Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Уроки музыки

урок музыки
Музыка 5 класс
Тема: «Звуки скрипки так дивно звучали…»
Цель:
познакомить с историей возникновения скрипки и родственных инструментов.
Задачи:
расширить знания об истории возникновения скрипки;
конкретизировать слуховые представление детей о тембровой окраске струнно-смычковых
инструментов;
формировать умение анализировать, сравнивать тембровое звучание струнных смычковых
инструментов.
формировать эмоционально-ценностное отношение к музыке, звучащей на уроке;
создавать атмосферу для творческой деятельности детей, способствовать воспитанию дружеских
взаимоотношений, взаимопонимания, умения работать друг с другом, воспитанию интереса к
предмету, адекватно оценивать результат своей работы.
Ход урока:
Этапы Деятельность учителя
1.Организационный
момент.
Психологический
настрой.
Наш урок я хотела бы начать с особых слов, вслушайтесь в них :
«Настоящий зритель, слушатель – это такой же творец, как и
композитор, художник, поэт» (настоящий зритель, слушатель
чувствует, сопереживает, мыслит вместе с творцом, тогда говорят,
что зритель, слушатель начинает творить, глядя на произведение.)
Я хочу, чтобы каждый из вас выбрал именно этот путь работы на
уроке, работать для души, сердца, трудиться, искать, сопереживать
для того, чтобы наполнить в конечном счете свою душу красотой
и богатством.
Перед вами нотки. Если у вас хорошее настроение поднимите
желтые, плохое -синие. Повернитесь друг к другу и улыбнитесь.
Пусть хорошее настроение будет у вас весь день
Слушание музыки.
Задача:
-узнать тембр
скрипки.
Звучит фрагмент
скрипичного
концерта
А.Вивальди «Зима»
Сейчас прозвучит музыкальный отрывок, по тембру узнайте
музыкальный инструмент.
Вы узнали, какой инструмент исполнял мелодию?
Скрипка.
Кто назовёт композитора и произведение?
Вы хотите узнать об истории этого инструмента?
Формулирование
темы и цели урока
Посмотрите на слайд, какая строка четверостишья Толстого может
стать темой урока?
«Звуки пели, дрожали так дивно
Замирали и пели сначала…
Звуки скрипки так дивно звучали,
Разливаясь в безмолвии ночи.
А.Толстой.
Групповая работа А что вы уже знаете о скрипке?
Составление кластеров.
Защита групповой работы.
Оценивание.
Работа с текстом
Открытие новых
знаний.
Вы хотите узнать историю возникновения скрипки? Начнём с
истории. Вы получите текст и при чтении отмечайте значками:
Что нового: +
Знал ранее: v
Думал иначе: -
Не понял: ?
Прочтение текста учителем. Во время прочтения текста,показ слайдов, звучание инструментов.
История происхождения скрипки.
Скрипка окружена множеством легенд и загадок. Тайной осталось история её
возникновения. Существуют различные версии того, какие именно инструменты были
первыми предками скрипки. Смычковые инструменты были известны очень давно, но всё
же они значительно моложе струнных инструментов, на которых играли без смычка. Их
называли щипковыми. Время и место появления смычка точно не определены.
Исследователи предполагают, что родиной смычковых инструментов была Индия.
Из Индии смычковые попали к персам, арабам, народам Северной Африки, а оттуда в
восьмом веке инструменты пришли в Европу.
Было несколько разновидностей смычковых инструментов: и простых, и более сложных.
У скрипки много родственников. Самая близкая – виола. Во время игры её держали
у плеча, если она была маленькая. Были виолы и больших размеров, они издавали низкие
звуки, и тогда музыкант ставил инструмент на пол. Звук у виолы был нежный, мягкий,
но слабый, хотя струн было от пяти до семи. Звучала виола в небольших помещениях, для
узкого круга зрителей.
В славянских странах Европы скрипка известна с девятого века. Тембр её голоса
напоминал звуки, издаваемые петухом или ослом, поэтому её называли инструментом
простолюдинов. Действительно, звучала эта простушка на деревенских праздниках,
свадьбах, в кабаках, на рыночных площадях. Признаком дурного тона считалось
останавливаться в карете на площади, желая послушать «пение» скрипки.
В Новгороде археологи во время раскопок нашли подлинные экземпляры
скоморошьего инструмента, который называется гудок.
Это тоже родственник скрипки. Корпус гудка грушевидной формы. Народные
музыканты ставили гудок на калено и водили смычком по трём струнам. В зависимости
от размера гудок называли по-разному: гудочек, гудок, гудило, гудище.
В течение нескольких столетий инструменты совершенствовались. В 16 веке
произошло «второе рождение» скрипки. По- настоящему научили скрипку петь и плакать
итальянские мастера 16-17 веков, жившие в городе Креморе. Благодаря им, скрипка из
простушки стала любимицей большой сцены.
История сохранила имена великих итальянских мастеров изготовления скрипичных
инструментов. Среди них Антонио Страдивари (1644-1737). В своей мастерской от
изготавливал не только скрипки, но и альты, и виолончели. Антонио Страдивари
приблизил звук скрипки к тембру голоса человека. Виола на фоне скрипки звучала не
выразительно, слабо. Так скрипка вытеснила виолу и стала «царицей» музыки.
Ближайшие родственники скрипки были и остаются альт, виолончель и контрабас.
Всё это семейство струнных смычковых инструментов входит в состав симфонического
оркестра и является его основой.
Учащиеся отмечают текст значками на полях.
Работа в парах Учащиеся обсуждают в парах с какими знаками работали.
Поясняют друг другу.
Практическая работа
в группах
Сейчас вы будите составлять паспорт для скрипки. Текстом можно
пользоваться.
ПАСПОРТ.
Имя - скрипка.
Родина – Индия, северная Африка, страны Европы.
«Второе рождение» - 16 век.
Семейство – струнно-смычковые.
Близкие родственники – виола, альт, виолончель, контрабас.
Родня в России – гудок.
Родня в Казахстане-кобыз
Мастера-изготовители – Антонио Страдивари.
Место работы - соло, ансамбли, симфонический оркестр.
Презентация Давайте послушаем, что приготовили группы. Проверяем.
Оцениваем.
Скрипка получила свой паспорт.
Оценивание Поднимаенм карточки за презентацию, желтые и синие.
Слушание музыки
Паганини Н.
каприс 24
Про скрипку написаны стихи, песни, рассказы, художники писали
картины, изображая музыкантов скрипачей. Я советую вам прочитать
рассказ Константина Паустовского про скрипку? Он рассказывает о
скрипаче. Эта история действительна, Паганини выступал на концерте
и одна за другой порвались струны. Это сделали злые соперники в
надежде на то, что концерт провалится и Паганини опозорится перед
публикой. Но Никколо Паганини сыграл концерт до конца.
Послушайте произведение Никколо Паганини. А в таблице найдите
слова, характеризующие музыку.
Слушание музыки
Группа «Улытау»
Какой праздник мы будем праздновать в декабре?
Мы послушаем казахскую группу «Улытау» которая известна во
всем мире, ее знают и любят. Мы послушаем эту же музыку,
которая исполняется на казахских струнных инструментах и
скрипке.
Рефлексия Что нового вы узнали на уроке? Если у вас хорошее настроение
прикрепите к дереву желтую нотку, плохое- синюю.
Итог урока Наш урок закончен, я желаю вам, ребята быть добрым, любить
своих родителей, близких, школу и конечно же нашу Родину. Ведь
только мы живем в самой красивой, самой живописной, самой
богатой природными ресурсами и главное, талантливыми людьми.
Скачайте дома с интернета музыку Паганини в исполнении
«Улытау» и поставьте на звонок телефона, попробуйте составить
генеалогическое древо родственных инструментов скрипки.
До новых встреч!
Категория: Уроки музыки | Добавил: nadegda_drozd (2016-10-31) | Автор: скрипка E
Просмотров: 57 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2016-12-09, 2:33 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1475]
Школьный психолог [501]
История [696]
Опыт [473]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [219]
Мастер-класс [206]
Семья и школа [174]
Компьютер-бум [248]
Английский язык [771]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1140]
Химия [375]
Классному руководителю [626]
Биология [579]
Думаем, размышляем, спорим [92]
Казахский язык и литература [1763]
Краеведение [92]
Начальная школа [3910]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [355]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [290]
Экология [180]
Дошколенок [1492]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [441]
Мой Казахстан [228]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1158]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [517]
Немецкий язык [51]
Технология [281]
Самопознание [381]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [12]
Педагогические программы [4]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru