Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Уроки музыки

Метод исправления интонации у слабо интонирующих детей.
В музыкально-педагогической литературе певческое обучение детей освещено достаточно глубоко.
Однако изучение литературы по данному вопросу показало, что проблеме неверной интонации детей – (гудошников) уделено недостаточное внимание, несмотря на то, что данная проблема является острейшей в работе на уроке хорового пения.
В тоже время наш опыт показывает, что при своевременном и соответствующем вмешательстве педагога все (гудошники) за исключением (больных детей) могут интонировать верно.
Чтобы установить причины фальшивого пения, их несколько:
Во-первых, учителю необходимо, прежде всего, проверить их музыкально-слуховые и голосовые данные. Чаще всего дети поют неверно из-за слабо развитого музыкального слуха, отсутствующие координации между слухом и голосом.
Во-вторых, развивая музыкальные способности, особое внимание необходимо уделять воспитанию музыкального слуха, так как чистое интонирование – фундамент хорового пения. Начинать эту работу нужно с первых же занятий. С самого начало надо приучать детей к умению сосредоточиться на звучании, «Слушать тишину» (неумение сосредаточиться на звучании – одна из причин фальшивого пения и даже (гудения).
В третьих, одна из причин неверной интонации в том, что многие дети еще не обладают устойчивыми навыками пения, плохо себя слушают, и часто переходят на крик. Громкие звуки воспринимаются труднее, чем тихие, и поэтому при громком пении ослабевает слуховое внимание.
В четвертых, причина фальшивого пения объясняется следующим: многие неверно поющие дети переносят манеру разговорного голоса в пение.
И в пятых, причиной неверной интонации заключена в том, что ребенок просто не справляется со своим голосовым аппаратом, не умеет правильно формировать т.е. оформлять певческий звук. Прежде всего, это, относится к неумению использовать в пении головной резонатор.
Для того, чтобы исправить эти неправильные интонации при пении, учитель старается на каждом уроке применять все новые и новые приемы и методы.
Я на уроке пения или хора применяла методы и приемы Д.Е. Огородновой, где работа нацеливается на формирование фундаментальных и прочих навыков, на всестороннее развитие способностей детей. В связи с этим по-иному организуется и планируется работа на уроке.
Практика работы по предлагаемому методу показала, что занятия пением интересны для всех детей, даже для самых слабых. И ученики, и учитель много поют, но при этом голоса их несколько не утомляются, и становится чище и звонче от урока к уроку.
Начать работу по исправлению интонации у слабо интонирующих детей лучше всего с демонстрации звучания низкого и высокого певческого голосов: баса и детского и женского сопрано (прослушать в записи). Затем сопоставляются звуки разных регистров рояля (баяна); тем и другим дается соответствующая характеристика. Например: низкие звуки – тяжелые, низкие, как будто шагает слон или медведь. Высокие звуки острые, легкие, стремятся вверх, как птички. Здесь же проводится игра под музыку. Дети изображают то птичек (руки вверх, кисти, как крылышки), то медведя (руки вниз, корпус согнут, неуклюже переступают). (5)
В дальнейшем детям предлагают определить отношения звуков по высоте, воспроизводя их голосом, но также и на рояле. Чтобы ответ был однозначным, лучше задавать вопрос четко: второй звук выше или ниже первого? И т.д.
Так как наш предмет – пение, и пение должно доминировать на уроке, во всяческой работе при новом подходе к голосу детей мы все время имеем дело со слушанием богатого тембра их голосов, разных его оттенков, что очень важно для развития анализирующий способности слуха.
Когда учитель поет сам, он должен воспользоваться позиционными свойствами своего голоса, чтобы на начальном этапе упростить детям уяснения понятия высоты. Но больше надо тренировать в пении самих детей: на основе мышечных ощущений легче и увереннее почувствуют, который звук выше (даже те у кого-то звук не берется).
При пении песен развертывание мелодии «вверх» и «вниз» необходимо сопровождать соответствующими движениями руки. Нужно всегда это делать и детям. Причем диапазон движений должен быть достаточно широким.
Для того чтобы научить детей петь звук определенной высоты, можно использовать песни в игровом варианте. Например: песню – игру «Ворон», где учитель поет запев, дети отвечают за «ворона».
После ознакомления детей с песней-игрой перед ними вывешивается плакат с наглядным изображением того, что и как дети должны петь.
Учитель поет - дети отвечают.
Объясняются, что петь нужно только тогда, когда учитель показывает указкой соответствующий элемент по схеме. Учитель делает это в темпе песни, четко, пластично направляя внимание детей на запись. Показываются только точки (слабая доля) и жирная линия дуги (сильная доля), а не буквы.
Раскрывается смысл записи, при этом учитель помогает детям самим догадаться об обозначениях, задавая вопросы: почему одни буквы маленькие (петь тихо), а другие большие (петь громче). Точки означают, что надо петь отрывисто (короткие звуки), дуга-линия - петь протяжно. Двойная линия - ниже опустить подбородок, широко раскрывая рот, особенно когда указка движется по утолщенной части дуги. (5)
Для лучшего запоминания детьми обозначении и одновременно для упражнения четких произношении проводится дополнительная игра.
Учитель характерными движениями показывает элементы на схеме, а дети хором проговаривают сначала шепотом, но внятно: «Маленькие буквы петь тихо» - вслух отчетливо. «Большую букву - громче». Затем также хором быстро и четко: «Точки петь отрывисто» и протягивая каждую гласную. «А линию - протяженно». При этом хорошо открывают рот. Играя, дети обучаются, приобретают нужные навыки. (5)
Исполняя запев «Ворона» учитель сам должен показать пример выразительного пения и хорошо открывать рот на всех открытых гласных.
Помогает образная сторона песенки: ворон играет на трубе, значит, и рот должен быть раскрыт и губы вытянуты дудочкой. А труба – серебряная, играет нежно, красиво. Сначала как бы пробует взять звук (уу), а затем играет протяжно.
В целом задачей работы над песней «Ворон» является учить детей:
А) атаковать звук на стоккато без тени крика, непринужденно и легко, снимая этим с голоса напряжение, которое у детей всегда присутствует и в разговорной речи.
Б) хорошо открывать при пении гласного «У», опуская при этом свободно подбородок.
В) атаковать звук на сильной доле также легко, как и на слабой, но затем, протягивая, выразительно усилить его, еще больше опуская подбородок.
Г) усилить и ослаблять звук, т.е. управлять его динамикой. (5)
Запись и четкий показ организует и дисциплинирует не только вокальную деятельность детей, но и всю работу на уроке. Успех работы зависит от точности движения рук дирижера, его пути с указкой. Указка должна быть легкой и изящной. Нужно учить детей действовать его не только верно, но и красиво как дирижерской палочкой. Кисть руки должна быть свободной и гибкой.
Важно как можно раньше подключить весь класс к выполнению этих движений. Дети должны это делать, следя за кончиком указки дирижера, копируя его движения. Для привлечения внимания на кончике указки имеется маленький красный шарик.
У остальных детей заменить указку могут рисовальные кисточки или рука. При слабой доле используются только кистевые движения (большой палец со средним сомкнуты образуя колечко), анна сильной доле кисть раскрыта и рука работает от плеча.
Нужно придавать этой работе соответствующее значение и поощрять лучших детей оценкой.
Также очень много игровых упражнений и схем применяется при работе над артикуляцией и звукоизвлечением.
Добитое умение, верно, интонировать закрепляется затем на хорошо систематизированных вокально – ладовых упражнениях и специальном дидактическом песенном материале.
Играя, дети поют, отрабатывая все упражнения записанный в виде схемы, он представляет собой фактически полный алгоритм постановки голоса. Здесь на оптимальном уровне организуется и певческое дыхание,и звукоизвлечение, и работа резонаторной системы, и артикуляция, т.е. весь комплекс вокальных движений составляющих певческий процесс.(3)
В результате осуществленного теоретического анализа литературы и применения на уроках пения и хора системы музыкально-певческого воспитания детей в школе Д.Е.Огородного включающей метод исправления интонации у плохо интонирующих детей (гудошников) способствуют не только устранению недостатков в голосообразовании у ребенка, но и улучшает у детей музыкальную память, способствует певческому воспитанию всех детей, включая самых слабых. Предложенные Д.Е.Огородновым вокально-ладовые упражнения способствуют не только устранению недостатков в голосообразовании у ребенка, но и улучшает у детей музыкальную память, способствует более осознанному восприятию музыки, повышает интерес к предмету.

Литература

1. Алмазов А., Орлова Е. «О некоторых причинах плохого интонирования у детей», Известия АПИ-100
2. Белобородова В. «Развитие музыкального слуха» М., 1965г.
3. Дмитриев Л. «Основы вокальной методики» М.,1968г.
4. Жарова Л.М. «Работа с детским хором»М.1989г.
5. Огороднов Д.Е. «Музыкально-певческое воспитание детей в общеообразовательной школе». Киев. Музычина,1989г.
6. Теплов Б. «Психология музыкальных способностей» М.,1998г.
7. Г.П. Стулова «Теория и практика работы с детским хором» М.2002г.
Категория: Уроки музыки | Добавил: krivosheevanatasha60 (2016-04-03) | Автор: Бузаубагарова Роза Шумаковна E
Просмотров: 267 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2016-12-06, 5:01 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1474]
Школьный психолог [501]
История [695]
Опыт [471]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [216]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [247]
Английский язык [769]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1137]
Химия [374]
Классному руководителю [622]
Биология [577]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1762]
Краеведение [92]
Начальная школа [3903]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [352]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1484]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [514]
Немецкий язык [51]
Технология [280]
Самопознание [379]
Профессиональное образование [100]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [8]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru