Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Уроки музыки

Штрих- как средство музыкальной выразительности.
У каждого искусства есть свой язык, свои выразительные средства. В живописи, например, такими средствами являются рисунок и краски. Умело пользуясь ими художник создает картину. Поэт, сочиняя стихи, говорит с нами на языке слов, он пользуется стихотворной речью, рифмами.
Поэтическое слово – это выразительное средство искусства поэзии. Основой танцевального искусства является танец, драматического – игра актеров.
У музыки свой особенный язык – язык звуков. И у нее тоже есть свои выразительные средства: мелодия, ритм, размер, темп, лад, динамика, тембр и конечно же штрих. Его мы рассмотрим более подробно.
Мелодия – это основа любого музыкального произведения, его мысль, его душа. Выразительный элемент мелодии – это мотив, от латинского слова « двигаю».
Ритм
Ритм в переводе с греческого означает «мерность» - это равномерное чередование, повторение коротких и длинных звуков. Хорошо понятен ритм в разных танцах. Все понимают о каком ритме идет речь, когда говорят : в ритме вальса, марша, танго. Музыка без ритма воспринимается всего лишь как набор звуков.
Размер
Размер – это общее число долей в такте. Обозначается размер в виде дроби в самом начале нотного текста, сразу после ключа. Числитель показывает количество долей в такте, а знаменатель – каких именно долей.

Темп
Темп в переводе от латинского слова - «время».
Это скорость исполнения музыкального произведения, которое определяется числом приходящихся на единицу времени долей.
Для обозначения темпа используются итальянские слова.
Лад
В музыке существуют два контрастных лада: мажор и минор. И их разновидности : натуральный, гармонический и мелодический. А также менее распространенные лады, такие как : лидийский, дориский, фригийский, миксолидийский, пентатоника и т.д.
Тембр
Тембр – это окраска звука. Каждый человеческий голос, голос животного, имеет свою окраску. Свой тембр имеет и каждый музыкальный инструмент. Благодаря тембру мы можем различать голос человека, животного, многие механические и электронные звуки, звуки различных музыкальных инструментов.
Динамика
Динамика – сила звука. Динамика в музыке – это совокупность понятий и нотных обозначений, связанных с оттенками громкости звучания. Обозначаются динамические оттенки также итальянскими терминами и знаками.
Штрих
Штрих (от немецкого Strich – черта, линия.) – способ (прием, метод) исполнения нот, группы нот, образующих звук.
Штрихи определяют характер, тембр, атаку и другие характеристики звучания, а значит и те образы, которые создает сама музыка.

Штрихи, исполняемые на духовых инструментах.
Штрих – это исполнительский прием, связанный с началом (атакой), ведением, соединением и окончанием извлекаемого на духовом инструменте звука – с совокупностью этих фаз.
В зависимости от вида атаки звука, выполняемой на духовых инструментах, штрихи объединяются в группы. Штрихи, исполняемые твердой атакой :
Деташе - (фр. Detacher – отделять)
Маркато - ( ит. Marcato – подчеркивая )
Мартеле – ( фр. Marteler – отбивать )
Стаккато – ( ит. Staccato – отрывисто )
Акцент – выделение звуков.
Чаще всего такие штрихи мы можем встретить в различных подвижных танцах, маршах. Эти штрихи придают музыке легкий, игривый , иногда напротив – жесткий и воинственный характер.
Штрихи, оформляющиеся при звукоизвлечении мягкой атакой :
Нон легато – ( ит. Non legato – не связано )
Портато – ( ит. Portare – нести )
Тенуто – ( ит. Tenere - выдержанно)
Легато – ( ит. Legato – связно)
Такие штрихи мы встретим в различных распевных, плавных, мелодичных произведениях. Они придают музыке лирический, мягкий, иногда печальный и грустный оттенок.
При изучении особенности исполнения разных штрихов у учеников возникает масса вопросов по нюансам и отличиям одного штриха от другого. Приведем здесь названия и описание основных штрихов, используемых при игре на духовых инструментах:
Detache - прием исполнения, который характеризуется отчетливым, но не резким толчком языка при атаке отдельных звуков и достаточно полной их протяженностью, что достигается за счет равномерной и плавной подачи выдыхаемого воздуха. При нотной записи обычно особых обозначений не имеет, что обращает внимание исполнителя на необходимость полностью выдерживать длительность звука.
Legato - связное исполнение звуков, при котором язык участвует лишь в воспроизведении первого звука, а остальные звуки берутся без участия языка, при помощи согласованных действий дыхательного аппарата, пальцев и губ исполнителя. В нотах обозначается лигой, дугой.
Staccato - прием, характеризующийся извлечением отрывистых звуков. Достигается при помощи быстрых толчков языка, регулирующих начало и прекращение движения выдыхаемой струи воздуха. В нотах обозначается точкой над нотой.
Marcato - прием исполнения отдельных, подчеркнуто сильных, акцентированных звуков. Обычно осуществляется при помощи резкого, активированного толчка языка при атаке и энергичного выдоха.
Non legato – прием несвязного, смягченного исполнения звуков. Достигается за счет смягченного толчка языка, который слегка прерывает движение выдыхаемой струи воздуха, образуя небольшие паузы между звуками.
Portato – прием исполнения мягко подчеркнутых и полностью выдержанных звуков. Производится при помощи предельно мягких толчков языка, почти не прерывающих движение выдыхаемой струи воздуха.

Штрих, и правильное его исполнение, имеет огромное значение в музыке. Исполняя произведения, отрабатывая правильное исполнение всех штрихов, мы способны воспроизвести и передать слушателю характер произведения, мысль, которую композитор вложил в данное произведение, позволяем слушателю красочно представить различные образы.
Категория: Уроки музыки | Добавил: асель7728 (2016-10-31) | Автор: Пак Анастасия Александровна
Просмотров: 38 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2016-12-09, 2:34 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1475]
Школьный психолог [501]
История [696]
Опыт [473]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [219]
Мастер-класс [206]
Семья и школа [174]
Компьютер-бум [248]
Английский язык [771]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1140]
Химия [375]
Классному руководителю [626]
Биология [579]
Думаем, размышляем, спорим [92]
Казахский язык и литература [1763]
Краеведение [92]
Начальная школа [3910]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [355]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [290]
Экология [180]
Дошколенок [1492]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [441]
Мой Казахстан [228]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1158]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [517]
Немецкий язык [51]
Технология [281]
Самопознание [381]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [12]
Педагогические программы [4]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru