Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Уроки музыки

Презентация пьес В. Коровицына по сборникам «Детский альбом» и «Самый прекрасный в мире принц»
План урока:

Знакомство с биографией композитора;
Программа концерта-урока;
Концерт;
Краткие методические рекомендации педагогов
в работе над произведениями.

Цель урока:

Развивать творческие способности детей.
Активировать процесс мышления учащихся.
Способствовать формированию у обучающихся положительной мотивации к процессу обучения.
Раскрытие художественных образов в произведениях.

Задачи:

Познавательные:

Знакомство с новыми произведениями в современной музыке.

Воспитательные:

Воспитывать интерес и любовь к фортепианной музыке, в характерных пьесах при помощи разнообразных штрихов, гармонии, динамики.

Развивающая:

При помощи образного восприятия детьми музыки
В. Коровицына, посредством штрихов, терминов, осознания лада, гармонии, темпа, фразировки и динамики,- раскрыть художественные образы исполняемых на фортепиано пьес композитора.
Подвести учеников к осознанию, что для воплощения замысла композитора необходимо обладать технической свободой.

Тип урока - урок концерт

Оборудование и материалы:

1. Концертный зал.
2. Мультимедийное сопровождение урока: компьютер, экран, презентация.

Ход урока:

1. Методическое ознакомление открытого урока.
2. Краткая биография композитора.
3. Прослушивание пьес из «Детского альбома» и «Самый прекрасный в мире принц».

Характеристики к изучению пьес. (ведущая концерта)
Стихи к произведениям звучат в исполнении учащихся.

Участники урока-концерта

1. Майорова Софья – 1 класс пр. Поцелуева Н.Н.
2. Уралова Даша – 2 класс пр. Какаулина С. А.
3. Хламова Саша – 2 класс пр. Поцелуева Н.Н.
4. Полковникова Кристина – 2 класс пр. Мазоренко В. И.
5. Шелягина Виктория – 2 класс пр. Мазоренко В. И.
6. Барсукова Даша – 3 класс пр. Какаулина С. А.
7. Горбатова Марина – 3 класс пр. Какаулина С. А.
8. Короткова Вика – 3 класс пр. Какаулина С. А.
9. Айкенулы Темерлан – 3 класс пр. Какаулина С. А.
10. Суховольская Арина – 5 класс пр. Поцелуева Н.Н.
11. Прокопьева Диана – 5 класс пр. Поцелуева Н.Н.
12. Морозова Аня – 6 класс пр. Какаулина С. А.
13. Кургузова Настя – 7 класс пр. Какаулина С. А.
14. Зубов Александр – 7 класс пр. Какаулина С. А.
15. Чагиева Меруерт – 7 класс пр. Мазоренко В. И.

Начинаем открытый урок концерт на тему: «Художественные образы в произведениях Владимира Коровицына».
Сегодня мы, - преподаватели Поцелуева Наталия Николаевна, Какаулина Светлана Александровна, Мазоренко Вера Ивановна и учащиеся наших классов познакомим вас, уважаемые коллеги, с пьесами Владимира Коровицына по сборникам «Детский альбом» для младших и средних классов и сборник «Самый прекрасный в мире принц» для старших классов.
«Художник – это тот, для кого мир прозрачен, кто обладает взглядом ребенка, но в этом взгляде светится сознание взрослого человека». (А. Блок)
В современном мире много новых и интересных композиторов. Юные музыканты должны разбираться не только в творчестве великих классиков, но и знать мир современной музыки и ее создателей.
Композитор Владимир Коровицын родился в Великом Новгороде в 1955 году. Выпускник Новгородской ДМШ №1, выпускник Новгородского музыкального училища (по классу баяна), с отличием окончил Ленинградскую консерваторию имени Н. А. Римского-Корсакова, лауреат Международных конкурсов, член Союза композиторов России. В настоящее время живет в родном городе. В его творческом багаже - музыка разных жанров: для хора, для камерного и симфонического оркестра, романсы, песни, духовные сочинения. Отличительными чертами музыки Владимира Коровицына являются безусловное преобладание мелодического начала и благородный, тяготеющий к традиционному гармонический язык.
В. Коровицын – автор 9 сборников:
- «Радуйся солнцу»
- «Романтические миниатюры»
- «Музыкальное путешествие по странам Западной Европы»
- «Исполнение желаний» и др.
Мы начнем свой открытый урок - концерт с пьес для фортепиано из "Детского альбома". Пьесы, представленные в сборнике, являются хорошим пополнением учебного репертуара учеников ДМШ. Сборник содержит не только музыкально-инструктивные пьесы, но и отрывки из фортепианных циклов композитора: "Русская тетрадь", "Джазовая коллекция". Программность пьес будит детскую фантазию, стимулируя работу над развитием образа.
Сейчас прозвучат 3 пьесы из цикла «Джазовая коллекция»:

1. Пьеса «Кот- Василий» - написана в джазовом стиле. Мажорный лад и спокойный темп заключает в себе состояние созерцания и уравновешенности. Синкопированный ритм и штриховое разнообразие придаёт этой пьеске задорный характер.

Исполнит Майорова Софья 1 класс

Кот-Василий, где ты был?
Я мышей ловить ходил.
Почему же ты в сметане?
Потому что, был в чулане…
Только глянул на творог-
Вижу - мышка на порог!
Я - за мышкой по чулану
И наткнулся на сметану,
Зацепился за мешок,
Опрокинулся горшок,
На меня упало сало…
- Где же мышка?
- Убежала…

2. «Кэк – уок» Кэк-уок - буквально шествие с пирогом – это бальный и эстрадный танец северо- американских негров во 2-й половине 19 века. Название танца связано с обычаем награждать лучших исполнителей пирогом. Музыка кэк-уок отличается синкопированным ритмом, близким к рэгтайму.

Этот танец для вас исполнит ученица 3 класса Барсукова Даша

3. «Два клоуна» - яркая и образная пьеса, которая изображает двух клоунов, веселящих публику в цирке.

Исполняет Горбатова Марина 3 класс

Очень цирк люблю друзья
На арене главный я.
Я весёлый, озорной
Завожу своей игрой.

Шутки острые про всех
В зале слышен детский смех
Радость детям приношу
В цирке клоуном служу.

Музыка, написанная Владимиром Коровицыным, уникальна разнообразием форм и жанров, тем и образов, творческих находок. Язык композиторов чрезвычайно демократичен, доступен и самым маленьким малышам и подросткам. Детская публика - это маленький народ, живущий ожиданием чуда. И дети получают его.

Вы услышите 3 пьесы из цикла «Русская тетрадь»
Все произведения этого цикла выдержаны в духе народной музыки.

4. «Емеля едет на печи» - пьеса жанрового характера, которой присуща ярко выраженная картинность и сюжетность. Задорная мелодия, стилизованная под народную плясовую.

Исполняет Хламова Саша 2 класс

Уплетая калачи
Едет парень на печи
Едет прямо во дворец,
Кто же этот молодец?

5. Полька «Деревянные башмаки» - написана в характере народного немецкого танца и как бы передает постукивание деревянных башмаков по булыжной мостовой.

Шелягина Виктория ученица 2 класса

По булыжной мостовой
На щеках горит румянец.
Мы для вас танцуем танец,
Он подвижный, четкий, бойкий.
И зовется танец полькой.

6. «Девичий хоровод» - по характеру это светлая, напевная миниатюра, которая отличается выразительностью мелодического рисунка и спокойным плавным ритмом.

Исполнит Суховольская Арина 5 класса

В старину народ гулял
В хороводе танцевал.
Песни пели и играли,
Красно солнце прославляли.
В хоровод, в хоровод
Выходи плясать народ.

Волшебный, фантастический мир сказочного творчества находит своё выражение в музыке. Разные облики сказочных героев, всё богатство мира сказок получило своё звуковое выражение. Музыка воссоздаёт сказочные образы в своих звучаниях, добавляя этим образам небывалую красочность. Все средства музыки от гибких и прихотливых мелодических линий до тембрового разнообразия – направлены на создание красочного мира картины.

7. Пьеса «Дюймовочка» - написана в подвижном темпе, штрих стаккато рисует музыкальный портрет сказочной героини.

Короткова Вика ученица 3 класса для вас исполнит «Дюймовочку»

Появилась девочка
В чашечке цветка
И была та девочка
Не больше ноготка
Кто читал такую книжку
Знает девочку-малышку…

8. «Королевская охота» - на первый план здесь выступает четкость изложения, чеканность ритмической пульсации восьмых и четвертных нот имитирующих стук подков.

Полковникова Кристина ученица 2 класса

Шум и гам, суета лакеев
Всполошен королевский двор.
По осенним бегут аллеям
Представители гончих свор
Об удаче и о погоде
Восклицаниям нет конца
С сообщением об охоте
Посылает король гонца.

9. Есть в сборнике и фортепианный ансамбль - «Куклы Сеньёра Карабаса»

Преподаватели: Мазоренко Вера Ивановна
Поцелуева Наталия Николаевна исполнят его для вас.


Была у злодея до пят борода,
В театре всех кукол он мучил всегда.
«Подайте мне плётку» - гремел его бас
Скажите скорее, кто он? Карабас…

В музыке Владимира Коровицина нет места серости, унынию и будничности, здесь живут - эмоциональная открытость, бесхитростность, внутренняя приподнятость, мечтательность и детская непосредственность.

10. Пьеса «Мама» - ласковые нежные интонации музыки звучат как обращение к самому дорогому и близкому человеку – к маме. Ласковая, нежная музыка, в звуках которой слышны материнская любовь и материнское беспокойство которое показано в темповых изменениях.

Айкенулы Темирлан ученик 3 класс

- Лучше моей мамы нет!!!-
Другу я кричу.
Знает это целый свет,
Я ведь не шучу!

У неё глаза мои,
Подбородок мой,
Мы похожи с ней, смотри
И не спорь со мной!

Пожалуй одно из самых ярких и выразительных произведений «Детского альбома» сейчас прозвучит в исполнении ученицы 5 класса Прокопьевой Дианы.

11. «У вечного огня» - скорбно, выразительно и в тоже время певуче звучит это произведение. Ярко передано настроение: боль за погибших и гордость за победу!

Прокопьева Диана 5 класс

«Вечный огонь» на ветру встрепенулся –
Память о тех, кто с войны не вернулся.
Люди приходят к нему поклониться
И о погибших в боях помолиться.

Вечная память в наших сердцах.
Память о братьях, сынах и отцах!
Память о тех, кто за мир на земле
Остался навечно на этой войне.

Звуки природы послужили основой для создания многих музыкальных произведений. Музыка волн, музыка ветра. Музыка природы! Человек созерцая красоты окружающего мира понимает – это искусство, не с чем не сравнимое. В целом, если охватить единым взором обращения композиторов к образам природы, то можно сказать, что главное в них не подражание звукам природы, а отражение духовного мира человека, его чувств под влиянием природы.

12. «В осеннем парке» - музыка печальная. Она изображает картину унылого осеннего пейзажа. Природа засыпает под легкие порывы ветра, лениво, не ярко светит солнце. Листовою желтой устланы дорожки парка.

Исполняет Чагиева Меруерт 7 класс

Все вокруг пожелтело,
Чаще капает дождик,
Словно взялся за дело
Очень грустный художник.

Из осеннего парка
По дороге до дома
Прошуршим вместе с мамой
По ковру золотому.

13. «Первая проталинка» - нежная, мелодически простая мелодия слышна в этом произведении. Как будто первые, нежные лучи весеннего солнца ласкают нашу землю.

«Первая проталинка» прозвучала в исполнении Ураловой Даши ученицы 2 класса

Отшумели все метели,
И морозы не трещат.
С крыш закапали капели,
И сосульки в ряд висят.
Веселее и теплее
Стали мартовские дни.
В нашем садике в аллеях
Уж проталины видны.

14. «Приход весны» - какое волшебство несёт весна своей внезапностью, своей роскошной силой! Когда по улицам потекут потоки тающего снега и в воздухе почувствуется что-то живительное и бодрящее!

Исполняет Зубов Александр 7 класс

Еще зима. Ещё искрится
Снег на деревьях в вышине.
Но с каждым днём всё громче птицы
Звенят, щебечут о весне.
Ещё порой мороз ярится,
Ещё стоит на реках лёд,
Но птицы знают, знают птицы-
Весна придёт,
Весна придёт!

15. «Элегический вальс» - классический бальный танец.
Родиной вальса по праву считают Германию и Австрию. Долгое время являлся прерогативой высшего общества, посещающего светские балы.

Морозова Анна 6 класс

Еще звучит тот вальс во мне,
Как облако в голубизне,
Как родничок в траве,
Как сон, что вижу наяву,
Как весть о том, что я живу
С природою в родстве.

16. «Романс» - это вокальное сочинение на небольшое стихотворение лирического содержания. Но есть произведения инструментальной музыки, которые тоже называются романсами. В них преобладает певучая, песенная мелодия.

Исполняет Кургузова Настя 7 класс

Когда звучит напев старинный
Он будто призывает нас
Уйти за ним дорогой длинной
Туда, где встретит нас романс.
Он истомит и очарует
Заставит верить и любить
Где сердце заново тоскует
И вечер дивный не забыть.

17. «Полька-галоп» - название «galop» произошло от понятия, обозначавшего быструю езду верхом на лошади. Местом рождения танца считаются Венгрия и Германия, хотя похожие танцы имеются во многих европейских странах.
Исполняют: Какаулина С. А., Поцелуева Н. Н.

Наш концерт подошел к концу. Мы познакомили вас с произведениями композитора Владимира Коровицына. Думаем, что еще не раз эти и другие пьесы композитора будут звучать со сцены нашей школы. А закончить хочется словами самого автора: “Музыкальное образование — это большой труд над самим собой. Поэтому я очень ценю решение тех родителей, кто несмотря ни на что даёт возможность своему ребёнку посещать музыкальную
школу. Сам по себе вкус к действительно красивой музыке не придёт. В то же время понимание настоящей музыки может сделать человека по-настоящему счастливым”.
Категория: Уроки музыки | Добавил: Марко (2016-03-31) | Автор: Мазоренко Вера Ивановна E
Просмотров: 501 | Теги: Открытый урок по фортепиано, коровицын, фортепиано, урок-концерт | Рейтинг: 1.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2016-12-09, 2:59 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1474]
Школьный психолог [501]
История [695]
Опыт [471]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [217]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [247]
Английский язык [770]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1139]
Химия [374]
Классному руководителю [622]
Биология [578]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1762]
Краеведение [92]
Начальная школа [3905]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [353]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1491]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [517]
Немецкий язык [51]
Технология [280]
Самопознание [379]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [8]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru