Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Уроки музыки

Органная музыка. Творчество И.С.Баха
Конспект урока музыки 6 класс
Учитель: Высоцкая А.В
Тема урока: «Органная музыка. Творчество И.С. Баха».
Тип урока: урок по изучению и первичному закреплению нового материала
Цели урока: Знакомство детей с понятием «органная музыка» на примере творчества И.С. Баха.
Задачи урока: Формирование целостной картины мира средствами разных видов искусства;
формирование образного мышления учащихся;
развитие вокально-хоровых навыков для достижения выразительного, грамотного и художественного исполнения;
воспитывать эмоциональную отзывчивость к различным видам искусства.
ТО: видеопроектор, аудиозаписи произведений И.С.Баха, фрагмент видеофильма «Инструмент легенда», материалы для дидактических игр, репродукции картин «Герника» Пикассо, «Распятие Христа» Рубенса, «Концерт на балконе» ванн Хонтхорста.

Ход занятия.
1. Организационный момент: Музыкальное приветствие. Исполнение попевки.
2. Актуализация знаний.
Учитель: Музыка – вечный вид искусства. Она сопровождает людей с самой ранней эпохи и является ее отражение. Говорят: «В зеркале отражается человек, в музыке – человечество». Сегодня мы с вами слушаем и говорим об особом виде музыки и о творчестве особого композитора, но это – впереди. И вы сами сформулируете тему урока. А пока…приготовьтесь слушать и слышать музыку.
Активное слушание: Темы: «Токката и фуга d-moll» И.С. Бах., «Хоральная прелюдия g-moll» И.С. Бах
(задача учащихся найти сходства и отличия в темах)
Учитель: Озвучьте, пожалуйста, ваше мнение, в чем же эти темы схожи, и в чем их различие.
(Предполагаемый ответ: различие по темпу, динамике; сходство: тембровое звучание инструмента)
Учитель: Назовите имя инструмента. (Ответ детей - орган)
Учитель: Это на сто процентов верный ответ. И я не зря применила слово «Имя», потому что великие музыканты мира называли орган королем всех инструментов, стоящим на порядок выше всех инструментов мира, хотя бы потому, что по сложности устройства и многогранности тембра ему нет равных в мире, его часто сравнивают по звучанию с целым оркестром. Итак, как вы думаете, о какой музыке мы говорим сегодня на уроке? Давайте сформулируем и запишем первую часть темы. (Дети называют и записывают: «Органная музыка»)
Музыкально – познавательная деятельность.
Учитель: Я обращаю ваше внимание на экран. Вы просматриваете видеоролик и заполняете паспорт музыкального инструмента (прил.)
Просмотр видеоролика, параллельно дети заполняют паспорт инструмента в тетради. Один ребенок зачитывает вслух, дети при необходимости корректируют свои записи.
Учитель: Сейчас мы с вами повторно прослушаем темы органных произведений. По окончании вы попробуете ответить, какие образы пытался передать музыкой композитор, и какие средства музыкальной выразительности он для этого использовал.
Повторное слушание (третий фрагмент по желанию подобрать контрастный), анализ средств выразительности
Учитель: Пожалуйста, ребята, ваши ответы. (Ответы детей.П.О. образы абсолютно разные: от возвышенности к шутке, юмору, от неё – к восхищению красотой природы, до философских размышлений о смысле бытия) А теперь ребята я прошу вас обратить внимание на экран. Вы видите репродукции известных художников разных эпох.
Каждая репродукция обозначена буквенно, ваша задача – прослушать предложенные музыкальные фрагменты и сопоставить их с репродукциями. Например, 1-Б,2А,3В. А также подписать пять определяющих слов к этой музыке, и подчеркнуть основное, по вашему мнению, слово.
Работа в тетради с эмоционально - образным словарем и репродукциями «Герника» Пикассо, «Распятие Христа» Рубенса, «Концерт на балконе» ванн Хонтхорста.
Озвучьте ваше мнение, ребята. Сравните, когда легче говорить об образах и содержании, когда мы только слушаем, или когда имеем перед собой какой – то зрительный образ, и почему?
Учитель: Конечно, же, слушать и воспринимать музыку, полагаясь только на свой слух и ваше мировосприятие гораздо сложнее, чем, когда имеешь перед собой какой-то готовый образ. Тем более сложно, что это – органная музыка – музыка духовная, душевная, музыка «от Бога и для Бога». Но именно так вы развиваете свой внутренний мир и свою фантазию.
Посмотрите внимательно на ваши записи, и вспомните – кто из знакомых вам композиторов может являться автором этих органных произведений? Иоганн Себастьян Бах, верно, допишите вторую половину темы урока.
Этот гений, величайший маэстро, умевший музыкой пробудить в людях все сокровенные мысли – Иоганн Себастьян Бах. Известнейший немецкий композитор, органист, дирижер, писавший во всех известных в то время музыкальных жанрах, кроме оперы. Сегодня весь урок мы слушаем его произведения, и будем знакомиться с его органным творчеством в дальнейшем. Все грани таланта Баха не объять. Муз. этнографы говорят – все знают Баха – никто не знает Баха. Мы лишь немного прикоснемся к его жизни и творчеству.
Дидактическая игра.
Обратите внимание на плакат, который я вам показываю. На прочтение и запоминание информации я даю вам 1 минуту, затем убираю его. А вы затем записываете в тетрадь те факты из жизни композитора, которые запомнили.
(Работа в парах. После дети обмениваются тетрадями со своим соседями, сверяют информацию, недостающую дописывают,)
Учитель: Творчество Баха многогранно, ведь за свою жизнь он написал более 1000 произведений. Сегодня мы слушали лишь три его произведения.
Запись в тетради названий произведений.
Рефлексия: «Шапка вопросов» .( Каждый ребенок просматривает материал и пишет на стикере один вопрос по теме и бросает его в шапку) Формируем с вами шапку вопросов. На следующем уроке вы сами будете тянуть наугад вопросы и отвечать на них. (несколько детей зачитывают свои вопросы.)
Домашнее задание: Рассказать, что такое монограмма Баха. Что связывает космический корабль «Вояджер» с именем Баха
Исполнительская деятельность: вокально-хоровая работа.
Подведение итогов урока. Оценивание.
Учитель: Мы сегодня очень плодотворно поработали. Большое спасибо за урок, до свидания.

Прил.

Паспорт органа
1. К какой группе инструментов относится орган?
____________________________________________
2. Назовите предшественников (прародителей органа).
____________________________________________
3. С каких времён известен орган? Назовите эпоху.
____________________________________________
4. Как называется клавиатура органа?
_____________________________________________
5. Какие виды клавиатур существуют у органа?
Категория: Уроки музыки | Добавил: sunnyshopen (2016-01-29)
Просмотров: 2470 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2024-04-20, 2:54 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru