителя, его
исполнительского аппарата.
Для создания хорошего состояния исполнительского аппарата многие
педагоги рекомендуют перед перед концертом отдых. Но этот совет носит
индивидуальный характер и определяется психическим складом и опытом
исполнителя. Так, например Г. Нейгауз советует перед концертом отдохнуть;
Г.Орвид и Т.Докшицер за 2-3 дня до выступления снижают интенсивность
занятий на инструменте, в день концерта, как правило, не играют, хотя методы
приведения губного аппарата в рабочее состояние перед самым выходом на
сцену у них разные: Орвид основательно разыгрывался, а Докшицер — чуть
пробовал инструмент, чтобы «согреть» губы. С.Рихтер в день концерта играл
несколько часов.
Нужно учесть, что перед концертом резкая смена режима для исполнителя не
желательна. В то же время известно, что если перед концертом много и часто
репетировать, то это может привести к тому, что исполнитель растратит свойэмоциональный заряд и физические силы на репетиции, а во время концерта
ему этого как раз не будет хватать. Многие концертные исполнители говорят,
что лучше перед концертом не играть, чем переиграть. Для духовиков это
особенно важно.
Очень важен также момент перед выходом на сцену. Не надо приходить на
выступление слищком рано, долго выжидать своего выхода на сцену, слушать
исполнения других. Это очень отвлекает, хотя иногда бывают случаи, когда
срабатывает элемент самолюбия и прослушивание других выступающих
мобилизует исполнителя.
Выход на сцену является ответственным моментом, который в какой-то мере
предопределяет успех исполнения. Необходимо преодолеть неуверенность,
робость, выйти на сцену как на праздник, собраться, сосредоточиться, ничем не
отвлекаться. «Надо вызвать у себя желание играть, которое и в свою очередь
вызывает и желание себя слушать»,-говорит Т.Докшицер, а всё, что связано с
выходом на сцену и поведением на ней, он называет «психотренировкой».
Срывы могут быть всегда и у всякого. После той или иной неудачи во время
выступления психологически важно думать не о том, что случилось, а о том,
что впереди. Опасна не столько трудность в достижении цели, сколько
капитуляция перед ней.
Совершенно, очевидно, что для успешного выступления очень важна
настройка инструмента. Поэтому рекомендуется настраивать инструмент
заранее, не отвлекать внимание слушателей этим чисто техническим моментом,
не говоря уже о том, что инструмент должен быть в полном порядке.
Одним словом, нужно создавать наилучшие условия для исполнительского
творчества, и это зависит, прежде всего, от самого исполнителя.
Следующая трудность — это отсутствие у исполнителя необходимого опыта
сольных выступлений, что нарушает привычные нервномышечные связи,
сковывает исполнительский аппарат. Одно-два неудачных выступлений в
концерте и вырабатывается «эстрадобоязнь».
Различают два вида скованности («зажима») на сцене: внешний и внутренний.
Внешняя скованность устраняется тренировкой тела, правильной постановкой,
верными техническими приёмами, умением найти хорошую физическую опору
и т. д.
Внутренняя скованность преодолевается, если управлять своей волей,
научиться мыслить, направлять мысль на непрерывный музыкальный рассказ.
Если сам исполнитель будет увлечён и заинтересован развитием музыкального
сюжета в произведении, это непременно облегчит ему преодоление
технических трудностей.
Нередко в основе «эстрадобоязни» существует неуверенность в своей
подготовленности, в знании исполняемого произведения во всех деталях.
Отсюда дополнительное волнение. «Волнение обратно пропорционально
степени подготовки» - говорил Н.А.Римский-Корсаков. Оно приводит к
скованности, к потере контроля над исполнением, к срывам. Поэтому при
подготовке к концертному выступлению необходимо соблюдать следующие
условия:1.Музыкальное произведение, выбранное для исполнения в концерте не
должно превышать технические и художественные возможности исполнителя.
2.Необходимо знание не только исполняемого произведения, но и партии
сопровождения. Как рекомендуют пианисты И.Гофман, Г.Нейгауз, нужно учить
пьесу на инструменте с нотами и без. По нотам без инструмента, без нот и
инструмента.
Многие исполнители полагается на свою механическую память: губы помнят,
пальцы помнят — значит всё в порядке. Но механическая память ненадёжна,
т.к. не всегда срабатывает. Важнее память логическая. В этом случае срывы
почти исключены.
Хорошо когда произведение выучено заблаговременно, а не перед самым
концертом, оно всегда должно немного « отлежаться», нужно в него «вжиться».
Перед концертом не рекомендуется делать своим ученикам много частных
замечаний, это очень распыляет их внимание. Чем ближе к концерту, тем более
обобщённый характер должны носить замечания, они должны быть связаны с
какими-то стилистическими, выразительными моментами общего порядка.
Педагогу важно морально поддержать ученика-исполнителя перед концертом,
создать у него хорошее творческое настроение. Некоторые педагоги сами
бывают настолько взволнованы и взвинчены, что их настроение передаётся
ученикам. Педагог должен быть мудрее. В данном случае важно не нарушать
принципиального характера исполнения, не упустить какие-то важные детали и
нацелить внимание на исполнителя на главное. Лучшим средством воспитания
качеств исполнителя, борьбы с «эстрадобоязнью» являются публичные
выступления. Поэтому рекомендуется использовать любую возможность —
чаще играть на академических, праздничных, шефских концертах.
В заключение, остаётся добавить, что путь исполнителя тернист, что его ждёт
напряжённая работа, что ему предстоит не только исполнять, но и учиться
исполнять, упорно, настойчиво.
Используемая литература:
1. Б.Кременштейн. Педагогика
2. Г.Нейгауз. Искусство фортепианной игры
3. А.Федотов. Методика обучения игре на духовых инструментах
4. В.Натансон. Л.Рощин. Вопросы музыкальной педагогики. Вып.5
5. Л.Арчажникова. Профессия-учитель музыки
Категория: Уроки музыки | Добавил: yelena1966 (2015-10-23) | Автор: Горбач Елена Станиславовна
Просмотров: 210 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2016-12-03, 7:35 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1473]
Школьный психолог [501]
История [694]
Опыт [471]
Научная кафедра [217]
Воспитание души [216]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [246]
Английский язык [767]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1134]
Химия [373]
Классному руководителю [622]
Биология [577]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1761]
Краеведение [92]
Начальная школа [3902]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [350]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1477]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [514]
Немецкий язык [51]
Технология [279]
Самопознание [377]
Профессиональное образование [100]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [6]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru