Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Уроки музыки

Статья "Метапредметный подход на уроках музыки"
Одна из важнейших проблем современной школы - проблема всестороннего развития личности и формирования функциональной грамотности школьников. Образование должно быть наполнено новым качеством и содержанием, носить деятельностный характер, чтобы наш ученик стал в жизни не «ходячей энциклопедией», а целостной личностью, способной адаптироваться в постоянно изменяющемся мире, решать нестандартные жизненные задачи, т.е. успешно социализироваться в обществе.
Немалая роль при этом отводится искусству, важности реализации его воспитательно-образовательной функции. Учащихся недостаточно научить каким-то музыкальным умениям, дать знания о музыке, важно пробудить постоянную потребность в общении с ней. Всестороннее музыкальное развитие обогащает внутренний мир ребёнка, помогает не только глубже и полнее воспринимать и понимать музыкальное искусство, но и заставляет чутко и внимательно относиться ко всему окружающему: к жизни, людям, событиям.
Как сделать так, чтобы всё, что наполняет голову ученика, имело смысл, чёткую форму, структуру, да еще и осознавалась не как мертвое знание ради знания, а как то, что точно нужно ему для жизни!?
Думаю, с этими проблемами сталкиваются все! На мой взгляд, связующим звеном является освоение и внедрение метапредметности в процесс преподавания.
Что же это такое? Метапредметность?
Метапредметный подход - подход к образованию, при котором ученик не только овладевает системой знаний, но и усваивает универсальные способы действий, с помощью которых он сможет сам добывать информацию.
Таким образом, меняется подход к проектированию образовательного процесса.
«Я иду на урок»,- сколько раз за свою педагогическую практику мы произносим эту фразу… Теперь к этой фразе хочется добавить: «На какой?»
Уроки-путешествия, уроки - концерты, уроки-погружения, уроки-дебаты – по сути то, что когда-то получило определение «нестандартные уроки», было подходом, репетицией урока метапредметного.
Итак, я иду на метапредметный урок. Что я должна учитывать?
В любой деятельности человек ставит перед собой вопросы и ищет на них ответы:
что я делаю? (предмет деятельности);
для чего я это делаю? (какова цель);
как я это делаю? (формы, методы);
какой это дает результат?
за счет чего этот результат достигнут?
Метапредметный подход в образовании и, соответственно, метапредметные образовательные технологии были разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов.
Метапредметный подход обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности.
Метапредметность как принцип интеграции содержания образования, как способ формирования теоретического мышления и универсальных способов деятельности обеспечивает формирование целостной картины мира в сознании ребенка. При таком подходе у учащихся формируется подход к изучаемому предмету как к системе знаний о мире, выраженном в числах и фигурах (математика), в веществах (химия), телах и полях (физика), художественных образах (литература, музыка, ИЗО) и т.д.
Метапредметность подразумевает, что существуют обобщенные системы понятий, которые используются везде, а учитель с помощью своего предмета раскрывает какие-то их грани. Таким образом, формируются новые требования к профессиональной успешности.
Значение метапредметной концепции в образовании состоит в том, что он позволяет сохранять и отстаивать в обществе культуру мышления и культуру формирования целостного мировоззрения, следовательно, данный подход является средством достижения метапредметных результатов:
- наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной деятельности;
- ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности;
- овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;
- применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
- готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства;
- планирование собственных учебных действий, умение их корректировать;
- участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, распределение функций и ролей;
- умение воспринимать окружающий мир во всём его разнообразии.
Поэтому метапредметная концепция предполагает движение мышления не по прямой, а через связи и ассоциации, порой очень далёкие.
Данный подход актуален и в области музыки. Освоение музыкального материала формирует музыкальную культуру школьников, воспитывает их музыкальный вкус, потребность общения с высокохудожественной музыкой в современных условиях жизни. Виды музыкальной деятельности на уроках музыки направлены на реализацию принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании, что позволяет использовать метапредметный подход.
Следовательно, постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребёнка с музыкой.
При слушании произведений подбираются слова-синонимы, соответствующие характеру музыки. Рассказ о содержании произведения позволяет провести параллели с историей. В сферу исполнительской деятельности учащихся добавляется пластическое интонирование и музыкально-двигательные упражнения, где речь идёт о ритмическом рисунке, что позволяет увидеть связь с математическими представлениями. Введение терминов позволяет увидеть связь с иностранным языком. При инсценировании (разыгрывании) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного материала развивается устная речь учащихся, что проявляется в творческих размышлениях о музыке. Освоение элементов музыкальной грамоты происходит за счёт фиксации музыкальной речи, которое позволяет совершенствовать навыки устного изложения программного материала на уроках музыки. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизов костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям. Это помогает им сочетать музыкальные образы с изобразительным искусством, где развиваются навыки ориентирования с окружающей действительностью.
Можно установить метапредметные связи на примере кюя Курмангазы «Алатау». После прослушивания данного произведения предлагается три фрагмента других произведений и из них необходимо выбрать тот, который более близок по характеру к прослушанному произведению. (кюй Курмангазы «Сарыарқа», кюй Богды «Жем суының тасқыны», кюй Магауи Хамзина «Жайлау»). Затем можно определить «центральный образ» произведения – величие гор, бескрайняя степь, водовороты бурной реки, красота природыи.т.д. Сравнить картины ( А.Костеев «Снежный Алатау», А.Костеев «Жайлау», М. Кенбаев «Ловля лошади», А.Айвазовский «Девятый вал», Ван Гог «Рыбачьи лодки в Сен-Мари», А.Куинджи «Степь» и подобрать подходящие по настроению к кюю Курмангазы «Алатау». Подобрать погодные явления, соответствующие настроению произведения (штиль, метель, радуга, дождь). Выбрать время года, соответствующее настроению произведения (осень, зима, весна, лето). Определить природу местности, географическое положение местности. и т.д.
Таким образом, метапредметный подход помогает установить связи всего и со всем и вовлечь ученика в разнообразные виды деятельности.
Плюсом является и то, что учащиеся могут не только сформировать свои впечатления и отношение к музыкальному произведению, но и грамотно проанализировать любое другое художественное произведение, что поможет ему и в дальнейшей учебе и в жизни.
Так как метапредметный подход подразумевает сочетание различных научных дисциплин, поэтому урок музыки трактуется как урок искусства, нравственно-эстетическим стержнем которого является художественно-педагогическая идея.
Таким образом, значение метапредметного подхода в образовании состоит в том, что он позволяет сохранять и отстаивать культуру мышления и культуру формирования целостного мировоззрения.
Категория: Уроки музыки | Добавил: Helena12 (2016-02-22) | Автор: Мамычева Елена Владимировна E
Просмотров: 225 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2016-12-07, 3:24 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1474]
Школьный психолог [501]
История [695]
Опыт [471]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [216]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [247]
Английский язык [770]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1138]
Химия [374]
Классному руководителю [622]
Биология [578]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1762]
Краеведение [92]
Начальная школа [3905]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [353]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1485]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [516]
Немецкий язык [51]
Технология [280]
Самопознание [379]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [8]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru