Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Уроки музыки

Работа над вокально-хоровыми навыками на уроках музыки.
Боженова Алия Килимбековна
преподаватель по постановке голоса второй квалификационной категории
КГКП «Педагогический колледж им. М.О.Ауэзова» г. Семей ВКО

Работа над вокально-хоровыми навыками на уроках музыки.

Работа над развитием навыков правильной чистой речи является одной из важных задач вокально-хорового воспитания обучающихся. Речевая сторона играет значительную роль в общей выразительности вокального исполнения.
Кроме того, процесс работы над словом в песне положительно действует на развитие речи обучающихся. Речевые упражнения способствуют исправлению дефектов речи – недостаточно ясного и недостаточно отчетливого произношения, косноязычия, недостатков в произношении шипящих, свистящих и сонорных звуков, «смазывания» согласных звуков в конце слова, неправильностей логических выделений в интонации речи. Недостатки произношения обычно связаны с напряженным выражением лица, неправильным открыванием рта, с вялостью и малоподвижностью губ, языка, нижней челюсти, с неумением пользоваться дыханием в процессе пения и чтения и т. д.
Речевые недостатки отрицательно сказываются на всем ходе обучения и развития ребенка. Их можно и нужно устранять или исправлять.
Все это натолкнуло на мысль о важной роли, которую могут сыграть в развитии речи обучающихся систематически проводимые речевые упражнения на певческом звуке. Я стала проводить их регулярно перед распевкой. Уже первые шаги дали обнадеживающие результаты. Учащиеся, принимавшие активное участие в этих упражнениях, приобрели большую четкость дикции, ясность образования гласных звуков в пении; их речь становилась более правильной, звучной и выразительной как в чтении, так и в пении.
Ребята более ярко стали произносить сонорные и губные звуки, лицо становилось подвижнее, в некоторых случаях наблюдалось ослабления заикания и картавости. Дыхание становилось ритмичнее и глубже.
Сама по себе практика пения усиливает эффективность логопедической работы. Ученики, занимающиеся на уроках пения вокально-артикуляционными упражнениями, значительно быстрее устраняли свои речевые дефекты.
Вопрос о взаимодействии речи и пения в развитии речи у ребят не раз привлекал к себе внимание. Конечно, не следует забывать, что разговорная речь и певческая речь имеют свои особенности. В разговоре гласные короткие, а в пении – певуче-протяжные; в разговоре согласные создают перерывы в звучании гласных звуков, а в пении согласные сливаются с гласными, не прерывая их певучести.
Работа артикуляционного аппарата также имеет свои особенности: в речи более активно действуют внешние органы (губы, нижняя челюсть, полость рта), в пении каждая гласная (ударная и безударная) всегда звучит и не пропадает для слуха, тогда как в речи нередко редуцируется. Певческая орфоэпия вообще отличается от речевой.
На своих уроках я систематически привлекаю внимание обучающихся к культуре слова, как в речи, так и в пении, ввожу в уроки ряд упражнений и приемов, построенных на слуховых, ритмических и песенных образцах. При разучивании текста песен на речевом звуке наблюдаю за тем, чтобы ребята пользовались умеренным звучанием голоса – на высоте своего примарного тона и несколько нараспев. Систематически наблюдаю и за активностью рта, губ и нижней челюсти. Мы следим за интонационной выразительностью чтения, за ясным произношением всех гласных и согласных звуков, за неторопливым и орфоэпическим правильным выговариванием слов.



Практика показала, что когда в хоре отчетливо выделяют ударениями и интонацией составные части стиха (стопы, слоги), дикция становится более ясной. Конечно, это в известной степени зависит от характера исполняемого произведения (например, в репертуаре героического характера слово звучит более обостренно, четко, а в лирическом репертуаре более мягко, приглушенно).
При выполнении вокально-артикуляционных упражнений мы предлагаем ребятам стоять прямо, держа руки за спиной, и смотреть прямо перед собой.



Особо обращаю внимание учащихся на сонорный звук «Р» – самый трудный в произношении не только для детей, но и для взрослых. Причиной его неверного произношения является пассивная работа передней части языка, а также выговор «р» одной гортанью – без помощи языка, кончик которого не дрожит, как это должно быть.
Для приобретения чистоты звука «Р» полезны упражнения, в которых этот звук соединяется с переднеязычными согласными «Д» и «Т». Начинать их следует в медленном темпе постепенно ускоряя его.
Показываем учащимся (несколько утрируя), как следует произносить этот звук, и разъясняю значение правильного его произнесения в речи и пении. Затем обращаем внимание детей на то, чтобы они хорошо открывали рот при произнесении звука «А» (когда на него приходится акцент), говорим о подвижности нижней челюсти как непременном условии ясности произношения слов в речи и пении.
Приведенный нами небольшой эпизод являлся своего рода вступлением, настройкой учащихся на дальнейшее содержание урока, связанного с развитием речи и ее культурой. Необходимо предупредить учащихся о том, что слова, в конце которых имеется согласный звук, должны заканчиваться очень точно, вместе со снятием певческого звука, а слова с конечным гласным надо заканчивать, не закрывая рта, чтобы избежать губных призвуков.
Перед пением каждого упражнения следует разобрать его с учащимися со стороны интервалики, диапазона голоса, длительности звуков и встречающихся гласных и согласных.
При проведении вокально-артикуляционных упражнений рекомендуется не повторять много раз одни и те же упражнения – они быстро надоедают учащимся, - а обновлять их.
Надо помнить, что самые трудные звуки для произношения – «Ч», «Ш», «Ц», труднопроизносимые «Р», «З», «С».
Во время певческой и разговорной речи язык, в основном, должен находиться в горизонтальном положении, губы должны быть несколько округленны и выдвинуты вперед (без расслабления движения) или, наоборот, сокращаются и слегка подтянуты к себе.
При вокально-артикуляционной работе добиваемся от учащихся энергичной работы всех мышц рта (в основном это касается губ, языка и лицевой «маски») – все это способствует развитию навыков свободной подачи звука и ясного произношения в речи и пении.
Внимательно следим за тем, чтобы учащиеся приучались к правильному резонированию звука, в котором носовое резонирование не преобладало бы над резонированием ротовым, так как в противоположном случае в голосе появляется некрасивый оттенок.
При произнесении пяти основных гласных – «А», «Э», «И», «О», «У» – с которых, собственно говоря, и начинается обучение пению в школе, показываем учащимся положение языка и рта.
Наибольшего раскрытия рта как в пении, так и в чтении добиваемся при произношении гласной «А» (с опусканием нижней челюсти), среднего раскрытия рта при гласной «Э» (челюсть немного приподнята) и узкого открытия рта при гласном звуке «И».
Перед началом тренировочных занятий для развития вокальных и речевых навыков проводим с учащимися краткую беседу, иногда напоминая им о строении певческого аппарата, образовании певческого и речевого звука, о глубоком (диафрагмальном) дыхании, о бережливом отношении к слуховому и певческому аппарату.
Гласным звуком, с которого начинается развитие голоса является «А». Тембр этого гласного звука – яркий и звонкий, с металлическим оттенком. При соединении «А» с согласными этот звук их явственно оттеняет, что увеличивает чистоту дикции.
Для тренировки артикуляционного аппарата применяем слоговые упражнения, в которых к гласному звуку прибавляются твердые согласные звуки «Д» и «Т», как, например: «да», «до», «ду».
Эти твердые согласные звуки вызывают у учащихся не только твердую атаку звука, но и способствуют более яркому скандированию слогов и слов, что благоприятно влияет на четкость артикуляции, на ясное и энергичное произношение слов. Такие упражнения являются хорошей гимнастикой для мышц ротовой полости.



Очень полезны упражнения для активности губ, построенные на согласном звуке «Б». Произнесение согласного «П» дает возможность привести губы в пассивное состояние. От упражнений на отдельных гласных звуках и отдельных слогах переходим к пению слов, фраз, предложений и периодов, а затем и к песням. Весь этот материал стремимся использовать не только для вокального развития, но и для выработки того или иного речевого звука, закрепление его правильной позиции.
Вокально-артикуляционные упражнения вначале пелись «стаккато» (отрывисто), так как упражнения на «стаккато» являются не только хорошей подготовкой артикуляционного аппарата к дальнейшей более энергичной работе диафрагмы.
При пении этих упражнений детям указывалось, что язык во время пения должен спокойно лежать на дне рта, слегка касаясь нижних зубов.
Постепенно переходим к пению «легато» (связно). Во время вокально-артикуляционных упражнений обращаем внимание учащихся на некоторые особенности произношения текста в пении и в чтении; например: в пении согласные звуки переносятся к последующему слогу («то-гда»), («за-втра»); некоторые звуки несколько смягчаются, как в пении, так и в речи.
В упражнениях с учащимися применяем усиления и ослабления звучания – «крещендо» и «диминуэндо». Вокально-артикуляционные упражнения с учащимися пелись не только в мажоре, а и в миноре (что необходимо для освоения минорного лада).



Гласные звуки «И» и «Е» используются для выявления более светлого звука. Чередование в упражнениях звуков «А», «И», «Е» зависит от состояния певческих голосов, и тех задач, который ставит перед собой учитель музыки (выработка светлого или прикрытого звука и хора).
Переходя к вопросу об акцентах, объясняем, что в каждом слоге имеется только один слог с ударным гласным звуком, а в остальных слогах того же слова гласные безударные; что от правильных и ясных ударений зависит выразительность речи и пение.
Четкое произношение слов является непременным условием хорошего пения. Особое значение в борьбе за чистоту и смысловую точность языка, за развитие интонационной выразительности речи уроки пения приобретают тогда, когда они проводятся с соответствующей установкой на развитие певческого аппарата и когда слову в песне вообще отводится должное внимание. Для того, чтобы слово и звук в песне и в речи получили свое развитие и служили средством выразительности, необходимо вести работу над звуком и словом одновременно.
В вокально-речевых упражнениях мы придаем большое значение тренировке артикуляционного аппарата. На важность этого указывал видный педагог-вокалист И.И.Левидов: «ребенку раньше всего надо «раскрепостить» рот, вызвать необходимую подвижность, эластичность в движениях рта (свободное движение нижней челюсти, активная подвижность губ и т.п.)».
Практика показала, что эти подготовительные упражнения хорошо влияют на выработку выразительности не только в слове, но и в певческом звуке.


ЛИТЕРАТУРА:

1. Алиев Ю.Б. «Методика музыкального воспитания детей» (от детского сада к начальной школе). Воронеж, НПО «МОДЭК», 1998.
2. Уроки Человечности. Автор-составитель Даутова А.К. Общественный фонд «Я – Человек», Алматы – 2001.
3. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.; Педагогика, 1989.
4. Исследование проблем психологии творчества. – М.; Наука, 1996.
5. Спиваковская А.С. Игра – это серьезно. Москва; Педагогика, 1981.
6. Эльконин Д.Б. Психология игры. Москва; Просвещение, 1978.
Категория: Уроки музыки | Добавил: krivosheevanatasha60 (2016-03-28)
Просмотров: 945 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-03-28, 2:32 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru