Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Уроки музыки

Разработка открытого урока "Работа над артикуляцией. Начальный период."
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Государственное учреждение
Школа-комплекс эстетического воспитания №8
Разработка урока
Тема урока: «Работа над артикуляцией в фортепианном
классе. Начальный период»
Феофанова Л.М. преподаватель фортепиано
Петропавловск, 2011год

Разработка открытого урока
Работа над артикуляцией в фортепианном классе. Начальный период.
Цели урока:
Воспитательная - формирование внимательного отношения к звукоизвлечению и исполнительскому процессу.
Образовательная - закрепить понятие «дикция», провести параллель с музыкальной артикуляцией; определить упражнения развивающие технику «произношения» пальцев.
Развивающая - расширение кругозора учащегося, развитие его дикции, а также технических возможностей, координации рук и речи ребёнка; увеличение диапазона понятия «фортепианная техника».
Задачи:
• Сделать работу над техническим материалом осмысленной и интересной.
• Обратить внимание ребёнка на его дикцию и её влияние на артикуляцию пальцев.
Тип урока - закрепление понятий и умений.
В уроке участвует ученица 1-го класса отделения специального фортепиано.
Оформление класса.
Инструменты - два пианино; метроном Технические средства: DVD плеер, телевизор Наглядные пособия: слайд, видео

Ход урока
1. Вступление. Н.Бачинская «Старинные часы» в исполнении ученицы 1-го класса- 1 мин.
2. . Знакомство с понятием «дикция». - 2мин.
3. Скороговорки.- 2мин
4. Пример музыкальной артикуляции -упражнения Ш.Л.Ганона.10 мин.
5. Работа над музыкальной артикуляцией при помощи скороговорки. -Змин.
6. Физминутка-Змин.
7. Работа над музыкальными произведениями:- 20мин.

• В.Моцарт «Турецкий марш»
• Дж. Хорнер «Титаник»
8. Итог урока-1 мин.
9. Домашнее задание - Змин.

1. Звучит пьеса Н.Бачинской «Старинные часы» в исполнении ученицы 1-го класса.
Тема нашего урока: «Работа над артикуляцией. Начальный период». Но начнём мы с понятия « дикция».
2.Под дикцией понимается четкое, ясное и отчетливое произношение всех звуков родного языка с правильной их артикуляцией при четком и внятном произношении слов и фраз. Чёткое и ясное произношение обеспечивается за счет правильной артикуляции каждого звука и, прежде всего, умения в процессе речи свободно и достаточно широко открывать рот. При плохо открываемом рте звуки произносятся как бы сквозь зубы. Для развития подвижности мышц нижней челюсти, умения достаточно широко открывать рот в процессе речи используются специальные упражнения. Эти упражнения будут даны мною в конце урока, как домашнее задание. Некоторые из них мы сейчас продемонстрируем. Далее следует работа над упражнениями на свободу нижней челюсти(см. приложение).
Хочу отметить, что дикция важна и при игре на фортепиано. Так как она влияет на артикуляцию пальцев.
Сейчас ученица попробует произнести некоторые скороговорки. З.Скороговорки
«3»
Зонного зайку зовут Зазнайка.
«М»
Мороз мост мостил, мостил, не вымостил.
«С»
У киски в миске сливки скисли.
«Р»
Во мраке раки шумят в драке.
Тема урока выбрана не случайно. У моей помощницы есть проблема, мешающая ей раскрыть свои способности. Как мы заметили, над дикцией Алине надо работать. Я дам тебе несколько упражнений и скороговорок для

ежедневных домашних занятий. Поскольку дикция очень влияет на твою артикуляцию. (См. приложение)
4.Артикуляция (от латинского articulation) в фонетике - это термин, связанный с работой органов речи (голосовых связок, мягкого нёба, языка, губ, зубов). В музыке артикуляция - это способ исполнения на инструменте последовательности звуков; определяется слитностью или расчлененностью последних. Шкала степеней слитности и расчлененности простирается от legatissimo (максимальной слитности звуков) до staccatissimo (максимальной расчлененностью звуков, обусловленной сокращением звучания тонов и возникновением паузы между ними, которые сохраняют ритмическую организацию длительностей).
Вопрос к ученице: Как называлась пьеса, которую ты исполнила в начале урока?
Ответ: «Старинные часы с кукушкой».
Вопрос: Каким штрихом (исполнительским приёмом) она исполняется?
Ответ: Staccato
В фортепианной педагогике staccato используется, как средство активизации пальцев при работе над артикуляцией. Мы не стали исключением, а о результате судить вам, уважаемые коллеги. По-моему, ученица справилась с поставленной задачей.
Проговаривая скороговорки, мы определили упражнения для работы над дикцией.
Вопрос: Как ты думаешь, в игре на фортепиано существуют такие «скороговорки»?
Предполагаемый ответ. Да, это специальные упражнения.
Далее учитель. Мы выбрали №1 и № 2 пятипальцевые упражнения Ш.Л.Ганона из сборника «Пианист — виртуоз. 60 упражнений».
Они расположены так, что «... в каждом последующем упражнении пальцы отдыхают от усилия, которое было в предыдущем».
Ученица играет два упражнения подряд (см.приложение).
Учитель. В самом начале перед упражнением указан темп исполнения. Как и скороговорки, упражнения начинают разучивать с медленного темпа. Ш.Л.

Ганон указывает нам, что первоначальный темп: четверть равна 60. Когда упражнения разучены, мы прибавляем темп.
Определим по метроному следующий темп - 69. И попробуем исполнить упражнения.
Далее мы играем упражнения с наращиванием темпа и определяем удобный для ребёнка. В момент исполнения следим за выполнением определённых упражнениями задач: свободой рук, независимостью пальцев, чёткостью и точностью прикосновения и т.д.
5.А сейчас попробуем сыграть первое упражнение одновременно
проговаривая скороговорку: Скок, сорока, скок, сорока,
Слепа с ока, крива с бока
в медленном темпе.
Ученица сначала отдельно проговаривает скороговорку, затем
играет упражнение.
6. Физминутка. Все упражнения направлены на вытяжку позвоночника и выполняются медленно.
1-упр.: ноги на ширине плеч, руки на поясе, вдох. Повороты туловища в стороны на выдохе.
2-упр.: исходное положение тоже. Руки вдоль туловища. Вдох. Наклоны в стороны на выдохе.
3-упр.: ноги шире плеч. Вдох. Наклоны справа налево и в обратном порядке вниз, доставая кончиками пальцев до пола на выдохе.
4-упр.: Ноги вместе, руки вверх. Тянуться вверх на пределе возможного, затем резкое расслабление. Корпус наклонён вниз, колени чуть согнуты, голова и руки опущены.
5-упр.: на восстановление дыхания.
Каждое упражнение выполняется по пять раз.
7.Как скороговорки воспитывают нашу дикцию, так упражнения воспитывают музыкальную речь.

Наши пальцы - это нервы, пропускающие через себя ткань произведения. Они должны быть готовы к этому: либо « обжигаться» о клавиши, либо «погружаться» в них с блаженством и теплом.
Фортепиано имеет большие возможности имитации качеств других инструментов и голосов, что помогает нам в работе над чёткостью произношения.
На видио - изображение картины Игоря Сидорова «Барабанщик»
Вопрос: Что ты видишь на картинке?
Ответ: Весёлого барабанщика, у которого из-под палочек во все стороны разлетаются звуки-рыбки или звуки-шарики. Яркие и праздничные.
Учитель: Произведение В.Моцарта, которое будет сейчас исполнено, называется Марш аля Турка.
• Ученица играет облегчённый вариант этого произведения
Турецкие марши янычар в 18 веке стали популярными и в Европе, что нашло отражение в творчестве композиторов, в нашем случае - Моцарта. Мода на турецкие марши привела к тому, что европейские оркестры начали активно использовать такие инструменты, как цимбалы, медные барабаны и колокольчики.
Когда мы работаем над этой пьесой, то я всегда провожу сравнение с инструментами - флейтой и барабаном. Сама «ткань» произведения подводит нас к этому. Природа инструментов основана на чётком звукоизвлечении. Добиваясь артикуляции при исполнении главной партии, мы опираемся на данный факт.
А это кадры из известного фильма «Титаник». (Далее следует демонстрация клипа к/ф «Титаник»)
Учитель: музыка кино переплетается с чувствами героев и нашими ощущениями. Алина принесла фортепианное переложение темы фильма, сама нашла и выучила слова. Мы подумали и сделали композицию .

• Звучит композиция, которая включает в себя сольное исполнение темы, исполнение её на 2-х фортепиано, пение ученици под собственный аккомпанемент
Учитель. Вы услышали очень проникновенное и понятное сердцу исполнение. Качество звукоизвлечения позволяет высказать комплимент исполнителю. Не могу с точностью сказать, что именно помогло Алине справиться с задачами этого произведения. То ли сама мелодика, которая никого не оставляет равнодушной, то ли слова, служащие проводником мелодии, то ли канва фильма.... Главное - Алина проявила себя как творческая личность.
А если говорить о главном предмете сегодняшнего урока - артикуляции, то можно считать, что и с этой задачей ученица справилась прекрасно.
8.Мы не придумали ничего нового, утверждая, что слово и дело тесно переплетаются в нашей жизни. Весь урок мы пытались доказать параллельность развития речи и артикуляции пальцев. На начальном этапе обучения это позволяет не только сделать работу над техникой понятной и осмысленной, но и интересной.
9. Домашнее задание будет состоять из скороговорок, подготовленных мной для ребёнка.
• Ученица должна их выучить и отработать в самом быстром для неё темпе.
• Упражнения Ш.Ганона необходимо выучить в темпе = 69, не отступая от поставленных перед упражнениями задач.
• В.Моцарт Турецкий марш - добавить главной теме лёгкости не теряя цепкости.
• Выучить и выполнять упражнения для развития подвижности мышц нижней челюсти.

Информационные источники
1.Гофман И. «Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре». -Москва, 1961г.
2. Ганон Ш. «Пианист-виртуоз. 60 упражнений» . «Музыка», Будапешт, 1964г.
3. detkam.e-papa.ru (skorogovorki)
4. volchikkansk.narod.ru/rech/

Приложение

Домашнее задание
Работа над дикцией.
Под дикцией понимается четкое, ясное и отчетливое произношение всех звуков родного языка с правильной их артикуляцией при четком и внятном произнесении слов и фраз. Четкое и ясное произнесении слов обеспечивается за счет правильной артикуляции каждого звука, и прежде всего умения в процессе речи свободно и достаточно широко открывать рот. При плохо открываемом рте звуки произносятся как бы сквозь зубы. Для развития подвижности мышц нижней челюсти, умения достаточно широко открывать рот в процессе речи используются специальные упражнения.
Упражнения для развития подвижности нижней челюсти.
1. Свободно опускайте нижнюю челюсть до тех пор, пока между зубами не будет промежуток в два пальца.
2. Беззвучно, протяжно (на одном выдохе) произнесите гласные звуки: ааааааааааааа
яяяяяяяяяяяяяя (расстояние между зубами в два пальца);
ооооооооооооо
ёёёёёёёёёёёёё (расстояние между зубами в один палец);
иииииииииииии (рот слегка открыт).
3. Произнесите гласные звуки с голосом:
ааааааааааааа
яяяяяяяяяяяяяя ооооооооооооо ёёёёёёёёёёёёё иииииииииииии
4.Слитно и протяжно произнесите несколько гласных звуков на одном
выдохе:
аааааэээээ
аааааеееее
аааааиииии
иииииааааа
ооооояяяяя
иииииээээээааааа
аааааиииииэээээоооооо и т.д.
Следите за тем, чтобы при произнесении звуков раскрытие рта было
достаточно полным.
5. Произнесите пословицы, поговорки, скороговорки, которые насыщены гласными звуками, требующими широкого раскрытия рта.
Мал, да удал.
Два сапога - пара.
Нашла коса на камень.
Знай край, да не падай.
Каков рыбак, такова и рыбка.
Под лежачий камень вода не течет.
У ужа ужата, у ежа ежата.
7. Прочтите стихотворение, четко произнося звуки а, я.
Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день, Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась, Ложился на поля туман, Гусей крикливых караван Тянулся к югу: приближалась Довольно скучная пора; Стоял ноябрь уж у двора...
А. Пушкин
В процессе выполнения упражнений следите за тем, чтобы нижняя челюсть опускалась свободно вниз, гласные звуки сначала произносите немного подчеркнуто.

Скороговорки
«3»
• Зонного зайку зовут Зазнайка
• Соня - незнайка, а Зина - зазнайка.
«М»
• Мороз мост мостил, Мостил, не вымостил.
• Звала по малину Марина Галину, Галина Марину звала по калину.
«С»
• У киски в миске сливки скисли.
• Села мышка в уголок, съела бублика кусок.
• Скок, сорока, скок, сорока, слепа с ока, крива с бока.
«Р»
• Рубили дроворубы сыры дубы на срубы.
• Во мраке раки шумят в драке.
Игорь Сидоров "Барабанщик»

Министерство образования и науки Республики Казахстан
Государственное учреждение
Школа-комплекс эстетического воспитания №8
Разработка урока
Тема урока: «Работа над артикуляцией в фортепианном
классе. Начальный период»
Феофанова Л.М. преподаватель фортепиано
Петропавловск, 2011год

Разработка открытого урока
Работа над артикуляцией в фортепианном классе. Начальный период.
Цели урока:
Воспитательная - формирование внимательного отношения к звукоизвлечению и исполнительскому процессу.
Образовательная - закрепить понятие «дикция», провести параллель с музыкальной артикуляцией; определить упражнения развивающие технику «произношения» пальцев.
Развивающая - расширение кругозора учащегося, развитие его дикции, а также технических возможностей, координации рук и речи ребёнка; увеличение диапазона понятия «фортепианная техника».
Задачи:
• Сделать работу над техническим материалом осмысленной и интересной.
• Обратить внимание ребёнка на его дикцию и её влияние на артикуляцию пальцев.
Тип урока - закрепление понятий и умений.
В уроке участвует ученица 1-го класса отделения специального фортепиано.
Оформление класса.
Инструменты - два пианино; метроном Технические средства: DVD плеер, телевизор Наглядные пособия: слайд, видео

Ход урока
1. Вступление. Н.Бачинская «Старинные часы» в исполнении ученицы 1-го класса- 1 мин.
2. . Знакомство с понятием «дикция». - 2мин.
3. Скороговорки.- 2мин
4. Пример музыкальной артикуляции -упражнения Ш.Л.Ганона.10 мин.
5. Работа над музыкальной артикуляцией при помощи скороговорки. -Змин.
6. Физминутка-Змин.
7. Работа над музыкальными произведениями:- 20мин.

• В.Моцарт «Турецкий марш»
• Дж. Хорнер «Титаник»
8. Итог урока-1 мин.
9. Домашнее задание - Змин.

1. Звучит пьеса Н.Бачинской «Старинные часы» в исполнении ученицы 1-го класса.
Тема нашего урока: «Работа над артикуляцией. Начальный период». Но начнём мы с понятия « дикция».
2.Под дикцией понимается четкое, ясное и отчетливое произношение всех звуков родного языка с правильной их артикуляцией при четком и внятном произношении слов и фраз. Чёткое и ясное произношение обеспечивается за счет правильной артикуляции каждого звука и, прежде всего, умения в процессе речи свободно и достаточно широко открывать рот. При плохо открываемом рте звуки произносятся как бы сквозь зубы. Для развития подвижности мышц нижней челюсти, умения достаточно широко открывать рот в процессе речи используются специальные упражнения. Эти упражнения будут даны мною в конце урока, как домашнее задание. Некоторые из них мы сейчас продемонстрируем. Далее следует работа над упражнениями на свободу нижней челюсти(см. приложение).
Хочу отметить, что дикция важна и при игре на фортепиано. Так как она влияет на артикуляцию пальцев.
Сейчас ученица попробует произнести некоторые скороговорки. З.Скороговорки
«3»
Зонного зайку зовут Зазнайка.
«М»
Мороз мост мостил, мостил, не вымостил.
«С»
У киски в миске сливки скисли.
«Р»
Во мраке раки шумят в драке.
Тема урока выбрана не случайно. У моей помощницы есть проблема, мешающая ей раскрыть свои способности. Как мы заметили, над дикцией Алине надо работать. Я дам тебе несколько упражнений и скороговорок для

ежедневных домашних занятий. Поскольку дикция очень влияет на твою артикуляцию. (См. приложение)
4.Артикуляция (от латинского articulation) в фонетике - это термин, связанный с работой органов речи (голосовых связок, мягкого нёба, языка, губ, зубов). В музыке артикуляция - это способ исполнения на инструменте последовательности звуков; определяется слитностью или расчлененностью последних. Шкала степеней слитности и расчлененности простирается от legatissimo (максимальной слитности звуков) до staccatissimo (максимальной расчлененностью звуков, обусловленной сокращением звучания тонов и возникновением паузы между ними, которые сохраняют ритмическую организацию длительностей).
Вопрос к ученице: Как называлась пьеса, которую ты исполнила в начале урока?
Ответ: «Старинные часы с кукушкой».
Вопрос: Каким штрихом (исполнительским приёмом) она исполняется?
Ответ: Staccato
В фортепианной педагогике staccato используется, как средство активизации пальцев при работе над артикуляцией. Мы не стали исключением, а о результате судить вам, уважаемые коллеги. По-моему, ученица справилась с поставленной задачей.
Проговаривая скороговорки, мы определили упражнения для работы над дикцией.
Вопрос: Как ты думаешь, в игре на фортепиано существуют такие «скороговорки»?
Предполагаемый ответ. Да, это специальные упражнения.
Далее учитель. Мы выбрали №1 и № 2 пятипальцевые упражнения Ш.Л.Ганона из сборника «Пианист — виртуоз. 60 упражнений».
Они расположены так, что «... в каждом последующем упражнении пальцы отдыхают от усилия, которое было в предыдущем».
Ученица играет два упражнения подряд (см.приложение).
Учитель. В самом начале перед упражнением указан темп исполнения. Как и скороговорки, упражнения начинают разучивать с медленного темпа. Ш.Л.

Ганон указывает нам, что первоначальный темп: четверть равна 60. Когда упражнения разучены, мы прибавляем темп.
Определим по метроному следующий темп - 69. И попробуем исполнить упражнения.
Далее мы играем упражнения с наращиванием темпа и определяем удобный для ребёнка. В момент исполнения следим за выполнением определённых упражнениями задач: свободой рук, независимостью пальцев, чёткостью и точностью прикосновения и т.д.
5.А сейчас попробуем сыграть первое упражнение одновременно
проговаривая скороговорку: Скок, сорока, скок, сорока,
Слепа с ока, крива с бока
в медленном темпе.
Ученица сначала отдельно проговаривает скороговорку, затем
играет упражнение.
6. Физминутка. Все упражнения направлены на вытяжку позвоночника и выполняются медленно.
1-упр.: ноги на ширине плеч, руки на поясе, вдох. Повороты туловища в стороны на выдохе.
2-упр.: исходное положение тоже. Руки вдоль туловища. Вдох. Наклоны в стороны на выдохе.
3-упр.: ноги шире плеч. Вдох. Наклоны справа налево и в обратном порядке вниз, доставая кончиками пальцев до пола на выдохе.
4-упр.: Ноги вместе, руки вверх. Тянуться вверх на пределе возможного, затем резкое расслабление. Корпус наклонён вниз, колени чуть согнуты, голова и руки опущены.
5-упр.: на восстановление дыхания.
Каждое упражнение выполняется по пять раз.
7.Как скороговорки воспитывают нашу дикцию, так упражнения воспитывают музыкальную речь.

Наши пальцы - это нервы, пропускающие через себя ткань произведения. Они должны быть готовы к этому: либо « обжигаться» о клавиши, либо «погружаться» в них с блаженством и теплом.
Фортепиано имеет большие возможности имитации качеств других инструментов и голосов, что помогает нам в работе над чёткостью произношения.
На видио - изображение картины Игоря Сидорова «Барабанщик»
Вопрос: Что ты видишь на картинке?
Ответ: Весёлого барабанщика, у которого из-под палочек во все стороны разлетаются звуки-рыбки или звуки-шарики. Яркие и праздничные.
Учитель: Произведение В.Моцарта, которое будет сейчас исполнено, называется Марш аля Турка.
• Ученица играет облегчённый вариант этого произведения
Турецкие марши янычар в 18 веке стали популярными и в Европе, что нашло отражение в творчестве композиторов, в нашем случае - Моцарта. Мода на турецкие марши привела к тому, что европейские оркестры начали активно использовать такие инструменты, как цимбалы, медные барабаны и колокольчики.
Когда мы работаем над этой пьесой, то я всегда провожу сравнение с инструментами - флейтой и барабаном. Сама «ткань» произведения подводит нас к этому. Природа инструментов основана на чётком звукоизвлечении. Добиваясь артикуляции при исполнении главной партии, мы опираемся на данный факт.
А это кадры из известного фильма «Титаник». (Далее следует демонстрация клипа к/ф «Титаник»)
Учитель: музыка кино переплетается с чувствами героев и нашими ощущениями. Алина принесла фортепианное переложение темы фильма, сама нашла и выучила слова. Мы подумали и сделали композицию .

• Звучит композиция, которая включает в себя сольное исполнение темы, исполнение её на 2-х фортепиано, пение ученици под собственный аккомпанемент
Учитель. Вы услышали очень проникновенное и понятное сердцу исполнение. Качество звукоизвлечения позволяет высказать комплимент исполнителю. Не могу с точностью сказать, что именно помогло Алине справиться с задачами этого произведения. То ли сама мелодика, которая никого не оставляет равнодушной, то ли слова, служащие проводником мелодии, то ли канва фильма.... Главное - Алина проявила себя как творческая личность.
А если говорить о главном предмете сегодняшнего урока - артикуляции, то можно считать, что и с этой задачей ученица справилась прекрасно.
8.Мы не придумали ничего нового, утверждая, что слово и дело тесно переплетаются в нашей жизни. Весь урок мы пытались доказать параллельность развития речи и артикуляции пальцев. На начальном этапе обучения это позволяет не только сделать работу над техникой понятной и осмысленной, но и интересной.
9. Домашнее задание будет состоять из скороговорок, подготовленных мной для ребёнка.
• Ученица должна их выучить и отработать в самом быстром для неё темпе.
• Упражнения Ш.Ганона необходимо выучить в темпе = 69, не отступая от поставленных перед упражнениями задач.
• В.Моцарт Турецкий марш - добавить главной теме лёгкости не теряя цепкости.
• Выучить и выполнять упражнения для развития подвижности мышц нижней челюсти.

Информационные источники
1.Гофман И. «Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре». -Москва, 1961г.
2. Ганон Ш. «Пианист-виртуоз. 60 упражнений» . «Музыка», Будапешт, 1964г.
3. detkam.e-papa.ru (skorogovorki)
4. volchikkansk.narod.ru/rech/

Приложение

Домашнее задание
Работа над дикцией.
Под дикцией понимается четкое, ясное и отчетливое произношение всех звуков родного языка с правильной их артикуляцией при четком и внятном произнесении слов и фраз. Четкое и ясное произнесении слов обеспечивается за счет правильной артикуляции каждого звука, и прежде всего умения в процессе речи свободно и достаточно широко открывать рот. При плохо открываемом рте звуки произносятся как бы сквозь зубы. Для развития подвижности мышц нижней челюсти, умения достаточно широко открывать рот в процессе речи используются специальные упражнения.
Упражнения для развития подвижности нижней челюсти.
1. Свободно опускайте нижнюю челюсть до тех пор, пока между зубами не будет промежуток в два пальца.
2. Беззвучно, протяжно (на одном выдохе) произнесите гласные звуки: ааааааааааааа
яяяяяяяяяяяяяя (расстояние между зубами в два пальца);
ооооооооооооо
ёёёёёёёёёёёёё (расстояние между зубами в один палец);
иииииииииииии (рот слегка открыт).
3. Произнесите гласные звуки с голосом:
ааааааааааааа
яяяяяяяяяяяяяя ооооооооооооо ёёёёёёёёёёёёё иииииииииииии
4.Слитно и протяжно произнесите несколько гласных звуков на одном
выдохе:
аааааэээээ
аааааеееее
аааааиииии
иииииааааа
ооооояяяяя
иииииээээээааааа
аааааиииииэээээоооооо и т.д.
Следите за тем, чтобы при произнесении звуков раскрытие рта было
достаточно полным.
5. Произнесите пословицы, поговорки, скороговорки, которые насыщены гласными звуками, требующими широкого раскрытия рта.
Мал, да удал.
Два сапога - пара.
Нашла коса на камень.
Знай край, да не падай.
Каков рыбак, такова и рыбка.
Под лежачий камень вода не течет.
У ужа ужата, у ежа ежата.
7. Прочтите стихотворение, четко произнося звуки а, я.
Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день, Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась, Ложился на поля туман, Гусей крикливых караван Тянулся к югу: приближалась Довольно скучная пора; Стоял ноябрь уж у двора...
А. Пушкин
В процессе выполнения упражнений следите за тем, чтобы нижняя челюсть опускалась свободно вниз, гласные звуки сначала произносите немного подчеркнуто.

Скороговорки
«3»
• Зонного зайку зовут Зазнайка
• Соня - незнайка, а Зина - зазнайка.
«М»
• Мороз мост мостил, Мостил, не вымостил.
• Звала по малину Марина Галину, Галина Марину звала по калину.
«С»
• У киски в миске сливки скисли.
• Села мышка в уголок, съела бублика кусок.
• Скок, сорока, скок, сорока, слепа с ока, крива с бока.
«Р»
• Рубили дроворубы сыры дубы на срубы.
• Во мраке раки шумят в драке.
Игорь Сидоров "Барабанщик»

Категория: Уроки музыки | Добавил: мирныйлюд (2011-01-27) | Автор: Феофанова Людмила Михайловна E
Просмотров: 9059 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-05-03, 2:30 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru