Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Уроки музыки

АППЛИКАТУРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МАСТЕРСТВА БАЯНИСТА И АККОРДЕОНИСТА
Важнейшей задачей музыкальных школ является развитие активности, инициативы и творческой самостоятельности юных музыкантов. Одна из наиболее доступных и действенных форм воспитания этих качеств у учащихся классов баяна и аккордеона – планомерное развитие аппликатурных навыков.
Аппликатура-способ расположения и порядок чередования пальцев в процессе игры на музыкальном инструменте, а также обозначение этого способа в нотах.
От умения выбрать лучший вариант аппликатуры во многом зависит не только успешность исполнения конкретного музыкального произведения, но и общее развитие исполнительского мастерства музыканта-инструменталиста. Хорошо подобранная аппликатура способствует выразительности исполнения, облегчает преодоление технических сложностей, укрепляет свободу ориентировки на клавиатуре.
Практика между тем показывает, что большинство учащихся, оканчивающих класс баяна, аккордеона музыкальных школ, не могут быстро и чётко определить рациональную аппликатуру.
Основные причины в следующем:
1) В издаваемой литературе для баянистов и аккордеонистов (осебенно для начинающих) почти всегда указывается готовая аппликатура.
2) Работа над техническим материалом нередко проводится в отрыве полном или частичном, от работы над художественным произведением
3) В классах не ведется целенаправленного обучения игре по слуху, чтению нот с листа и транспонированию, которые намыслимы без аппликатурных навыков и следовательно, активно развивают их.
4) Педагог редко использует в работе с учащимся метод разучивания музыкального материала без инструмента.
По меткому определению А.Шанова (Фортепианная педагогика 1960г.), «аппликатурная точность состоит в способности точно выполнять сознательно выбранную, или бессознательно найденную, но утверждённую сознанием аппликатуру».
Рациональная аппликатура – та, которая позволяет с наименьшим усилиями и в наиболее короткие сроки добиться наивысшего художественного эфекта: необходимой фразировки, динамики, агогики и ритмической чёткости. Рациональная аппликатура основывается на естественности, удобстве, плавности и свободе движений. Достигается она вместе с тем наиболее полным исползованием всех возможностей пальцевого аппарата.
На выбор рациональной аппликатуры в известной степени влияют индивидуальные осебенности исполнительского аппарата-длина, эластичность и степень растяжки пальцев, а также типы конструкции инструментов. Хотя эти факты и следует учитывать при выборе аппликатуры, они не являются главными, определяющими, поскольку носят частный характер.

Организация занятий.
Аппликатуру следует определять сразу после того, как учащийся получил музыкальное произведение от педагога – пьесу проиграли, прослушали, обсудили и решили разучивать. Кто должен определять её? Сам учащийся, и чем раньше в этом вопросе он начнет проявлять самостоятельность, тем активнее будут формироваться его исполнительские навыки.
Аппликатурная самостоятельность учащихся воспитывается под непосредственным контролем педагога:
- с первых же уроков он требует четкого соблюдения аппликатурной дисциплины.
- по мере последовательного освоения учащимся конкретного вида фактуры знакомит его с соответствующими аппликатурными принципами.
- иллюстрирует и объясняет переимущества и недостатки того или иного варианта аппликатуры.
- Требует не только знание основных технических формул (гамм, арпеджио, аккордовых последовательностей), но и широкого использования их аппликатуры в художественных произведениях.
- Составляет классные и домашние задания по самостоятельному определению аппликатуры в пьесах со знакомой фактурой изложения музыкального материала, используя при этом различные виды музицирования
- Подбор по слуху, чтение нот с листа и транспонирование.
Ведущую роль в развитии инициативы и самостоятельности учащихся играет учебный репертуар: чем ярче и содержательнее музыкальное произведение, тем с большим интересом, легче и прочнее решаются учащимся те или иные, в том числе и аппликатурные задачи. Осебенно большое значение имеет художественность музыкального материала на первоначальном этапе обучения игре на инструменте, когда закладывается фундамент формирования и развития будущего музыканта – и любителя, и профессионала.
Развитие аппликатурных навыков невозможно без использования технического материала.
Коротко остановимся на этом.
«Играй прилежно гаммы и другие упражнения для пальцев», - наказывал юным музыкантам Р.Шуман и тут же не без иронии добавлял: «Но есть много людей, которые полагают, что этим все и достигается, которые до глубокой старости проводят многие часы за механическими упражнениями. Это похоже приблизительно на то, как если бы стараться ежедневно все быстрее и быстрее произносить азбуку. Употребляй свое время с большей пользой». Примерно такие же мысли, но в более категоричной форме, высказал и И.Гофман, который на вопрос – сколько времени надо посвятить чисто технической работе – отвечал так: «Упражнениям, то есть работе без ума и сердца, посвящайте как можно меньше времени, так как в противном случае пострадает ваша музыкальность. Техника... без музыкальной воли-это способность без цели, а становясь самоцелью, она никак не может служить искусству».
Приведенные высказывания крупных музыкантов предостерегают юных музыкантов от многочасовых проигрываний технического материала.
Работу над техническим материалом нельзя недооценивать, технический материал, как отмечал Нейгзуз, следует рассматривать как «заготовку», «полуфабрикат». «Пока вы учите гамму, - пишет он, - это «полуфабрикат», когда вы используете её в произведении – это готовый продукт». Недостаточное внимание к техническому развитию приводит к нечёткой, невнятой и невыразительной игре. Хорошим средством для решения художественно-технических задач являются этюды. Этюды, предназначенные для учащихся музыкальных школ по своему содержанию и характеру близки упражнениям. Технические сложности в таких этюдах преодолеваются обычно легче, чем в художественных произведениях. Объясняется это тем, что все усилия в них направляются на решение конкретной технической задачи, и потому нужный технический прием успешно закрепляется за счет многократного повторения. Начинать работу следует с активных форм музицирования – подбора и транспонирования по слуху простейших гамообразных и арпеджированных мелодий, имеющих форму и содержание.
Всякую механическую работу над техническим материалом следует полностью исключить. Уже первоначальное усвоение гаммы на инструменте учащемуся необходимо осмыслить. Он должен сразу же четко представить, что гамма строится из 7 ступеней, из которых І (тоника) определяет название гаммы, основными ступенями в гамме вместе с І являются ІV и V.
Заданием по развитию аппликатурных навыков на начальном этапе обучения является музыкальный материал из сборников сольфеджио, поскольку он включает в себя мелодии песен и танцев, пользующихся популярностью в художественной самодеятельности, систематизированный на фактурной и ладотональной основе, изложен без обозначения аппликатуры. Что же касается аккомпанемента к мелодиям из сборников сольфеджио, то его следует подбирать по слуху: сначала для учащихся это делает педагог, затем учащиеся с помощью педагога и, наконец, сам учащийся. Осебенно полезно включать в работу по определению аппликатуры мелодии, непосредственно изучаемые учащимися на уроках сольфеджио. Их использование укрепляет межпредметные связи. Развитию аппликатурной самостоятельности во многом способствует и разучивание нового музыкального материала без инструмента, который заставляет учащегося вникать в произведение, предслышать его, что в высокой степени активизирует музыкально-слуховые представления, формирует и укрепляет слухо-двигательные взаимосвязи. Активизации названных качеств во многом способствует предварительный зрительный анализ музыки.
В процессе анализа исполнитель определяет ладотональность, знакомится с размером, выявляет мелодические, гармонические и ритмические особенности составных частей произведения (обращая внимание, при этом, на их структуру, сходство и различия), цезуры, а также важнейшие средства музыкальной выразительности –динамику, агогику, артикуляцию и фразировку. Одновременно осуществляется знакомство с творческим портретом композитора, которое помогает осуществить стилистические и жанровые особенности произведения. Проектируемую аппликатуру учащийся помечает карандашом – педагог оценивает ее и вместе с исполнителем корректирует. Для выработки у учащегося критического отношения к определяемой аппликатуре педагогу полезно периодически использовать и такой методический прием: записав в произведении несколько вариантов аппликатуры – два-три, попросить учащегося сначала поучить нотный текст и теми, и другими пальцами, затем найти наиболее удобный вариант и объяснить его преимущества. В процессе работы по развитию аппликатурной самостоятельности педагог должен с первых же уроков приучать учащегося:
- воспитывать в себе ощущение рациональности движений (высокий подъем пальцев над клавишами нежелателен, поскольку требует дополнительных усилий).
- не задерживаться на хорошо знакомом материале (лучше больше уделить внимания новому).
- исполнять одинаковые группы нот (мотивы, фразы, предложения) одними и теми же пальцами.
- учитывать не только фактуру и штрихи, но и темп (аппликатура, которой пьеса легко исполняется в медленном темпе, для быстрого движения может оказаться непригодной).
- Использовать все возможности пальцевого аппарата, уделяя особое внимание развитию слабых пальцев – четвертному и пятому.

АПЛИКАТУРА ПРАВОЙ РУКИ

Структура правой клавиатуры баяна – её трёхрядность, малая мензура и обширный диапазон звукоряда – предоставляет баянисту более широкие исполнителские и технические возможности, чем аккордеонисту. Естественно, что и проблема аппликатуры у баянистов стоит более остро. Первоначальное обучение на баяне, на наш взгляд, целесообразно осуществлять на основе четырёхпальцевой аппликатуры. Она позволяет педагогу успешнее проводить работу по постановке руки и пальцев учащегося, образованию и укреплению слухо-двигательной взаимосвязи, формированию и развитию общих игровых навыков. После того, как на основе четырёхпальцевой аппликатуры учащийся овладеет прочными навыками исполнения простых видов фактуры, педагог должен последовательно знакомить его с простейшими приёмами игры пятью пальцами. Причем знакомство это может начаться уже на втором году обучения – с началом усвоения длинных арпеджио и простейшего двухголосия, исполняемых штрихом легато.
В зависмости от того, где находится первый палец, кисть руки может принимать 3 различных положения. Первое- когда 1 палец находится за грифом, второе -на ребре грифа, третье – гамообразные пассажи двойными нотами, другие интервальные последовательности и длинные арпеджио, а также любые звуковые сочетания, диапазон которых более октавы. Для музыкальных произведений, сочетающих в себе различные виды фактуры, их нельзя считать категоричными: выбор позиции зависит от аппликатуры, которая подчинена наиболее полному раскрытию художественного содержания.

ОДНОГОЛОСИЕ

При исполнении одноголосия рациональной является аппликатура, обеспечивающая нажатие разных клавишей разными пальцами, последовательное нажатие одной и той же клавиши одним или разными пальцами, наименьшее количество скачков и поворотов кисти руки.

ГАМООБРАЗНАЯ И АРПЕДЖИРОВАННАЯ ФАКТУРА

Начинать работу с учащимся, как уже отмечалось, следует не с гамм и арпеджио, а с простейших мелодий, строящихся из элементов гамм и арпеджио. И здесь особое значение приобретает позиционная игра. При игре в позиции сохраняется положение кисти руки, исключаются подкладывания и перекладывание пальцев. Это в значительной степени облегчает формирование элементарных аппликатурных навыков, с одной стороны, общих игровых – с другой. Позиция – группа нот, схватываемая на клавиатуре одним положением кисти руки. Примером позиционной игры на аккордеоне является исполнение группы нот в пределах квинты, при котором каждый палец остается над одной и той же клавишей.

Например:
Прозвенел звонок А.Беруняк
а) в мажоре

За реченькой
б) в миноре

В дальнейшем диапазон игры в позиции может быть расширен:
а) за счет пропуска клавишей между пальцами

б) путем повторного нажатия разными пальцами одной клавиши:

Позиция в игре на баяне зависит от рассматриваемых выше положений кисти на клавиатуре. Ее примерами при четырёхпальцевой аппликатуре может служить исполнение не больших гаммообразных мелодий, при которых 2-й, 4-й пальцы соответствуют первому, второму и третьему рядам (кисть руки исполнителя находится под углом к грифу), арпеджированных мелодий в пределах октавы (кисть распологается паралельно грифу).
Подобного рода работа способствует формированию первоначальных навыков и, что осебенно важно, развитию эмоциональной отзывчивости на музыку.
Воспитательное значение позиционной игры еще более возрастает, если педагог систематически дает задания по транспонированию усвоенных в позиции мелодий, обращая при этом внимание учащегося на следующие факторы:
- на аккордеоне в новой тональности аппликатура сохраняется независмо от того, на какую клавишу – белую или черную приходится первый палец.

На баяне при транспонировании гаммообразных мелодий положение кисти руки остается неизменным, и каждый из 3-х пальцев соответствует своему ряду, при транспонировании мелодий, строящихся по звукам трезвучия, аппликатура остается неизменной:

Знание этих положений помогает начинающим учащимся осуществлять транспонирование гаммообразных и арпеджированных мелодий. На основе транспозиции у исполнителей воспитывается аппликатурная дисциплина, формируется и укрепляется ладотональная и слухо-двигательная связь. Важное значение приобретают позиции и на начальном этапе освоения баянистами третьего положения кисти руки, то есть на первичной стадии формирования навыков игры пятью пальцами: чувство определенной позиции во многом помогает наладить качественно новый контакт с клавиатурой.

АППЛИКАТУРА ГАММ И АРПЕДЖИО.

На баяне по сходству аппликатуры гаммы можно разделить на 3 группы – в зависмости от положения тоники на том или ином ряду клавиатуры:

С-dur - a – moll
Es – dur - c – moll

G – dur - e – moll
B – dur - g – moll

F – dur - d – moll
H- dur - f - moll

Таблица отражает аппликатуру гамм, в зависмости от положения тоники на рядах клавиатуры

Короткие мажорные и минорные арпеджио основных трезвучий и их обращений удобно исполняются четырёхпальцевой аппликатурой, которая одинакова во всех тональностях: в восходящем порядке – 2, 3, 4, 5, в нисходящем – 5, 4, 3, 2.
Длинные арпеджио основных трезвучий можно исполнять четырёхпальцевой и пятипальцевой аппликатурой. Четрехпальцевая аппликатура в длинных арпеджио - и в мажоре, и в миноре – одинакова: в восходящем порядке – 2-3-4-2-3-4-5, в нисходящем – 5-4-3-2-4-3-2.
Пятипальцевая аппликатура в длинных арпеджио следующая:
- в мажорных, построенных от звуков 1-го и 2-го рядов – 2-1-2-3-1-2-3.
- в минорных, построенных от звуков 1 и 2-го рядов – 2-3-1-2-3-1-2.
- и в мажорных, и в минорных, построенных от звуков 3-го ряда, аппликатура одинакова – 1-2-3-1-2-3-5.
Пятипальцевая аппликатура в длинных арпеджио удобнее четырёхпальцевой. Её удобства заключаются в естественности движений кисти и пальцев, основанных на свободе и легкости подкладывания первого пальца в восходящем движении и перекладывании третьего – в нисходящем. Осебенно эффективна она при штрихе легато.

АККОРДЕОН.

Мажорные и минорные гаммы, построенные от белых клавишей (за исключением фа мажора и фа минора) исполняются такой же аппликатурой как и ДО мажор, то есть: 1-2-3-1-2-3-4.
Одинаковой аппликатурой исполняются также следующие гаммы: фа мажор и фа минор: 1-2-3-4-1-2-3, си бемоль мажор и си бемоль минор: 2-1-2-3-1-2-3-4.
Ля бемоль мажор и ля бемоль минор: 2-3-1-2-3-1-2-3.
Ми бемоль мажор и ми бемоль минор: 2-1-2-3-4-1-2-3.
Ре бемоль мажор и ре бемоль минор: 2-3-1-2-3-4-1-2.
Соль бамоль мажор и фа-дитез мажор: 2-3-4-1-2-3-1-2.
Фа-диез и соль-диез минор гармонический: 2-3-1-2-3-1-2.
Фа-диез, до-диез, соль-диез минор мелодический: 2-3-1-2-3-4-1-2.
Все короткие мажорные арпеджио имеют следующую аппликатуру:
1-2-3-5, 1-2-4-5, 1-2-4-5, 1-2-3-5.
Такую же аппликатурную последовательность имеют ля- минорное, ми- минорное, ре- минорное и ре-диез минорное арпеджио.
В арпеджио си-бемоль минор, си минор, фа-диез минор, до-диез минор, соль-диез минор, фа минор, до минор и соль минор аппликатура следующая: 1-2-3-5, 1-2-4-5, 1-2-4-5, 1-2-3-5.
Всякая одноголосная музыка в той или иной степени гаммообразна или арпеджирована. Поэтому, зная аппликатуру гамм и арпеджио, учащийся легко может использовать ее при исполнении пьес и этюдов, имеющих соответствующую фактуру изложения музыкального материала.

Используемая литература:

Говорушко П. «Основы игры на баяне» Л.1963г.
Липс Ф. «Искусство игры на баяне» М.1985г.
Ризоль Н. «Принципы применения пятипальцевой игры на баяне»
Категория: Уроки музыки | Добавил: elene_starcun (2016-02-03) | Автор: Иванова В.И. E
Просмотров: 2976 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-04-26, 6:02 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru