Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Уроки музыки

Органная музыка. Творчество И.С.Баха
Конспект урока музыки 6 класс
Учитель: Высоцкая А.В
Тема урока: «Органная музыка. Творчество И.С. Баха».
Тип урока: урок по изучению и первичному закреплению нового материала
Цели урока: Знакомство детей с понятием «органная музыка» на примере творчества И.С. Баха.
Задачи урока: Формирование целостной картины мира средствами разных видов искусства;
формирование образного мышления учащихся;
развитие вокально-хоровых навыков для достижения выразительного, грамотного и художественного исполнения;
воспитывать эмоциональную отзывчивость к различным видам искусства.
ТО: видеопроектор, аудиозаписи произведений И.С.Баха, фрагмент видеофильма «Инструмент легенда», материалы для дидактических игр, репродукции картин «Герника» Пикассо, «Распятие Христа» Рубенса, «Концерт на балконе» ванн Хонтхорста.

Ход занятия.
1. Организационный момент: Музыкальное приветствие. Исполнение попевки.
2. Актуализация знаний.
Учитель: Музыка – вечный вид искусства. Она сопровождает людей с самой ранней эпохи и является ее отражение. Говорят: «В зеркале отражается человек, в музыке – человечество». Сегодня мы с вами слушаем и говорим об особом виде музыки и о творчестве особого композитора, но это – впереди. И вы сами сформулируете тему урока. А пока…приготовьтесь слушать и слышать музыку.
Активное слушание: Темы: «Токката и фуга d-moll» И.С. Бах., «Хоральная прелюдия g-moll» И.С. Бах
(задача учащихся найти сходства и отличия в темах)
Учитель: Озвучьте, пожалуйста, ваше мнение, в чем же эти темы схожи, и в чем их различие.
(Предполагаемый ответ: различие по темпу, динамике; сходство: тембровое звучание инструмента)
Учитель: Назовите имя инструмента. (Ответ детей - орган)
Учитель: Это на сто процентов верный ответ. И я не зря применила слово «Имя», потому что великие музыканты мира называли орган королем всех инструментов, стоящим на порядок выше всех инструментов мира, хотя бы потому, что по сложности устройства и многогранности тембра ему нет равных в мире, его часто сравнивают по звучанию с целым оркестром. Итак, как вы думаете, о какой музыке мы говорим сегодня на уроке? Давайте сформулируем и запишем первую часть темы. (Дети называют и записывают: «Органная музыка»)
Музыкально – познавательная деятельность.
Учитель: Я обращаю ваше внимание на экран. Вы просматриваете видеоролик и заполняете паспорт музыкального инструмента (прил.)
Просмотр видеоролика, параллельно дети заполняют паспорт инструмента в тетради. Один ребенок зачитывает вслух, дети при необходимости корректируют свои записи.
Учитель: Сейчас мы с вами повторно прослушаем темы органных произведений. По окончании вы попробуете ответить, какие образы пытался передать музыкой композитор, и какие средства музыкальной выразительности он для этого использовал.
Повторное слушание (третий фрагмент по желанию подобрать контрастный), анализ средств выразительности
Учитель: Пожалуйста, ребята, ваши ответы. (Ответы детей.П.О. образы абсолютно разные: от возвышенности к шутке, юмору, от неё – к восхищению красотой природы, до философских размышлений о смысле бытия) А теперь ребята я прошу вас обратить внимание на экран. Вы видите репродукции известных художников разных эпох.
Каждая репродукция обозначена буквенно, ваша задача – прослушать предложенные музыкальные фрагменты и сопоставить их с репродукциями. Например, 1-Б,2А,3В. А также подписать пять определяющих слов к этой музыке, и подчеркнуть основное, по вашему мнению, слово.
Работа в тетради с эмоционально - образным словарем и репродукциями «Герника» Пикассо, «Распятие Христа» Рубенса, «Концерт на балконе» ванн Хонтхорста.
Озвучьте ваше мнение, ребята. Сравните, когда легче говорить об образах и содержании, когда мы только слушаем, или когда имеем перед собой какой – то зрительный образ, и почему?
Учитель: Конечно, же, слушать и воспринимать музыку, полагаясь только на свой слух и ваше мировосприятие гораздо сложнее, чем, когда имеешь перед собой какой-то готовый образ. Тем более сложно, что это – органная музыка – музыка духовная, душевная, музыка «от Бога и для Бога». Но именно так вы развиваете свой внутренний мир и свою фантазию.
Посмотрите внимательно на ваши записи, и вспомните – кто из знакомых вам композиторов может являться автором этих органных произведений? Иоганн Себастьян Бах, верно, допишите вторую половину темы урока.
Этот гений, величайший маэстро, умевший музыкой пробудить в людях все сокровенные мысли – Иоганн Себастьян Бах. Известнейший немецкий композитор, органист, дирижер, писавший во всех известных в то время музыкальных жанрах, кроме оперы. Сегодня весь урок мы слушаем его произведения, и будем знакомиться с его органным творчеством в дальнейшем. Все грани таланта Баха не объять. Муз. этнографы говорят – все знают Баха – никто не знает Баха. Мы лишь немного прикоснемся к его жизни и творчеству.
Дидактическая игра.
Обратите внимание на плакат, который я вам показываю. На прочтение и запоминание информации я даю вам 1 минуту, затем убираю его. А вы затем записываете в тетрадь те факты из жизни композитора, которые запомнили.
(Работа в парах. После дети обмениваются тетрадями со своим соседями, сверяют информацию, недостающую дописывают,)
Учитель: Творчество Баха многогранно, ведь за свою жизнь он написал более 1000 произведений. Сегодня мы слушали лишь три его произведения.
Запись в тетради названий произведений.
Рефлексия: «Шапка вопросов» .( Каждый ребенок просматривает материал и пишет на стикере один вопрос по теме и бросает его в шапку) Формируем с вами шапку вопросов. На следующем уроке вы сами будете тянуть наугад вопросы и отвечать на них. (несколько детей зачитывают свои вопросы.)
Домашнее задание: Рассказать, что такое монограмма Баха. Что связывает космический корабль «Вояджер» с именем Баха
Исполнительская деятельность: вокально-хоровая работа.
Подведение итогов урока. Оценивание.
Учитель: Мы сегодня очень плодотворно поработали. Большое спасибо за урок, до свидания.

Прил.

Паспорт органа
1. К какой группе инструментов относится орган?
____________________________________________
2. Назовите предшественников (прародителей органа).
____________________________________________
3. С каких времён известен орган? Назовите эпоху.
____________________________________________
4. Как называется клавиатура органа?
_____________________________________________
5. Какие виды клавиатур существуют у органа?
Категория: Уроки музыки | Добавил: sunnyshopen (2016-01-29)
Просмотров: 236 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2016-12-10, 9:52 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1476]
Школьный психолог [501]
История [696]
Опыт [473]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [219]
Мастер-класс [206]
Семья и школа [174]
Компьютер-бум [248]
Английский язык [771]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1142]
Химия [375]
Классному руководителю [626]
Биология [579]
Думаем, размышляем, спорим [92]
Казахский язык и литература [1763]
Краеведение [92]
Начальная школа [3913]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [355]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [290]
Экология [180]
Дошколенок [1492]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [441]
Мой Казахстан [228]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1158]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [517]
Немецкий язык [51]
Технология [282]
Самопознание [381]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [12]
Педагогические программы [4]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru