Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Уроки музыки

«Преодоление сценического стресса» Причины и способы преодоления волнения в младших классах ДМШ
Исполнители, особенно начинающие, часто не умеют побороть волнение перед выступлением. Все артисты различаются между собой характером, темпераментом, уровнем мотивации и волевыми качествами.
Эти личностные черты, безусловно, только отчасти влияют на способность адаптации к публичному выступлению. Ведь удачный выход на сцену каждого всё равно зависит, прежде всего, от готовности и от желания играть, а кроме того от прочности сценических навыков.
Отсутствие подготовки и опыта оставляет много пространства для непредвиденных ситуаций, а, следовательно, и для беспокойства о них.
Репетируйте с учеником как можно больше - долго и тщательно, пока текст от зубов отскакивать не начнет. Пусть он запомнит и партию аккомпанемента. Пусть дома он репетирует перед близкими, знакомыми, друзьями - ему нужно привыкнуть выступать перед зрителями.
Полезно так же репетировать перед зеркалом. Это прибавит уверенности, ведь так можно увидеть себя самого со стороны. Если знать, как выглядишь и как держишься, то на сцене будет спокойнее. Следует продолжать репетиции до тех пор, пока не начнет нравиться буквально все, и это существенно повысит шансы на успех на самой сцене. Кроме того, такая подготовка и неоднократные репетиции в зале не только прибавит уверенности в себе, но и более чем положительно скажется на всех аспектах выступления.
Самыми распространенными причинами являются:
• размытая цель, т.е. отсутствие ясного понимания, чего же я хочу от выступления в результате;
• предыдущий неудачный опыт;
• завышенные ожидания и чрезмерная ответственность;
• сопротивление оценке.
Эти и другие причины формируются у каждого отдельного человека вследствие многих факторов – воспитания, опыта выступлений и жизненного опыта, отношения к себе и взаимоотношений с другими людьми, общего количества выступлений.
Очень многие начинающие музыканты воспринимают свою аудиторию как сборище критически настроенных людей, которые только и думают, как бы к чему-нибудь придраться. Такой аудитории, конечно, стоит опасаться. Но на самом деле, 99% случаев аудитория — это милые и доброжелательные люди. Даже если у ученика проблемы с выступлением, аудитория сочувствует ему, а не смеется над ним. Это значит что причин для страха как минимум на одну меньше.
Ясно, что чем мы увереннее и убедительнее, тем у стресса меньше шансов. Мнения и оценки со стороны второстепенны или совсем несущественны.
Да-да, страх сковывает весь организм примерно так: где-то в горле комок, ноги трясутся, руки дрожат и потеют ладошки, дыхание перехватывает. У каждого может быть по своему, но факт остается фактом: здесь не до убедительности.
Вспомните: страх сидит в животе. Забирается за шиворот. Пробегает по ногам. Тонкой струночкой дрожит в спине. Бррр!
У детей 6 –11 лет, у которых ещё не сформировалось самосознание и жизненный опыт, который ещё не перерос в понятие престижа и собственной значимости, отсутствуют ярко выраженные признаки волнения. В переходном возрасте, когда происходит самоутверждение, резко возрастают самооценка и чувствительность к оценке личности коллективом, приносит с собой и большое сценическое волнение.
Но небольшое волнение даже полезно. Это придает сил и энергии. Так что избавляться надо только от избыточного волнения и от страха, а не от небольшого естественного напряжения перед выступлением.
Ну, вот, теперь, когда мы выяснили причины страха – можно поговорить и о приемах борьбы. Все возможные способы условно можно разделить на 4 группы: видеозапись репетиций, физические приемы, дыхательная гимнастика и аутотренинг. Если первые три приема долгосрочные и постоянные меры, их возможно применять задолго до концерта, то самовнушение нужно использовать непосредственно перед выступлением и вовремя игры.
Чтобы исполнение не было непредсказуемым и не отнимало львиную долю внимания, сделайте запись выступления вашего ученика. Точнее - репетиции выступления. Как говорил Сенека: «Прежде чем сказать что-либо другим, скажи это себе». Проанализируйте запись выступления вместе: всё – от запинок до мимики и жестикуляции. Посмотрите и послушайте как бы со стороны, продумайте коррективы, и сделайте еще одно репетиционное выступление перед камерой с исправлениями. Проведите 3 – 5 таких репетиций.
Посоветуйте продолжать репетировать дома на камеру до тех, пока можно будет сказать: “Ох, вот это я круто в этот раз выступил!”. Подумайте, ведь если ученику не нравится то, что он видит на записи, то и само выступление будет не особенно фееричным. Так что репетируйте до тех пор, пока ребенок не будет доволен. А когда поднимется на сцену, то просто пусть вспомнит о самой удачной записи и скажет самому себе: “А сейчас я сделаю все еще лучше!”.
Хотите побороть волнение? Занимайтесь спортом! Волнение, вызванное страхом, сковывает все мышцы в нашем теле. Подобное волнение мешает нам играть, сковывает движения и дыхание. В таких ситуациях побороть волнение достаточно просто! Просто нужно предоставить организму физическую встряску.
Потянуться всем, чем только можно - руками, ногами, спиной и плечами или широко зевнуть - это отличный способ уменьшить напряжение в теле. Уделите время для тридцати минут пешей прогулки в день перед выступлением. Это даст силы выступить на 5 с плюсом!
Так же преодолеть стресс помогает дыхательная гимнастика. А сейчас давайте попробуем: упражнение медленное и глубокое дыхание. Дышите медленно и глубоко. На 4 счета глубоко вдохните, воздух должен опуститься внутрь до диафрагмы. На 4 счета сделайте задержку дыхания. На следующее 4 счета сделайте медленный выдох, следите за счетом и за дыханием. Еще на 2 счета сделайте задержку. Рекомендуемая длительность упражнения 5-10 мин. Это упражнение успокаивает нервную систему, позволяет снять волнение перед выступлением.
Каково дыхание человека, которого волнение берет за горло? Верно! Прерывистое.
Попробуйте применить дыхательное упражнение Херри Херминсона под названием «Дыхание шариком». Сядьте, закройте глаза и представьте перед собой легкий теннисный шарик. Делайте медленный и глубокий вдох, представляя, как шарик медленно и плавно движется от центра живота к горлу. Выдох – и шарик столь же медленно плавно опускается вниз.
Когда мы тревожимся или боимся, шарик либо замирает в одной точке, либо двигается быстро, скачками. Если мы спокойны, уверены в себе, шарик движется плавно, ритмично. В ситуации тревоги, страха, надо добиться, чтобы шарик двигался именно так. Сделав 10 повторений, выступающий заметно расслабится и сможет побороть волнение.
Помните в разных американских фильмах, когда человек в критической ситуации или шоке – его заставляют дышать глубже. «Дыши глубже! Вот так, вооот – хорошо!» — и герой уже приходит в себя.
С детьми это тоже работает. Если маленький ребенок зареванный или в истерике – попросите его дуть на пальчик. Перед концертом очень важно восстановить дыхание - «дышать на пальчик» — нужно долго выдыхать. Губы прижаты. Дуем сквозь губы. Можно дуть в кулак, можно в воображаемую мишень. Увидите, как дыхание ребенка станет ровным и спокойным.
Аутотренинг или аутогенная тренировка — психотерапевтическая методика, направленная на восстановление динамического равновесия механизмов человеческого организма, нарушенных в результате стресса, так называемое специальное самовнушение.
Конечно, не все люди легко внушаемые, но абсолютно невнушаемых не бывает. Для того, чтобы добиться эффекта, нужно лишь использовать специальные приёмы. Однако и с помощью аутотренинга можно внушить себе очень многое. С помощью аутотренинга лечатся даже некоторые болезни.
Фокус на своей цели. Этот прием связан с переключением внимания. Волнение часто является доминирующей мыслью. Когда мы говорим себе: «Не бояться!», сознание слышит: «Бояться!». Психологи и нейрофизиологи утверждают, что сознание в этом случае не воспринимает частицу «не». Не верите?
Проведем прямо сейчас маленький эксперимент. В течение следующих 15 секунд НЕ думайте о желтой обезьяне. НЕ ДУМАЙТЕ о желтой обезьяне. НЕ ДУМАЙТЕ О ЖЕЛТОЙ ОБЕЗЬЯНЕ.
Ну как? Не было еще человека, которому удавалось в таком эксперименте не думать об этой желтой обезьяне. Способ «не думать о чем-то» очень прост - надо думать о другом. В нашем случае, вместо того, чтобы думать, что не надо волноваться, надо думать о цели выступления. О том, чего хотим достичь в результате. Тогда и некогда будет думать о страхах.
Изменение отношения к результату. В сочетании с предыдущим, это самое мощное средство. Это совершенно нормально, бояться неудачи. И чем выше ставки, тем больше, как правило, этот страх.
Во внешнем мире не произойдет практически ничего плохого. Так стоит ли из-за этого нервничать? Не бойтесь идти вперед, предварительно снизив значимость события, и быть довольным собой и жизнью!
Плохие выступления вообще не запоминаются. Давайте попробуем – вспомните провальные или скучные выступления, на которых вы были слушателем. Многим это удается всегда только с усилием воли и памяти.
А теперь, вспомните те выступления, которые вам понравились. А? Сразу все вспоминаете?
Обязательно нужно настроиться на позитив и перестать волноваться. В периоды волнения частенько одолевают фразы, типа: «я не смогу», «я неудачник», «я точно опозорюсь» и т.д. Увы и ах, скольким эти внутренние фразочки - паразиты портили жизнь! Эти фразы всего лишь ограничители в нашем мозгу.
Начинайте программировать себя и учеников правильно! Предлагаем освободить место для новых мыслей. Следует говорить позитивную фразу, например: я сделаю это!
я лучше всех!
все могут, а я что? и др.
Многие психологи уверены, такие внутренние фразы стоит прокручивать в голове перед выступлением, перед выходом на сцену и даже во время него - это помогает человеку справляться с волнением и добиваться поставленных целей.
В паре с внутренней позитивной фразой, которая помогает справиться с волнением, с трудными ситуациями при выступлении под руку подходит так называемый заводящий или позитивный жест.
Вот некоторые идеи подобных:
Потирать руки от удовольствия, предвкушая нечто вкусненькое!
Рубануть рукой воздух как шашкой.
Зафиксировать руки в районе груди с крепко сжатыми кулачками (На счастье, мол) и др.
Упражнение на сосредоточение внимания – «Точка сборки». Попробуйте прямо сейчас собрать свое внимание. Сосредоточьтесь на запахах, постарайтесь различить, какие запахи чувствуете. Дальше перейдите вниманием к своему телу: почувствуйте руку одну, потом вторую. Переключитесь к ногам, голове, ощущениям внутри тела. Следующим этапом вам нужно перейти к звукам, стараться различить их. Потом фокусируйтесь на видимых объектах, их форме и цветах. Повторять это упражнение следует до тех пор, пока не почувствуете, что вы имеете хорошую концентрацию и владеете своим вниманием. И тогда страх выступления перед аудиторией уменьшится.
Когда объявляют ученика – ему нужно зажечь улыбку и взгляд! Потом осмотреться – нет ли каких-нибудь препятствий (ступенька, потолок и т.д.), и легко и просто выходить к своей публике! Заставить себя улыбнуться как только вышел на сцену. Психологи уверены, что улыбка снимает напряжение. Более того, на подсознательном уровне это расположит по отношению к вам часть аудитории.
В зависимости от психо – эмоциональных качеств ребенка важно переключить его внимание с негативных эмоций на художественный процесс. Надо подбодрить юного артиста, вселить в него уверенность. Важно убедить, что исполнение оценивается не по нескольким фальшивым нотам, а по воздействию на слушателей, связанного с выразительной игрой. До самого последнего момента необходимо отвлекать выступающего от страха.
Каким бы ни было выступление, педагогу необходимо поддержать ученика после концерта.
Игорь Вагин, современный психолог говорит: «Опыт доказывает, что успеха добиваются не самые умные, а самые эмоционально устойчивые, верящие в себя люди».
У страха перед сценой тоже есть положительная сторона, тревога указывает на то, что музыканту важен результат своей игры. Уже осознание этого факта помогает многим юным дарованиям держаться достойно.
Приемы избавления от страха индивидуальны и не исчерпываются предложенными способами. Здесь мы собрали одни из самых популярных и наиболее универсальных и действенных, которые подходят большинству людей. Вам могут подойти и быть полезны как все, так и какой-то один из них. Применяйте предложенные способы в своей практике. И обязательно найдете наиболее действенный способ для своих учеников! Возможно, ничего из предложенного вы и не будете применять, а найдете что-то другое для себя. Успехов!
Категория: Уроки музыки | Добавил: Niny7ik (2016-12-26) | Автор: Рыжкова Г.В., Дорофеева Н.И.
Просмотров: 107 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2017-09-26, 3:52 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1525]
Школьный психолог [525]
История [737]
Опыт [511]
Научная кафедра [218]
Воспитание души [234]
Мастер-класс [220]
Семья и школа [178]
Компьютер-бум [255]
Английский язык [810]
Великие открытия [20]
Университет здоровья [129]
Математика [1197]
Химия [386]
Классному руководителю [657]
Биология [594]
Думаем, размышляем, спорим [95]
Казахский язык и литература [1811]
Краеведение [93]
Начальная школа [4021]
Беседы у самовара [16]
Мировая художественная культура [39]
Новые технологии в обучении [383]
Сельская школа [74]
Профильное обучение [71]
Демократизация и школа [24]
Физика [303]
Экология [185]
Дошколенок [1585]
Особые дети [288]
Общество семи муз [57]
Школа и искусство
Уроки музыки [641]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [465]
Мой Казахстан [234]
Школьный театр [71]
Внеклассные мероприятия [1201]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [88]
ИЗО и черчение [218]
Физическая культура [541]
Немецкий язык [52]
Технология [301]
Самопознание [406]
Профессиональное образование [110]
Школьная библиотека [81]
Летний лагерь [15]
Дополнительное образование [35]
Педагогические программы [10]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • /li>
  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru