Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Уроки музыки

разработка урока "художественный образ в музыкальном произведении"
Тема: Художественный образ в музыкальном произведении

Тип урока: индивидуальный урок
Цель урока: Раскрыть художественный образ произведения, его характер и содержание доступными для начинающего аккордеониста средствами.
Задачи урока:
1.Образовательная: изучение средств музыкальной выразительности, формирование практических навыков (игра штрихами legato, non legato, portamento; работа с динамическими оттенками, исполнение произведения в заданном темпе);
2.. Развивающая: развитие ритмических, слуховых и эмоционально-образных представлений, активизация творческого мышление через различные виды деятельности.
3 Воспитательная: воспитывать любовь к музыке разных народов, эпох и стилей, эстетический вкус, усидчивость.

Музыкальный материал:
1. И.С. Бах «Органная фуга соль минор»
2. Х. Химмель «Дождь идёт»
3. В.Прокудин «Грустный паровозик»
4. Тарантелла «Итальянский мотив» обработка Г. Лохина

Дидактический материал:
Репродукции с изображением итальянцев, танцующих тарантеллу.
Фотографии архитектурных сооружений, женской и мужской одежды в стиле барокко.
Видео танцевального ансамбля им. Локтева «Тарантелла»
МП3 Химмель Танго «Дождь идёт» В исполнении аккордеонного оркестра Адольфа Депранса.
Фонограмма + , фонограмма - (тарантелла «Итальянский мотив»).
Оборудование:
Баяны, пюпитр, компьютер, тамбурин, плакат с прилагательными, нотная литература.

ХОД УРОКА
1.Гимнастика для рук вращение кистями, разжимание и сжимание пальцев, выгибание ладони с усилием, перекрёстные движения пальцами встряхнуть кистями
Гамма ми минор гармоническая на 2 октавы - стаккато. Гамма ми минор мелодическая – легато. Арпеджио - нон легато .
2. Бах Органная прелюдия соль минор
Сегодня на уроке мы совершим небольшое путешествие во времени, по разным странам.
Начнём мы с произведения композитора, который жил в период царствования в живописи музыке, скульптуре, архитектуре стиля барокко - 17 век ( в переводе «причудливый, склонный к излишествам») Показ картинки зданий (пышность и множество декоративных элементов), мужской и женской одежды ( обилие кружев, парики, вычурные прически, бледность кожи, закованные в корсет талии и преувеличенно широкие юбки) , в музыке также была своя система символов – нисходящее движение – выражение печали, восходящее - радости, восходящая секста – восклицание и пр. Композитор, живший в 17 веке сочинил множество произведений для органа. Мы знаем, что всю свою жизнь он проработал в церкви кантором (певчий, учитель, играл на органе, сочинял) А почему его жизнь была связана с церковью? Потому, что Бах был глубоко верующим человеком. Церковные псалмы нашли свой отклик в музыке композитора. В его произведениях отражён духовный мир человека. Его мысли и переживания.
Я сыграю отрывок из прелюдии соль минор, а ты подумай какой характер у этой музыки. Глядя на плакат с набором прилагательных ученик выбирает наиболее подходящие (Серьезный, задумчивый) И.С. Бах всегда говорил своим ученикам: « Нет ничего невозможного - нужны лишь труд и терпение»
С помощью каких средств музыкальной выразительности автор передаёт этот характер?
Медленный темп, в левой руке – это поступь четвертных нот – штрих портаменто, а в правой бег восьмых нот штрихом легато. Сдержанная динамика.
3. Танго Химмель «Дождь идёт»
Перенесёмся в начало 19 века. Немецкий композитор Хенри Химмель, родившийся и живший во Франции сочинил музыку Танго, которое назвал «Снова встретимся в сумерках» . А знаешь ли ты что такое танго?(Показ фоторепродукции) Это аргентинский парный танец. Танец – это вид искусства, в котором мысли и чувства выражены языком движений и жестов. Сейчас мы услышим одно из первых его исполнений аккордеонным оркестром Адольфа Депранса.
Задание: Прослушать, определить характер музыкального произведения, обратить внимание на средства музыкальной выразительности (Темп, штрихи, динамику)
СЛУШАНИЕ
Темп – подвижный, четкий, ритмичный аккомпанемент, легато в правой руке, подвижная динамика – от пиано до форте, яркое крещендо и диминуэндо. Характер взволнованный.
А как ты думаешь о чем это произведение? (о человеческих взаимоотношениях»
Действительно, так
Дождь идёт на дороге… С тревогой на сердце я вслушиваюсь в ночь и жду твои шаги. Но нет никаких шагов, и меня бьёт озноб, и надежда исчезает. Быть может, однако, ты ещё придёшь?..
За окнами ветер и дождь, но если ты любишь, то обязательно придёшь в эту ночь.
Дождь идёт на дороге… Я вслушиваюсь в ночь. Сердце моё отзывается на каждый звук. Неужели ты не придёшь?..
Пусть непогода, пусть буря — любви всё нипочём! Я жду её этим вечером, и всё во мне дышит надеждой.
Работа над 1 частью произведения
5. Тарантелла «Итальянский мотив»
Видео «Тарантелла» Что это за танец? (тарантелла) Какой он по характеру? (радостный, подвижный) Чем сопровождается танец? (игрой на тамбурине). В наше время Тарантеллу исполняют влюблённые, признаваясь, таким образом партнёру в чувствах. Музыкальное сопровождение – кастаньеты, тамбурин и гитара
Что ты знаешь о происхождении слова «тарантелла»? ( Оно возникло в 16 веке, в Италии, когда людей укушенных тарантулом заставляли танцевать тарантеллу, быстрый танец должен был излечивать душу и тело укушенных.) Правильно, посмотри на репродукцию австрийского художника Антона Ромако, жившего в 17 веке «Танцующие тарантеллу». Мы знакомы с обработкой Г. Лохина (российского композитора) Тарантелла «Итальянский мотив». Проанализируй его пожалуйста (размер, темп, штрихи, динамические оттенки, характер произведения (Размер этого произведения 6/8 – это характерный размер для данного произведения, чёткий ритм, динамические оттенки форте, меццо форте, крещендо и диминуэндо, штрих легато в триолях, четкий пунктирный ритм аккомпанемента позволяют нам передать радостный, светлый характер.)
Исполним 1 часть произведения(ансамбль) (Уточнить аккомпанемент – четкий, пульсация сильных долей, фразировка)
Сейчас, слушая фонограмму, проследи в ней свою партию и отметь в ней тамбурином сильные доли .
Играем с фонограммой «минус»

6. В. Прокудин «Грустный паровозик»
В 90-х г композитором В. Прокудиным написана пьеса для аккордеона грустный паровозик. Давай порассуждаем исходя из названия произведения. почему же паровозик может быть грустным. То есть, автор наделяет мощную железную машину человеческими качествами.
Исполнение произведения
Какой характер спокойный
Сколько частей? (2) Где кульминация данного произведения? (аккордовая часть) Как ты думаешь, что происходит в каждой из частей. Мы слышим паровозный гудок и появляется паровозик, который поёт неторопливую песню о том, как прошёл его день, как много ему пришлось сделать, затем он , закончив петь, деловито стучит колёсами, во 2 части он приближается и песня его звучит гораздо громче и насыщенней, ведь конец рабочего дня уже близок.
Работа над ошибками.
7. Подведение итогов, запись домашнего задания
Категория: Уроки музыки | Добавил: starcunroman (2017-01-24) | Автор: Шульгинова Раиса Викторовна E
Просмотров: 86 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2017-06-27, 3:12 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1522]
Школьный психолог [525]
История [736]
Опыт [511]
Научная кафедра [217]
Воспитание души [233]
Мастер-класс [220]
Семья и школа [178]
Компьютер-бум [255]
Английский язык [810]
Великие открытия [20]
Университет здоровья [129]
Математика [1197]
Химия [385]
Классному руководителю [657]
Биология [594]
Думаем, размышляем, спорим [95]
Казахский язык и литература [1809]
Краеведение [93]
Начальная школа [4019]
Беседы у самовара [16]
Мировая художественная культура [39]
Новые технологии в обучении [379]
Сельская школа [74]
Профильное обучение [71]
Демократизация и школа [24]
Физика [303]
Экология [184]
Дошколенок [1578]
Особые дети [288]
Общество семи муз [57]
Школа и искусство
Уроки музыки [641]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [465]
Мой Казахстан [234]
Школьный театр [71]
Внеклассные мероприятия [1199]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [88]
ИЗО и черчение [218]
Физическая культура [539]
Немецкий язык [52]
Технология [301]
Самопознание [406]
Профессиональное образование [110]
Школьная библиотека [81]
Летний лагерь [15]
Дополнительное образование [35]
Педагогические программы [10]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • /li>
  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru