Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Уроки музыки

урок музыки в 4 классе Тема урока: «Король инструментов - рояль»..
Северо-Казахстанская область
КГУ "СШ №4 г. Тайынша"
Перевоз Светлана Александровна

Тема урока: «Король инструментов - рояль»..
Цель урока: расширить знания учащихся о музыкальных инструментах. Продолжить знакомство с фортепианной сюитой М.П. Мусоргского «Картинки с выставки».
Задачи: познакомить учащихся с клавишным инструментом – рояль с его выразительными возможностями, определять характер, настроение и средства музыкальной выразительности, воспитывать интерес к музыкальному искусству, эмоциональную отзывчивость на восприятие классической музыки.
Тип урока: изучение нового материала
Методы обучения: беседа, частично – поисковый, метод соучастия.
Формы организации урока: устный опрос (индивидуальный и групповой)
Комплексно – методическое обеспечение: компьютер, компакт – диск, инструмент, фонохрестоматия.
И.К.Т.: Технология становления ассоциативно – образного мышления.
Ход урока.

Организационный момент.
Вход детей под музыку. Музыкальное приветствие.
Актуализация знаний.
Сегодня мы будем говорить о замечательном инструменте. По способам извлечения звука музыкальные инструменты делятся на три больших семейства: струнные, духовые и ударные. Но есть музыкальные инструменты, которые как бы не укладываются в обычные рамки. Конечно, вы знаете этот инструмент. Его называют королём музыкальных инструментов и обращаются к нему: «Его величество рояль».
Мы познакомимся с историей создания инструмента и его развитием.
Объяснение нового материала.
У.: Изобретение ФОРТЕПИАНО принято связывать и именем итальянца Бартоломео Кристофори. Но он не один причастен к его рождению. Когда идея носится в воздухе, её могут воплотить почти одновременно разные люди. Так получилось и здесь. Во Франции Жан Мариус, Германии Готлиб Шретер предложили свои конструкции нового инструмента. Звук в новом инструменте извлекался ударом по струнам деревянных молоточков с обитым упругим материалом головками. Теперь исполнитель мог играть тише или громче – piano или forte. Вот откуда взялось название инструмента – пианофорте, а позже – фортепиано. Название это сохранилось до наших дней, объединяя все струнные клавишные инструменты. Но мы их можем отнести и, к ударным, ведь звук извлекается ударом молоточка по струне.
Конечно, первые фортепиано были мало похожи на наши современные инструменты. Они были не совершенны. Но шло время, новый инструмент улучшался, устройство его усложнялось, изменилось расположение струн.
У фортепиано молоточек при нажатии клавиши ударяет по струнам одинаковой длины и толщины. Со временем мастера придумали педаль, которая сдвигает молоточки так, что они задевают не все струны, а одну или две. Это меняет тембр звука и его силу.
Как же играет инструмент? Когда музыкант нажимает клавишу, молоточек ударяет по струне. Одновременно от неё отскакивает войлочная подушечка – глушитель (демпфер). От удара струна начинает вибрировать и возникает звук. Звук прекращается, когда мы отпускаем клавишу, потому что глушитель прижимает струну и заглушает звук.
Со временем у фортепиано появилась ещё одна педаль, расположенная справа. Она отводит глушитель (демпфер) от струн. Можно нажать эту педаль, отпустить клавишу, а звук всё равно будет тянуться, пока не угаснет, потому что эта педаль держит глушители, не пуская их на место. Благодаря этому в фортепианной музыке появились новые возможности.
В 19 веке фортепиано развивалось очень интенсивно. Сложились два вида фортепиано: горизонтальный – рояль (по-французски royal – королевский) с корпусом, похожим на крыло, и вертикальный – пианино (по-итальянски pianino – маленькое пианино). Рояль – это концертный инструмент. Пианино мы используем там, где нельзя поставить большой рояль и где можно обойтись меньшей силой звука.
У фортепиано огромные, поистине безграничные возможности. Оно охватывает диапазоны всех музыкальных инструментов. У него огромный размах силы звука: от нежнейшего пианиссимо до мощного фортиссимо. Оно может звучать легко, как флейта, а может как целый оркестр.
Поэтому многие великие музыканты отдали дань этому инструменту, создавая для него истинные жемчужины. Среди них были великие пианисты. Достаточно назвать Бетховена, Шопена, Шуберта, Рахманинова. Слушать это инструмент можно бесконечно.
Сейчас мы услышим звучание этого инструмента. Слушание.
Русский композитор М.П. Мусоргский написал фортепианную сюиту и назвал «Картинки с выставки». Это фортепианный цикл, он написал под впечатлением выставки рисунков художника Виктора Гартмана в 1874 году.
Дать понятие сюита.
Сюита – буквально ряд, последовательность; в музыке – многочастное произведение, представляющее собой ряд, последовательность отдельных, самостоятельных номеров, объединённых общим замыслом.
В сюите 10 пьес.
У.: Обратитесь мысленно к средневековью – временам замков, рыцарей и прекрасных дам, трубадуров и менестрелей (так тогда называли бродячих певцов – музыкантов).
У.: Знаете ли вы, кто такие трубадуры?
Д.: Поэты, певцы.
У.: Трубадур – средневековый поэт и певец, искусство трубадуров расцвело в Провансе, на юге Франции, в 11-12 вв. Среди трубадуров были представители высшей знати, участники Крестовых походов (герцог Гильом 9, барон Бертрам де Борн), люди простого происхождения, женщины. Монахи. Трубадуры были желанными участниками праздников, турниров, гостями одиноких замков. Они пели о любви. Весне, красоте и достоинствах женщин, о подвигах рыцарей. Часто трубадуру аккомпанировал на виоле или гитаре сопровождавший его менестрель (так тогда называли бродячих певцов – музыкантов). Сочинения трубадуров – первые в Европе произведения лирической поэзии на родном языке (не на латыни).
Композитор обращается к давно ушедшей эпохе, которая оставила в память о себе немногие уцелевшие памятники: древние замки, старые песни трубадуров, ещё хранящие отблеск былых чувств и стремлений… Однако эти чувства и стремления утратили для нас своё живое тепло; они теперь далёкая история, окутанная дымкой печали, сожаления об ушедшем времени, таком для нас притягательном и поэтичном.
Слушание: «Старый замок» М.П. Мусоргский
У.: Старый замок - это пришелец из глубины далёких веков или старый замок – это замок сегодняшнего дня? –
Д.: Из глубины далёких веков.
У.: Он для нас является воплощением вечности или воплощением современности?
Д.: Воплощением вечности.
У.: Старый замок одинокий и безразличный к суете сегодняшнего дня или мы слышим в музыке движение и устремлённость вперёд? –
Д.: Одинокий и безразличный.
У.: Какими же средствами музыкальной выразительности композитор рисует нам пришельца из глубины далёких веков?
Мелодия –
Д.: Звучит скорбно, спокойно, печально, напевно, очень певуче.
У.: Темп
Д.: Медленный.
У.: Лад – минор.
У.: Ритм
Д.: Однообразное ритмическое сопровождение.
У.: Что идёт в развитии ритм или мелодия? –
Д.: Мелодия.
У.: А мы можем сказать, что это песня трубадура? –
Д.: Да.
У.: Тогда о чём поёт свою песню бродячий певец – трубадур? –
Д.: Вспоминает об ушедшем времени. Ему жаль это время, поэтому песня грустная.
У.: Какой образ несёт однообразный музыкальный ритм? –
Д.: Ощущение вечности, вневременности.
У.: Что общего в музыке «Старого замка» и в музыке «Ноктюрна» А.П. Бородина?
Д.: Музыка звучит как монолог, воспоминание, неоднократное повторение основной мелодии,
У.: Какой принцип развития в музыке: повтор, контраст, вариационность?
Д.: Повтор.
У.: Скажите, где вы встречались с трубадуром? –
Д.: В музыкальной фантазии Г. Гладкова «Бременские музыканты».
Можно спеть.
Повторное слушание «Старый замок» М.П. Мусоргского
Закрепление полученных знаний.
О каком инструменте говорили?
Что такое сюита?
Назовите цикл фортепианных пьес, куда вошла пьеса «Старый замок».
О чём поёт свою песню трубадур?
Как музыкальный язык пьесы раскрывает нам её образный строй.
Домашнее задание: нарисовать рояль, знать известных пианистов.
Категория: Уроки музыки | Добавил: Аlina (2016-02-07)
Просмотров: 269 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2016-12-09, 4:32 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1475]
Школьный психолог [501]
История [696]
Опыт [473]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [219]
Мастер-класс [206]
Семья и школа [174]
Компьютер-бум [248]
Английский язык [771]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1140]
Химия [375]
Классному руководителю [626]
Биология [579]
Думаем, размышляем, спорим [92]
Казахский язык и литература [1763]
Краеведение [92]
Начальная школа [3910]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [355]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [290]
Экология [180]
Дошколенок [1492]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [441]
Мой Казахстан [228]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1158]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [517]
Немецкий язык [51]
Технология [281]
Самопознание [381]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [12]
Педагогические программы [4]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru