Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Уроки музыки

РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА ПАТРИОТИЗМА У ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ВОКАЛЬНУЮ МУЗЫКУ КОМПОЗИТОРОВ КАЗАХСТАНА В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА ПАТРИОТИЗМА У ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ВОКАЛЬНУЮ МУЗЫКУ КОМПОЗИТОРОВ КАЗАХСТАНА В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Анфиногентова А.А.
(ННУО «Школа искусств №1»)


«Казахстану необходима интеллектуальная революция, которая позволит пробудить и реализовать потенциал нашей нации. Наша задача – изменить отношения Казахстанцев и , в первую очередь молодежи, к образованности, к интеллекту, служению Родине и народу. Нам необходимо создать ядро национального интеллекта, нам нужны эрудированные люди, способные конкурировать на международном уровне»
Послание Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева
Сегодня, когда политика государства направлена на возрождение духовных ценностей, большое значение приобретает патриотическое воспитание подрастающего поколения. Детская музыкальная школа вносит свой творческий вклад в формирование человека, который будет жить в новом тысячелетии. Любовь к Отечеству становится силой духа только тогда, когда у человека запечатлены в сознании образы, связанные с родным краем, языком, когда появляется чувство гордости от того, что все это – его Родина. В основе процесса воспитания казахстанского патриотизма лежат этнокультурные традиции. Наиболее сильным и гармоничным по мере воздействия на личность является воспитание подрастающего поколения средствами казахской музыки. В обучающих программах важен правильный подбор соответствующего репертуара, воспитывающего в ребенке любовь к родным местам, к людям, оптимистическая вера в свои силы и в светлое будущее страны и своего народа. Обучение должно быть направлено на воспитание патриотизма : уважение к истории, традициям, музыкальной культуре казахского народа , развитию нравственных и эстетических чувств, любви к ближнему, к своему народу, к Родине; к развитию музыкального вкуса . Патриотизм – это важнейшая ценность, которая несет в себе не только социальные, но и духовно – нравственные, идеологические, культурные компоненты. Это одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, являющаяся важнейшим духовным достоянием личности, характеризующая высший уровень ее развития и проявления в ее активно - деятельной самореализации на благо Отечества. Воспитание патриотизма у школьников – одна из главных задач нашего дня. Патриотизм начинается с любви и уважения к тому, что завещано отцами и дедами. Нам можно гордиться не только завоеваниями науки и покорением природы, но и великой самобытной культурой, обычаями и традициями казахского народа, музыкальным наследием. Сегодня на организации дополнительного образования ложится большая ответственность в области воспитания. Уроки эстетического цикла и музыка в частности имеют большое воздействие на подсознание (на эмоциональном уровне). Средства музыкальной выразительности комплексно воспитывают детей: и на уровне сознания и на уровне эмоции и чувств. Подбор соответствующего репертуара воспитывает в ребенке любовь к родным местам, к людям, чувство в свои силы и в светлое будущее страны и своего народа. Имена Курмангазы, Даулеткерея, Таттимбета, Казангапа, Дины, Биржана, Ахана, Жаяу Мусы, Естая, Ибрая, Нартая, Мади, Мухита, Абая , Кенена Азербаева вошли в историю не только казахской культуры, но и мировой музыкальной культуры. Их творчество – это основа знаний в мире музыки для учащихся Детской музыкальной школы. Патриотическое воспитание должно гармонично сочетатся с приобщением учащихся к лучшим достижениям мировой цивилизации. Данная система должна способствовать выработке преемственности мышления, приверженности своему национальному наследию и осознанию его роли и места в мировом духовном развитии, так же уважению и открытости ко всем другим системам и традициям. Только глубокая и осознанная любовь к своему наследию побуждает человека с уважением относиться к чувствам других, быть чутким к трагедиям отечества и народа. Казахстан – Родина многих выдающихся исполнителей классической музыки мирового масштаба – Е. Серкебаева, Б. Тулегеновой, Г. Есимова, А. Днишева, Г. Кадырбековой, А. Мусаходжаевой, Ж.Аубакировой и колыбель звезд казахской музыкальной диаспоры за рубежом – М. Бисенгалиева, Э. Курмангалиева, сестер Накипбековых. Изо дня в день, из года в год, как и прежде, музыка звучит и объединяет разные эпохи и поколения, связывает прошлое, настоящее и будущее. Особое значение сегодня приобретает необходимость формирования духовных начал нашего современного школьника. Выбранный современным образованием курс на гуманизацию, усиление культурологической направленности на основе личностно – ориентированного подхода обучения создает условия для формирования гражданственности, патриотизма, развития личности каждого ребенка. Глубокое знакомство с историей, литературой, музыкой, природой родного края способствует воспитанию истинного гражданина своей страны. Патриотическое, духовно – нравственное развитие личности гражданина Казахстана является одним из ключевых факторов модернизации нашей страны. Воспитание человека, укрепление его интереса к жизни, любви к своей стране, родине, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития Казахстана. Так, главная задача изучения музыкального произведения, заключается в установлении связей классического произведения с нашей действительностью. Необходимо обратить внимание современного молодого поколения задуматься об истинных человеческих ценностях. Не секрет, что искусство вызывает яркий эмоциональный отклик, воздействует на эмоциональную сферу сознания, помогает воспитывать социально психологические, мировоззренческие чувства, патриотизма, гуманизма, а также доброты, чувства долга, гордости, чести, справедливости и формирует отношение к окружающему миру, к миру прекрасного. Музыка - это тот вид искусства, который наиболее близок и понятен детям, в связи с этим большие потенциальные возможности патриотического воспитания и развития учащихся заключаются именно в ней. Работая над развитием и воспитанием патриотических чувств у школьников посредством приобщения их к прекрасному, истинному искусству, урок музыки становится нравственно-эстетическим стержнем, что позволяет учителю и ребенку осмысливать музыку сквозь призму общечеловеческих ценностей. Введение ребенка в мир музыки посредством интонаций, образцов казахской музыкальной культуры, знакомство с народной музыкой, историей народа, его традициями и обычаями, народными инструментами, знакомство с историей страны, символикой, историческим наследием, знакомство с культурой разных народов Казахстана, их традициями, обычаями, музыкой - приобщают их к великим ценностям, к сохранению народных традиций, любви родному краю, духовности. Таким образом, через произведения для слушания и разучивания у учащихся воспитывается чувство интернационализма, дружбы, бескорыстной взаимосвязи, чуткости и доброжелательности к народам других наций, формируется понятие «гражданственность», «гражданская позиция». Именно народная музыка воспитывает активную жизненную позицию современного молодого поколения, дает ему высокие ориентиры в жизни. Поэтическое и одухотворенное чувство Родины и родной природы присуще творчеству казахских, русских и зарубежных композиторов. Поэтому на песенном, музыкальном материале дети осознают понятие «родной край» в патриотическом аспекте, который предполагает не только любовь к родным местам, природе, но и любовь к родному народу, его культуре и традициям, любовь к родному языку. Воспитание патриотизма учащихся не ограничивается только уроками музыки. Оно продолжается и во внеклассной работе. С огромным успехом в школе проводятся праздники: День Независимости РК, День Победы, где дети исполняют песни о Казахстане, о Родине, готовят литературно-музыкальные композиции, соответствующие тематике, с почтением относятся к символике государства, звучат песни военных лет, стихи о защитниках Отечества, Великой Отечественной войне, показаны лучшие инсценировки.
Вся работа по развитию и воспитанию патриотических чувств на уроках музыки и во внеклассной работе дает хорошие результаты. Дети с интересом воспринимают материал, у них появляется устойчивый интерес к народной музыке и к истории народа, чувство гордости за свое Отечество, уважительное отношение к коренным жителям края, где они родились, развивается казахстанский патриотизм, духовность, любовь к Родине.
Музыка и жизнь — это генеральная тема, своего рода «сверхзадача» занятий музыкой. Она должна пронизывать все занятия во всех звеньях от первого до последнего класса, так же как их будут пронизывать идеи патриотизма и интернационализма, формируя мировоззрение учащихся, воспитывая их нравственность и душевное благородство. Музыкальный материал, звучащий на занятиях, комментарии учителя, наблюдения и размышления самих учащихся, направляемые учителем, — все должно помогать постепенному решению этой «сверхзадачи». При этом необходимо тщательно следить за тем, чтобы не было ни капли внешней назидательности и риторики, ни одной пустой стандартной фразы, ни одного «общего слова», лишенного конкретного содержания и эмоциональности.
Необходимо обращение к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Очень важно дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения. Поэтому главной задачей на уроках музыки ставится обогащение детей знаниями о музыке своей Родины.
Воспитание патриотизма на уроках музыки имеет огромное значение, так как речь идет о судьбе настоящего и будущих поколений, так как наши молодые современники должны не только обладать должным объемом знаний, но они должны стать зрелыми духовно и интеллектуально. Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей малой Родине, патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству. Музыка способствует обогащению эмоционального и духовного потенциала личности каждого ребенка, раскрытию творческих способностей и потребностей, формированию эмоционально-открытого, позитивно-уважительного отношения к таким вечным проблемам жизни и искусства, как материнство, любовь, добро, счастье, дружба, долг. Работа в этом направлении ориентирует учащихся на самостоятельное добывание знаний об истории и культуре своего народа, стимулирует к исследовательской деятельности в области музыкального искусства. Музыкальный репертуар широк и разнообразен, он постоянно обновляется, включая в себя не только песни военных лет, но и патриотические песни таких современных композиторов как произведения известного композитора Кенеса Дуйсекеева и поэта Абдрахмана Асылбекова, (песни о героических страницах истории страны, духовных, культурных и нравственных ценностях народа), Кенеса Дуйсекеева на слова Токтарбая Кадамбаева. К слову, посвящена песня Главе государства – Нурсултану Назарбаеву; песни о военных традициях народа, Вооруженных силах Республики Казахстан Алиби Абдинурова и Абдрахмана Асылбекова, и т.д. Концертная деятельность является важнейшим элементом вокального обучения: воспитанники участвуют в различных концертных программах, занимают призовые места в областных и городских конкурсах и фестивалях. Творческая работа, проводимая с учащимися, является, прежде всего, интересной и полезной для самих ребят. Она обогащает их мировосприятие, объединяет детей различной национальной принадлежности и воспитывает уважение друг к другу, а также чувство достоинства и гордости за свою страну.
Таким образом, проблема гражданско-патриотического воспитания на уроках музыки и во внеурочной деятельности на сегодняшний день очень актуальна и несет в себе важные предпосылки для формирования музыкальной культуры, как неотъемлемой части духовной культуры школьников, что является общей целью массового музыкального образования.

Литература:
1. Послание Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана 11 ноября 2014г.
Категория: Уроки музыки | Добавил: arakelena4309 (2016-12-21) | Автор: Анфиногентова Анастасия Александров E
Просмотров: 73 | Комментарии: 1 | Теги: патриотизм, вокал | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2017-05-27, 8:35 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1521]
Школьный психолог [523]
История [736]
Опыт [504]
Научная кафедра [217]
Воспитание души [233]
Мастер-класс [220]
Семья и школа [178]
Компьютер-бум [255]
Английский язык [809]
Великие открытия [20]
Университет здоровья [129]
Математика [1192]
Химия [385]
Классному руководителю [657]
Биология [593]
Думаем, размышляем, спорим [95]
Казахский язык и литература [1808]
Краеведение [93]
Начальная школа [4015]
Беседы у самовара [16]
Мировая художественная культура [39]
Новые технологии в обучении [378]
Сельская школа [74]
Профильное обучение [71]
Демократизация и школа [24]
Физика [302]
Экология [184]
Дошколенок [1576]
Особые дети [284]
Общество семи муз [57]
Школа и искусство
Уроки музыки [641]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [465]
Мой Казахстан [234]
Школьный театр [71]
Внеклассные мероприятия [1196]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [88]
ИЗО и черчение [218]
Физическая культура [538]
Немецкий язык [52]
Технология [300]
Самопознание [405]
Профессиональное образование [108]
Школьная библиотека [81]
Летний лагерь [15]
Дополнительное образование [35]
Педагогические программы [10]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • /li>
  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru