Главная » Статьи » В помощь учителю » Уроки музыки |
Боженова Алия Килимбековна преподаватель по постановке голоса второй квалификационной категории КГКП «Педагогический колледж им. М.О.Ауэзова» г. Семей ВКО Работа над вокально-хоровыми навыками на уроках музыки. Работа над развитием навыков правильной чистой речи является одной из важных задач вокально-хорового воспитания обучающихся. Речевая сторона играет значительную роль в общей выразительности вокального исполнения. Кроме того, процесс работы над словом в песне положительно действует на развитие речи обучающихся. Речевые упражнения способствуют исправлению дефектов речи – недостаточно ясного и недостаточно отчетливого произношения, косноязычия, недостатков в произношении шипящих, свистящих и сонорных звуков, «смазывания» согласных звуков в конце слова, неправильностей логических выделений в интонации речи. Недостатки произношения обычно связаны с напряженным выражением лица, неправильным открыванием рта, с вялостью и малоподвижностью губ, языка, нижней челюсти, с неумением пользоваться дыханием в процессе пения и чтения и т. д. Речевые недостатки отрицательно сказываются на всем ходе обучения и развития ребенка. Их можно и нужно устранять или исправлять. Все это натолкнуло на мысль о важной роли, которую могут сыграть в развитии речи обучающихся систематически проводимые речевые упражнения на певческом звуке. Я стала проводить их регулярно перед распевкой. Уже первые шаги дали обнадеживающие результаты. Учащиеся, принимавшие активное участие в этих упражнениях, приобрели большую четкость дикции, ясность образования гласных звуков в пении; их речь становилась более правильной, звучной и выразительной как в чтении, так и в пении. Ребята более ярко стали произносить сонорные и губные звуки, лицо становилось подвижнее, в некоторых случаях наблюдалось ослабления заикания и картавости. Дыхание становилось ритмичнее и глубже. Сама по себе практика пения усиливает эффективность логопедической работы. Ученики, занимающиеся на уроках пения вокально-артикуляционными упражнениями, значительно быстрее устраняли свои речевые дефекты. Вопрос о взаимодействии речи и пения в развитии речи у ребят не раз привлекал к себе внимание. Конечно, не следует забывать, что разговорная речь и певческая речь имеют свои особенности. В разговоре гласные короткие, а в пении – певуче-протяжные; в разговоре согласные создают перерывы в звучании гласных звуков, а в пении согласные сливаются с гласными, не прерывая их певучести. Работа артикуляционного аппарата также имеет свои особенности: в речи более активно действуют внешние органы (губы, нижняя челюсть, полость рта), в пении каждая гласная (ударная и безударная) всегда звучит и не пропадает для слуха, тогда как в речи нередко редуцируется. Певческая орфоэпия вообще отличается от речевой. На своих уроках я систематически привлекаю внимание обучающихся к культуре слова, как в речи, так и в пении, ввожу в уроки ряд упражнений и приемов, построенных на слуховых, ритмических и песенных образцах. При разучивании текста песен на речевом звуке наблюдаю за тем, чтобы ребята пользовались умеренным звучанием голоса – на высоте своего примарного тона и несколько нараспев. Систематически наблюдаю и за активностью рта, губ и нижней челюсти. Мы следим за интонационной выразительностью чтения, за ясным произношением всех гласных и согласных звуков, за неторопливым и орфоэпическим правильным выговариванием слов. Практика показала, что когда в хоре отчетливо выделяют ударениями и интонацией составные части стиха (стопы, слоги), дикция становится более ясной. Конечно, это в известной степени зависит от характера исполняемого произведения (например, в репертуаре героического характера слово звучит более обостренно, четко, а в лирическом репертуаре более мягко, приглушенно). При выполнении вокально-артикуляционных упражнений мы предлагаем ребятам стоять прямо, держа руки за спиной, и смотреть прямо перед собой. Особо обращаю внимание учащихся на сонорный звук «Р» – самый трудный в произношении не только для детей, но и для взрослых. Причиной его неверного произношения является пассивная работа передней части языка, а также выговор «р» одной гортанью – без помощи языка, кончик которого не дрожит, как это должно быть. Для приобретения чистоты звука «Р» полезны упражнения, в которых этот звук соединяется с переднеязычными согласными «Д» и «Т». Начинать их следует в медленном темпе постепенно ускоряя его. Показываем учащимся (несколько утрируя), как следует произносить этот звук, и разъясняю значение правильного его произнесения в речи и пении. Затем обращаем внимание детей на то, чтобы они хорошо открывали рот при произнесении звука «А» (когда на него приходится акцент), говорим о подвижности нижней челюсти как непременном условии ясности произношения слов в речи и пении. Приведенный нами небольшой эпизод являлся своего рода вступлением, настройкой учащихся на дальнейшее содержание урока, связанного с развитием речи и ее культурой. Необходимо предупредить учащихся о том, что слова, в конце которых имеется согласный звук, должны заканчиваться очень точно, вместе со снятием певческого звука, а слова с конечным гласным надо заканчивать, не закрывая рта, чтобы избежать губных призвуков. Перед пением каждого упражнения следует разобрать его с учащимися со стороны интервалики, диапазона голоса, длительности звуков и встречающихся гласных и согласных. При проведении вокально-артикуляционных упражнений рекомендуется не повторять много раз одни и те же упражнения – они быстро надоедают учащимся, - а обновлять их. Надо помнить, что самые трудные звуки для произношения – «Ч», «Ш», «Ц», труднопроизносимые «Р», «З», «С». Во время певческой и разговорной речи язык, в основном, должен находиться в горизонтальном положении, губы должны быть несколько округленны и выдвинуты вперед (без расслабления движения) или, наоборот, сокращаются и слегка подтянуты к себе. При вокально-артикуляционной работе добиваемся от учащихся энергичной работы всех мышц рта (в основном это касается губ, языка и лицевой «маски») – все это способствует развитию навыков свободной подачи звука и ясного произношения в речи и пении. Внимательно следим за тем, чтобы учащиеся приучались к правильному резонированию звука, в котором носовое резонирование не преобладало бы над резонированием ротовым, так как в противоположном случае в голосе появляется некрасивый оттенок. При произнесении пяти основных гласных – «А», «Э», «И», «О», «У» – с которых, собственно говоря, и начинается обучение пению в школе, показываем учащимся положение языка и рта. Наибольшего раскрытия рта как в пении, так и в чтении добиваемся при произношении гласной «А» (с опусканием нижней челюсти), среднего раскрытия рта при гласной «Э» (челюсть немного приподнята) и узкого открытия рта при гласном звуке «И». Перед началом тренировочных занятий для развития вокальных и речевых навыков проводим с учащимися краткую беседу, иногда напоминая им о строении певческого аппарата, образовании певческого и речевого звука, о глубоком (диафрагмальном) дыхании, о бережливом отношении к слуховому и певческому аппарату. Гласным звуком, с которого начинается развитие голоса является «А». Тембр этого гласного звука – яркий и звонкий, с металлическим оттенком. При соединении «А» с согласными этот звук их явственно оттеняет, что увеличивает чистоту дикции. Для тренировки артикуляционного аппарата применяем слоговые упражнения, в которых к гласному звуку прибавляются твердые согласные звуки «Д» и «Т», как, например: «да», «до», «ду». Эти твердые согласные звуки вызывают у учащихся не только твердую атаку звука, но и способствуют более яркому скандированию слогов и слов, что благоприятно влияет на четкость артикуляции, на ясное и энергичное произношение слов. Такие упражнения являются хорошей гимнастикой для мышц ротовой полости. Очень полезны упражнения для активности губ, построенные на согласном звуке «Б». Произнесение согласного «П» дает возможность привести губы в пассивное состояние. От упражнений на отдельных гласных звуках и отдельных слогах переходим к пению слов, фраз, предложений и периодов, а затем и к песням. Весь этот материал стремимся использовать не только для вокального развития, но и для выработки того или иного речевого звука, закрепление его правильной позиции. Вокально-артикуляционные упражнения вначале пелись «стаккато» (отрывисто), так как упражнения на «стаккато» являются не только хорошей подготовкой артикуляционного аппарата к дальнейшей более энергичной работе диафрагмы. При пении этих упражнений детям указывалось, что язык во время пения должен спокойно лежать на дне рта, слегка касаясь нижних зубов. Постепенно переходим к пению «легато» (связно). Во время вокально-артикуляционных упражнений обращаем внимание учащихся на некоторые особенности произношения текста в пении и в чтении; например: в пении согласные звуки переносятся к последующему слогу («то-гда»), («за-втра»); некоторые звуки несколько смягчаются, как в пении, так и в речи. В упражнениях с учащимися применяем усиления и ослабления звучания – «крещендо» и «диминуэндо». Вокально-артикуляционные упражнения с учащимися пелись не только в мажоре, а и в миноре (что необходимо для освоения минорного лада). Гласные звуки «И» и «Е» используются для выявления более светлого звука. Чередование в упражнениях звуков «А», «И», «Е» зависит от состояния певческих голосов, и тех задач, который ставит перед собой учитель музыки (выработка светлого или прикрытого звука и хора). Переходя к вопросу об акцентах, объясняем, что в каждом слоге имеется только один слог с ударным гласным звуком, а в остальных слогах того же слова гласные безударные; что от правильных и ясных ударений зависит выразительность речи и пение. Четкое произношение слов является непременным условием хорошего пения. Особое значение в борьбе за чистоту и смысловую точность языка, за развитие интонационной выразительности речи уроки пения приобретают тогда, когда они проводятся с соответствующей установкой на развитие певческого аппарата и когда слову в песне вообще отводится должное внимание. Для того, чтобы слово и звук в песне и в речи получили свое развитие и служили средством выразительности, необходимо вести работу над звуком и словом одновременно. В вокально-речевых упражнениях мы придаем большое значение тренировке артикуляционного аппарата. На важность этого указывал видный педагог-вокалист И.И.Левидов: «ребенку раньше всего надо «раскрепостить» рот, вызвать необходимую подвижность, эластичность в движениях рта (свободное движение нижней челюсти, активная подвижность губ и т.п.)». Практика показала, что эти подготовительные упражнения хорошо влияют на выработку выразительности не только в слове, но и в певческом звуке. ЛИТЕРАТУРА: 1. Алиев Ю.Б. «Методика музыкального воспитания детей» (от детского сада к начальной школе). Воронеж, НПО «МОДЭК», 1998. 2. Уроки Человечности. Автор-составитель Даутова А.К. Общественный фонд «Я – Человек», Алматы – 2001. 3. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.; Педагогика, 1989. 4. Исследование проблем психологии творчества. – М.; Наука, 1996. 5. Спиваковская А.С. Игра – это серьезно. Москва; Педагогика, 1981. 6. Эльконин Д.Б. Психология игры. Москва; Просвещение, 1978. | |
Просмотров: 945 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|