Главная » Статьи » В помощь учителю » Уроки музыки |
Фортепианное творчество Муцио Клементи (1752-1832) – это одна из многочисленных граней музыкального искусства второй половины 18 – начала 19 в.в. С одной стороны- оно тесно связано с венским классицизмом, а с другой – «является своеобразным, оригинальным от неё ответвлением». «Тот, кто досконально изучит Клементи, тем самым окажется знакомым с Моцартом и с другими композиторами; но обратное далеко не так справедливо» - это подлинные слова Бетховена. По воле небес, талант Клементи взращивался с раннего детства под присмотром серьёзных музыкантов. Даже оказавшись в Англии в свои 14 лет под покровительством мецената – лорда Питера Бекфорда, обстановка и обстоятельства его жизни максимально способствовали развитию его образования и дарования. А объём его итальяно-немецкого трудолюбия и темперамента позволил ему стать и первым пианистом, овладевшим фортепиано фирмы Бродвуда и Беккера, и талантливым композитором, и замечательным педагогом. Не удивительно, что большую часть в творческом наследии композитора занимает именно клавирное творчество. Это- солидное количество сонат для фортепиано- 64! (среди них 8 сонат для ф-но в 4 руки), Дуэты для 2х фортепиано, фуги, вариации, вальсы, 12 пьемонтских танцев, каприччио, «Прелюдии и экзерсисы», этюды и фортепианная транскрипция «Batti, Batti» -ария из оперы Моцарта «Дон Жуан» с собственной интродукцией и кодой, и Фантазия с вариациями на тему «Ou Claire de la lune». Центральное место в клавирном творчестве принадлежит, конечно, фортепианным сонатам, которые он писал на протяжении почти 50-ти лет. Оказывая влияние на венских классиков, и сам испытывая их влияние, его стиль претерпевал за это время определённые изменения. Поэтому, в целом музыковеды подразделяют его на 3 периода: ранний (до опуса 7), средний (по опус 30) и поздний (по опус 50). Ранний период – это формирование виртуозного стиля Клементи, его стремление к эмоциональной насыщенности, в которой ощущается влияние Гайдна, Моцарта, молодого Бетховена, а также Ф.Э. Баха. Его первые сонаты по существу, стали первыми произведениями в Англии, специально написанными для фортепиано – инструмента, пришедшего на смену старинным клавирам. Второй этап творчества принято считать с сонат, написанных в Вене (оп.7). Среди сонат этого периода выделяются сочинения виртуозные, блестящие, с нововведениями в области фортепианной техники – это сонаты в духе рококо. Но кроме них так же встречаются сочинения в стиле итальянских клавиристов 18в., и поэтические сонаты, в которых можно почувствовать настроение грядущего романтического стиля. Поздний период творчества Клементи выражен с одной стороны- программными сонатами-фантазиями, когда маэстро «высказывается» в духе грандиозных драм, с другой- энергичность и бодрость его характера выразились в живом интересе к музыкальному языку нового века, а также в любови к итальянской музыке, когда его сонаты можно сравнивать с жанром изящной итальянской комической оперы. Лондонская пианистическая школа, созданная М. Клементи, сыграла весьма значительную роль в истории пианизма. Основным её принципом, который наметился ещё в ранний период творчества композитора-виртуоза, стало применение позиционной игры, развитие октавной и аккордовой техники, разнообразных комбинаций разбитых аккордов, двойных нот, сочетание в одной руке мелодии и аккомпанирующей ей мелодической фигурации, а также различных видов мелкой техники, где Клементи придавал большое значение активному подкладыванию первого пальца. Его этюды являются хрестоматией, посвящённой различным формам и стилям музыки. «Ещё в 1826 году Бетховен рекомендовал ученикам изучать «Школу фортепианной игры» Клементи: «Это, несомненно, даст прекрасные результаты».» Слава Клементи-виртуоза шла бок о бок с популярностью Клементи- педагога. Именно для этих целей уже зрелым маэстро были написаны двенадцать сонатин. Шесть сонатин оп.36, три сонатины оп.37 и три сонатины оп.38 являются хорошей подготовкой для учащихся к исполнению в старших классах сонат венских классиков. Опус 36 – это 3-х частные циклы (за исключением сонатины №6), в последующих сонатинах он отходит от 3-х частности. Опусы 37 и 38 – это более крупные 2-х частные циклы. В трёх из шести - последние части написаны в форме рондо (часто используемой в финалах сонатно-симфонических циклов венскими классиками). Это Сонатины №9 (оп.37 №3), №11 (оп.38 №2) и №12 (оп.38 №3). 2-я часть сонатины №11 (соч.38 № 2) - классическое рондо. (по классификации А.Б. Маркса – это большое регулярное рондо). Рефрен этого мажорного рондо представляет собой уже не период, а простую 3-х частную форму, где крайние периоды – 8-ми тактовый квадрат из двух предложений вопросно-ответной интонации. Изящество и скерцозность, переданная мелкими лигами, требует тщательности в интонировании хореев. «Дыхания» между ними минимальны, почти не заметны. Из-за мелкого размера (2/4) предложения получаются очень компактными и не делятся на фразы, поэтому короткие мотивы объединяются в единое выражение. Контрастная серединка требует быстрого переключения кисти к активным пассажам шестнадцатых. Мысленно пассаж можно разделить на три мотива, конец каждого звена приходится на первую 16-ю следующего такта. Важно сразу обратить на это внимание ученика и научить его понимать пассаж не по тактам (от тактовой черты до таковой), а доверяя ушам и дослушивая каждый мотив до последней ноты. В левой руке к задержанному басу добавляются звуки S и T трезвучий. Характер получится более блестящим и жизнерадостным, если восьмые не лиговать, а провести на пальцевом non legato. 1-ый эпизод состоит из трёх новых тем. Первая тема- модулирующий период в тональность доминанты. Продолжая затактовую рифму рефрена, она имеет более лирический характер, в который добавляют экспрессии взлёты мелодии на октаву вверх. И опять быстрое переключение на пассажи шестнадцатых во второй теме. Они - то каскадом устремляются вниз, то по ступенькам поднимаются вверх. Мотивы выписанных группетто удобнее играть собранной кистью, не замахиваясь высоко пальцами. Мелодическое начало переходит из правой руки в левую и зависает на не большой Д фермате, как бы давая «отдышаться» перед певучим легато двойных терций третей темы. Окончание в ней первого предложения усложнено добавлением группетто, которое придаёт особую витиеватость мелодии. Важно не забуксовать на нём, а выиграть отчётливым лёгким звуком, будто печатая пальцами. Повтор этого предложения во втором периоде заканчивается ярким, бравурным кадансовым пассажем, который и завершает этот эпизод. Одно тактовый хроматический ход подводит к неизменяемому рефрену. Первые такты 2-го эпизода (который тоже состоит из трёх тем) очень напоминают начало 1-го эпизода. Первая тема - тоже модулирующий период, но уже в тональность субдоминанты. Вторая тема (период единого развития) ещё более певучая, а альтерация отдельных ступеней и синкопки придают этой длинной, гибкой мелодии особую выразительность с романтическим оттенком. Третья тема - расширенный виртуозный период, состоящий из повторяющихся кадансовых гармоний. Очень удобная аппликатура, в которой используются только сильные пальцы- 2 1 2 3 1 2 3, позволяет с лёгкостью справиться со взлётом шестнадцатых и создать характер бравурного веселья. Следующий период, основанный на коротких вопросительных мотивах (весьма родственных с последней темой 1-го эпизода) - связка, переход к рефрену. Здесь можно предложить следующую аппликатуру: Список литературы: Николаев А. «Муцио Клементи» М. 1983 Келдыш Г. «Музыкальный энциклопедический словарь» М.1990 Щукина Т «Сонаты М.Клементи для виртуозов и любителей» исследовательский очерк М.РАМ им. Гнесинх 2015 Сайт Анатолий Алёшин / Библиотека / пианист Клементи | |
Просмотров: 1901 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|