Главная » Статьи » В помощь учителю » Уроки музыки |
Формирование полифонического мышления начинающего пианиста Как известно, начальные годы обучения в детской музыкальной школе оказывают глубокое воздействие на ученика, этот период считается самым ответственным этапом в формировании будущего пианиста. Именно здесь воспитывается интерес и любовь к музыке, следовательно, и к музыке полифонической. Лучшей путеводной нитью в мир музыки для ребенка является песня. Мелодии народных песен в их одноголосных переложениях для фортепиано – самый доходчивый по своему содержанию учебный материал для начинающих. Таким образом, с первых шагов в центре внимания ученика становиться мелодия, которую он сначала выразительно поет, а затем учиться также выразительно «петь» на инструменте. Выразительное и певучее исполнение одноголосных песен – мелодии, в дальнейшем переноситься на сочетание двух таких же мелодий в легких полифонических пьесах подголосочного склада, близкие и понятные детям по своему содержанию. Необходимо рассказать о том, как исполнялись эти песни в народе: начинал песню запевала, затем ее подхватывал хор (“подголоски”), варьируя ту же мелодию. Работая над отдельными голосами, необходимо добиваться выразительного и певучего исполнения их учеником. На это хочется тем более обратить внимание, что значение работы над голосами учениками нередко недооценивается; она проводится формально и не доводится до той степени совершенства, когда ученик действительно может исполнить отдельно каждый голос как мелодическую линию. Играя с педагогом в ансамбле попеременно обе партии, ученик не только отчетливо ощущает самостоятельную жизнь каждой из них, но и слышит всю пьесу целиком в одновременном сочетании обеих голосов, что очень облегчает наиболее трудный этап работы – переход обеих партий в руки ученика. Огромную пользу к пьесам подголосочного склада могут принести творческие задания: досочинить второй голос, когда выписан только один, можно задать или предложить ребенку самому выбрать ритмический рисунок, например, песня «Ау» из сборника Л.Баренбойм, Н Пирунова «Путь к музыке». Так же можно использовать и другие творческие задания, например: подбери до конца нижний голос и определи тональность; сыграй один голос, а другой спой; сочини продолжение верхнего голоса и так далее. Сочинение, как одно из видов творческого музицирования детей необыкновенно полезно, оно активизирует мышление, воображение, чувства, наконец, значительно повышает интерес к изучаемым произведениям. Элемент полифонической музыки – имитация можно образно объяснять сравнением с таким знакомым и интересным для детей явлением, как эхо. Ребенок с удовольствием ответит на вопросы педагога: сколько голосов в песне? Какой голос звучит, как эхо? И расставит (сам) динамику (f и p), используя прием “эхо”. Очень оживит восприятие имитации игра в ансамбле: мелодию играет ученик, а ее имитацию (“эхо”) – педагог, и наоборот. Для более наглядного понимания имитации я даю ребенку два оттенка карандашей (красный и розовый или синий и голубой) и предлагаю обвести основную мелодию и имитацию «эхо». Для исполнения даже самых легких полифонических пьес необходимы упражнения, развивающие соответствующие навыки. В своей работе использую комплекс упражнений, который основан на приемах полифонической музыки. Он предназначен для начинающих пианистов и включает в себя различные виды заданий, которые способствуют формированию полифонического мышления ребенка, помогают ему приобрести первичные навыки исполнения произведений полифонического склада, и развивают его творческие способности. Во всех упражнениях ученик сам «конструирует» полифоническую ткань, «изнутри» овладевая логикой полифонического изложения, таким образом, возникают новые варианты упражнений, их различные комбинации, это предоставляет возможность проявить творческую фантазию и ученику, и педагогу. Упражнения можно использовать для «разминки» ученика в начале занятия или позже в качестве отдыха от разучивания основной части программы. Упражнения изложены в виде трех блоков, каждый из которых выстроен по принципу «от простого к более сложному». I. В первый блок входят упражнения на имитационное и секвенционное развитие коротких (три-пять звуков) мотивов. Мотивы педагог придумывает сам или вычленяет из нотного текста изучаемого произведения. Знакомство с мотивом. • Педагог проигрывает мотив на фортепиано и вместе с учеником анализирует его мелодическое строение. Ученик повторяет этот мотив и старается хорошо его запомнить • Затем ученик играет предложенный мотив обеими руками в октаву, артикулируя его в правой руке – legato, а в левой руке – non legato или staccato (и наоборот). Выполняя это задание, ребенок должен уделять большое внимание координации рук – хорошая координация является необходимым навыком при исполнении полифонических произведений. • Заданный мотив исполняется в контрастных регистрах фортепиано, что подчеркивает не только артикуляционную, но и тембровую характерность звучания мотива в каждой руке. • Ученику предлагается помимо октавного (или двух-, трех-, четырех октавного) соотношения голосов использовать в упражнении интервалы терции, сексты или квинты через несколько октав. 2. Имитация мотива. • Ученик играет мотив правой рукой, а левой рукой имитирует его на октаву ниже (и наоборот). • Ученик самостоятельно подбирает другие подходящие интервалы вступления имитирующего голоса (помимо октавы). 3. Каноническая секвенция. Мотив и его имитация в этом задании становятся звеном восходящей или нисходящей однотональной секвенции. 4. Инверсия. Ученик одной рукой играет предложенный мотив, а другой – его имитацию в обращении. 5. Каноническая секвенция с использованием мотива в обращении в имитирующем голосе. Мотив и его имитация в обращении становятся звеном восходящей или нисходящей однотональной секвенции. Начинающим голосом в имитациях и секвенциях может быть, как верхний, так и нижний голос. Исполняя варианты предложенных заданий с другим начинающим голосом, ученик продолжает совершенствовать свои координационные навыки. Освоение перечисленных выше полифонических приемов развития мотива расширяет интеллектуальный «багаж» ученика, стимулирует его фантазию и способствует пробуждению у него «вкуса к сочинительству». II. Во второй блок входят задания на исполнение канонов, которые ученик играет вначале в ансамбле с педагогом, а затем самостоятельно. Двухголосный канон в ансамбле с педагогом. Чтобы объяснить ребенку, что такое канон и как он образуется, предлагаю следующую игру: ученик читает вслух любимое стихотворение, а педагог повторяет его вслед за учеником, вступив на одну фразу позже. Затем эта игра переносится на фортепиано. Мелодию, исполняемую учителем, ребенок подхватывает «с рук» в соседней октаве, в результате чего получается двухголосный канон. Предварительно педагог показывает ученику лишь первый мотив мелодии и оговаривает момент вступления второго голоса. После совместного проигрывания канона педагог с учеником анализируют строение мелодии. Ребенок должен ее запомнить и записать (с помощью педагога, если это необходимо). В следующем проигрывании ученик исполняет начинающий голос канона. В роли «ведущего» ребенок может продемонстрировать, насколько хорошо он усвоил заданную мелодию. Двухголосный канон. Ученик самостоятельно исполняет два обязательных голоса канона. В качестве начинающего голоса берутся попеременно то – верхний, то – нижний голос. Исполнения канона рекомендуется транспонировать в разные тональности. Поиграв канон предложенными способами, ученик может выбрать понравившийся вариант, записать его в тетради, проставить темповые и динамические обозначения, штрихи, придумать для него программное название. Оформление канона как результата своего собственного труда и выбора затрагивает творческую жилку ребенка и помогает ему почувствовать себя хозяином музыкального материала. Очень важно с первых шагов овладения полифонией приучить ребенка к ясности поочередного вступления голосов, четкости их проведения и окончания. Необходимо на каждом уроке добиваться контрастного динамического воплощения и различного тембра для каждого голоса. Вслед за освоением простой имитации (повторение мотива в другом голосе) начинается работа над пьесами канонического склада. В пьесах такого рода имитируется уже не одна фраза или мотив, а все фразы или мотивы до конца произведения. Для преодоления новой полифонической трудности полезен следующий способ работы, состоящий из трех этапов. Вначале пьеса переписывается и учится в простой имитации. Под первой фразой песни в нижнем голосе проставляются паузы, а при имитации ее во втором голосе паузы выписывается в сопрано. Так же переписывается и вторая фраза и так далее. Ансамблевый метод работы в это время должен стать ведущим. Его значение еще больше повышается на последнем, третьем этапе работы, когда пьеса играется педагогом и учеником в ансамбле так, как она написана композитором. Следует отметить, что сам процесс переписывания полифонических произведений очень полезен. Ученик быстрее привыкает к полифонической фактуре, лучше разбирается в ней, более ясно осознает мелодию каждого голоса, их соотношение по вертикали. При переписывании он видит и схватывает внутренним слухом и такую важную особенность полифонии, как несовпадение во времени одинаковых мотивов. Значительное место в репертуаре начинающих пианистов занимают пьесы, написанные в стиле контрастной полифонии. При исполнении этих пьес на фортепиано необходимо позаботиться о различной окраске двух голосов. Почти всегда основную мелодию, разнообразную по интонациям, ритму, штрихам, ведет верхний голос; нижний же голос проводит линию баса, более ровную и однообразную, лишь изредка включающую отдельные моменты имитации. Пьесы такого рода часто исполняются с различной артикуляцией двух голосов. Шедеврами пьес этого типа являются менуэты, полонезы, марши из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах» И. С. Баха. В форме менуэта Бах выражал различные эмоциональные оттенки — жизнерадостность, задумчивость и печаль. Верхний голос любого из менуэтов отличается мелодической гибкостью, ритмическим разнообразием, чередованием различных штрихов. Нижний же голос обычно ведет хотя и самостоятельную по выразительности, но более сдержанную и плавную линию. Так возникает контраст между двумя голосами. Нижний голос в одних редакциях предлагается исполнить legato, в других - преимущественно поп legato. При изучении менуэтов встает много задач, но основной остается работа над певучестью, интонационной выразительностью и самостоятельностью каждого голоса отдельно. Самостоятельность голосов – непременная черта любого полифонического произведения. Поэтому так важно показать ученику на примере d - mollного Менуэта, в чем именно проявляется эта самостоятельность: в различном характере звучания голосов (инструментовка); в разной, почти нигде не совпадающей фразировке (например, в тактах 1- 4 верхний голос содержит две фразы, а нижний состоит из одного предложения); в несовпадении штрихов (legato и nonlegato); в несовпадении кульминаций (например, в пятом – шестом тактах мелодия верхнего голоса поднимается и приходит к вершине, а нижний голос движется вниз и подъем к вершине совершает только в седьмом такте); в разной ритмике (движение нижнего голоса четвертными и половинными длительностями контрастирует с подвижным ритмическим рисунком мелодии верхнего, состоящей почти сплошь из восьмых нот); в несовпадении динамического развития (например, в такте четвертом второй части звучность нижнего голоса усиливается, а верхнего уменьшается). Знакомство с баховским творчеством следует начинать с рассказа об эпохе, инструментах (клавесина, клавикорда). Наши дети могут услышать звучание клавесина в записи, но увидеть и услышать на филармонических концертах не могут многие, поэтому я на уроках использую синтезатор и электрическое фортепиано, где можно воспроизвести звук старинных инструментов. Следует рассказать ученику о строении органа, клавесина и клавикорда. Рассказы обязательно должны быть подкреплены картинками, тогда они лучше запоминаются детьми. Имитируя звучание клавесина, исполняя пьесы из «Нотной тетради А.М.Бах» использую следующие приемы: говорю ученику: «сейчас сыграем на клавесине, включая 4 регистра». На втором инструменте играю вместе с учеником пьесу с расширением голосов на октавы вверх и вниз. Получается богатое и широкое звучание. Обогащаем один голос - меняем «регистры» после исполнения какой-нибудь части произведения; слушаем регистр «лютни» (левая педаль поможет приглушить, смягчить звучание). Главная задача – услышать звуковые противопоставления голосов, придать различную тембральную окраску, что так важно при изучении полифонии. Но мы живем в другую эпоху. Современный пианист должен не имитировать звучание старинных инструментов, а добиваться правдивого исполнения клавирных сочинений произведений И.С.Баха. Фортепиано – инструмент уникальный: не обладая возможностями клавесина, о которых говорилось ранее (октавные удвоения, смена регистров), фортепиано обладает динамикой огромного размаха. На нем возможно исполнение произведений различных стилей и эпох. Но использовать его надо с умением. При работе над полифонией Баха учащиеся часто встречаются с мелизмами – важнейшим художественно - выразительным средством музыки XVII-XVIII веков. Если учесть различия в редакторских рекомендациях, как по поводу количества украшений, так и в их расшифровках, то станет ясно, что ученику здесь обязательно понадобятся помощь и конкретные указания преподавателя. Чтобы наши ученики не относились к мелизмам как к досадной помехе в пьесе, нужно умело преподнести им этот материал, пробудить интерес, любознательность. Например, разучивая Менуэт соль минор, ученик знакомится с мелодией, не обращая внимания вначале на выписанные в нотах морденты. Затем он слушает пьесу в исполнении педагога сначала без украшений, затем с украшениями и сравнивает. Ребятам, конечно же, больше нравится исполнение с мордентами. Пусть самостоятельно поищет, где и как они обозначены в нотах. Найдя новые для него значки (морденты), ученик обычно с интересом ждет объяснений педагога, и педагог рассказывает, что эти значки, украшающие мелодию, представляют собой сокращенный способ записи мелодических оборотов, распространенный в XVII – XVIII веках. Украшения как бы соединяют, объединяют мелодическую линию, усиливают речевую выразительность. И если мелизмы – мелодия, значит и исполнять их надо певуче и выразительно, в том характере и темпе, которые присущи данной пьесе. Чтобы мелизмы не были “камнем преткновения”, их надо сначала услышать “про себя”, пропеть и только потом играть, начиная с медленного темпа и постепенно доводя до нужного. Следующей ступенькой в овладении полифонией является знакомство со сборником “Маленькие прелюдия и фуги”, а от него протягиваются многие нити к “Инвенциям”, “Симфониям” и “ХТК”. Хочу подчеркнуть еще раз, что изучение баховских произведений очень важна постепенность и последовательность. “Нельзя проходить фуги и симфонии, если до этого исчерпывающе не изучены инвенции и маленькие прелюдия,” - предупреждал И. Браудо. Эти сборники, помимо своих художественных достоинств, дают педагогу возможность углубить знакомство ученика с характерными особенностями баховской фразировки, артикуляции, динамики, голосовенения, объяснить ему такие важнейшие для него понятия, как тема, противосложение, скрытое многоголосие, имитация и другие. | |
Просмотров: 940 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|