Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Уроки музыки

О ФОРТЕПИАННОМ ТВОРЧЕСТВЕ М. КЛЕМЕНТИ. МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗБОР СОНАТИНЫ соч.38 №2 Ч.II.
Фортепианное творчество Муцио Клементи (1752-1832) – это одна из многочисленных граней музыкального искусства второй половины 18 – начала 19 в.в. С одной стороны- оно тесно связано с венским классицизмом, а с другой – «является своеобразным, оригинальным от неё ответвлением». «Тот, кто досконально изучит Клементи, тем самым окажется знакомым с Моцартом и с другими композиторами; но обратное далеко не так справедливо» - это подлинные слова Бетховена.
По воле небес, талант Клементи взращивался с раннего детства под присмотром серьёзных музыкантов. Даже оказавшись в Англии в свои 14 лет под покровительством мецената – лорда Питера Бекфорда, обстановка и обстоятельства его жизни максимально способствовали развитию его образования и дарования. А объём его итальяно-немецкого трудолюбия и темперамента позволил ему стать и первым пианистом, овладевшим фортепиано фирмы Бродвуда и Беккера, и талантливым композитором, и замечательным педагогом.
Не удивительно, что большую часть в творческом наследии композитора занимает именно клавирное творчество. Это- солидное количество сонат для фортепиано- 64! (среди них 8 сонат для ф-но в 4 руки), Дуэты для 2х фортепиано, фуги, вариации, вальсы, 12 пьемонтских танцев, каприччио, «Прелюдии и экзерсисы», этюды и фортепианная транскрипция «Batti, Batti» -ария из оперы Моцарта «Дон Жуан» с собственной интродукцией и кодой, и Фантазия с вариациями на тему «Ou Claire de la lune». Центральное место в клавирном творчестве принадлежит, конечно, фортепианным сонатам, которые он писал на протяжении почти 50-ти лет. Оказывая влияние на венских классиков, и сам испытывая их влияние, его стиль претерпевал за это время определённые изменения. Поэтому, в целом музыковеды подразделяют его на 3 периода: ранний (до опуса 7), средний (по опус 30) и поздний (по опус 50). Ранний период – это формирование виртуозного стиля Клементи, его стремление к эмоциональной насыщенности, в которой ощущается влияние Гайдна, Моцарта, молодого Бетховена, а также Ф.Э. Баха. Его первые сонаты по существу, стали первыми произведениями в Англии, специально написанными для фортепиано – инструмента, пришедшего на смену старинным клавирам. Второй этап творчества принято считать с сонат, написанных в Вене (оп.7). Среди сонат этого периода выделяются сочинения виртуозные, блестящие, с нововведениями в области фортепианной техники – это сонаты в духе рококо. Но кроме них так же встречаются сочинения в стиле итальянских клавиристов 18в., и поэтические сонаты, в которых можно почувствовать настроение грядущего романтического стиля. Поздний период творчества Клементи выражен с одной стороны- программными сонатами-фантазиями, когда маэстро «высказывается» в духе грандиозных драм, с другой- энергичность и бодрость его характера выразились в живом интересе к музыкальному языку нового века, а также в любови к итальянской музыке, когда его сонаты можно сравнивать с жанром изящной итальянской комической оперы.
Лондонская пианистическая школа, созданная М. Клементи, сыграла весьма значительную роль в истории пианизма. Основным её принципом, который наметился ещё в ранний период творчества композитора-виртуоза, стало применение позиционной игры, развитие октавной и аккордовой техники, разнообразных комбинаций разбитых аккордов, двойных нот, сочетание в одной руке мелодии и аккомпанирующей ей мелодической фигурации, а также различных видов мелкой техники, где Клементи придавал большое значение активному подкладыванию первого пальца. Его этюды являются хрестоматией, посвящённой различным формам и стилям музыки. «Ещё в 1826 году Бетховен рекомендовал ученикам изучать «Школу фортепианной игры» Клементи: «Это, несомненно, даст прекрасные результаты».»
Слава Клементи-виртуоза шла бок о бок с популярностью Клементи- педагога. Именно для этих целей уже зрелым маэстро были написаны двенадцать сонатин. Шесть сонатин оп.36, три сонатины оп.37 и три сонатины оп.38 являются хорошей подготовкой для учащихся к исполнению в старших классах сонат венских классиков. Опус 36 – это 3-х частные циклы (за исключением сонатины №6), в последующих сонатинах он отходит от 3-х частности. Опусы 37 и 38 – это более крупные 2-х частные циклы. В трёх из шести - последние части написаны в форме рондо (часто используемой в финалах сонатно-симфонических циклов венскими классиками). Это Сонатины №9 (оп.37 №3), №11 (оп.38 №2) и №12 (оп.38 №3).

2-я часть сонатины №11 (соч.38 № 2) - классическое рондо. (по классификации А.Б. Маркса – это большое регулярное рондо). Рефрен этого мажорного рондо представляет собой уже не период, а простую 3-х частную форму, где крайние периоды – 8-ми тактовый квадрат из двух предложений вопросно-ответной интонации. Изящество и скерцозность, переданная мелкими лигами, требует тщательности в интонировании хореев. «Дыхания» между ними минимальны, почти не заметны.

Из-за мелкого размера (2/4) предложения получаются очень компактными и не делятся на фразы, поэтому короткие мотивы объединяются в единое выражение. Контрастная серединка требует быстрого переключения кисти к активным пассажам шестнадцатых. Мысленно пассаж можно разделить на три мотива, конец каждого звена приходится на первую 16-ю следующего такта. Важно сразу обратить на это внимание ученика и научить его понимать пассаж не по тактам (от тактовой черты до таковой), а доверяя ушам и дослушивая каждый мотив до последней ноты.

В левой руке к задержанному басу добавляются звуки S и T трезвучий. Характер получится более блестящим и жизнерадостным, если восьмые не лиговать, а провести на пальцевом non legato.
1-ый эпизод состоит из трёх новых тем. Первая тема- модулирующий период в тональность доминанты. Продолжая затактовую рифму рефрена, она имеет более лирический характер, в который добавляют экспрессии взлёты мелодии на октаву вверх. И опять быстрое переключение на пассажи шестнадцатых во второй теме. Они - то каскадом устремляются вниз, то по ступенькам поднимаются вверх. Мотивы выписанных группетто удобнее играть собранной кистью, не замахиваясь высоко пальцами. Мелодическое начало переходит из правой руки в левую и зависает на не большой Д фермате, как бы давая «отдышаться» перед певучим легато двойных терций третей темы. Окончание в ней первого предложения усложнено добавлением группетто, которое придаёт особую витиеватость мелодии. Важно не забуксовать на нём, а выиграть отчётливым лёгким звуком, будто печатая пальцами.

Повтор этого предложения во втором периоде заканчивается ярким, бравурным кадансовым пассажем, который и завершает этот эпизод. Одно тактовый хроматический ход подводит к неизменяемому рефрену.
Первые такты 2-го эпизода (который тоже состоит из трёх тем) очень напоминают начало 1-го эпизода. Первая тема - тоже модулирующий период, но уже в тональность субдоминанты. Вторая тема (период единого развития) ещё более певучая, а альтерация отдельных ступеней и синкопки придают этой длинной, гибкой мелодии особую выразительность с романтическим оттенком.

Третья тема - расширенный виртуозный период, состоящий из повторяющихся кадансовых гармоний. Очень удобная аппликатура, в которой используются только сильные пальцы- 2 1 2 3 1 2 3, позволяет с лёгкостью справиться со взлётом шестнадцатых и создать характер бравурного веселья.

Следующий период, основанный на коротких вопросительных мотивах (весьма родственных с последней темой 1-го эпизода) - связка, переход к рефрену. Здесь можно предложить следующую аппликатуру:

Список литературы:
Николаев А. «Муцио Клементи» М. 1983
Келдыш Г. «Музыкальный энциклопедический словарь» М.1990
Щукина Т «Сонаты М.Клементи для виртуозов и любителей» исследовательский очерк М.РАМ им. Гнесинх 2015
Сайт Анатолий Алёшин / Библиотека / пианист Клементи
Категория: Уроки музыки | Добавил: elene_starcun (2016-01-31) | Автор: Старцун Елена
Просмотров: 1901 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-04-25, 10:17 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru