Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Уроки музыки

Штрих- как средство музыкальной выразительности.
У каждого искусства есть свой язык, свои выразительные средства. В живописи, например, такими средствами являются рисунок и краски. Умело пользуясь ими художник создает картину. Поэт, сочиняя стихи, говорит с нами на языке слов, он пользуется стихотворной речью, рифмами.
Поэтическое слово – это выразительное средство искусства поэзии. Основой танцевального искусства является танец, драматического – игра актеров.
У музыки свой особенный язык – язык звуков. И у нее тоже есть свои выразительные средства: мелодия, ритм, размер, темп, лад, динамика, тембр и конечно же штрих. Его мы рассмотрим более подробно.
Мелодия – это основа любого музыкального произведения, его мысль, его душа. Выразительный элемент мелодии – это мотив, от латинского слова « двигаю».
Ритм
Ритм в переводе с греческого означает «мерность» - это равномерное чередование, повторение коротких и длинных звуков. Хорошо понятен ритм в разных танцах. Все понимают о каком ритме идет речь, когда говорят : в ритме вальса, марша, танго. Музыка без ритма воспринимается всего лишь как набор звуков.
Размер
Размер – это общее число долей в такте. Обозначается размер в виде дроби в самом начале нотного текста, сразу после ключа. Числитель показывает количество долей в такте, а знаменатель – каких именно долей.

Темп
Темп в переводе от латинского слова - «время».
Это скорость исполнения музыкального произведения, которое определяется числом приходящихся на единицу времени долей.
Для обозначения темпа используются итальянские слова.
Лад
В музыке существуют два контрастных лада: мажор и минор. И их разновидности : натуральный, гармонический и мелодический. А также менее распространенные лады, такие как : лидийский, дориский, фригийский, миксолидийский, пентатоника и т.д.
Тембр
Тембр – это окраска звука. Каждый человеческий голос, голос животного, имеет свою окраску. Свой тембр имеет и каждый музыкальный инструмент. Благодаря тембру мы можем различать голос человека, животного, многие механические и электронные звуки, звуки различных музыкальных инструментов.
Динамика
Динамика – сила звука. Динамика в музыке – это совокупность понятий и нотных обозначений, связанных с оттенками громкости звучания. Обозначаются динамические оттенки также итальянскими терминами и знаками.
Штрих
Штрих (от немецкого Strich – черта, линия.) – способ (прием, метод) исполнения нот, группы нот, образующих звук.
Штрихи определяют характер, тембр, атаку и другие характеристики звучания, а значит и те образы, которые создает сама музыка.

Штрихи, исполняемые на духовых инструментах.
Штрих – это исполнительский прием, связанный с началом (атакой), ведением, соединением и окончанием извлекаемого на духовом инструменте звука – с совокупностью этих фаз.
В зависимости от вида атаки звука, выполняемой на духовых инструментах, штрихи объединяются в группы. Штрихи, исполняемые твердой атакой :
Деташе - (фр. Detacher – отделять)
Маркато - ( ит. Marcato – подчеркивая )
Мартеле – ( фр. Marteler – отбивать )
Стаккато – ( ит. Staccato – отрывисто )
Акцент – выделение звуков.
Чаще всего такие штрихи мы можем встретить в различных подвижных танцах, маршах. Эти штрихи придают музыке легкий, игривый , иногда напротив – жесткий и воинственный характер.
Штрихи, оформляющиеся при звукоизвлечении мягкой атакой :
Нон легато – ( ит. Non legato – не связано )
Портато – ( ит. Portare – нести )
Тенуто – ( ит. Tenere - выдержанно)
Легато – ( ит. Legato – связно)
Такие штрихи мы встретим в различных распевных, плавных, мелодичных произведениях. Они придают музыке лирический, мягкий, иногда печальный и грустный оттенок.
При изучении особенности исполнения разных штрихов у учеников возникает масса вопросов по нюансам и отличиям одного штриха от другого. Приведем здесь названия и описание основных штрихов, используемых при игре на духовых инструментах:
Detache - прием исполнения, который характеризуется отчетливым, но не резким толчком языка при атаке отдельных звуков и достаточно полной их протяженностью, что достигается за счет равномерной и плавной подачи выдыхаемого воздуха. При нотной записи обычно особых обозначений не имеет, что обращает внимание исполнителя на необходимость полностью выдерживать длительность звука.
Legato - связное исполнение звуков, при котором язык участвует лишь в воспроизведении первого звука, а остальные звуки берутся без участия языка, при помощи согласованных действий дыхательного аппарата, пальцев и губ исполнителя. В нотах обозначается лигой, дугой.
Staccato - прием, характеризующийся извлечением отрывистых звуков. Достигается при помощи быстрых толчков языка, регулирующих начало и прекращение движения выдыхаемой струи воздуха. В нотах обозначается точкой над нотой.
Marcato - прием исполнения отдельных, подчеркнуто сильных, акцентированных звуков. Обычно осуществляется при помощи резкого, активированного толчка языка при атаке и энергичного выдоха.
Non legato – прием несвязного, смягченного исполнения звуков. Достигается за счет смягченного толчка языка, который слегка прерывает движение выдыхаемой струи воздуха, образуя небольшие паузы между звуками.
Portato – прием исполнения мягко подчеркнутых и полностью выдержанных звуков. Производится при помощи предельно мягких толчков языка, почти не прерывающих движение выдыхаемой струи воздуха.

Штрих, и правильное его исполнение, имеет огромное значение в музыке. Исполняя произведения, отрабатывая правильное исполнение всех штрихов, мы способны воспроизвести и передать слушателю характер произведения, мысль, которую композитор вложил в данное произведение, позволяем слушателю красочно представить различные образы.
Категория: Уроки музыки | Добавил: асель7728 (2016-10-31) | Автор: Пак Анастасия Александровна
Просмотров: 2419 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-04-25, 12:29 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru