Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Уроки музыки

Урок "Березовая роща" 2 класс
Тема урока: «Березовая роща»,
урок музыки 2 класс

Цель: знакомство детей с понятием «народная песня» и с народными интонациями в творчестве композиторов.
Задачи:
Обучающая: понимание народной и композиторской музыки. Углубление знаний о жанре песни, систематизирование знания о мелодии, умение делить песни на фразы.
Развивающая: умение пользоваться дыханием, непринужденное исполнение хоровых песен на цепном дыхании.
Воспитывающая: формирование эстетическкого восприятия связи музыки и живописи.
Тип урока: комбинированный.
Материальное обеспечение: репродукция картины Исаака Ильича Левитана «Березовая роща», моноблог, портрет М.П. Мусоргского, картинки русских народных инструментов.

Ход урока:
1. Организационный момент. Дети вначале урока делятся на три группы. Дети вытягивают картинки с инструментами (трещотка ложки, бубен) и садятся за тот стол где стоит картинка с этим инстументом.
2. Музыкальное приветствие на трех языках: «Здравствуйте, ребята!» восходящаяя пентатоника, ответы детей: «Здравствуйте, учитель!» - низходящая, далее «Сәлеметсізбе, балалар!» - «Сәлеметсізбе, мұғалем!», «Good afternoon, boys and girls!» - «Good afternoon, teachers!».
3. Раскрытие темы урока:
Учитель: Давайте рассмотрим с вами репродукцию картины Исаака Ильича Левитана. Внимательно вглядитесь в эту картину, попробуйте услышать шелест листьев, пение птиц, дуновение теплого летнего ветра. Давайте представим ,что мы с вами гуляем, собираем цветы, плетем венки! (Пауза). Как вы думаете как называется эта картина? (Ответы детей). Молодцы! Хорошо!
Учитель: Что общего между данным пейзажем и нашим краем? (Ответы детей). Правильно мы живем в краю белых берез. Природу родного края воспевают разные народы! А какой народ воспевают красоту берез?
4. Актуализация опорных знаний:
Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с русской народной песней и музыкой композиторской, научимся делить песни на музыкальные фразы.
Открывайте тетради, записывайте.....Тема урока: «Березовая роща» Сейчас мы послушаем русскую народную песню «Во поле береза стояла!».
5. Слушание. «Во поле береза стояла!».
6. Анализ произведения.
Учитель: Для того чтобы проанализировать данное произведение у каждой группы на столе лежат задания. В течении 2х минут вы должны дать ответ. А чтобы оценить работу друг друга в течении урока, нужно после ответа каждой группы заполнить таблицу лежащую у вас на столе смайликами, после каждого ответа нужно вклеить подходящий майлик напротив вопроса. (приложение 1)

Группа №1:
Вопрос №1: Почему это произведение называется «песней»?
Вопрос №2: Где могла бы звучать эта песня? Что можно делать под ее звучание?
Творческое задание: Разбор по ритму (прохлопать ритм куплета песни «Во поле береза стояла!» и записать схематично, короткие звуки – короткими линиями, длинные - длинными).

Группа №2:
Вопрос №1: Зачем хотели березу заламати? Что хотели сделать из нее?
Вопрос №1: Какая по настроению эта песня? (дать 3-4 характеристики музыки)
Творческое задание : Далее с помощью линии нужно изобразить движение мелодии.

Группа №3:
Вопрос №1: Кто сочинил эту песню? Почему эта она называется народной?
Вопрос №2: Какой инструмент исполняет главную мелодию? Какое звучание этого интрумента? Описать.
Творческое задание: Определить сколько куплетов и припевов. Прослушав песню еще раз, записать схематично:
вступление,
припев,
проигрыш,
куплет

Учитель: А сейчас мы все вместе попробуем определить сколько музыкальных фраз в куплете? (рассказать что такое музыкальная фраза).
Каждая группа посовещавшись должна поднять табличку с цифрой, по их мнению определяющую количество фраз в куплете.
Учитель: А теперь попробуем сыграть на шумовых инструментах (трещотки, ложки, бубны). Каждая группа определяет для себя ритмический рисунок, который она будет играть. Во время исполнения каждая группа играет свой ритм в той последовательности в которой покажет учитель. Всем группам нужно быть в любую секунду готовой. Значит учитель – это дирижер, и какой группе он покажет, та и играет. Получается своего рода канон.
7. Игра на музыкальных инструментах. «Во поле береза стояла».

Учитель: Народная музыка используется очень широко. И для того чтобы достичь какого то образа, композиторы используют народные мотивы, народные песни в своих произведениях, чтобы подчеркнуть народность образа. Так, например, сделал русский композитор Модест Петрович Мусоргский (показать портрет) в своих произведениях «Избушка на курьих ножках» и «Старинный замок». Послушайте их.
8. Слушание. М.П. Мусоргский «Избушка на курьих ножках» и «Старинный замок».
Эти произведения контрастные по характеру на это следует обратить внимание детей. Задавать наводящие вопросы.
Учитель: - В чем разница в этих двух произведениях?
- Что их отличает друг от друга?
- Изобразите смайликом настроение песни! У каждой группы лежат 3 смайлика на столе. Каждая группа поднимает свой смайлик.
Учитель: послушайте музыкальные темы используемые композитором в этих произведениях. (учитель играет на фортепиано). Можно ли их назвать народными? Почему?
Обобщение: скажите чем отличается народная музыка от композиторской? (ответы детей)
9. Вокально-хоровая работа:
А) Дыхательная гимнастика: «Одуванчик».
Б) Логопедические упражнения Т.С. Овчинниковой: «Жуки».
В) Пальчиковые упражнения Е.А. Поддубная: «Ромашка».
Г) Работа над песней. «Во поле береза стояла!»
10. Музыкальная игра: «Хоровод».
11. Итог урока. Исходя из оценочной таблицы ваших ответов я хотела бы отметить работу.................... ( поставить оценки в соответствии с таблицой).
12. Домашнее задание. Нарисовать картины к произведениям М.П. Мусоргского «Избушка на курьих ножках» и «Старинный замок»

Приложение 1

Вопросы
Команда
Команда
Команда

1.


2.


3.


Вопросы
Команда
Команда
Команда

1.

2.


3.
Категория: Уроки музыки | Добавил: pimonova1984 (2015-11-19) | Автор: Пимонова Алла Валерьевна E
Просмотров: 477 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2017-12-13, 6:34 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1533]
Школьный психолог [528]
История [745]
Опыт [517]
Научная кафедра [222]
Воспитание души [238]
Мастер-класс [223]
Семья и школа [182]
Компьютер-бум [258]
Английский язык [820]
Великие открытия [24]
Университет здоровья [132]
Математика [1206]
Химия [389]
Классному руководителю [665]
Биология [597]
Думаем, размышляем, спорим [98]
Казахский язык и литература [1831]
Краеведение [96]
Начальная школа [4037]
Беседы у самовара [19]
Мировая художественная культура [42]
Новые технологии в обучении [388]
Сельская школа [77]
Профильное обучение [74]
Демократизация и школа [27]
Физика [306]
Экология [188]
Дошколенок [1608]
Особые дети [291]
Общество семи муз [60]
Школа и искусство
Уроки музыки [647]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [474]
Мой Казахстан [237]
Школьный театр [74]
Внеклассные мероприятия [1214]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [93]
ИЗО и черчение [221]
Физическая культура [548]
Немецкий язык [55]
Технология [305]
Самопознание [410]
Профессиональное образование [114]
Школьная библиотека [85]
Летний лагерь [18]
Дополнительное образование [43]
Педагогические программы [13]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • /li>
  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru