Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Уроки музыки

Информационные технологии в процессе обучения музыке
В конце XX и начале XXI века отмечается распространение информационных и коммуникационных технологий практически во всех сферах деятельности человека, включая образование.
Внедрение в образовательный процесс информационных технологий позволяет сделать обучение более эффективным и разнообразным. Применение информационных технологий на занятиях становится все более актуальным и значимым. Из-за своей загруженности педагоги часто не успевают следить за множеством компьютерных программ. В настоящее время в музыкальном обучении вместо технических средств отдельная роль отводится компьютеру. Компьютер – это техническое, дидактическое средство, позволяющее усовершенствованию знаний, навыков, расширению и углублению практического мышления обучающихся в этом направлении.
Как и во всех сферах, в музыкальном обучении наблюдается положительная тенденция изучения теории и практических курсов посредством современных компьютерных технологий.
В музыкальном обучении, используемые технические средства, такие как диафильм, учебные фильмы, кинопроектор, лингафон, магнитофон, проигрыватель можно разделить на экранные, звуковые и экранно-звуковые. Кинофильмы без звука, диафильмы и диапозитивы – экранные средства.
Вопрос о применении компьютеров в музыкальном образовании вызывает, безусловно, неоднозначные суждения. И сегодня довольно часто звучит вопрос: а зачем в музыкальном обучении компьютерные технологии? Именно информационные технологии позволяют в полной мере раскрыть педагогические, дидактические функции учебных методов, реализовать заложенные в них потенциальные возможности.
Что предлагает современная информационная компьютерная система - Интернет? В США, например, давно существует компьютерная помощь желающим. Если войти на сайт «моя школа онлайн» (то есть – моя школа в реальном времени), то можно совершить увлекательное путешествие в мир музыки: тому, кто собрался заниматься музыкой, предлагается огромный перечень того, с чего можно начать занятие. Это «фортепианные загадки», музыкальный хронограф под названием «этот день в музыкальной истории», разнообразные игры, информацию о музыке и других искусствах. И все это можно узнать, нажав определенную кнопку, не тратя усилий по поиску тех или иных сведений. Там, где есть компьютер, существует масса выигрышных моментов-компьютер берет на себя рутинную работу, оставляя пользователю простор для творческого самовыражения, и музыкальная деятельность не является исключением.
Внедрение новых технологий в сферу детского образования стимулирует поиск новых прогрессивных методик, форм организации занятий музыкой с учащимися при условии не разрушения наиболее ценного опыта традиционных методов работы.
Целью использования компьютера в музыкальном обучении является не замена обучения на оригинале, а быстрое, практичное выполнение таких задач как самостоятельный анализ теории и практической части нового материала со стороны обучающего, необходимость возникновения воображения в итоге доказанных в его сознании заключений. Для этого обучающийся должен уметь продолжить обучение в любом времени и пространстве за пределами аудитории. Компьютерные технологии всегда могут дать эту возможность,
- во-первых, обуславливается обратная связь между полученными знаниями и результатом;
-во-вторых, не требуется оценка приобретённых знаний со стороны постороннего человека (самостоятельная работа учащегося).
- в-третьих, повысить свои навыки посредством этого могут не только ученики, но и учителя. Потому что, чем широк спектр приобретённых знаний, тем возрастает необходимость их повторения.
Самый доступный способ применения информационных технологий на уроке музыки – использование мультимедийных средств обучения. Компьютерные программы применяются в обучении игре на инструментах, в развитии музыкального слуха, проведении прослушивания музыкальных произведений, в подборе мелодий, в аранжировке, импровизации, наборе и редактировании инструментального текста. Компьютер также дает возможность разучивать пьесы с «оркестром», выполнять функции «тренажера» по дирижированию (с использованием телеаппаратуры), проводить музыкально- слуховой анализ мелодий, тем произведений в курсе истории музыки. Для многих музыкальных дисциплин компьютер является незаменимым источником библиографических и энциклопедических сведений. Наконец, компьютер широко используется как средство нотного набора текста музыкального произведения.
В своей практике я часто предлагаю учащимся найти определенный материал в сети Интернет на различных сайтах, где представлены биографии композиторов и множество классической музыки, музыка различных стилей и направлений, а также тексты, история создания и аудиозаписи различных произведений. Одним из видов домашнего задания является подготовка сообщений по определенным темам, что может сопровождаться презентацией. Такой вид заданий очень полезен, потому что для подготовки презентации учащийся должен провести определенную исследовательскую работу, использовать большое количество источников информации, проявляя свой творческий потенциал, все это превращает подобную работу в продукт индивидуального творчества. В процессе демонстрации презентации учащиеся приобретают опыт публичных выступлений, который пригодится в их дальнейшей жизни, поскольку умение работать с компьютером является одним из атрибутов современного общества.
Одним из инструментов внедрения информационных технологий является компьютерная программа Power Point, которую очень эффективно и творчески можно использовать в преподавании музыки. В данной программе составляются презентации, которые позволяют создать информационную поддержку при проведении уроков, а также, с большим успехом, эту программу можно использовать и во внеклассной работе. Презентация позволяет преподавателю иллюстрировать свой рассказ, делает его более увлекательным, а самое главное, концентрирует внимание учащихся на материале урока, что очень важно. Презентации можно применять на различных этапах урока, зрительное восприятие изучаемого позволяет учащимся эффективнее воспринимать излагаемый материал. При создании слайдов, возможно, использовать анимацию, это очень удобно для последовательного изложения содержания урока. С помощью анимации активируется внимание учащихся на главных моментах в изучаемом материале.
Персональные компьютеры давно уже стали повседневным и обычным инструментом в жизни человека, широкое распространение сети Интернет дает нам возможность эффективно ее использовать в образовательном процессе. Современный учитель, благодаря сети Интернет, имеет возможность найти тот материал, который понадобится для урока и позволит предоставить широкую информацию учащимся о предмете. Грамотное использование компьютера помогает решить дефицит наглядных пособий, преобразить традиционные учебные предметы, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала.
Прогноз развития музыкального образования опирается на реальный стремительный прогресс в компьютеризации жизни общества и от этого нам не уйти. Анализируя многочисленные публикации нельзя не согласиться с тем, что одно из направлений, по которому уже сегодня идет современное музыкальное (не только теоретическое),а уже и исполнительское образование – это компьютерное обучение и компьютерные коммуникации. Таким образом, одной из главных тенденций в сфере музыкальной педагогики ХХI века (и это касается уже начального звена музыкального образования) является преподавание учащимся музыкальной информатики с целью овладения ими музыкально-компьютерными технологиями. Их освоение необходимо:
Во-первых, для профессиональной подготовки музыкантов,
Во-вторых, музыкальная информатика может облегчить деятельность исполнителя, музыкально-педагогическую работу. В программах, предназначенных для обучения музыки, можно найти следующие материалы:
учебные пособия,
музыкальные энциклопедии,
музыкальные проигрыватели,
программы для пения караоке,
музыкальные конструкторы,
программы для импровизации, группового музицирования, сочинения музыки.
Музыкальная информатика имеет в своём арсенале массу обучающих программ, благодаря которым можно получить необходимый справочный материал. При этом использование компьютерных технологий ориентировано на индивидуальный характер работы, что в целом отвечает особенностям занятий музыкой.
Рассмотрим музыкальную компьютерную программу «Шедевры музыки», включающая в себя разделы:
- направления в музыке;
- биографии композиторов;
- истории создания известных произведений;
- аудио записи музыкальных произведений;
- видеофрагменты театральных постановок;
- словарь.
В программе «Шедевры музыки» собраны обзорные материалы, о разных направлениях музыки, материал охватывает период от эпохи барокко до современной музыки. Кроме этого, в программе имеются биографические сведения о композиторах, описаны истории созданий известных произведений. Произведения сопровождаются комментариями, аудио и видеофрагментами. Программа оснащена словарем различных терминов и музыкальных инструментов, что существенно облегчает работу. Таким образом, программы, подобные программе «Шедевры музыки», являются хорошим средством вовлечения обучаемых в творческий процесс создания собственной музыки.
Таким образом, уже невозможно представить обучение, работу и современную жизнь в целом без информационных технологий.
Требования общества начала XXI века сводятся уже не к простой компьютерной грамотности, а к формированию информационной культуры музыканта. Применение компьютерных технологий на уроке музыки способствует: личностному развитию учащихся; повышению интереса к музыке; росту познавательной активности учащихся в процессе обучения; повышению интереса к творческой деятельности; воспитанию активности и самостоятельности; формированию эстетического, эмоционально-целостного отношения к музыкальному искусству; развитию теоретического мышления.
Использование информационных технологий в образовательном процессе предоставляет преподавателю большие возможности при проведении урока, делает занятие более увлекательным, запоминающимся, наглядным, позволяет по-новому использовать на уроках музыки текстовую, звуковую, и видеоинформационную часть, обогащает методические возможности урока музыки, придают ему современный уровень. Во время занятий музыкой, использование информационных технологий решает ряд важнейших задач, прежде всего, – это повышение интереса к обучению и к учебно-познавательной деятельности, усвоение учебного материала, активизация познавательной деятельности, реализация творческого потенциала учащихся.

Список использованной литературы:

1. Горбунова, И. Б. Информационные технологии в музыке. Монография СПб: РГПУ им. А.И. Герцена, 2009.
2. Заболотская И.В. Возможности использования компьютерных технологий в музыкальном творчестве и образовании //Труды 6-ой международной конференции «Региональная информатика 99». СПб-Щецин 1999.
3. Сайт (http://www.muslab.spb.ru/). Учебно-методическая лаборатория «Музыкально-компьютерные технологии».
Категория: Уроки музыки | Добавил: krivosheevanatasha60 (2016-04-03) | Автор: Кривошеева Наталья Владимировна E
Просмотров: 1278 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-04-24, 9:46 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru