Главная » Статьи » В помощь учителю » Уроки музыки |
Тема урока: «Березовая роща», урок музыки 2 класс Цель: знакомство детей с понятием «народная песня» и с народными интонациями в творчестве композиторов. Задачи: Обучающая: понимание народной и композиторской музыки. Углубление знаний о жанре песни, систематизирование знания о мелодии, умение делить песни на фразы. Развивающая: умение пользоваться дыханием, непринужденное исполнение хоровых песен на цепном дыхании. Воспитывающая: формирование эстетическкого восприятия связи музыки и живописи. Тип урока: комбинированный. Материальное обеспечение: репродукция картины Исаака Ильича Левитана «Березовая роща», моноблог, портрет М.П. Мусоргского, картинки русских народных инструментов. Ход урока: 1. Организационный момент. Дети вначале урока делятся на три группы. Дети вытягивают картинки с инструментами (трещотка ложки, бубен) и садятся за тот стол где стоит картинка с этим инстументом. 2. Музыкальное приветствие на трех языках: «Здравствуйте, ребята!» восходящаяя пентатоника, ответы детей: «Здравствуйте, учитель!» - низходящая, далее «Сәлеметсізбе, балалар!» - «Сәлеметсізбе, мұғалем!», «Good afternoon, boys and girls!» - «Good afternoon, teachers!». 3. Раскрытие темы урока: Учитель: Давайте рассмотрим с вами репродукцию картины Исаака Ильича Левитана. Внимательно вглядитесь в эту картину, попробуйте услышать шелест листьев, пение птиц, дуновение теплого летнего ветра. Давайте представим ,что мы с вами гуляем, собираем цветы, плетем венки! (Пауза). Как вы думаете как называется эта картина? (Ответы детей). Молодцы! Хорошо! Учитель: Что общего между данным пейзажем и нашим краем? (Ответы детей). Правильно мы живем в краю белых берез. Природу родного края воспевают разные народы! А какой народ воспевают красоту берез? 4. Актуализация опорных знаний: Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с русской народной песней и музыкой композиторской, научимся делить песни на музыкальные фразы. Открывайте тетради, записывайте.....Тема урока: «Березовая роща» Сейчас мы послушаем русскую народную песню «Во поле береза стояла!». 5. Слушание. «Во поле береза стояла!». 6. Анализ произведения. Учитель: Для того чтобы проанализировать данное произведение у каждой группы на столе лежат задания. В течении 2х минут вы должны дать ответ. А чтобы оценить работу друг друга в течении урока, нужно после ответа каждой группы заполнить таблицу лежащую у вас на столе смайликами, после каждого ответа нужно вклеить подходящий майлик напротив вопроса. (приложение 1) Группа №1: Вопрос №1: Почему это произведение называется «песней»? Вопрос №2: Где могла бы звучать эта песня? Что можно делать под ее звучание? Творческое задание: Разбор по ритму (прохлопать ритм куплета песни «Во поле береза стояла!» и записать схематично, короткие звуки – короткими линиями, длинные - длинными). Группа №2: Вопрос №1: Зачем хотели березу заламати? Что хотели сделать из нее? Вопрос №1: Какая по настроению эта песня? (дать 3-4 характеристики музыки) Творческое задание : Далее с помощью линии нужно изобразить движение мелодии. Группа №3: Вопрос №1: Кто сочинил эту песню? Почему эта она называется народной? Вопрос №2: Какой инструмент исполняет главную мелодию? Какое звучание этого интрумента? Описать. Творческое задание: Определить сколько куплетов и припевов. Прослушав песню еще раз, записать схематично: вступление, припев, проигрыш, куплет Учитель: А сейчас мы все вместе попробуем определить сколько музыкальных фраз в куплете? (рассказать что такое музыкальная фраза). Каждая группа посовещавшись должна поднять табличку с цифрой, по их мнению определяющую количество фраз в куплете. Учитель: А теперь попробуем сыграть на шумовых инструментах (трещотки, ложки, бубны). Каждая группа определяет для себя ритмический рисунок, который она будет играть. Во время исполнения каждая группа играет свой ритм в той последовательности в которой покажет учитель. Всем группам нужно быть в любую секунду готовой. Значит учитель – это дирижер, и какой группе он покажет, та и играет. Получается своего рода канон. 7. Игра на музыкальных инструментах. «Во поле береза стояла». Учитель: Народная музыка используется очень широко. И для того чтобы достичь какого то образа, композиторы используют народные мотивы, народные песни в своих произведениях, чтобы подчеркнуть народность образа. Так, например, сделал русский композитор Модест Петрович Мусоргский (показать портрет) в своих произведениях «Избушка на курьих ножках» и «Старинный замок». Послушайте их. 8. Слушание. М.П. Мусоргский «Избушка на курьих ножках» и «Старинный замок». Эти произведения контрастные по характеру на это следует обратить внимание детей. Задавать наводящие вопросы. Учитель: - В чем разница в этих двух произведениях? - Что их отличает друг от друга? - Изобразите смайликом настроение песни! У каждой группы лежат 3 смайлика на столе. Каждая группа поднимает свой смайлик. Учитель: послушайте музыкальные темы используемые композитором в этих произведениях. (учитель играет на фортепиано). Можно ли их назвать народными? Почему? Обобщение: скажите чем отличается народная музыка от композиторской? (ответы детей) 9. Вокально-хоровая работа: А) Дыхательная гимнастика: «Одуванчик». Б) Логопедические упражнения Т.С. Овчинниковой: «Жуки». В) Пальчиковые упражнения Е.А. Поддубная: «Ромашка». Г) Работа над песней. «Во поле береза стояла!» 10. Музыкальная игра: «Хоровод». 11. Итог урока. Исходя из оценочной таблицы ваших ответов я хотела бы отметить работу.................... ( поставить оценки в соответствии с таблицой). 12. Домашнее задание. Нарисовать картины к произведениям М.П. Мусоргского «Избушка на курьих ножках» и «Старинный замок» Приложение 1 Вопросы Команда Команда Команда 1. 2. 3. Вопросы Команда Команда Команда 1. 2. 3. | |
Просмотров: 880 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|