Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Уроки музыки

Что такое опера?
Класс: 6 «б»
Тема урока: «Что такое опера?».
Цель: Формирование духовной культуры учащихся, как неотъемлемой части поликультурной личности.
Задачи:
Образовательная: формировать культуру слушания музыки, познакомить учащихся с новыми понятиями, жанром оперы.
Воспитательная: воспитывать интерес к музыке, её понимание, культуру восприятия музыки, эмоциональный отклик на музыку.
Развивающая: Развитие музыкального мышления, развитие слушательской культуры (умение дослушать произведение до конца и анализировать его), развитие вокально-хоровых навыков.
Принципы: 1.Принцип единства воспитания, обучения и развития;
2.Принцип целостности и систематичности;
3. Принцип связи музыки с жизнью;
4.Принцип активности;
5. Принцип увлеченности.
Методы: 1. Перцептивный(направленный на восприятие)
а) словесный - беседа, рассказ;
б) наглядный
в) практический
2. Гностические
а) проблемно-поисковый
б) частично-поисковый
в)логически индуктивный (от частному к общему)
3. Управленческие
4. Контролирующие: устный, письменный
Тип урока: введения в тему.
Жанр урока: театральный урок.
Оборудование: магнитофон, фортепиано, диски.
Репродукции: портреты композиторов, репродукции к опере. Музыкальный материал: «Трус не играет в хоккей»;
Литература: «Куда уходит детство» А.Зацепина;
Хор половецких девушек из оперы «Князь Игорь»;
«Мы желаем счастья вам» С.Намин.
Учебник «Музыка» 6 класс;
В.Васина-Гроссман «Первая книжка о музыке»;

Ход урока.
1. Организационный момент.
Звучит музыка............
- Здравствуйте, ребята.
- Здравствуйте.
-Сегодня вы вошли в класс под чудесную музыку.
При входе в класс вам раздали вот такие программки (показываю программу), потому что сегодня вы вошли непросто в класс, вы пришли в ТЕАТР. Рассаживайтесь по местам.
2.Повторение изученного материала.
Посмотрите на доску, на ней висят портреты известных вам композиторов. Напротив каждого из них вы должны поставить его произведение:
- Ференц Лист - «Венгерские рапсодии»;
- Франц Шуберт - Баллада «Лесной царь»;
- Людвиг Ван Бетховен - «Лунная соната»;
- Ахмет Жубанов - Опера «Абай».
3.Изучение нового материала.
Пускай сегодня музыка звучит
Сердца волшебным звуком наполняя,
В мир вечной оперы нас провожая,
Она сегодня чудо сотворит!
-Сегодня мы войдём в чудесный мир оперы! Кто мне скажет, что такое опера? (ответы учащихся).
-ОПЕРА - это тесный союз двух искусств - музыки и театра.
Опера - это спектакль, в котором не говорят, а поют. (Запись в тетрадь). По данным словам составим название нашей оперы: «В большом», «оперы», «миры».
Опера в нашем современном понимании этого слова возникла на рубеже 16- 17 веков в Италии. Создателями этого нового жанра были поэты и музыканты.
В опере сочетаются театральное действие и поэтическое слово, танец и декоративная живопись, пение солистов или хора, под звучание симфонического оркестра. Нас захватывает в оперном спектакле драматический сюжет, эффектная постановка и сценическая игра артистов, неразрывно сочетающаяся с пением. Великий норвежский композитор Эдвард Григ говорил:
«тот, кто следит за оперным представлением с исключительно литературным интересом, рискует пропустить мимо ушей самое лучшее, то есть музыку».
Талантливая музыка, неразрывно.слитая со словом и действием, составляет главное в опере.
Давайте представим, что мы вошли в большой красивый зал, который ярко освещен тысячами лампочек. Зал наполнен людьми, которые сидят в лоджиях.
ЛОДЖИИ - это балконы, которые расположены по обеим сторонам зала.
Все взоры устремлены вперёд, где находиться сцена с оркестровой ямой.
Оркестровая яма - место, где располагается оркестр.
Она находиться перед сценой.
Все люди, затаив дыхание, находиться в ожидании чуда, того момента, когда откроется занавес и начнётся представление. И вот гаснет свет, начинает звучать музыка, которая открывает оперу, называется УВЕРТЮРА. Увертюра-это французское слово, в переводе означает «открытие», «начало».
Всю музыку в опере играет симфонический оркестр.
- Какие инструменты входят в состав симфонического оркестра? (ответы учащихся).
Оркестр состоит из четырёх групп инструментов: (показываю плакат)
1.Смычковые (играющие смычком): скрипки, альты, виолончели, контрабасы.
2.Деревянно-духовые: флейта, гобой, кларнет, фагот.
З.Медно - духовые: трубы, тубы, тромбоны, валторны.
4.Ударные: литавры, треугольники, бубен, малый и большой барабан, колокольчики, ксилофон.
Оркестром управляет ДИРИЖЁР.
Какими средствами располагает музыка в опере, чтобы усиливать художественное воздействие драмы? Для того чтобы ответить на этот вопрос, познакомимся с элементами из которых состоит опера.
Одной из основных частей оперы является АРИЯ (посмотрите в ваши программки на определение арии).
АРИЯ (в переводе с итальянского означает «воздух») - напевная мелодия с широким дыханием.
В опере это музыкальный портрет героя или героини, как бы мысли вслух. Иначе говоря, ария - это «визитная карточка» каждого действующего лица. Она служит характеристикой того или иного героя. И если мы сегодня оказались в нашем классе как в опере, то у нас тоже есть свои герои. Они поют, танцуют, играют в хоккей. Одним из таких героев является Сева........
Сейчас он споет нам так называемую арию «Трус не играет в хоккей» (Исполнение).
Когда действие происходит с несколькими героями, тогда появляется АНСАМБЛЬ.
Ансамбль - от французского «вместе» означает совместное исполнение. (Смотрите в программу).
Ансамбль также является ярким средством характеристики героев. Оперные ансамбли могут быть очень разными по количественному составу: от двух и более голосов.
Когда между героями происходит диалог, каждый поёт свою ПАРТИЮ.
Партия (от латинского «pars» означает часть) - часть музыки, ансамбля, оперы, исполняемая одним или группой музыкантов или певцов.
Если поют два персонажа это ДУЭТ. (Смотрите программу). Послушайте дуэт «Куда уходит детство».
Импровизация.
Теперь попробуйте вы исполнить дуэты нашей оперы. Для этого мы будем сочинять мелодию на заданный текст, то есть ИМПРОВИЗИРОВАТЬ
Текст:
-Расскажи, Светлана, где была? Расскажи ка милая как дела?
-За тобою бегала Димочка, пролила немало я горьких слёз
-А, ну-ка, давай-ка дуэтом споём. В оперу мы, в оперу мы, в оперу мы попадём.
-Скажите, получилась у нас импровизация? (Ответы учащихся).
-Ансамбли также могут состоять из нескольких человек: четырёх, пяти, шести.
Теперь давайте представим сцену. Католический собор, высокие своды, горят свечи, и звучит церковная музыка. Исполняется «Ave Maria».
Нам осталось рассказать об инструментальных эпизодах в опере. К ним относятся: танцевальные эпизоды и увертюра вам уже знакомая. Танцы в опере являются не только зрелищем, но и одним из средств музыкально -драматического развития. В нашем театре танцевальный эпизод покажут:
Елена.. Алина... Настя.... Мария...
Все номера связаны одним СЮЖЕТОМ.
Сюжет должен быть увлекательным. На него пишется ЛИБРЕТТО.
Либретто (итальянское libretto- тетрадка, книжка) - полный литературный текст оперы, словесное изложение содержания. (Смотрите программу).
На либретто музыку пишет КОМПОЗИТОР.
Вся опера делиться на ДЕЙСТВИЯ, в которых присутствуют и арии, и ансамбли, и танцевальные действия.
Самой глобальной сценой в опере является ХОР.
Хор - коллектив музыкантов, певцов исполняющих вокальное произведение. (Смотрите программку).
Хор в опере делится по составу на мужской, где поют только мужчины, женский, где поют только женщины и смешанный, где поют как женщины, так и мужчины.
Послушайте женский хор из оперы «Князь Игорь», хор половецких девушек «Улетай на крыльях ветра...». Его поют девушки, захваченные в плен
половецким ханом. Они поют с тоской о родном крае, где они жили раньше. Мелодия передает всю боль от разлуки с близкими, страдания, которые они переживают на чужбине:
Улетай, на крыльях ветра, ты в край родной родная песня наша
Туда, где мы тебя свободно пели, где было так привольно нам с тобою
Там под знойным небом негой воздух полон,
Там под говор моря, дремлют горы в облаках.
Там ярко солнце светит, родные горы светом заливая,
В долинах пышно розы расцветают,
И соловьи поют в лесах зелёных и сладкий виноград растет.
Там тебе привольней песня, ты туда и улетай. (Слушание музыки)
Хор чаще всего является заключительной сценой в опере. Сейчас мы представим, что вы все певцы нашей оперы и мы споём хором песню «Мы желаем счастья вам» музыка Стаса Намина. (Поем всем классом)
Опускается занавес, оперный спектакль окончен и звучат аплодисменты (хлопаем).
4.Оценочный тест.
Опрос и рефлексия.
Но у нас осталось ещё одно действие. В нём мы определим, что нового вы запомнили о жанре оперы. Для этого вы должны выполнить следующие задания. (Приложение)
-Понравилась или нет вам наша опера, вы выразите своё мнение, нарисовав совместными усилиями её портрет на доске возле нашей темы. Для этого вы выходите по одному с каждого ряда и прикрепляете одно из четырёх выбранных вами мимических лиц на доску возле нашей темы. (Показываю, выполняем)
-И так, наша опера получилась радостной, весёлой, улыбающейся. Я думаю, наши встречи в «нашем» театре не закончатся. Мы вновь и вновь будем встречаться с миром оперы.
Домашние задание. Сочинить оперу о жизни вашего класса. И впоследствии её постановку мы осуществим в нашем классе-театре. На этом наш урок закончен. До свидания.

Источник: http://collegy.ucoz.ru/publ/0-0-0-0-1
Категория: Уроки музыки | Добавил: sham20142015 (2017-02-12) | Автор: Шынар E
Просмотров: 1303 | Теги: что такое опера, поурочный план, Урок музыки | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-04-19, 8:22 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru