Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Уроки музыки

РОЛЬ КАЗАХСКОЙ МУЗЫКИ В РАЗВИТИИ И ВОСПИТАНИИ ЛИЧНОСТИ ЮНОГО ПИАНИСТА
РОЛЬ КАЗАХСКОЙ МУЗЫКИ В РАЗВИТИИ И ВОСПИТАНИИ ЛИЧНОСТИ ЮНОГО ПИАНИСТА
Янкова А.В.
(учитель по классу фортепиано, ННУО «Школа искусств №1»)

"Музыка - могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие ребёнка. Развивая чуткость ребёнка к музыке, мы облагораживаем его мысли, стремления".
В. А.Сухомлинский. [1]

Современные преобразования в общественно-политической, социально-экономической и духовной сферах жизни казахстанского общества выдвигают проблемы развития музыкального просвещения в число приоритетных направлений образовательной и социокультурной практики. Изучение проблем регионального музыкального просвещения, традиций позволяют выявить общие закономерности, особенности его развития, актуализировать педагогическое наследие прошлого с целью творческого освоения современной педагогики. [2]
Не менее важной предпосылкой является происходящее в настоящее время расширение представлений об образовании. Сложно свести его, как было раньше, только к обучению и воспитанию будущих специалистов. На современном этапе образование организуется и осуществляется в сложной системе общественно-государственных, культурных, экономических и других отношений. Основной идеей современного образования является создание ее модели, ориентированной на сохранение и освоение ценностей и стандартов различных культур, знания событий своей истории, верности сложившимся традициям. В концепции этнокультурного образования в Республике Казахстан отмечено: «Именно образованный человек причастен к исторической и культурной традиции. … Знание истории народа, населявших страну, истории государства порождает чувство исторической преемственности, исторических корней, ощущение причастности к истории земли, общности судеб народов, живущих бок о бок многие годы и века». [3]
В настоящее время педагогические и организационные проблемы страны, ее регионов в области просвещения нуждаются в осмыслении. Для успешного их решения необходим глубокий и всесторонний анализ не только современного опыта, но и историко-педагогического наследия прошлого, опоры на него. Обращение к многовековому духовно-культурному опыту народа поможет правильно оценить современную ситуацию в разных ее проявлениях и направлениях.
Задачи, поставленные жизнью перед современной педагогикой, требуют глубокого анализа сложных процессов, происходящих в современной школе. Задача педагога состоит в том, чтобы не только передать ученику определенную сумму знаний, развить нужные умения и навыки, но и создать условия для широкого универсального развития учащегося.
В настоящее время появляются все новые концептуальные идеи реформирования образования, в которых мы находим понимание роли культуры и искусства как духовного источника. Все понимают, что высокая духовность, соприкосновение с нравственными ценностями оказывает благотворное влияние на внутренний мир личности, но как реально измерить и увидеть пользу этих предметов? Сегодня ясно одно – школа должна помочь ребенку найти свое место в мире, помочь создать базу для самовыражения и творческого развития личности ребенка.
И этой базой в духовном и культурном развитии ребёнка являются учреждения дополнительного образования, где с большим желанием дети обучаются игре на различных музыкальных инструментах. Более подробно хочу остановиться именно на важности обучения детей игре на фортепиано.
Фортепиано как инструмент, обладающий широким спектром выразительных возможностей, создает необозримый простор для развития музыкальных способностей учащихся. Прежде всего, ребенок может с его помощью ознакомиться с музыкальными произведениями, написанными для самого различного инструментального состава. При помощи фортепианных переложений можно окунуться во всё многообразие мировой музыкальной литературы: камерной, симфонической, оперной музыки. Тот, кто играет на рояле, имеет возможность получить всестороннее музыкальное образование.
За время своего существования фортепианная культура выработала богатейший арсенал средств художественной выразительности, принципов организации фактуры и многообразие приемов исполнения, которые не существовали сами по себе, а действовали в комплексе. Отсюда проблема комплексного воздействия средств выразительности имеет огромное значение для углубленного понимания художественного интонирования, которое обретает черты целостности и завершенности. Иначе говоря, миссия фортепианной игры состоит не только в том, чтобы воспроизводить музыку, созданную только для этого инструмента, но в возможность активной интерпретации любой музыки от XVII до ХХ века. Именно активной – ведь есть существенная разница в том, слушаем мы музыку в записи или играем сами. Тогда мы выбираем нужный темп, характер исполнения, пытаемся проникнуть в замысел композитора, то есть обращаем внимание на стилевые и жанровые особенности, характерные мелодические и гармонические обороты. Игра на музыкальном инструменте обогащает учащихся личным, собственноручно добытым опытом. При этом непосредственное соприкосновение с музыкальным материалом помогает увязывать отвлеченно-абстрактное с музыкально-конкретным, систему представлений и понятий с реальными звуковыми образами и тем самым подводит необходимую базу для успешного формирования личности учащегося. [4]
Процесс развития фортепианного искусства в Казахстане протекал не всегда гладко, особенно в начале пути. С одной стороны наблюдались попытки подражания народной музыке без учёта специфики инструмента, с другой, в ряде сочинений, основанных на использовании различных приёмов, композиционных средств, жанров и форм европейской музыки, национальные элементы выступали как нечто внешнее. В результате этого некоторые сочинения кажутся современному музыканту и слушателю наивными и устаревшими. Но опыт русских и других национальных композиторских школ практически доказал, что средства профессионального творчества и любые национальные культуры могут взаимодействовать. Безусловно, главной приметой, объединяющей всех авторов является глубочайшая связь с отечественной культурой, национальным наследием.
Плодотворна связь фортепианных жанров казахской музыки с инструментальной и вокальной культурой народа. Прежде всего это проявляется в предпочтении миниатюры, что, по видимому, не случайно, т. к. самые развёрнутые и значительные по содержанию казахские кюи звучат не более 5-6 минут.
У казахов кюй – инструментальная пьеса для домбры, кобыза, сыбызги. Зачастую кюи связаны с определёнными легендами, скзаниями, опоэтизированными эпизодами из жизни из жизни композиторов. Среди них есть замечательные произведения, ставшие классикой казахской профессиональной музыки. Подавляющее большинство казахских кюев – авторские. Известны имена крупнейших композиторов – кюйши: Курмангазы, Даулеткерей, Дина Нурпеисова, Таттимбет, чьи произведения отличает яркая образность, совершенство формы, индивидуальность языка. Ведущими принципами строения кюев являются элементы варьирования и остинатности. Ладовая основа натуральна, диатонична, где переменность играет важную динамическую, формообразующую роль. Особой сложностью отличается штриховая техника кюев и соответственно их метроритм, для которого характерна переменность метра, изощрённость ритма. Неудивительно, что кюи оказали влияние на крупные жанры: концерт, сонату.[5]
Фортепианное искусство Казахстана представляет довольно обширный самобытный пласт. Внушительна панорама творчества композиторов Казахстана в различных жанрах фортепианной музыки. В области крупных форм концерты Е. Брусиловского, Н.Мендыгалиева, А. Исаковой, А. Серкебаева, Т. Кожгалиева; сонаты Б. Ерзаковича, М. Мендыгалиева, М, Койшибаева, А. Бычкова и др. В области миниатюр – обработки А. Затаевича, Е. Брусиловского, С. Шабельского, Д. Мацуцина, А. Гуревича. К. Кожамьярова, Ж. Дастенова, Б. Баяхунова, Б. Джуманиязова, Г. Жубановой, С.Карибовой, С. Ромащенко и др.


Итак, что может дать владение инструментом человеку, знакомому с искусством не понаслышке?
• связь с культурными традициями, ощущение их непрерывности дает человеку чувство стабильности;
• приобщение к культуре активизирует импульсы социального развития;
• занятия музыкой учат детей искусству общения, воспитывают диалогическое отношение к миру.[6]
Таким образом, искусство владения игрой на инструменте вместе с традициями и достижениями в фортепианном творчестве композиторов Казахстана, развивают кругозор учащихся, способствуют творческому самовыражению личности, позволяют воспринимать все виды искусства в неразделимом единстве и целостности и, несомненно, являются одной из перспективных форм эстетического воспитания. Найти «точку опоры» в современном мире поможет человеку искусство, которое дает возможность наслаждаться художественными достижениями человечества.
Обучение игре на фортепиано с опорой на традиции фортепианного искусства Казахстана ведет к обогащению слухового опыта, расширению музыкальных знаний и кругозора учащегося. Занятия искусством открывают новые горизонты в музыкально-художественном воспитании юных музыкантов, формируя всесторонне развитую и гармоничную личность.

Литература

1.Сухомлинский В. А. Избран. пед. соч. в 3-х т. – Т.1. – М., 1979– 560 с.
2.http://repository.enu.kz/bitstream/handle/123456789/5029/istoriko-pedagogicheskii-opit.pdf использ.интернет ресурсов.
3. Концепция этнокультурного образования Республики Казахстан
/Казахстанская правда. – Алматы, 1996.
4. Коган Г. Работа пианиста. – М.: Музгиз, 1963. – 200 с.
5. Фортепианная музыка Казахстана. Сб. статей/под ред. А. Досаева. Алма – Ата, 1987, стр.5 6. Милич Б. Воспитание ученика-пианиста. – М.: «Кифара», 2002. – 117 с.
Категория: Уроки музыки | Добавил: arakelena4309 (2016-12-21) | Автор: Янкова Алла Владимировна E
Просмотров: 109 | Комментарии: 1 | Теги: казахстанские пианисты, роль, пианисты | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2017-07-26, 1:42 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1525]
Школьный психолог [525]
История [736]
Опыт [511]
Научная кафедра [217]
Воспитание души [233]
Мастер-класс [220]
Семья и школа [178]
Компьютер-бум [255]
Английский язык [810]
Великие открытия [20]
Университет здоровья [129]
Математика [1197]
Химия [385]
Классному руководителю [657]
Биология [594]
Думаем, размышляем, спорим [95]
Казахский язык и литература [1809]
Краеведение [93]
Начальная школа [4019]
Беседы у самовара [16]
Мировая художественная культура [39]
Новые технологии в обучении [379]
Сельская школа [74]
Профильное обучение [71]
Демократизация и школа [24]
Физика [303]
Экология [185]
Дошколенок [1578]
Особые дети [288]
Общество семи муз [57]
Школа и искусство
Уроки музыки [641]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [465]
Мой Казахстан [234]
Школьный театр [71]
Внеклассные мероприятия [1199]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [88]
ИЗО и черчение [218]
Физическая культура [539]
Немецкий язык [52]
Технология [301]
Самопознание [406]
Профессиональное образование [110]
Школьная библиотека [81]
Летний лагерь [15]
Дополнительное образование [35]
Педагогические программы [10]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • /li>
  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru