Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Уроки музыки

О ФОРТЕПИАННОМ ТВОРЧЕСТВЕ М. КЛЕМЕНТИ. МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗБОР СОНАТИНЫ соч.38 №2 Ч.II.
Фортепианное творчество Муцио Клементи (1752-1832) – это одна из многочисленных граней музыкального искусства второй половины 18 – начала 19 в.в. С одной стороны- оно тесно связано с венским классицизмом, а с другой – «является своеобразным, оригинальным от неё ответвлением». «Тот, кто досконально изучит Клементи, тем самым окажется знакомым с Моцартом и с другими композиторами; но обратное далеко не так справедливо» - это подлинные слова Бетховена.
По воле небес, талант Клементи взращивался с раннего детства под присмотром серьёзных музыкантов. Даже оказавшись в Англии в свои 14 лет под покровительством мецената – лорда Питера Бекфорда, обстановка и обстоятельства его жизни максимально способствовали развитию его образования и дарования. А объём его итальяно-немецкого трудолюбия и темперамента позволил ему стать и первым пианистом, овладевшим фортепиано фирмы Бродвуда и Беккера, и талантливым композитором, и замечательным педагогом.
Не удивительно, что большую часть в творческом наследии композитора занимает именно клавирное творчество. Это- солидное количество сонат для фортепиано- 64! (среди них 8 сонат для ф-но в 4 руки), Дуэты для 2х фортепиано, фуги, вариации, вальсы, 12 пьемонтских танцев, каприччио, «Прелюдии и экзерсисы», этюды и фортепианная транскрипция «Batti, Batti» -ария из оперы Моцарта «Дон Жуан» с собственной интродукцией и кодой, и Фантазия с вариациями на тему «Ou Claire de la lune». Центральное место в клавирном творчестве принадлежит, конечно, фортепианным сонатам, которые он писал на протяжении почти 50-ти лет. Оказывая влияние на венских классиков, и сам испытывая их влияние, его стиль претерпевал за это время определённые изменения. Поэтому, в целом музыковеды подразделяют его на 3 периода: ранний (до опуса 7), средний (по опус 30) и поздний (по опус 50). Ранний период – это формирование виртуозного стиля Клементи, его стремление к эмоциональной насыщенности, в которой ощущается влияние Гайдна, Моцарта, молодого Бетховена, а также Ф.Э. Баха. Его первые сонаты по существу, стали первыми произведениями в Англии, специально написанными для фортепиано – инструмента, пришедшего на смену старинным клавирам. Второй этап творчества принято считать с сонат, написанных в Вене (оп.7). Среди сонат этого периода выделяются сочинения виртуозные, блестящие, с нововведениями в области фортепианной техники – это сонаты в духе рококо. Но кроме них так же встречаются сочинения в стиле итальянских клавиристов 18в., и поэтические сонаты, в которых можно почувствовать настроение грядущего романтического стиля. Поздний период творчества Клементи выражен с одной стороны- программными сонатами-фантазиями, когда маэстро «высказывается» в духе грандиозных драм, с другой- энергичность и бодрость его характера выразились в живом интересе к музыкальному языку нового века, а также в любови к итальянской музыке, когда его сонаты можно сравнивать с жанром изящной итальянской комической оперы.
Лондонская пианистическая школа, созданная М. Клементи, сыграла весьма значительную роль в истории пианизма. Основным её принципом, который наметился ещё в ранний период творчества композитора-виртуоза, стало применение позиционной игры, развитие октавной и аккордовой техники, разнообразных комбинаций разбитых аккордов, двойных нот, сочетание в одной руке мелодии и аккомпанирующей ей мелодической фигурации, а также различных видов мелкой техники, где Клементи придавал большое значение активному подкладыванию первого пальца. Его этюды являются хрестоматией, посвящённой различным формам и стилям музыки. «Ещё в 1826 году Бетховен рекомендовал ученикам изучать «Школу фортепианной игры» Клементи: «Это, несомненно, даст прекрасные результаты».»
Слава Клементи-виртуоза шла бок о бок с популярностью Клементи- педагога. Именно для этих целей уже зрелым маэстро были написаны двенадцать сонатин. Шесть сонатин оп.36, три сонатины оп.37 и три сонатины оп.38 являются хорошей подготовкой для учащихся к исполнению в старших классах сонат венских классиков. Опус 36 – это 3-х частные циклы (за исключением сонатины №6), в последующих сонатинах он отходит от 3-х частности. Опусы 37 и 38 – это более крупные 2-х частные циклы. В трёх из шести - последние части написаны в форме рондо (часто используемой в финалах сонатно-симфонических циклов венскими классиками). Это Сонатины №9 (оп.37 №3), №11 (оп.38 №2) и №12 (оп.38 №3).

2-я часть сонатины №11 (соч.38 № 2) - классическое рондо. (по классификации А.Б. Маркса – это большое регулярное рондо). Рефрен этого мажорного рондо представляет собой уже не период, а простую 3-х частную форму, где крайние периоды – 8-ми тактовый квадрат из двух предложений вопросно-ответной интонации. Изящество и скерцозность, переданная мелкими лигами, требует тщательности в интонировании хореев. «Дыхания» между ними минимальны, почти не заметны.

Из-за мелкого размера (2/4) предложения получаются очень компактными и не делятся на фразы, поэтому короткие мотивы объединяются в единое выражение. Контрастная серединка требует быстрого переключения кисти к активным пассажам шестнадцатых. Мысленно пассаж можно разделить на три мотива, конец каждого звена приходится на первую 16-ю следующего такта. Важно сразу обратить на это внимание ученика и научить его понимать пассаж не по тактам (от тактовой черты до таковой), а доверяя ушам и дослушивая каждый мотив до последней ноты.

В левой руке к задержанному басу добавляются звуки S и T трезвучий. Характер получится более блестящим и жизнерадостным, если восьмые не лиговать, а провести на пальцевом non legato.
1-ый эпизод состоит из трёх новых тем. Первая тема- модулирующий период в тональность доминанты. Продолжая затактовую рифму рефрена, она имеет более лирический характер, в который добавляют экспрессии взлёты мелодии на октаву вверх. И опять быстрое переключение на пассажи шестнадцатых во второй теме. Они - то каскадом устремляются вниз, то по ступенькам поднимаются вверх. Мотивы выписанных группетто удобнее играть собранной кистью, не замахиваясь высоко пальцами. Мелодическое начало переходит из правой руки в левую и зависает на не большой Д фермате, как бы давая «отдышаться» перед певучим легато двойных терций третей темы. Окончание в ней первого предложения усложнено добавлением группетто, которое придаёт особую витиеватость мелодии. Важно не забуксовать на нём, а выиграть отчётливым лёгким звуком, будто печатая пальцами.

Повтор этого предложения во втором периоде заканчивается ярким, бравурным кадансовым пассажем, который и завершает этот эпизод. Одно тактовый хроматический ход подводит к неизменяемому рефрену.
Первые такты 2-го эпизода (который тоже состоит из трёх тем) очень напоминают начало 1-го эпизода. Первая тема - тоже модулирующий период, но уже в тональность субдоминанты. Вторая тема (период единого развития) ещё более певучая, а альтерация отдельных ступеней и синкопки придают этой длинной, гибкой мелодии особую выразительность с романтическим оттенком.

Третья тема - расширенный виртуозный период, состоящий из повторяющихся кадансовых гармоний. Очень удобная аппликатура, в которой используются только сильные пальцы- 2 1 2 3 1 2 3, позволяет с лёгкостью справиться со взлётом шестнадцатых и создать характер бравурного веселья.

Следующий период, основанный на коротких вопросительных мотивах (весьма родственных с последней темой 1-го эпизода) - связка, переход к рефрену. Здесь можно предложить следующую аппликатуру:

Список литературы:
Николаев А. «Муцио Клементи» М. 1983
Келдыш Г. «Музыкальный энциклопедический словарь» М.1990
Щукина Т «Сонаты М.Клементи для виртуозов и любителей» исследовательский очерк М.РАМ им. Гнесинх 2015
Сайт Анатолий Алёшин / Библиотека / пианист Клементи
Категория: Уроки музыки | Добавил: elene_starcun (2016-01-31) | Автор: Старцун Елена
Просмотров: 254 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2016-12-03, 2:39 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1473]
Школьный психолог [501]
История [694]
Опыт [471]
Научная кафедра [217]
Воспитание души [216]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [245]
Английский язык [767]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1134]
Химия [373]
Классному руководителю [622]
Биология [577]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1761]
Краеведение [92]
Начальная школа [3902]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [350]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1477]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [514]
Немецкий язык [51]
Технология [279]
Самопознание [377]
Профессиональное образование [100]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [6]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru