Главная » Статьи » В помощь учителю » Уроки музыки |
Конспект урока музыки 6 класс Учитель: Высоцкая А.В Тема урока: «Органная музыка. Творчество И.С. Баха». Тип урока: урок по изучению и первичному закреплению нового материала Цели урока: Знакомство детей с понятием «органная музыка» на примере творчества И.С. Баха. Задачи урока: Формирование целостной картины мира средствами разных видов искусства; формирование образного мышления учащихся; развитие вокально-хоровых навыков для достижения выразительного, грамотного и художественного исполнения; воспитывать эмоциональную отзывчивость к различным видам искусства. ТО: видеопроектор, аудиозаписи произведений И.С.Баха, фрагмент видеофильма «Инструмент легенда», материалы для дидактических игр, репродукции картин «Герника» Пикассо, «Распятие Христа» Рубенса, «Концерт на балконе» ванн Хонтхорста. Ход занятия. 1. Организационный момент: Музыкальное приветствие. Исполнение попевки. 2. Актуализация знаний. Учитель: Музыка – вечный вид искусства. Она сопровождает людей с самой ранней эпохи и является ее отражение. Говорят: «В зеркале отражается человек, в музыке – человечество». Сегодня мы с вами слушаем и говорим об особом виде музыки и о творчестве особого композитора, но это – впереди. И вы сами сформулируете тему урока. А пока…приготовьтесь слушать и слышать музыку. Активное слушание: Темы: «Токката и фуга d-moll» И.С. Бах., «Хоральная прелюдия g-moll» И.С. Бах (задача учащихся найти сходства и отличия в темах) Учитель: Озвучьте, пожалуйста, ваше мнение, в чем же эти темы схожи, и в чем их различие. (Предполагаемый ответ: различие по темпу, динамике; сходство: тембровое звучание инструмента) Учитель: Назовите имя инструмента. (Ответ детей - орган) Учитель: Это на сто процентов верный ответ. И я не зря применила слово «Имя», потому что великие музыканты мира называли орган королем всех инструментов, стоящим на порядок выше всех инструментов мира, хотя бы потому, что по сложности устройства и многогранности тембра ему нет равных в мире, его часто сравнивают по звучанию с целым оркестром. Итак, как вы думаете, о какой музыке мы говорим сегодня на уроке? Давайте сформулируем и запишем первую часть темы. (Дети называют и записывают: «Органная музыка») Музыкально – познавательная деятельность. Учитель: Я обращаю ваше внимание на экран. Вы просматриваете видеоролик и заполняете паспорт музыкального инструмента (прил.) Просмотр видеоролика, параллельно дети заполняют паспорт инструмента в тетради. Один ребенок зачитывает вслух, дети при необходимости корректируют свои записи. Учитель: Сейчас мы с вами повторно прослушаем темы органных произведений. По окончании вы попробуете ответить, какие образы пытался передать музыкой композитор, и какие средства музыкальной выразительности он для этого использовал. Повторное слушание (третий фрагмент по желанию подобрать контрастный), анализ средств выразительности Учитель: Пожалуйста, ребята, ваши ответы. (Ответы детей.П.О. образы абсолютно разные: от возвышенности к шутке, юмору, от неё – к восхищению красотой природы, до философских размышлений о смысле бытия) А теперь ребята я прошу вас обратить внимание на экран. Вы видите репродукции известных художников разных эпох. Каждая репродукция обозначена буквенно, ваша задача – прослушать предложенные музыкальные фрагменты и сопоставить их с репродукциями. Например, 1-Б,2А,3В. А также подписать пять определяющих слов к этой музыке, и подчеркнуть основное, по вашему мнению, слово. Работа в тетради с эмоционально - образным словарем и репродукциями «Герника» Пикассо, «Распятие Христа» Рубенса, «Концерт на балконе» ванн Хонтхорста. Озвучьте ваше мнение, ребята. Сравните, когда легче говорить об образах и содержании, когда мы только слушаем, или когда имеем перед собой какой – то зрительный образ, и почему? Учитель: Конечно, же, слушать и воспринимать музыку, полагаясь только на свой слух и ваше мировосприятие гораздо сложнее, чем, когда имеешь перед собой какой-то готовый образ. Тем более сложно, что это – органная музыка – музыка духовная, душевная, музыка «от Бога и для Бога». Но именно так вы развиваете свой внутренний мир и свою фантазию. Посмотрите внимательно на ваши записи, и вспомните – кто из знакомых вам композиторов может являться автором этих органных произведений? Иоганн Себастьян Бах, верно, допишите вторую половину темы урока. Этот гений, величайший маэстро, умевший музыкой пробудить в людях все сокровенные мысли – Иоганн Себастьян Бах. Известнейший немецкий композитор, органист, дирижер, писавший во всех известных в то время музыкальных жанрах, кроме оперы. Сегодня весь урок мы слушаем его произведения, и будем знакомиться с его органным творчеством в дальнейшем. Все грани таланта Баха не объять. Муз. этнографы говорят – все знают Баха – никто не знает Баха. Мы лишь немного прикоснемся к его жизни и творчеству. Дидактическая игра. Обратите внимание на плакат, который я вам показываю. На прочтение и запоминание информации я даю вам 1 минуту, затем убираю его. А вы затем записываете в тетрадь те факты из жизни композитора, которые запомнили. (Работа в парах. После дети обмениваются тетрадями со своим соседями, сверяют информацию, недостающую дописывают,) Учитель: Творчество Баха многогранно, ведь за свою жизнь он написал более 1000 произведений. Сегодня мы слушали лишь три его произведения. Запись в тетради названий произведений. Рефлексия: «Шапка вопросов» .( Каждый ребенок просматривает материал и пишет на стикере один вопрос по теме и бросает его в шапку) Формируем с вами шапку вопросов. На следующем уроке вы сами будете тянуть наугад вопросы и отвечать на них. (несколько детей зачитывают свои вопросы.) Домашнее задание: Рассказать, что такое монограмма Баха. Что связывает космический корабль «Вояджер» с именем Баха Исполнительская деятельность: вокально-хоровая работа. Подведение итогов урока. Оценивание. Учитель: Мы сегодня очень плодотворно поработали. Большое спасибо за урок, до свидания. Прил. Паспорт органа 1. К какой группе инструментов относится орган? ____________________________________________ 2. Назовите предшественников (прародителей органа). ____________________________________________ 3. С каких времён известен орган? Назовите эпоху. ____________________________________________ 4. Как называется клавиатура органа? _____________________________________________ 5. Какие виды клавиатур существуют у органа? | |
Просмотров: 2470 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|