Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Уроки музыки

Некоторые аспекты подхода к вопросам обучения начинающего скрипача.
Павлова О. Б.
преподаватель ДМШ им. Н. Тлендиева.

Некоторые аспекты подхода к вопросам обучения
начинающего скрипача.

«Ученик – это не сосуд, который нужно заполнять, это факел,
который нужно зажигать».
Г. Г. Нейгауз

В связи с историческими переменами, происходившими в нашей стране, когда прослеживались тревожные симптомы снижения скрипичного исполнительства – в результате большого отсева учащихся из скрипичных классов музыкальных школ, резко понизился и контингент средних и высших учебных заведений одаренными скрипачами.
«Фундамент скрипача - музыкальная основа – закладывается в начальном обучении»
Д. Ойстрах

Скрипач-педагог в наши дни не может довольствоваться только прикладными методическими знаниями, ориентированными чаще всего на работу с учениками, так называемой «средней одаренности».
Для успеха скрипичного дела важно расширять и свой кругозор, и подход к креативному мышлению в методике обучения, углубляться по всем направлениям детской педагогики, психологии.
Суждения и взгляды, содержащиеся в этой статье, сложились в ходе собственной многолетней педагогической работы.
Хочется привлечь внимание молодых педагогов к некоторым аспектам в методике начального обучения скрипача.
- как соединить ребенка, педагога, семью и музыку.
- креативное постижение технологических моментов скрипичного искусства.
- совместное творчество ученика и педагога, положительная энергия которого проникает во все грани процесса воспитания начинающего скрипача.
Любой ребенок рожден гениальным, но попадая в мир взрослых, мы делаем все, чтобы превратить ребенка в обыкновенного взрослого, постоянно зажимая, удаляя его качества.
Малыш постоянно задает парадоксальные вопросы, на которые мы взрослые не всегда можем ответить. Чтобы сосредоточить ребенка на музыке, увести от клипового мышления, привить хороший музыкальный вкус – эти задачи должны решать педагоги вместе с семьей.
М. Казиник – педагог, искусствовед, проводя нобелевский концерт, обращался к аудитории со следующими словами: «Дорогие папы и мамы, дедушки и бабушки, если вы хотите, чтобы ваш ребенок сделал первый шаг к нобелевской премии, начинайте ни с физики, ни с химии – начинайте с музыки, потому что в музыке, в ее системах скрыты величайшие тайны мироздания, потрясающая энергия духа. Музыка - это волновая энергия, которая формирует мозг».

Как соединить ребенка, семью и музыку?
Сразу приходят на ум Паганини, Моцарт. В семье везде звучит музыка и маленькие Моцарт и Паганини с раннего детства окружены музыкой, разговорами о ней. У них не было альтернативы – компьютера, телевизора. Моцарт считает, что его немедленно надо посадить за главную игрушку в доме – клавесин, но папа не сажает ребенка за инструмент, он занимается со старшей дочерью, игнорируя и оттягивая момент, чем больше заинтересовывая ребенка.
В доме появляется инструмент. Не следует сразу давать ребенку в руки скрипку или иной инструмент. Желательно сохранять ореол таинственности, волшебства и постепенно увлекать ребенка в игру со скрипочкой.
Очень важно, как для ученика, так и для учителя, чтобы процесс обучения был радостной и интересной игрой познания и исследования – уходить в процесс и при этом быть счастливым.
И вот скрипочка превращается в прекрасную итальянку, имя которой, конечно, Виолина. Оказывается, у нее есть головка, длинная шейка, талия. Педагоги-скрипачи понимают о чем говорится. Скрипочка может разговаривать – петь голосами самых близких ему людей. Четыре струны могут петь голосами: мамы, папы, бабушки и самого малыша. Оказывается, к ним могут приходить гости и усаживаться только за свой стульчик-пальчик, при этом мама, папа, бабушка и малыш поднимаются, встречая гостей стоя - пальчики поднимаются. Гости - нотки (пальчики) стараются не перепутать свои места на стульчиках, играя в игру: "Займи свой стульчик".
А сколько образных примеров- игр можло придумать в самом трудном постановочном моменте и сохранить трепетное отношение к сприпочке.
"Добрая левая рука обнимает шейку скрипочку, не сдавливая, а нежно щекоча большим пальчиком, чтобы Виолина могла любоваться "в зеркале" и смотреть "в окошко"
Пальчики "колокольчики" легко повесили свои головки к струном, чтобы скрипочке было приятно звучать под струнами. А как здорово пальчики могут разминаться по команде "сели-встали".
Первая рука не менее важна в работе. Пальчики должны правильно держать смычок - "кисточку". Это от нее зависит, как будет звучать скрипочка и рисовать чей-нибудь образ.
Примеров можно придумать множество, главное при этом сохранить эмоциональную окраску и тогда рутинная работа превращается в увлекательную работу для ребенка.
Мизинец превращается в балеринку, которая стоит не одной ножке на трости смычке - "попробуйте постоять и не упасть".
Очень дорожат дружбой средние пальчики. Они всегда вместе и нежно поддерживают трость, не давая ей упасть. А большой палец – это корабль, который упирается и держит на себе всех пассажиров.
Штриховая техника из сухих скучных упражнений может превращаться в занимательные образы.
Некоторые из них:
Пунктирный штрих превращается в пугалку "Кто там?"
- звук пугает, а затем прячется, замирая.
Мартле превращается в "санки", которые зацепились и их нужно подтолкнуть, чтобы они затем покатились. Игра по двум струнам првращается "в гормошку", которая умеет петь двумя голосами по всем 4-м струнам, а в конце превращается в аккорд.
Можно придумать слова, чтобы было интересней.
Дети с удовольствием выполняют все игры - упражнения, разминки - не подозревая, что педагог постепенно подводит их к техногенному обучению.
Флажолетка - это название звездочки, которую необходимо отыскать далеко в космосе и услышать , как она звучит. Мы же знаем, что все звезды планеты нашей галактики звучат разными голосами. Затем непременно следует вернуться на землю и услышать, как звучит наше земля. Сложное станвится не таким уже и трудным.
Когда М.Казинику был задан вопрос о том, когда следует начинать обучать ребенка игре на инструменте, то он ответил: "тогда, когда ребенок еще не понимает, как это трудно".
И задача педагого сделать процесс обучения простым для понимания ребенка, живым, интересным и радостным.
Оказывается скрипка может говорить разными голосами, они умеет петь, плакать, жаловаться, сердиться, подражать голосам животных: мяукать, мычать, щебетать, заливаться трелями, как птицы. Да и компазиторы - "играли" в музыку. Вивальди, Бах, Бетховен и конечно Моцарт писали веселую музыку в том числе и для детей. Слушая музыку великих композиторов, ребенок наполняется эстетическим слухом. Но если у ребенка вместо звуков скрежет - он говорит, что не будет заниматься музыкой. Он хочет чтобы скрипка звучала красиво, а у него все руки зажаты, тельце зажато. «Я знаю, что музыка это великая игра "все искусство это великая игра человечества, великая игра цивилизации, поэтому я предлагаю ребенку другие вещи: скрипка - это шутница" М.Казиник.
Серьезное становится игрой "Слушай звуки, что они говорят на ухо доверительно и тайно", как они говорят - повествовательно, взволнованно, призывно?
Разнообразя природу звука, через разного вида звукоизвлечения, мы приучаем ребенка слышать характер звучания. Музыкальный звук, взятый отдельно обладает 5 отличиями: громностью, тембром, протяженностью, высотой и содержанием;
Эстетику: красивый - прекрасный, сочный, поверхностный, скрипящий, свастящий или мягкий бархат, нежный. В работе с ребенком очень часто приходиться идти от обратного – сначала звук, а затем, что для этого следует сделать, сначала образ, а затем – каким образом его создать при помощи нюансировки, фразировки, акцентуации и агогики. Если ребенок понимает и чувствует то, что он хочет сказать, его мысли естественно облекаются в «нужную » форму.
Понятие «У меня не получается» для ребенка, да и педагога – это выход в никуда.
Здесь нужны другие тезисы: мы играем, ты свободен от мысли, что у тебя что- то не получается, ты имеешь право на ошибки. «Я и ты - мы вместе, и твою радость достижения» (пусть даже крохотную) я делю с тобой.
Эмоциональная скованность – это враг всего созидательного, творческого и мы педагоги, как никто другой, должны это понимать и создавать условия, чтобы ребенок мог свободно творить, искать и находить.
«Я ничему не могу научить ребенка, но вместе с ним мы можем многому научиться. Но я всегда помню, что ученик должен превзойти своего учителя. Это – самое трудное в педагогическом деле».
Д. Ф. Ойстрах

Используемая литература:
М. Берлянчик «Основы воспитания начинающего скрипача»
В. Сафроницкий «О Г. Нейгаузе»
А. Е. Маршинин «Педагогическая система Д. Ф. Ойстраха»

Источник: http://авторская статья
Категория: Уроки музыки | Добавил: ak-han (2017-02-19) | Автор: Павлова Ольга Борисовна E
Просмотров: 651 | Комментарии: 1 | Теги: скрипка, Дети, обучение, музыка | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2024-04-27, 5:58 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru