Главная » Статьи » В помощь учителю » Уроки музыки |
Открытый урок преподавателя по классу домра, оркестр Худяковой С.Ю. Урок по предмету ансамбль русских народных инструментов. Класс 1 – 5. Тема: использование информационно-коммуникативной технологии на уроке оркестра. Цель: показать возможность применения различных интерактивных средств на уроке оркестра. Задачи: Закрепить навыки ансамблевой игры; Способствовать формированию чувства коллективизма; Форма: практическое занятие Тип урока: закрепление навыков игры в оркестре. Использование технологий: информационно-коммуникативная. Программа: Варламов «Белеет парус одинокий». Казахская народная песня «Маусымжан». Русская народная песня «Как под яблонькой». Золотарев «Диковинка из Дюссельдорфа». «В лесу родилась елочка». Технические средства: ноутбук, видеопроектор, сотовый телефон, видеокамера. На сцене – стулья, инструменты, пюпитры. Учащиеся сидят в зале. Приветствие. Учитель: «Доброе утро!» - проговаривает и прохлопывает ритм. Ученики: «Здравствуй, новый день!» - проговаривают и прохлопывают ритм. Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята. Всем известно, что технический прогресс шагает семимильными шагами, практически каждый день изобретается какой-нибудь новый гаджет. Поднимите руки, у кого есть сотовый телефон, компьютер, интернет? Представьте себе, что еще 15 лет назад не у каждого взрослого был телефон, а 5 лет назад – интернет. Конечно, много разных новых технических средств пришло в школу. Школа, когда я начала работать, и школа сегодняшняя существенно отличается. Сегодня мы покажем, какими интерактивными средствами мы пользуемся на уроке оркестра. Это будет темой нашего урока. Нашей школе недавно исполнилось 50 лет. Сначала обучение велось всего на 3-х музыкальных инструментах – фортепиано, баян, аккордеон. Конечно, сразу же в школе организовался оркестр баянистов. (на слайдах) Руководителем оркестра был В.И.Бушин. Он рассказывал, что очень часто оркестр принимал участие в разных концертах. Выступали и на сцене дома культуры, и на полях. Когда руководителем стала Росина Е.А, ансамбль начал принимать участие в областных конкурсах, становился неоднократно победителем. Тогда же он начал называться «Крещендо». География выступлений расширилась – ансамбль даже выступал в Астане в развлекательном комплексе «Думан». Если говорить о последних двух годах, то наш ансамбль становился лауреатом районных конкурсов «Юный музыкант» и «Струны столетий», принимали участие в Международном фестивале в Семипалатинске. В этом году, я думаю, надо записаться на видео и отправить на конкурс «Звездный проект». В 2013 году мы уже становились лауреатами этого проекта. Итак, вот одно из инноваций – участие в интернет конкурсе. Учащиеся занимают места на сцене. В нашей школе дети обучаются в две смены. В ансамбле нас мало – каждый участник ансамбля исполняет свою партию. И пока мы не собираемся на сводные репетиции – я применяю прием записи исполнения партий разных смен на видео. Затем включаю запись одной группы, и исполняем пьесу с другой группой. Очень часто преподавателей раздражает звонящий сотовый телефон на уроке. Какое применение мы нашли для телефона на уроке? Кроме того, что им можно фотографировать ноты, у него есть функция «диктофон». Записываясь на диктофон, можно прослушать запись и проанализировать свои ошибки. Сейчас мы сыграем романс Варламова «Белеет парус одинокий» под запись утренней смены и запишем его на телефон. Так как у диктофона есть такое свойство – он выравнивает динамику, выхватывает высокие голоса, поэтому мы сейчас проанализируем ансамбль. Где мы не совпадаем. (Ученики сами слушают и оценивают свою игру, ищут ошибки. Можно прослушать и записать не один раз). Кроме записи на телефон, можно записываться на видеокамеру. Давайте посмотрим одно видео («Маусымжан без звука). Глядя на выражение лиц музыкантов, что можно сказать о характере исполняемого произведения? А на самом деле, какой характер у произведения? О чем эта песня? (На все вопросы отвечают дети) Для того, чтобы мы не забывали улыбаться, в нотах нарисованы улыбки. Давайте исполним веселую казахскую народную песню «Маусымжан» с веселым выражением лица. Конечно, я очень часто обращаюсь к Интернету. Мы слушаем произведения в разном исполнении. Там можно найти ноты, подсмотреть какую-нибудь интересную деталь, и применить ее уже в нашем ансамбле. Например, в прошлом году мы играли пьесу «Как под яблонькой». Играли, как написано в нотах. Но, послушав одно исполнение, наша пьеса претерпела изменения. (видео «Как под яблонькой» с комментариями.) Очень часто в нотах нет партии ударных, и поэтому партию ударных мы выдумываем сами – я или дети. Проиграем «Как под яблонькой». Еще раз хочу сказать спасибо человеку, придумавшему интернет. Столько информации мы получаем из этой сети. Когда мы начали изучать пьесу Золотарева «Диковинка из Дюссельдорфа», то встал вопрос: что это за город, что это за диковинка? Было дано задание – узнать о городе. Куда пошли дети? В библиотеку? Нет. Что узнали? Дети отвечают. Потом возникло следующее задание – нарисовать эту самую диковинку. (показать рисунки, если будут рисунки, а не фото). Это произведение мы готовим к февралю, но сегодня тоже сыграем. Темп пока не быстрый. Наша задача – сыграть от начала до конца без остановки. Если кто-то будет теряться – я буду подсказывать цифры (если будет время – поработать над отдельными местами). Еще один интересный момент на уроке добавит игра под фонограмму. Сама я пока писать фонограммы не могу, поэтому минусовка из интернет, а ноты я написала в программе «Финал». На одном листе написаны сразу все партии – мелодия, бас и гармония. На уроках мы играем по разному – кто-то играет только тему, кто-то гармонию, но в вариационной форме. Можно играть по очереди – один куплет – мелодию, второй – бас и т.д. Вариантов множество. Сегодня мы сыграем так: (раздать партии). Ударные – импровизируют. На этой новогодней ноте мы закончим. Итак, я подытожу: какие технические средства мы использовали на уроке? Видеопроектор для показа презентации, телефон для записи звука, видеокамера для записи видео, интернет для поиска информации, нот, записей, фонограмм; нотный редактор «Финал» для написания нот. Ребята, какой урок вам нравится больше – с применением ИКТ, или без технических средств? Спасибо за внимание. | |
Просмотров: 710 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|