Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Уроки музыки

исполнительское дыхание музыканта-духовика
«Исполнительское дыхание музыканта-духовика».

1. Вступление.
2. Типы исполнительского дыхания духовика.
3. Выдох на «опоре».
4. Физиология исполнительского дыхания.
5. Распространенные ошибки в постановке исполнительского дыхания.
6. Вывод.
1. Вступление
Постановка исполнительского дыхания – важнейшая проблема методики обучения игре на духовых инструментах. Особенности дыхания музыканта во многом определяют художественную выразительность исполнения, качество звука, характер штрихов и динамических оттенков, уверенное управление звуковысотной интонацией.
Во все времена исполнители на духовых инструментах придавали большое значение рациональной постановке дыхания. В XVIII в. Этот вопрос исследовали И.И.Кванц, И. Маттезон, Ж. Оттегер, Г.Ф. Телеман и другие выдающиеся музыканты. Большой вклад в разработку проблем исполнительского дыхания вносят отечественные преподаватели. Некоторые их них проводят исследования на теоретическом уровне, другие работают с научными приборами и опираются на данные экспериментов, третьи используют опыт выдающихся вокалистов.
2. Типа исполнительского дыхания музыканта-духовика.
В методике обучения игре на духовых инструментах различают три основных типа исполнительского дыхания: грудной, брюшной и грудобрюшной(смешанный). Практика игры на духовых музыкальных инструментах показала, что характер исполнительского выдоха во многом зависит от того, как был осуществлен вдох.
а) грудной тип исполнительского дыхания
при рудном типе исполнительского дыхания вдох музыканта сопровождается заметным увеличением грудной полости в переднем и боковых направлениях. Основная нагрузка во время вдоха ложиться на мышцы грудной клетки, а диафрагма выполняет лишь вспомогательную роль. Некоторые методисты-духовики именуют этот тип дыхания «верхним», имея в виду ведущую роль верхних отделом дыхательного аппарата. Увеличение грудной полости увеличивает объем легких, давление воздушной среды в легких становиться ниже атмосферного, и в организм попадает новая порция воздуха. Педагогу легко распознать грудной тип исполнительского дыхания, наблюдая за движениями стенок живота и грудной клетки учащегося. Если, положив ладонь на живот ученика, преподаватель ощущает, что при вдохе живот подтягивается, а грудь при этом заметно поднимается и расширяется, то можно с уверенностью сказать – мы имеем дело с грудным типом дыхания. Грудным тиром дыхания чаще всего пользуются девушки. В чистом виде грудной тип дыхания не встречается, потому что в процессе исполнительского вдоха музыканта, кроме межреберных мышц, участвуют, хоть и пассивно, другие инспираторные мышцы.
б) брюшной тип исполнительского дыхания
При брюшном типе исполнительского дыхания вдох музыканта сопровождается увеличением объема грудной полости главным образом в вертикальном направлении за счет опускания диафрагмы из грудной полости в брюшную. При этом объем легких увеличивается. Когда давление воздуха в легких становиться ниже атмосферного, в организм устремляются новые порции атмосферного воздуха. Основная нагрузка во время исполнительского вдоха при брюшном типе дыхания ложиться на диафрагму, вспомогательная- на межреберные мышцы. Исполнительский вдох происходит, прежде всего, за счет мышц брюшного пресса, которые прижимают расслабленную диафрагму к эластичной грудобрюшной перегородке и как бы «выдавливают» воздух из легких. Когда давления воздуха в легких становиться выше атмосферного, происходит его истечение из организма.
В чистом виде брюшной тип дыхания не встречается, потому что межреберные мышцы, приподнимая и раздвигая ребра, хоть и пассивно, также участвуют в процессе вдоха.
в) грудобрюшной тип исполнительского дыхания
При грудобрюшном типе исполнительского дыхания вдох музыканта сопровождается увеличением грудной полости во всех направлениях. При этом работают все исключения инспираторные мышцы человека. Исполнительский вдох при грудобрюшном типе дыхания начинается с активизации диафрагмы, которая опускается из грудной полости в брюшную, и заканчивается расширением и приподниманием грудной клетки. Сначала выпячивается живот ,а затем слегка расширяется и приподнимается грудь. Исполнительский выдох при грудобрюшном типе дыхания начинается с «выталкивающих» движений мышц брюшного пресса и заканчивается легким опусканием ребер грудной клетки. Грудобрюшной тип дыхания в равной степени распространен и среди мужчин и среди женщин.
3. Выдох «на опоре»
Выдох на опоре – это не особый тип исполнительского дыхания, как иногда думают, своеобразный прием, позволяющий музыканту-духовику регулировать характер и длительность выдоха. В основе этого приема лежит ощущение, будто поток выдыхаемого воздуха опирается снизу на пружинистую опору и как бы «выдавливаются»из легких. Зоны мышечной активности плавно и волнообразно перемещаются снизу вверх. Американский тромбонист и педагог Д.Рейхард сравнивал выдох на опоре с выдавливаем зубной пасты из тюбика. Известно, что наиболее рациональный способ извлечения пасты из тюбика- сжимать тюбик как модно ниже, а не по середине. По мнению Д.Рейхарда, духовик должен действовать сообразно тому же правилу – начинать выдавливать из себя воздух, сжимая самые нижние области дыхательного аппарата. Чувство опоры доступно каждому духовику. Оно основано на субъективных ощущениях и при известной тренировке достижимо при любом типе дыхания. В процедуре «выдоха на опоре» участвуют все дыхательные мышцы человека: и экспираторные (мышцы выдоха) и инспираторные (мышцы вдоха). Наиболее активны экспираторные мышцы брюшного пресса. Проталкивая впереди себя расслабленную диафрагму, мышцы брюшного пресса теснят грудобрюшную перегородку и «выдавливают» воздух из легких.
4) Физиология исполнительского дыхания
Современной физиологией установлено, что дыхание человека совершается с помощью вдоха, к которым относятся диафрагма и наружные межреберные мышцы, и мышцы выдоха, к которым относятся мышцы брюшного пресса и внутренние межреберные мышцы. При вдохе диафрагма, рефлекторно напрягаясь, куполообразно вдавливается в брюшную полость, увеличивая размер грудной клетки в вертикальном направлении, а наружные межреберные мышцы приподнимают и раздвигают ребра, увеличивая размер грудной клетки в переднем и боковом направлениях. Благодаря возбуждению мышц вдох, легкие человека эластично растягиваются. В них создается давление ниже атмосферного и часть находящегося в них воздуха покидает организм. Способность координировать работу мышц вдоха и выдоха помогает музыканту-духовику уверенно применять любые исполнительские штрихи и добиваться хорошей интонации. «Резервный объем воздуха» - это тот объем воздуха, который можно дополнительно выдохнуть из легких после того, как обычная процедура выдоха завершена. В обыденной жизни, даже в состоянии напряжения, мы почти не используем «резервный объем воздуха». Музыканту-духовику по время игры лучше всего использовать дыхание максимально приближенное к естественному.
5. Распространенные ошибки в постановке исполнительского дыхания.
Стремление взять впрок большое количество воздуха – быстро устают мышцы дыхательного аппарата. Ухудшается качество звука. Попытка выдохнуть во время паузы всю жизненную емкость легких без остатка – сбивается дыхание. Перенапрягаются дыхательные мышцы.
Неправильная последовательность включения мышц дыхания. « Сначала нижние отделы дыхательного аппарата, затем верхние». Так называемая «игра горлом» - возникают трудности при исполнении певучей музыки. Ухудшается качество звука.
Попытка использовать тип дыхания, не свойственный организму – быстро устают мышцы дыхательного аппарата, и ухудшается звуковысотная интонация.
6. Выводы
Некоторые преподаватели , работая с учеником над исполнительским дыханием, перегружают внимание ученика обилием рекомендации. Тогда в воображении обучающихся проблема дыхания рисуется чрезмерно сложной. На первых порах обучения необходимо объяснить лишь самые общие принципы рационального исполнительского дыхания и поставив конкретные задачи, добиваться ровного, певучего звучания. Только после того как ученик поймет и на практике освоит общие принципы, можно обсуждать с ним глубинные «тайны» формирования музыкального звука. Не следует навязывать ученику непривычный для него тип дыхания, но надо развивать и максимально использовать возможности того типа дыхания, который дан ему природой.
Категория: Уроки музыки | Добавил: асель7728 (2016-10-31) | Автор: шулежко татьяна вячеславовна
Просмотров: 1116 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-05-08, 2:55 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru