Главная » Статьи » В помощь учителю » Уроки музыки |
Тема: «Весеннее настроение» Цели: 1. На примере творчества выдающегося русского композитора П.И. Чайковского и начинающей 14-летней поэтессы Зарины Кариповой показать как музыка и литература рассказывают о весеннем настроении. 2. Развитие эмоционально – чувственного отношения, формирование умения сравнивать произведения разных видов искусств. 3. Воспитание интереса, уважения и любви к музыкальному искусству. Ход урока 1. Организационный момент (музыкальное приветствие). 2. Улыбкотерапия. Прежде чем мы начнём наш урок, закройте глаза, и представьте, что вы оказались на улице. Ясное солнышко пригревает сосульки, и они начинают капать, и если прислушаться, то можно услышать песенку «динь - дон». На полях появляются первые проталинки, а на них из чёрной земли пробиваются первые травинки и цветы. С каждым днем становится теплее, и птицы поют свои весёлые, радостные песни. Слайд №1 А теперь откройте глаза, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, и пожелайте друг другу хорошего настроения, и чтобы на урок прошёл очень хорошо. 3. Повторение. На предыдущих уроках мы с вами говорили о том, что нас окружают различные звуки. Какие звуки вы знаете, как они называются? (Музыкальные, шумовые.) А как эти звуки различать? (Музыкальные звуки поются, они красивые, певучие, их играют на музыкальных инструментах, а шумовые шумят.) 4. Игра «Кто поёт, а кто шумит?» На доске будут появляться картинки, а вы должны сказать какие звуки на них издаются музыкальные или шумовые, и показать, что на них изображено. Слайды № 2- 12 И заканчивая нашу игру, скажите, какие звуки называются шумовые? (Те, которые шумят.) Пошумите, издайте эти звуки. (Дети шумят) А теперь скажите, какие звуки называются музыкальными? (Те, которые играют на музыкальных инструментах.) А какие музыкальные инструменты вы знаете? ( Гитара, домбра, балалайка и т.д.) 5. Попевка «1,2,3,4,5 – вышел зайчик погулять…» Но не только музыкальные инструменты издают музыкальные звуки, но и каждый человек, не умея играть ни на каком инструменте может издать музыкальный звук. Как вы думаете, при помощи чего он это сделает? (При помощи голоса, споёт.) так давайте, и мы споём нам уже известную попевку, и тем самым будем издавать музыкальные звуки. Не забываем, что эти звуки поются, а не говорятся. (Работа над напевностью, динамикой, пропевание по фразам, следить за чистотой интонирования.) 6. Вступительная беседа Мы с вами уже говорили, что благодаря музыкальным звукам, музыка может рассказать нам о разных настроениях. А какие настроения вы знаете? (Весёлое, грустное, печальное, радостное и т.д.) И сегодня в начале урока я описала вам картину природы. Какое время года вым представилось? (Весна.) Слайд № 13. А по каким словам вы это поняли? (Тает снег, появляются проталинки и т.д.) И сегодня на уроке мы будем говорить о весне. Тема нашего урока: «Весеннее настроение». 7. Прослушивание стихотворения Зарины Кариповой (14 лет) «Весна». Весна… как прекрасна природа весной! Сколько радости приносит она людям! Сколько надежд, устремлений оживает в людях весной! Весной возвращаются из тёплых стран птицы, ласково светит солнышко, природа просыпается. Слайд № 14. Послушайте, как о весне рассказывает начинающая, юная поэтесса, которой всего 14 лет Зарина Карипова в своём стихотворении «Весна. А принесла нам это стихотворение из Алматы птичка. Слушая, подумайте, какое настроение у этого произведения? (Солнечное, счастливое, ласковое.) 8. Слушание П.И. Чайковский «Подснежник» (В исполнении симфонического оркестра) Но не только поэты рассказывали о весне, но и композиторы тоже. И сегодня мы с вами познакомимся с произведением нам уже известного композитора? Слайд № 15. Кто может сказать, как его зовут? (П.И. Чайковский.) Правильно. И мы сегодня послушаем произведение, в котором композитор рассказал нам о настроении человека, который видит первый весенний веток. А как называется он? (Подснежник.) Слайд № 16. Конечно же, весной появляются первые цветы – подснежники. Они такие маленькие, нежные, беззащитные; даже не верится, что когда, кроме снега ничего ещё нет – ни травы, ни цветов, они первыми смело пробиваются сквозь холодный снег. Подснежники обычно цветут в апреле, когда зима уже начинает отступать. Сейчас вы услышите пьесу П.И. Чайковского, которая так и называется «Подснежник». Слайд № 17. Это произведение входит в цикл «Времена года». В котором 12 пьес – столько, сколько месяцев в году. Перед каждой пьесой есть стихотворение, но сами пьесы не поются, а играются на музыкальных инструментах. Перед пьесой «Подснежник» П.И. Чайковского звучит стихотворение Апполона Николаевича Майкова. Слушая это произведение, подумайте и скажите, какие чувства, какое настроение испытывает человек, который видит первый цветок – подснежник? (Нежное, удивлённое, взволнованное и т.д.) 9. Игра (Программа «Aktivstudio Professional Edition 3».) На правой стороне доски расположены различные настроения, левая сторона пустая. Надо в левую сторону переместить те настроения, которые соответствуют, произведению Чайковского. 10. Сравнение стихотворения З. Кариповой «Весна» и пьесы «Подснежник» П.И.Чайковского. Подумайте, что общего, а что различает стихотворение З. Кариповой «Весна» и пьесу «Подснежник» П.И.Чайковского? (Общее – настроение, о весне. Различное: одно – стихотворение, другое – музыкальное произведение. Одно - говорят, другое – исполняется на музыкальных инструментах.) 11. Скороговорка. Весной просыпаются не только, травинки, птички, цветы, но и насекомые. И сегодня мы с вами разучим скороговорку про жука. Слайд № 18. Жук жуку жужжал «Жжжу, жжжу Я давно с ежом дружу» (Работа над чёткостью проговаривания в различном темпе, с различными динамическими оттенками.) 12. Разучивание песни «Самая счастливая» сл. К.Ибряев муз. Ю.Чичков. Слайд № 19. Сегодня мы с вами продолжаем работу над песней К. Ибряева и Ю. Чичкова «Самая счастливая». (Вспомнить 1 и 2 куплеты и разучить 3 куплет, по фразам. Следить за интонированием, правильной посадкой, при пении не допускать кричащего звука.) 13. Итог. Слайд № 20. Поводя итог нашему уроку, мы ответим на следующие вопросы :1 С каким произведение мы сегодня познакомились? 2 Кто авторы этих сочинений 3. Что общего, а что их различает? И я надеюсь, что картинки на доске подскажут вам ответы на эти вопросы. (Стихотворение «Весна» и пьеса «Подснежник». П.И. Чайковский и З. Карипова. Общее настроение и тема. Различает: одно – стихотворение, другое – музыкальное произведение. Одно - говорят, другое – исполняется на музыкальных инструментах.) 14. Домашнее задание Нарисуйте дома весенние полянки с цветами, вспоминая музыку П.И.Чайковского и стихотворение З. Кариповой 15. Рефлексия. И в завершении нашего урока раскрасьте цветок теми цветами, какое настроение у вас осталось от нашего урока. 16. Прощание под музыку. Слайд № 21. На этом наш урок подошёл к концу, и я вам желаю весеннего настроения, радости, чтобы вы чаще улыбались, не огорчались, всегда были в хорошем настроении. | |
Просмотров: 803 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|